Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алтайский край. Алтайский биофармацевтический кластер

Поиск

Общая информация

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является стимулирование инновационного развития на региональном уровне. В Стратегии предусматривается разработка региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий и институтов развития.

Для активизации инновационной деятельности на территории субъектов Российской Федерации осуществляется создание инновационной инфраструктуры, обеспечивается поддержка инновационного предпринимательства, предпринимается ряд мер по стимулированию развития кооперации науки и бизнеса.

Среди регионов Российской Федерации можно выделить ряд лидеров, достигших наибольших успехов в развитии инноваций. Согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленному Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», в число лидеров входят такие регионы, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область, Пермский край, Чувашская Республика, Калужская, Новосибирская, Московская, Томская и Воронежская области. Лидирующие регионы объединяет высокий научно-технический потенциал, эффективная политика региональных властей, нацеленная на стимулирование инновационного развития, наличие социально-экономических условий для внедрения инноваций.

Многие регионы-лидеры рейтинга входят в Ассоциацию инновационных регионов России (АИРР), образованную в 2010 г. для содействия эффективному инновационному развитию регионов-участников. Задачами Ассоциации являются стимулирование обмена накопленным опытом по созданию благоприятной правовой, экономической, социальной, творческой среды развития инноваций, а также организация и продвижение совместных инновационных, экономических, научно-технических и образовательных проектов среди членов Ассоциации, в органах власти и институтах развития России.

В ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов располагаются 25 инновационных территориальных кластеров, перечень которых был утвержден поручением Председателя Правительства Российской Федерации в августе 2012 г. Указанные кластеры осуществляют деятельность по следующим направлениям технологической специализации: «Ядерные и радиационные технологии», «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность», «Новые материалы», «Химия и нефтехимия», «Информационные технологии и электроника».

На федеральном уровне используется ряд мер, направленных на стимулирование инновационного развития регионов.

В рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России регионам предоставляются средства федерального бюджета на софинансирование поддержки инновационных компаний, а также на специализированные инновационные программы, предусматривающие меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры (центров кластерного развития, территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров трансферта технологий). В 2012 г. на эти цели 58 регионам выделено 1,9 млрд. руб.

В целях оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации по финансированию программ развития 14 пилотных инновационных территориальных кластеров, в 2013 г. из федерального бюджета будут предоставлены субсидии в общем объеме 1,3 млрд. руб. Эти средства будут предоставлены на реализацию мероприятий по следующим направлениям:

обеспечение деятельности специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластеров;

профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок работников организаций-участников кластеров (в том числе за рубежом);

консультирование организаций-участников кластеров по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере;

проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников кластеров в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях в России и за рубежом;

развитие на территориях, на которых расположены кластеры, объектов инновационной и образовательной, транспортной и энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры.

В рамках реализации программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий Минкомсвязи России регионам будут предоставлены средства из федерального бюджета на финансирование строительства технопарков. В 2013-2014 годах на эти цели будет выделено 3,6 млрд. руб.

Распоряжение

В целях использования научно-технических результатов, созданных сторонними организациями и физическими лицами, для обеспечения наибольшей экономической эффективности инновационной деятельности ОАО "РЖД":

1. Утвердить прилагаемые Требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта (далее - Требования).

2. Начальнику Департамента технической политики Назарову А.С., Начальнику Управления по вопросам интеллектуальной собственности Тимофееву Р.Ю., Начальнику Центра инновационного развития - филиала ОАО "РЖД" Корчагину А.Д. и другим участникам инновационного процесса обеспечить использование указанных Требований для проведения работ по отбору инновационных проектов.

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А. Гапанович

Требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта

Утверждены
Распоряжением от ОАО "РЖД"
30.12.2009 г. N 2752р

1. Общие положения

Настоящие Требования к содержанию инновационных проектов в области железнодорожного транспорта (далее - Требования), разработаны в соответствии с действующим законодательством, Концепцией единой технической политики холдинга ОАО "РЖД" (от 18 июля 2009 г. N 64), Стратегией научно-технического развития ОАО "РЖД" до 2015 года (от 31 августа 2007 N 964), другими нормативными документами регламентирующими деятельности ОАО "РЖД" в сфере инноваций.

