Глава X. Общение (коммуникация) в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава X. Общение (коммуникация) в организации



Общение в организации

Коммуникативная функция общения

— структура коммуникативного акта

— средства коммуникации вербальное общение невербальные средства общения

а) оптико-кинетические

б) паралингвистические в)экстралингвистические

г) проксемические

д) визуальное общение

— явный и скрытый смысл

Регулятивная функция общения

Перцептивная функция общения

— идентификация

— эмпатия

— рефлексия

— интерпретация и атрибуция

— роль установки

Особенности межличностного восприятия

— эффект ореола («гала-эффект»)

— новизна

— «эффект проекции»

— стереотипизации

— точность межличностной перцепции

— межличностная аттракция

— обратная связь Общение и понимание

— барьеры эффективного общения

— оценка источника сообщения

— общение и статус

Система организационного общения

— нисходящий информационный поток

— восходящий информационный поток

— горизонтальные информационные потоки

Типы коммуникационных сетей

Неформальное общение в организации

Общение и стиль управления

Пути повышения эффективности общения в организации

Общение в организации

Когда персидский царь Дарий I в. вторгся в Скифию в 512 г. до н.э., он получил от скифов странное сообщение. На куске кожи были изображены мышь, лягушка, птица и семь стрел. Поразмышляв, Дарий обратился к своим воинам: «Скифы пишут нам, что они обладают этой землей (мышь) и реками (лягушка). Но они хотели бы улететь (птица) от мощи персидской армии. Поэтому они хотят нам сдаться, так как боятся испробовать на своей шкуре наше оружие (стрелы)».

В ту же ночь скифы напали на персов и наголову разбили их. После этой битвы Дарий узнал подлинный смысл послания: «Персы, если вы не способны превратиться в птиц и улететь, если вы не можете стать полевыми мышами и схорониться в земле или если вы не успеете надеть лягушечью кожу и спрятаться в болоте, вы будете поражены нашими стрелами»[442].

Эта история — рассказ об одном из многочисленных проявлений общения и свидетельство того, к каким грустным последствиям может приводить неадекватность этого важного процесса, без которого немыслимо ни общество, ни организация, ни группа. Уже сам корень этого слова отчетливо указывает на органическое родство и единство слова «общение» с такими понятиями и явлениями, как община, общество, общность.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека[443].

Значительную часть своей активной жизни человек проводит в разных видах общения — пишет, читает, говорит, слушает, и поэтому не будет преувеличением сказать, что общение может быть и источником успеха, и причиной многих жизненных трудностей для каждого. Менеджер тратит на общение до 90% своего времени. Неслучайно общение считается одной из самых сложных проблем в организациях, а его неэффективность — главным препятствием на пути достижения успешной деятельности. Ни одна группа, ни одна организация не может существовать без адекватного общения, обеспечивающего передачу информации, обмен идеями и координацию усилий.

Общение в организационном контексте включает в себя все разнообразие взаимодействий между сотрудниками. Общение необходимо для контроля, планирования, принятия решения, координации, осуществления эффективного лидерства, обучения и выполнения многих других функций менеджмента[444]. Как же соотносятся общение и деятельность? В ходе общения раскрываются отношения «субъект — субъект», т.е. межличностные отношения сотрудников. В процессе же деятельности на первый план выступают отношения «субъект — объект», т.е. преобразующие воздействия человека, направленные на предметный мир. Деятельность включает в себя операции, действия и движения, общение же связано с поступками и отношениями людей друг к другу.

Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от ее участников оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики ее объекта и возможностей каждого. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидов[445]. При этом деятельность, включающая общения, не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми [446].

Несмотря на всю важность общения, наукой еще не разработана всесторонняя теория общения, которая позволяла бы диагностировать и решать коммуникативные проблемы в организациях.

Область исследования общения также еще не имеет четкого определения и границ. Нередко исследователи и практики, связанные с проблемами общения, сами столь разобщены, что имеют лишь очень приблизительное представление о том, чем занимаются их коллеги из других областей науки[447].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.006 с.)