Основания освобождения от ответственности. Форс-мажор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания освобождения от ответственности. Форс-мажор



В ходе исполнения контракта могут наступить определенные чрезвычайные обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению обязательств. По общему правилу сторона не несет ответственности за неисполнение любых из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля. Обстоятельства невозможности исполнения обязательств по контракту должны иметь такой характер, чтобы их можно было считать возникшими помимо воли и без вины сторон контракта. Такие обстоятельства именуются непредвиденными, или форс-мажорными (force-majeure). Соответствующие условия в контракте называются оговорка о непреодолимой силе, форс-мажор. Подобная оговорка разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает «стороны от полного или частичного выполнения обязательств по нему.

К общим принципам определения непреодолимой силы относят:

1) объективный и абсолютный характер обстоятельств. Они должны касаться не только данного субъекта – должника, а распространяться на всех. Невозможность исполнения должна быть абсолютной, а не затруднительной для должника;

2) юридический форс-мажор – решение высших государственных органов, запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.

Не признаются форс-мажорными обстоятельства обычного коммерческого риска: трудности из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка; изменение цен, а также банкротство предприятия.

Чтобы избежать разночтения в терминологии контракта, используемые в его тексте термины необходимо разъяснять. Недопустимо при формулировке статьи об условиях форс-мажора ограничиться лишь ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы, не определяя содержания этого понятия. Можно определить обстоятельства непреодолимой силы следующим образом:

"Под непреодолимой силой стороны контракта подразумевают внешние и чрезвычайные события, которые не существовали во время подписания контракта, возникшие помимо воли продавца и покупателя, наступлению и действию, которых стороны не могли воспрепятствовать с помощью мер и средств, применение которых в конкретной ситуации справедливо требовать и ожидать от стороны, подвергшейся действию непреодолимой силы".

Возможно также определить обстоятельства непреодолимой силы перечислением конкретных явлений и событий.

Различают две категории обстоятельств непреодолимой силы по времени их действия:

− длительные (запрещение экспорта, иногда и импорта), война, блокада, валютные ограничения или другие мероприятия правительственных органов;

− кратковременные (пожары, наводнения, другие стихийные бедствия, замерзание моря, закрытие морских проливов, лежащих на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки, отклонения в пути, вызванные военными действиями, забастовки и др.).

Арбитражная практика стран Восточной Европы относит к непреодолимой силе также паводки, селевые потоки, резкое падение уровня воды в реках. Иногда в практике международной торговли к форс-мажорным обстоятельствам относят забастовки в порту, производственные затруднения экспорта, изменения в период действия контракта таможенного режима в стране контрагента.

В интересах обеих сторон необходимо заранее оговорить в условиях контракта, какие обстоятельства стороны относят к форс-мажорным, иначе эти обстоятельства могут истолковываться в соответствии с торговыми обычаями страны исполнения контракта. Следует иметь в виду, что наименование, признаки, содержание этого понятия, правовые последствия наступления форс-мажорного обстоятельства неодинаково определяются в национальных источниках. При формулировании условия контракта о форс-мажоре продавец и покупатель должны учитывать требования применимого к данному контракту права и международных соглашений, упоминаемых в контракте. Стороны также вправе согласовывать и уточнять лишь те положения условий контракта, которые в выбранных ими национальном законодательстве или международном договоре не урегулированы либо не имеют императивного характера. Различается невозможность исполнения для обеих сторон частичная и полная. Условия о невозможности исполнения обязательств оговорены в Венской Конвенции 1980 г. Если стороны в контракте оговорили применение ее норм к возникшим договорным отношениям, то они обязаны применять нормы ст. 79 Конвенции.

Согласно п. 1 ст. 79 Конвенции сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее (стороны) нельзя разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления его самого либо его последствий. Если неисполнение стороной своего обязательства произошло из-за третьего лица, привлеченного для исполнения всего или части договора, эта сторона освобождается от ответственности:

а) на основании п. 1 настоящей статьи;

б) если привлеченное лицо также было освобождено от ответственности согласно указанному пункту.