2.Основные определения и термины

· Результат научно-технической деятельности - продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированный на любом информационном носителе;

· права на результаты научно-технической деятельности - исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, секреты производства (ноу-хау), охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме информации ограниченного доступа или коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения;

· технология - результат научно-технической деятельности, предназначенный для использования и реализации, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие объекты, подлежащие правовой охране, а также технические данные и другую информацию;

· передача технологий (трансферт технологий) - передача результатов научно-технической деятельности между организациями или между органами государственной власти и организациями на основе лицензионных договоров или договоров купли-продажи, договоров о совместных разработках, обучении или обмене персоналом и иных гражданско - правовых договоров;

· коммерческое использование - владение, распоряжение и использование результатов научно-технической деятельности с целью получения коммерческой (экономической или иной) выгоды;

· права на технологии - права на результаты научно-технической деятельности, в том числе исключительные права на входящие в технологии изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау), охраняемые в соответствии с законодательством по интеллектуальной собственности, включая потенциально патентоспособные технические решения;

· правовая охрана результатов научно-технической деятельности - совершение юридически значимых действий, направленных на признание в отношении результатов научно-технической деятельности интеллектуальных прав;

· научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

· инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

· опытно-конструкторская работа - комплекс работ, выполняемых для разработки продукции и/или технологии и постановки их на производство, включая разработку конструкторской и технологической документации, изготовление и испытания опытных образцов (опытных партий);

· инновационная продукция - конкурентоспособный результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

· инновационный проект - комплекс работ, услуг, управленческих операций и/или решений, направленных на создание конкурентоспособного результата инновационной деятельности, предназначенный для реализации и обеспечивающий получение дохода (прибыли) и конкурентных преимуществ;

· паспорт инновационного проекта - документ, определяющий цели и задачи проекта, способы его реализации, используемые при этом технические и технологические решения, планируемые результаты и экономический эффект, объемы внедрения, технико-экономическое обоснование или бизнес-план.

3. Общие требования к инновационным проектам

Общие требования установлены Положением о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО "РЖД", утв. ОАО "РЖД" 11 июня 2008 года N 23.

4. Требования к содержанию инновационных проектов

4.1. Комплект материалов инновационного проекта должен содержать описание инновационного проекта, в объеме позволяющем определить технико-экономические характеристики инновационных проектов, их новизну и правовую защищенность, технический уровень и коммерческий потенциал. Описание инновационного проекта должно включать следующие разделы:

1. Название проекта.

2. Аннотация проекта.

3. Решаемая задача и основные целевые параметры.

4. Технический уровень и перспективность. Сопоставление продукции или услуг с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, обоснование преимуществ предлагаемого инновационного продукта и достигнутого уровня техники.

5. Планируемый /фактический экономический эффект.

6. Правовая охрана полученных результатов научно-технической деятельности, имеющих отношение к инновационному проекту и составляющих основу коммерческого потенциала инновационного продукта.

7. Степень готовности инновационного проекта.

8. Коммерческий потенциал.

9. Соответствие инновационного продукта международным стандартам качества.

4.2. Требования к описанию инновационного проекта.

1. Название проекта должно быть достаточно кратким, отражать его существо и позволять идентифицировать его среди инновационных проектов, решающих аналогичные технические задачи.

2. Аннотация проекта по объему не должна превышать одну страницу текста. Аннотация составляется в свободной форме. В ней должны быть кратко изложены основные цели и существо проекта, область его применения, преимущества, касающиеся его использования.

3. Решаемая задача и основные целевые параметры. Указывается цель проекта, определяется проблема, которая ставилась при разработке данного проекта и достигнутый результат. Определяется инновационный продукт, например, устройство, способ, технология, программный продукт, информационные, сервисные и иные услуги, или какой-либо иной результат. Приводится описание основных технико-экономических показателей и конкурентных преимуществ инновационного продукта (допускается указывать нескольких инновационных продуктов, каждый из которых в дальнейшем должен сопровождаться отдельной технико-экономической информацией). Дается краткая характеристика области и условий применения проекта. Дается описание требований потребителей продукции проекта и их сравнение с достигнутыми целевыми показателями проекта.

4. Новизна и правовая охрана результата интеллектуальной деятельности. Правовая охрана обеспечивает законное распоряжение, применение и пользование результатами интеллектуальной деятельности. Она свидетельствует о новизне созданного результата интеллектуальной деятельности. Правовая охрана обеспечивает возможность получения значительной коммерческой выгоды от монопольного владения новейшими технологическими достижениями и позволяет использовать их как товар, передавая их третьим лицам на основе лицензионного договора.

