Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека



Содержание

1.Содержание мотивации. 3

2.Мотивационный процесс. 3

3.Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека 5

«ХУ – теория МакГрегора». 5

Теория «Z» Оучи. 6

4. Внутриличностные теории (содержательные) мотивации. 6

Теория самоактуализирующегося человека А.Маслоу. 6

Теория двух факторов Ф.Герцберга. 8

Теория ERG Альдерфера. 9

Теория вторичных потребностей МакКлелланда. 9

5. Процессуальные теории мотивации. 10

Теория справедливости С.Адамса (60 гг) 10

Теория ожидания В.Врума (1964 год, «Работа и мотивация») 11

Теория усиления мотивации Б. Скиннера. 12

Модель мотивации Портера-Лоулера. 12

Содержание мотивации

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей.

Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий.

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Оно осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ выступает в виде мотиватора.

Стимулирование – внешнее побуждение, направленное на достижение целей организации.

Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена в виде 6 стадий (рис. 1).

Первая стадия- возникновение потребности. Потребность проявляется в том, что человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Возникает она в определенное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то действия для ее удовлетворения.

Вторая стадия – поиск путей удовлетворения потребностей. Поскольку возникшая потребность создает для человека проблемы, он начинает искать возможности ее удовлетворения и определяет блага, с помощью которых этого может достичь. В результате возникает необходимость что-то предпринять.

Третья стадия - определение направления действий, совершив которые, человек сможет удовлетворить потребность. На данной стадии человек осознанно или неосознанно определяет:

- какие блага могут удовлетворить потребность;

- что необходимо сделать для получения этих благ;

- какова вероятность выполнения намеченных действий (получения желаемых благ);

- насколько реальные действия могут удовлетворить потребность.

 

 

 
 

 

 


рис. 1

 

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия, осуществляя действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения блага, удовлетворяющего потребность.

Пятая стадия – получение вознаграждения, блага за осуществленные действия. Именно здесь выясняется то, в какой степени эти действия способствовали достижению желаемого результата.

Шестая стадия – удовлетворение потребности. В зависимости от степени напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает удовлетворение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 

 

Существует много теорий мотивации. В зависимости от предмета анализа теории делятся на три направления:

1) теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека;

2) внутриличностные теории (содержательные);

3) процессуальные теории.

 

Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов, второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление, третьего – изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

 

Теория «Z» Оучи

Главная отличительная черта теории – обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана».

Сущность теории:

- руководитель должен заботиться о каждом сотруднике как о человеке в целом, т.е. он должен не только обеспечивать сотрудникам необходимый уровень зарплаты, но и заботиться о качестве из жизни;

- работник заинтересован в будущем предприятия, благодаря системе пожизненного найма, поэтому привлечение к групповому процессу принятия решений является прямой обязанностью руководителя;

- универсальный характер квалификации, широкие коммуникации;

- доверительное товарищеское общение руководителя с подчиненным и др.

 

 

Теория ERG Альдерфера

«E» - существование

«R» – связи

«G» - рост

Потребности существования включают в себя группу физиологических потребностей и группу потребностей безопасности

Потребности связи – это потребности принадлежности и причастности. Они отражают социальную природу человека, стремление быть членом семьи, иметь коллег и т.п. К данной группе можно отнести часть потребностей признания и самоуважения, а также потребности групповой безопасности.

Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения, к ним добавляются те потребности самоуважения и признания, которые связаны со стремлением к развитию уверенности.

Все эти группы потребностей расположены иерархически, но удовлетворять потребности можно не только снизу вверх, но и сверху вниз.

 

Содержание

1.Содержание мотивации. 3

2.Мотивационный процесс. 3

3.Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека 5

«ХУ – теория МакГрегора». 5

Теория «Z» Оучи. 6

4. Внутриличностные теории (содержательные) мотивации. 6

Теория самоактуализирующегося человека А.Маслоу. 6

Теория двух факторов Ф.Герцберга. 8

Теория ERG Альдерфера. 9

Теория вторичных потребностей МакКлелланда. 9

5. Процессуальные теории мотивации. 10

Теория справедливости С.Адамса (60 гг) 10

Теория ожидания В.Врума (1964 год, «Работа и мотивация») 11

Теория усиления мотивации Б. Скиннера. 12

Модель мотивации Портера-Лоулера. 12

Содержание мотивации

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.

Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей.

Мотив характеризует прежде всего волевую сторону поведения. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий.

Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Оно осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ выступает в виде мотиватора.

Стимулирование – внешнее побуждение, направленное на достижение целей организации.

Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, может быть представлена в виде 6 стадий (рис. 1).

Первая стадия- возникновение потребности. Потребность проявляется в том, что человек начинает ощущать нехватку чего-либо. Возникает она в определенное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то действия для ее удовлетворения.

Вторая стадия – поиск путей удовлетворения потребностей. Поскольку возникшая потребность создает для человека проблемы, он начинает искать возможности ее удовлетворения и определяет блага, с помощью которых этого может достичь. В результате возникает необходимость что-то предпринять.

Третья стадия - определение направления действий, совершив которые, человек сможет удовлетворить потребность. На данной стадии человек осознанно или неосознанно определяет:

- какие блага могут удовлетворить потребность;

- что необходимо сделать для получения этих благ;

- какова вероятность выполнения намеченных действий (получения желаемых благ);

- насколько реальные действия могут удовлетворить потребность.

 

 

 
 

 

 


рис. 1

 

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия, осуществляя действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения блага, удовлетворяющего потребность.

Пятая стадия – получение вознаграждения, блага за осуществленные действия. Именно здесь выясняется то, в какой степени эти действия способствовали достижению желаемого результата.

Шестая стадия – удовлетворение потребности. В зависимости от степени напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает удовлетворение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

 

 

Существует много теорий мотивации. В зависимости от предмета анализа теории делятся на три направления:

1) теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека;

2) внутриличностные теории (содержательные);

3) процессуальные теории.

 

Теории первого направления исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов, второго – анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление, третьего – изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

 

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника – человека

 

«ХУ – теория МакГрегора».

Теория «Х» отражает во многом воззрения У.Тейлора на работника:

- средний человек ленив и стремится избегать работы;

- работники не очень честолюбивы, боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили;

- для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;

- строгое руководство и контроль являются главными методами управления;

- в поведении работников доминирует стремление к безопасности.

 

На этих постулатах следует, согласно данной теории, строить управление мотивацией.

Теория «У» сложилась в 60-х г.г и является дополнением теории «Х»,. Она строится на противоположных теории «Х» принципах:

- нежелание работать – это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;

- при благоприятном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;

- лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие;

- при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации;

- трудовой потенциал работников выше, чем принято считать.

 

Главный практический вывод из теории «У»: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.

Теория «Z» Оучи

Главная отличительная черта теории – обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана».

Сущность теории:

- руководитель должен заботиться о каждом сотруднике как о человеке в целом, т.е. он должен не только обеспечивать сотрудникам необходимый уровень зарплаты, но и заботиться о качестве из жизни;

- работник заинтересован в будущем предприятия, благодаря системе пожизненного найма, поэтому привлечение к групповому процессу принятия решений является прямой обязанностью руководителя;

- универсальный характер квалификации, широкие коммуникации;

- доверительное товарищеское общение руководителя с подчиненным и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.027 с.)