Положения приведенной статьи носят начала диспозитивности, т. е. ничто в настоящей статье не препятствует каждой из сторон осуществить любые иные права, кроме требований возмещения убытков на основании настоящей Конвенции.

Форс-мажорная оговорка обычно состоит из двух частей: в первой части содержится перечень различных чрезвычайных обстоятельств, во второй – положение об общем страховом случае и ином событии, не включенном в перечень. Как правило, форс-мажорная оговорка формулируется следующим образом:

1. "Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются забастовки, локауты, трудовые беспорядки, неприемлемые условия труда, аварии, задержки в пути, запрещения или иные проявления правительственной политики, включая запрещения экспорта или импорта или иное лицензирование..."

2. "... или иные непредвиденные обстоятельства, находящиеся вне контроля каждой из сторон".

Длительность устанавливаемого в Контракте срока действия обстоятельств непреодолимой силы определяется с учетом срока исполнения Контракта, характера товара, способа продажи, торговых обычаев (например, в контрактах на скоропортящиеся товары такой срок составляет обычно не более 15–50 дней, на оборудование – 3–6 месяцев).

В международной торговле широко применяется форма форс-мажорной оговорки, предусматривающая две стадии в последствиях наступления форс-мажора. На первой стадии на определенный период, например на 50 дней, продлевается срок исполнения контракта. Если по истечении этого периода событие форс-мажор продолжает действовать, каждая из сторон имеет право на расторжение контракта.

Контракты предусматривают обязанность стороны, для которой наступили такие обстоятельства, представить в оговоренный срок свидетельство торговой палаты, подтверждающее наличие форс-мажора. Помимо свидетельства иногда предусматривается, что требующая продления срока исполнения сторона должна направить другой стороне извещение о наступлении указанных выше обстоятельств.

Как правило, в договоре конкретно указываются название организации (обычно торговой палаты), которая будет свидетельствовать наступление и продолжительность действия непредвиденных обстоятельств путем выдачи об этом справки, а также конкретные сроки и форма извещения о их наступлении. Стороны контракта могут установить ответственность стороны, у которой возникла невозможность исполнения обязательства, в виде возмещения другой стороне убытков, вызванных несвоевременным сообщением о возникших либо отпавших обстоятельствах форс-мажора.

Кроме того, в этом разделе контракта обычно оговаривается, что если исполнение контракта из-за форс-мажорных обстоятельств становится экономически бессмысленным, то контракт может быть аннулирован без взаимных претензий.

Таким образом, форс-мажорная оговорка должна включать следующие элементы:

−условие об освобождении стороны, для которой создалась невозможность исполнения обязательства, от ответственности за его неисполнение;

−определение характера форс-мажорных обстоятельств;

−перечень обстоятельств, рассматриваемых сторонами в качестве создающих невозможность исполнения обязательства;

−указание на то, что соответствующие обстоятельства должны быть чрезвычайными, непредвиденными при данных условиях, что они не зависят от воли сторон и относятся к явлениям, причинно не связанным с их деятельностью, что их отличает непредвиденность;

−обязанность уведомления в определенный срок о наступлении, предполагаемой длительности и прекращении обстоятельств, признаваемых форс-мажорными, т. е. возникшей и прекратившейся невозможности исполнения обязательств;

−форма такого уведомления;

−определение формы документа, подтверждающего наличие факта невозможности исполнения, его действие во времени и каким органом он должен быть утвержден, удостоверен и т.д.;

−название нейтральной организации, которая должна подтвердить факты, содержащиеся в уведомлении о невозможности исполнения обязательств;

−договоренность о последствиях неуведомления или несвоевременного уведомления о форс-мажорных обстоятельствах;

−соглашение сторон о сроке форс-мажорного обстоятельства, в течение которого контракт приостанавливается, а сроки его исполнения отодвигаются;

−права и обязанности сторон после истечения срока действия форс-мажорных обстоятельств;

−порядок расчета между сторонами и случаи прекращения договора вследствие невозможности исполнения;

−ответственность сторон за невыполнение этих обязанностей;

−иные интересующие стороны контракта условия.