В этом разделе описания должны быть приведены данные о всех объектах интеллектуальной собственности, используемых в инновационном проекте. В частности, отдельно должны быть указаны объекты, на которые получены патенты или свидетельства о государственной регистрации, на которые поданы заявки на выдачу охранного документа, а также объекты, охраняемые в режиме ноу-хау, и объекты, право на использование которых получено на основе договора.

Качество и объем патентной охраны по отношению к объекту техники, в котором может использоваться данный инновационный продукт, характеризует уровень инновационности проекта. В зависимости от значимости инновационного продукта по отношению к объекту техники, в котором он используется, могут иметь место следующие распространенные варианты:

· патент или несколько патентов защищают основные узлы объекта;

· разработка защищена в режиме коммерческой тайны: имеются существенные секреты производства и/или сведения типа ноу-хау, или патентная охрана не испрашивалась, однако имеются результаты патентных исследований, подтверждающих потенциальную новизну разработки (в данном случае необходимо привести результаты проведенных патентных исследований);

· патенты защищают второстепенные узлы объекта;

· патентная охрана и секреты производства отсутствуют.

5. Технический уровень и перспективность. Понятие технического уровня объекта включает в себя сопоставление его показателей с показателями соответствующей базы сравнения (ГОСТ 15467-79).

В случае промышленно освоенной продукции для определения ее технического уровня должно быть проведено сравнение технических характеристик инновационного продукта с лучшими отечественными и мировыми образцами по следующим основным показателям:

· показатели назначения;

· показатели эксплуатационные;

· показатели безопасности;

· показатели надежности;

· показатели экологические;

· относительные показатели (энергоемкость, материалоемкость, долговечность) и др.

Рекомендуется использовать следующую форму представления результатов:

Форма представления результатов

Результаты сравнения показателей должны сопровождаться сведениями о сходных разработках, ведущихся российскими и зарубежными фирмами, и оценкой преимуществ инновационного проекта по сравнению с известными разработками.

В ряде случаев допускается оценка технического уровня инновационного проекта без использования количественных показателей оценки, на основе сравнения с современными мировыми тенденциями научно-технического развития. Оценка проводится на основе результатов патентных исследований по соответствующей тематике, а также на основе специальных исследований патентно-конъюнктурной ситуации, тенденций развития и достигнутого уровня техники и технологии в интересующем секторе транспортной отрасли в соответствии с ГОСТ Р15.011.96. Технический уровень результатов интеллектуальной деятельности определяется как принадлежность данного результата к одному из перспективных направлений развития соответствующей области техники.

Разработчиками должно быть представлено подробное описание исследованных тенденций развития техники на основе патентной информации и представлены результаты проведенных патентных исследований. Должны быть выявлены существующие альтернативные направления развития техники и показана принадлежность инновационного проекта к перспективному направлению.

6. Планируемый/фактический экономический эффект. Расчет фактического или планируемого экономического эффекта проводится на основании существующих и доступных разработчикам методик расчета (методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, утвержденная приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 23 мая 2006 г. N 139/82н, а также соответствующая нормативная документация ОАО "РЖД").

Крайне важным представляется учет таких факторов как возможный (реалистичный) объем использования, изменение себестоимости инновационной продукции, необходимые затраты на производство, а также эксплуатационные затраты и срок эксплуатации инновационного продукта. Расчетные данные представить в виде таблицы.

Таблица

7. Степень готовности инновационного проекта. Этот показатель отражает степень готовности результата интеллектуальной деятельности к реализации на основании его соответствия определенной стадии разработки продукции:

· завершенные опытно-конструкторские и экспериментальные исследования;

· наличие опытного или демонстрационного образца;

· опытно-конструкторские и экспериментальные исследования по совершенствованию отдельных элементов инновационного продукта при наличии проработанной технологии производства;

· готовность к производству.

В этом разделе разработчиками приводится известная им информация о производственных мощностях и инфраструктуре для возможного выпуска продукции, наличии сырьевой базы, материалов, комплектующих, необходимости оформления лицензий.

