Познавательная деятельность человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная деятельность человека



Задание 1. Работа с текстом. Прочитайте текст и ответьте на вопросы Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество и человек как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно - научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно­научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание. М., 1997. С. 80-81.). Вопросы: Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 1. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений?_______________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, как отраженные во фрагменте, так и в учебной литературе ________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Задание 2. Для изучения социальных явлений учёные используют конкретно – исторический подход, включающий 3 основные принципа: 1) Какова предыстория этого события? Как оно возникло? Какие этапы прошло? 2) С какими общественными явлениями связано событие? Как повлияла общая обстановка в стране? Какие условия были необходимы для совершения этого события? 3) Известны ли аналогичные события в других странах, в другое время? Что между ними общего и различного? Используя конкретно – исторический подход проанализируйте на выбор одно из событий: Образование древнерусского государства; феодальная раздробленность на Руси; крестьянская реформа 1861 года (выбранное подчеркните) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Задание 3. Для описания социальных явлений учёные используют факты, интерпретации, оценки. Прочитайте отрывок из учебника истории, в котором предложения пронумерованы: (1.) 24 октября 1917 года вооружённые отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. (2.) Главными причинами этого явились отсутствие твёрдой государственной власти, замедленный характер реформ, война. 3. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной инициативы Что в этом тексте вы отнесёте к А) фактам___; Б) интерпретациям___; В) оценке___. Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано: (1) Многие считают, что истина проста. (2) Истины, по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности.(4) Истина — это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека. Самостоятельная работа№ 8      
Задание 1. Составьте схему, используя следующие понятия. «Образование», «принципы образования», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академии», «институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения»     Самостоятельная работа № 8 6 ч Тема Образование
Задание 1 1. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов (%ответивших) (%ответивших)
Определённо да/скорее да    
Ни да, ни нет    
Скорее нет/ определённо нет    
Затруднились ответить    

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.  
2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.  
3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.  
4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.  

 

2.Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классах им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Ответы учащихся приведены в таблице.
Варианты ответов учащихся 5 класс(%ответивших) 10 класс (%ответивших)
Больше узнать о мире    
Успешнее общаться с окружающими людьми    
Радовать родителей своими достижениями    
Поступить в престижный вуз    

Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение

1. Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является познание мира  
2. В 10 классе большее, чем в 5 классе, число учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими  
3. Количество учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом  
4.Мало кто из пятиклассников в сравнении с учениками 10 класса задумывается о высшем образовании  
Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях • Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ • Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя__________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ • Учебные заведения современной России политизированы в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии __________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________  
Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
  • «Образование есть образование ума и образование нравственности»/В.И. Даль
  • «Знания для каждого человека – это ответственность»/ Э. Пенто
  • «Нужно много учиться, чтобы немного знать» /Ш. Монтескье
  • «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет» /Б. Франклин.
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

 

Задание 5. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
  • «Истина — дочь времени»/Цицерон.
  • «Даже простой летописец и тот пристрастен» /И. В. Гете.
  • «Наука отвечает на те вопросы, которые имеют ответ, философы – на те, что его не имеют»/ А. Круглов
_____________________________________________________________________________  

Самостоятельная работа № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.009 с.)