Страхование товаров

Стороны внешнеторгового контракта купли-продажи обычно включают в него условия о страховании (insurance) товаров на различных стадиях товародвижения и распределения расходов по страхованию между продавцом и покупателем.

Договор страхования (insurance policy) в этом случае, являясь отдельным договором, выполняет роль средства правового обеспечения интересов продавца и покупателя.

Страховой полис (policy) – это свидетельство или сертификат – документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. Страховой полис содержит отработанные в мировой практике условия страхования и различные типовые и специальные (аварийные) оговорки (insurance clause) – особые условия договора страхования.

Страховой риск (insurance risk) – вероятное событие или совокупность событий, на случай которых производится страхование. Например, существует страхование риска экспортера (export risk guarantee). Это разновидность страхования от убытков по экспортным операциям, которая предоставляется специализированными или частными учреждениями, как правило, банками.

Страхование производится на определенную страховую сумму (insurance amount)*, определяющую исчисление (по действующим ставкам) страховых платежей (insurance payment) и размер выплат при наступлении страхового случая.

Страховой случай (insurance accident) – фактическое наступление события, повлекшего за собой определенные последствия или убытки. Страховой случай подтверждается специальным актом или документами.

Объем страхового обеспечения, предоставляемого страховщиком в связи с его основной обязанностью возмещать убытки, которые могут произойти вследствие страхового случая, определяется в первую очередь страховым риском, обусловленным в договоре, и тем, в каком размере возмещаются убытки.

В практике международной торговли различают разные виды убытков. Назовем некоторые из них.

Убытки номинальные (nominal damages) – это убытки, которые присуждаются возмещению потерпевшей стороне как исправному контрагенту, когда она, будучи права по существу, не в состоянии привести (хотя и предпринимала к этому добросовестные попытки) достаточного обоснования из-за нарушения контрагентом условий контракта.

Убытки прямые (direct general damages) – подлежащий возмещению ущерб, возникший из нарушения условий контракта. Особенностью морской перевозки является то, что возможно возникновение различного рода убытков и расходов, которые Кодекс торгового мореплавания СССР* делит на две части – общую аварию и частную аварию

Аварией (average) в морском праве называются убытки, возникшие во время морской перевозки груза.

Общая авария (general average) – это убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта или перевозимого на судне груза от общей для них опасности. В отличие от аварии общая авария – это лишь убытки, которые распределяются между сторонами, участвующими в общем морском предприятии. Примером общей аварии являются; убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт судна при тушении пожара на нем и др. В данном случае пожертвование производится в общих интересах.

Частная авария (particular average) – убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под определение общей аварии, в том числе: стоимость выброшенного за борт самовозгорающегося груза; убытки, причиненные тушением пожара тем частям груза и судна, которые находились в огне, и т.д. (ст. 258 КТМ). Убытки, признанные частной аварией, не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.

Ответственность по договору страхования начинается с момента, когда груз взят со склада в пункте отправления для перевозки, и продолжается в течение всей перевозки, включая перевозки, перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или иной конечный склад в пункте назначения, указанном в полисе, но не более 60 дней после выгрузки груза с морского судна в порту окончательной разгрузки.

В ходе исполнения контракта осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. В зависимости от способа перевозки применяется морское, авиационное или наземное страхование. Страхование – добровольный акт. Сторона, обязанная по контракту заниматься страхованием, зависит от выбора базисных условий поставки. Условия контракта обычно предусматривают, кто будет нести расходы по страхованию – продавец или покупатель. Например, при условиях фоб (FOB) покупатель несет расходы по страхованию, даже если продавец по просьбе покупателя принял на себя оформление страхового полиса; на условиях сиф (CIF) продавец обязан оплатить страхование и получить страховой полис, выписанный на имя покупателя, и др.