Здесь же приводится анализ возможных рисков проекта. Виды рисков зависят от специфики проекта и в общем случае могут охватывать следующие области:

· технический риск - вероятность получения отрицательных результатов прикладных опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных работ, необходимых для завершения проекта; недостижение запланированных технических параметров; невозможность освоения продукции из-за низкого технического уровня эксплуатации;

· производственный риск - невозможность освоения продукции из-за низкого технического уровня производства; вероятность нерентабельности производства; вероятности сбоя в поставках сырья, материалов, комплектующих; вероятность временной остановки производства;

· контрактный риск - ненадежность соисполнителей и поставщиков, в том числе ограниченный объем предложений и высокий уровень цен на критичные материалы, сырье, комплектующие;

· коммерческий риск - вероятность ошибки при расчете необходимых финансовых ресурсов; появление непредвиденных расходов, превышение сметы проекта; вероятность неполучения запланированных доходов, отказ потребителей от поставок, большое количество претензий;

· конъюнктурный риск - вероятность непредвиденной конкуренции, опережение выхода на рынок, блокада рынка;

· правовой риск - вероятность нарушения исключительных прав третьих лиц при коммерциализации разработок, отсутствие возможности контроля за неправомерным нарушением патента в России или за рубежом.

Соответствующий данному проекту вид риска оценивается разработчиками как низкий, возможный или высокий и приводятся планируемые меры по его минимизации.

К критерию степени готовности проекта относится также информация о необходимости научно-технической кооперации для его осуществления: в рамках нескольких предприятий, в масштабе нескольких крупных фирм и компаний,в том числе ОАО "РЖД", или необходима глобальная кооперация на международном уровне.

8. Коммерческий потенциал. В этом разделе приводятся сведения о предполагаемой цене объекта по сравнению с ценой сходных объектов, имеющих аналогичное качество и технические характеристики. Приводятся сведения о возможных и предполагаемых объемах поставок готовой инновационной продукции и о наличии лицензиатов, оценивается сектор рынка сбыта, наличие конкурентов. Для определения показателей данного раздела желательно проведение исследований конъюнктуры сегментов рынка, на которые ориентируется данный проект. Такой анализ необходим для получения сведений о конкурентоспособности данной продукции на рынке и возможных объемах поставок готовой продукции. Здесь приводятся краткие результаты конъюнктурно-маркетинговых исследований, а также реально существующие данные о намерениях к сотрудничеству со стороны отечественных или зарубежных партнеров, ожидаемая острота конкуренции. Анализируется возможность выхода на рынок конкурентов с аналогичным товаром (создание аналогичного продукта требует больших затрат на разработку и освоение производства или же аналогичный объект может появиться на рынке в достаточно короткий срок).

Оцениваются перспективы импортозамещения; перспективы увеличения емкости рынков товаров и услуг на основе использования созданных результатов интеллектуальной деятельности; перспективы формирования новых рынков товаров и услуг.

Приводится информация о совместимости данного проекта с имеющейся у потребителя техникой и технологиями, в том числе:

· совместимость предлагаемой инновационной продукции/ технологии с действующей в ОАО "РЖД" системой эксплуатации/использования;

· необходимость дополнительных мероприятий при переходе на пользование предлагаемой инновационной продукции/технологии;

· сравнение эксплуатационных расходов потребителей при пользовании предлагаемой продукцией с расходами при использовании заменяемой техники.

9. Соответствие инновационного продукта международным стандартам качества. Приводится информация о соответствии качества продукции/услуги международным стандартам с указанием наличия сертификата качества продукции и/или технологии с указанием сведений о имеющемся сертификате, или указывается на необходимость сертификации продукции/ технологии.

Методы трансфера технологий

Выбор метода трансфера технологий должен основываться на анализе самой технологии, будущей стратегии сотрудничества с ее разработчиком, инвестиционных возможностях и технических способностях компании во внедрении инновационной технологии.

При выборе метода трансфера, необходимо понимать, что чем сложнее и масштабнее технология, тем более тесное сотрудничество должно быть между ее покупателем и создателем. Как отмечалось ранее, трансфер технологий не заканчивается только поставкой оборудования. Само по себе оборудование не генерирует новые компетенции и знания. Настоящее изменение в работе компании могут быть осуществлены при трансфере знаний, навыков и прав на интеллектуальную собственность.

Франчайзинг

Франчайзинг – это вид соглашения, при котором одна компания передает другой компании, право на производство и реализацию товаров на данной территории, используя существующий бренд и бизнес модель. Компания-владелец торговой марки, как правило, также передает свой опыт в управлении данной технологии. Главным преимуществом франчайзинга является тот факт, что компания покупает уже готовый бренд. Вместе с технологией, она получает проверенную бизнес модель, знания в управлении и маркетинге. К недостаткам можно отнести зависимость компании от владельца технологии. В большинстве случаев, компания должна закупать сырье, оборудование, продукцию только у определенных поставщиков. По условию договора, она, чаще всего, ограничена в продаже бизнеса и в выходе с данным продуктом на новые рынки. Компания должна следовать нормам и процедурам владельца технологии. Кроме того, ухудшение бизнес имиджа компании владельца франшизы может негативно сказаться на компаниях, купивших данную франшизу.

