Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Познавательная деятельность человека
Задание 1. Работа с текстом. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество и человек как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно - научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание. М., 1997. С. 80-81.).
Вопросы:
Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений?_______________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, как отраженные во фрагменте, так и в учебной литературе ________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
| Задание 2. Для изучения социальных явлений учёные используют конкретно – исторический подход, включающий 3 основные принципа:
1) Какова предыстория этого события? Как оно возникло? Какие этапы прошло?
2) С какими общественными явлениями связано событие? Как повлияла общая обстановка в стране? Какие условия были необходимы для совершения этого события?
3) Известны ли аналогичные события в других странах, в другое время? Что между ними общего и различного?
Используя конкретно – исторический подход проанализируйте на выбор одно из событий: Образование древнерусского государства; феодальная раздробленность на Руси; крестьянская реформа 1861 года (выбранное подчеркните)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
| Задание 3. Для описания социальных явлений учёные используют факты, интерпретации, оценки.
Прочитайте отрывок из учебника истории, в котором предложения пронумерованы:
(1.) 24 октября 1917 года вооружённые отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. (2.) Главными причинами этого явились отсутствие твёрдой государственной власти, замедленный характер реформ, война. 3. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной инициативы
Что в этом тексте вы отнесёте к
А) фактам___; Б) интерпретациям___; В) оценке___.
Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:
(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истины, по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности.(4) Истина — это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
Самостоятельная работа№ 8
Задание 1. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Образование», «принципы образования», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академии», «институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения»
Самостоятельная работа № 8 6 ч
Тема Образование
| Задание 1
1. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов
|
(%ответивших)
|
(%ответивших)
| Определённо да/скорее да
|
|
| Ни да, ни нет
|
|
| Скорее нет/ определённо нет
|
|
| Затруднились ответить
|
|
| Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.
|
| 2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.
|
| 3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.
|
| 4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.
|
|
| 2.Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классах им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
Ответы учащихся приведены в таблице.
Варианты ответов учащихся
| 5 класс(%ответивших)
| 10 класс (%ответивших)
| Больше узнать о мире
|
|
| Успешнее общаться с окружающими людьми
|
|
| Радовать родителей своими достижениями
|
|
| Поступить в престижный вуз
|
|
| Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение
1. Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является познание мира
|
| 2. В 10 классе большее, чем в 5 классе, число учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими
|
| 3. Количество учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом
|
| 4.Мало кто из пятиклассников в сравнении с учениками 10 класса задумывается о высшем образовании
|
|
| Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях
• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя__________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
• Учебные заведения современной России политизированы в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии __________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
| Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
- «Образование есть образование ума и образование нравственности»/В.И. Даль
- «Знания для каждого человека – это ответственность»/ Э. Пенто
- «Нужно много учиться, чтобы немного знать» /Ш. Монтескье
- «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет» /Б. Франклин.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
| Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
| Задание 5. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
- «Истина — дочь времени»/Цицерон.
- «Даже простой летописец и тот пристрастен» /И. В. Гете.
- «Наука отвечает на те вопросы, которые имеют ответ, философы – на те, что его не имеют»/ А. Круглов
_____________________________________________________________________________
|
Самостоятельная работа № 9
|