Обычно груз страхуется в пользу покупателя. Стоимость, на которую страхуется груз, обычно исчисляется по следующей формуле: (стоимость товара) + (фрахт) + (стоимость отгрузки) + надбавка 5–10% для покрытия административных расходов и роста цен, если товары поставляются по повторному заказу.

Договор страхования может быть заключен на основании одного из трех условий:

− с ответственностью за все риски;

− с ответственностью за частную аварию;

− без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Виды риска, которые следует учитывать при определении объема страховой ответственности, зависят от вида товара. Наиболее удобным для российских предпринимателей является страхование через акционерное общество "Ингосстрах".

Основные причины включения в договор условия о страховании:

• обеспечение защиты от финансовых потерь, которые могут возникнуть из-за порчи груза, его кражи, поломки, неприемки всей партии или части партии, ущерба, нанесенного во время транзитной перевозки;

• обеспечение защиты от финансовых претензий, которые могут быть выдвинуты против владельца товара на борту судна в случае декларированной общей аварии, когда самому товару ущерб не нанесен.

Арбитраж

В международной торговле никогда нельзя исключить возможность возникновения правовых споров: нередко при исполнении контракта между контрагентами из-за различного понимания взаимных обязательств по причине неодинакового толкования условий контракта или их отсутствия. Большинство этих разногласий решается путем переговоров между сторонами, в процессе которых находят оптимальные решения. В случае, когда из-за различного толкования своих обязательств сторонам не удается решить разногласия путем переговоров, спор решается с помощью арбитражного суда. Для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гарантирующих объективное и компетентное разрешение возможных споров.

В договоре международной купли-продажи товаров должен быть установлен порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами и не могут быть урегулированы путем переговоров. Российское законодательство признает соглашение сторон об арбитраже, включенное в условия контракта. Российская организация по соглашению об арбитраже со своим иностранным партнером может передать спор как на разрешение постоянно действующих в Российской Федерации арбитражных судов, так и на рассмотрение любого третейского суда. Закон не содержит каких-либо ограничений в отношении места такого арбитража. Свобода выбора сторонами места проведения арбитража не ограничивается.

Арбитражная оговорка (arbitration clause) – это арбитражное соглашение (компромисс) по поводу возникшего спора или арбитражное соглашение относительно споров, которые могут возникнуть в будущем. Арбитражная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее содержания зависит компетенция арбитража по рассмотрению спора. Она должна содержать несколько компонентов: определение круга споров, которые подлежат рассмотрению в Арбитражном суде, третейском суде, указание на то, какой именно суд компетентен рассматривать спор. В подавляющем большинстве сделок, заключаемых российскими организациями и фирмами других стран, предусматривается арбитражный порядок разрешения споров. В этом случае в условиях контракта необходимо указать, какой конкретно арбитраж будет рассматривать их спор (арбитражная оговорка).

Следует отметить, что особенность включения в контракт арбитражной оговорки – ее автономность, юридическая самостоятельность. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в отношении которого оно заключено. При включении в контракт арбитражного соглашения стороны не могут уклониться от передачи спора в арбитраж.

Согласно ст. 2 Положения от 7 июля 1995 г. о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП Российской Федерации, этот суд принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения сторон (т. е. арбитражного соглашения) о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора. Согласно российскому законодательству для признания действительности арбитражного соглашения не требуется, чтобы оно обязательно входило в состав договора международной купли-продажи товаров.

Арбитражный суд (arbitration court) в Российской Федерации – это государственный орган, осуществляющий судебную власть при разрешении возникающих в процессе хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) или из правоотношений в сфере управления*. Экономическими признаются споры, возникшие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности (ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ – АПК РФ).