Стратегического партнерство

Соглашение о стратегическом партнерстве заключается, как правило, между двумя и более крупными компаниями для использования специфических компетенций каждой из них в разработке новых инновационных технологий. Формами партнерства могут быть совместные лаборатории, исследовательские программы, выпуск и продвижение нового продукта. Как правило, совместные усилия дают партнерам лучший результат, чем самостоятельная разработка нового направления. В ходе совместных работ, каждая из компаний может получить необходимый ей опыт в новых сферах и формах управления. К недостатком стратегического партнерства можно отнести трудности в управлении, связанные с различной культурой компаний и, как минимум, двумя командами менеджеров, имеющих разные подходы. У компаний могут быть разные цели и стратегии развития совместной технологии.

Покупка иностранной фирмы

Компания может купить иностранную фирму, занимающуюся разработкой интересующей ее технологии. В данном случае, компания получает не только новую технологию, но еще и команду, способную развивать ее в дальнейшем. Более того, покупка иностранной фирмы, автоматически выводит компанию на новые международные рынки.

К главным рискам при покупке существующей фирмы можно отнести возможный уход ключевых сотрудников после ее продажи. Как правило, в случае успешной технологии, владельцы фирмы соглашаются продать ее только за цену, в несколько раз превышающую рыночную, что создает большой риск в последующей окупаемости технологии.

Научно-технические риски

- отрицательные результаты НИР,

- отклонения параметров ОКР;, несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации,

- несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта,

- отклонение в сроках реализации этапов проектирования,

- возникновение непредвиденных научно-технических проблем.

Риски правового обеспечения проекта:

- ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты,

- недостаточно плотные патентные защиты,

- неполучение или запаздывание патентной защиты,

- ограничение в сроках патентной защиты,

- " утечка "отдельных технических решений,

- появление патентно-защищенных конкурентов.

Риски коммерческого предложения:

- несоответствие рыночной стратегии фирмы,

- отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих,

- невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.

Методы анализа неопределенности риска

Основные факторы рисков

Факторы рисков определяются на основе анализа политической, экономической, финансово кредитной политики как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.

Наиболее важную группу фундаментальных факторов составляют политические. Они включают:

- войны, конфликты, взрывоопасные ситуации и любые высказывания политических деятелей по поводу обострения ситуации;

- отставку или смену правительства, выборы (смена правительства ведет к возможности смены политического и экономического курса страны, влияет на привлекательность капиталовложений в экономику страны, отставка главы ЦБ или смена кого либо из занимающих важные политические и финансовые посты вызывают немедленную реакцию рынка);

- угрозу национализации;

- смене политического строя и т.д.

Пример: Для оценки политического риска широко используются модели BER, WPRF, ICRG и д.р.

Одной из наиболее известных является модель BER, созданная известным немецким экономистом Ф. Ханнером. Она носит синтетический характер и включает 15экономических и гуманитарных факторов и переменных. каждая переменная имеет свой вес по степени важности и влияния на цели компаний: политическая стабильность –3,0; степень экономического роста – 2,5; конвертируемость валюты – 2,5; стоимость рабочей силы – 2,0; наличие краткосрочных кредитов – 2,0; уровень инфляции – 1,5; отношение к иностранным инвесторам - 1,5; уровень национализации – 1,5; состояние платежного баланса – 1,5; степень профессиональной подготовки – 1,0; осуществимость контрактов – 1,0; развитие инфраструктуры –1,0; степень бюрократизации –1,0; развитие инфраструктуры – 1,0; местное управление – 1,0, суммарный вес переменных составляет 25.

Полный экономический анализ проводят на трех уровнях: - Первоначально в его рамках рассматривается состояние экономики в целом. Это позволяет выяснить насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования. – Затем, осуществляется анализ отдельных сфер рынка, в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для помещения средств с точки зрения выбранных инвестиционных целей и приоритетов. – На третьем уровне анализа подробно освещаются конкретные инновационные программы, проекты, состояние отдельных фирм и компаний.

Основные методы оценки рисков

Оценка риска один из этапов анализа рисков. Она заключается в количественной или качественной оценке возможных потерь (ущерба, убытков) и возможности их возникновения. Качественная оценка риска проводится преимущественно экспертными методами в условиях неопределенности и используется при сравнении ограниченного числа альтернатив принимаемых решений. Количественная оценка риска предполагает математическую оценку меры и степени риска. Полученные значения включаются в расчеты, основывающие экономическую эффективность принимаемых решений.