Арбитражный суд компетентен рассматривать дела с участием иностранных лиц в следующих случаях (ст.212 АПК РФ):

1) если ответчик находится, а гражданин имеет местожительство на территории РФ;

2) если филиал или представительство иностранного лица находится на территории РФ;

3) если ответчик имеет имущество на территории РФ;

4) если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;

5) если по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ;

6) если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;

7) если по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации истец находится в РФ;

8) если имеется соглашение о рассмотрении спора между организацией или гражданином РФ и иностранным лицом;

и в других случаях, предусмотренных в ст. 212 АПК РФ.

В случае, когда стороны договора своим соглашением предусмотрели рассмотрение споров в конкретном третейском суде, но истец обратился с исковым заявлением в арбитражный суд, возникает вопрос об изменении подведомственности. Российское законодательство это допускает (п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже", п. 2 ст. 87 АПК РФ). Предусмотрено, если имеется соглашение лиц о передаче спора на рассмотрение третейского суда и если одна из сторон обращается с иском в государственный суд, а ответчик до своего первого заявления по существу спора не возражает, то государственный арбитражный суд рассматривает такой иск. Если ответчик до своего первого заявления по существу спора ссылается на арбитражное соглашение между сторонами, заключенное в предусмотренной законом форме и являющееся действительным, арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения.

По соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда.

Межгосударственные экономические споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренные актами Содружества Независимых Государств и его институтов, рассматриваются Экономическим Судом СНГ*.

Третейский (арбитражный) суд (arbitrag, arbitrag tribunal, reference tribunal) – суд, избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними. Могут быть созданы третейские суды двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора (ad hoc – лат. "для этого", т. е. для рассмотрения данного спора). Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами, организациями, их объединениями.

Третейские суды в России действуют на основании Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров*. Названное положение не распространяется на организацию и деятельность Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ.

Передача спора на рассмотрение третейского суда осуществляется на основе соглашения сторон, в котором оговаривается передача третейскому суду конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорной характер. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Например, в России действует Третейский суд Ассоциации российских банков.

В России статус постоянно действующего третейского суда имеет Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС при ТПП РФ) (до 7 июля 1993 г. именовался Арбитражным судом при ТПП РФ). Его деятельность определяется Законом РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" и соответствующим Положением о МКАС при ТПП РФ (Приложение 1 к названному закону)*. Разбирательство дел в МКАС осуществляется в соответствии с Регламентом, утверждаемым Торгово-промышленной палатой РФ (новый Регламент вступил в силу с 1 мая 1995 г.**). Следует иметь в виду, что иные нормативные акты, относящиеся к рассмотрению гражданско-правовых споров, например, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, непосредственно при рассмотрении дел в МКАС не применяются. Вмешательство государственных судебных органов в разбирательство дел МКАС исключается, кроме ограниченного числа случаев, прямо предусмотренных в Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже".

МКАС компетентен рассматривать:

1) споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческая организация хотя бы одной из сторон спора находится за границей;

2) споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

При ТПП РФ действует Морская арбитражная комиссия (МАК), которая разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права (Положение о Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ. Приложение 2 к Закону РФ "О международном коммерческом арбитраже").

Споры, связанные с внешнеэкономическими отношениями, могут разрешаться арбитражами, образуемыми соглашением сторон для рассмотрения конкретного дела (ad hoc). Стороны сами определяют порядок создания такого третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Иногда такой суд называют "изолированный третейский суд".

Во Франции, например, действует Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, основанный в Париже в 1923 г. в Великобритании – Лондонский международный третейский суд; в Швеции – Арбитражный суд Торговой палаты г. Стокгольма*; в Австрии – Международный арбитражный суд федеральной палаты экономики Австрии (Вена)**; в Финляндии – Арбитражная комиссия при Центральной торговой палате Финляндии***, в Болгарии – арбитражный суд при Болгарской торгово-промышленной палате**** и др.

Для российских предпринимателей наиболее целесообразно условие контракта (арбитражная оговорка) о передаче возможных споров на разрешение постоянно действующих в Российской Федерации арбитражных судов: Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.046 с.)