Качественная оценка рисков

Качественная оценка риска осуществляется в основном посредством рейтинга. Рейтинг – способ качественной оценки риска в како либо области деятельности на основе формализации экспертных методов. Одной из первых и самой простой формой проведения рейтинговой оценки стало ранжирование. Ранжирование предполагает упорядочивание оцениваемых объектов в порядке возрастания или убывания их качеств. Ранжирование может осуществляться несколькими методами, на основе каждого из них лежат экспертные мнения – суждения специалистов об оцениваемом объекте.

Наиболее распространенной формой проведения рейтинга является – мягкая рейтинговая оценка, согласно этому методу эксперты оставляют в списке, не указывая приоритет, наилучшие, с их точки зрения оцениваемые объекты. Наивысший ранг получает объект, набравший большее число голосов экспертов.

Непосредственное ранжирование является самым простым способом проведения рейтинга. Сущность этого метода состоит в том, что эксперты располагают в определенном порядке (как правило, возрастания или убывания качеств) оцениваемые объекты, затем рассчитывается среднее арифметическое место каждого объекта, и в соответствии с этим значением составляется окончательный упорядоченный список.

Более сложным вариантом ранжирования является попарное сравнение, в соответствии с которым эксперты сопоставляют поочередно два оцениваемых объекта, определяют, какой из них лучше, затем эти мнения усредняются,и, составляется окончательный рейтинг по правилу: "Если А лучше Б, в лучше С, то А лучше С". Проблема применения этого способа связана с тем, что экспертам приходится сравнивать большое количество пар, при этом усреднение может привести к логическому тупику: "А лучше Б, Б лучше С, С лучше А"

При ранжирование на основе бальной оценки эксперты сами называю число объектов и оценивают их в баллах или располагают их в определенном порядке, при этом порядковому номеру присваивается соответствующее число баллов. Для получения окончательного упорядоченного списка ранжируемых объектов баллы складываются, а объекты располагаются в порядке возрастания или убывания баллов.

В России периодически проводится рейтинговая оценка регионов РФ. Интегральный рейтинг каждого из 89 регионов по инвестиционному потенциалу рассчитывается как средневзвешенное по экспертным весам значение места региона по всем конкретным видам потенциала: ресурсно-сырьевому, производственному, потребительскому, инфраструктурному, интеллектуальному, институциональному, инновационному.

Главная проблема ранжирования как одного из методов оценки связана с тем, что сравнение объектов осуществляется по нескольким показателям, и результаты могут быть не однозначными: лидер по одному показателю стать быть аутсайдером по другому (классический пример: высокая доходность корпоративных бумаг при высокой степени риск инвестиций). Поэтому встречается рейтинг, в котором объекты ранжированы отдельно по каждому показателю. Право определить, какое из ранжированных качеств является наиболее важным, предоставляется тому кто использует результаты рейтинга.

Количественная оценка рисков

Математическая оценка рисков

При оценке риска вполне обосновано применение аппарата математической статистики и теории вероятностей в случаях:

а) если речь идет о инновациях, имеющих аналоги. Тогда становится справедливым применение методов математической статистики для оценки наиболее вероятностных параметров инновационного процесса и его результатов;

в) если инновация не имеет аналогов, либо организация инноватор не обладает достаточным опытом для внедрения инновации, либо инновационный процесс реализуется в условиях нестабильности. Тогда используется аппарат теории вероятностей, позволяющий моделировать инновационный процесс с большей точностью, а, следовательно более адекватно определять меры по управлению риском.

Стахостические методы позволяют также моделировать результаты инновационной деятельности с учетом разработанных мероприятий по снижению рисков и тем самым оценивать их эффективность.

Для формализованного представления риска в инновационной деятельности необходимо исходить их следующего:

- существуют объективные закономерности, определяющие результат и ход инновационной деятельности. Проявление этих закономерностей подтверждается стахостическими наблюдениями за инновационной деятельностью, однако ход реализации каждой конкретной инновации и ее результат не предсказуем:

- важнейшими характеристиками риска являются вероятность возникновения неблагоприятной ситуации в ходе инновационной деятельности и количественная оценка этой "неблагоптиятности";

- для количественной оценки риска инновационной деятельности применяется методологический аппарат теории полезности, позволяющий учитывать не только экономические, но и все другие аспекты ин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.018 с.)