Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько строчек книги, начало которой везде, а конец нигде.

Поиск

Алгебра общения в 12 письмах.

Дядя Митя с котом Циником.

 

На этот раз по праву гостя нападать начал я.

- Дмитрий Сергеевич, вы называете ГИП школой общения, так?

- Так.

- И себя числите старшим преподавателем, не так ли? -

- Допустим.

- Вот я и спрашиваю: на каком основании? Работаете вы с отдельными

людьми, решаете личные уравнения. Но ведь назвался гусем - спасай Рим,

так, кажется?..

- Назвался груздем, допустим...

- Вот-вот. Так можете ли вы сказать, какие предметы преподаются в вашей

школе? По какой программе, кем утвержденной?.. Говоря иначе, в чем же

состоит проблема общения? Еще иначе: что такое общение? Определите.

Ну вот, кажется, подзавел - в глазах Д. С. появился хирургический

блеск. Выдержал паузу. Потрогал шахматный столик.

- Можно, я задам встречный вопрос?

- Задавайте.

- Вот сейчас-мы с вами общаемся или нет, как по-вашему?

- Не уверен. Зависит от определения. Как сказать.

- Именно. "Взаимодействие", "обмен информацией" - чем не определения?

Но ведь это почти все равно, что сказать: письмо - это послание, или рука

- верхняя конечность. Есть слова четкие, знающие себе место, сами себе

равные - спичка, например, а есть невообразимо раздувающиеся...

- Например, "демагогия".

- Или "шарлатанство". Вы меня сбили, однако...

Да... Так вот, и общение-одно из тех разъезженных слов, вроде

"свободы", "любви" и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно,

это и коту понятно. (Откуда-то раздалось слабое вопросительное мяуканье.)

Слово-пакет, в которое можно завернуть радиопередачу, воспитание,

партию в шахматы, лекцию, постель, дрессировку, театр, младенческое

"уа-уа", застолье, книгу, случайный взгляд, анонимку, музыку, дипломатию,

матерщину... Среда всякого обитания... Я не знаю, что такое НЕ-общение.

Общение, во всяком случае, древнее человека и, быть может, древнее жизни.

Одну секундочку...

Он прыгнул, как кузнечик, к своей рабочей стене - одной из стен

комнаты, на которой, кроме двух самодельных полочек, стареньких ходиков и

рядом стоящей стремянки, ничего нет, а прямо на обоях кусочками пластыря

лепятся в сменном порядке бумаги и бумажки. Стена, таким образом,

превращена в обширный, хорошо обозреваемый стол (зрение у Д. С., - две

единицы), некоторые бумажки залезают даже на потолок, кое-какие на пол -

неплохой способ раскладки дел для человека, перегруженного текучкой, никак

не решусь перенять. Отделил какой-то листок...

- Вот, посмотрите... впрочем, постойте, - с ловкостью, граничащей с

неучтивостью, он выхватил у меня листок, на котором я успел увидеть только:

 

...ВЫ БЫ ОПРЕДЕЛИ ИСКУ ОБЩЕ

ТАЛА ОБЩЕ ДАР НИЯ - ЧТО ЭТО ТА

 

- Сначала ответьте сами. Будьте любезны: что такое искусство общения?

- Но ведь мы еще не...

- Все равно, отвечайте сходу, что в голову придет.

Желательно одной фразой.

-...М-м... Ну, допустим, умение соблюдать дистанцию...

- Так, блистательно. Самооценка неустойчива, тревожность высокая...

- Что-что?.. Это вы обо мне?

- Нет, так, вообще. (Он ехидно нахмурился.)

- А вы бы как ответили?

- Посмотрите.

 

Как бы вы определили искусство общения!

Талант общения, дар общения - что это такое, ло-вашему!

(ответы 23 участников ГИПа)

 

1. Уверенность в себе. Нужное самочувствие в любом положении, с любым

человеком.

2. Умение слушать и смотреть, непрерывное тонкое ощущение собеседника.

3. Творческая вежливость.

4. Умение себя поставить.

5. Равновесие серьезности с юмором.

6. Быть человеком, ничего больше.

7. Умение управлять людьми незаметно. Скрытое влияние, искусство

внушения.

8. Как во всяком искусстве: ничего лишнего, плюс то самое "чуть-чуть".

9. Хорошая мина при плохой игре. И наоборот.

10. Необъяснимый дар привлекать людей. Обаяние, обаяние!

11. Достоинство, в этом все.

12. То же, что мастерство актера: точность, слов, точность молчания.

Умение играть роль.

13. Никакого искусства, естественность! Искренность.

14. Открытое лицо, скрытые мысли.

15. Непрерывная инициатива в создании психологической атмосферы.

16. Чувство меры.

17. Говорить с каждым на его языке.

18. Ответственность минус навязчивость.

19. Знание правил игры и умение их применять. Всегда видеть на ход

дальше партнера.

20. Умение доверять.

21. Равновесиеэгоизмов.

22. Искусство создавать видимость общения, поскольку общения нет. Все

мы одиноки, дорогой Док, и вы тоже.

23. Любить. Остальное приложится.

 

- Что скажете? (Пока я читал, на колени мне вспрыгнул

золотисто-опаловый ангорский кот Цинциннат. Котенка с татарскими глазами

подарила Д. С. уже нареченным одна пациентка. Д, С. пришлось удобства ради

сократить его имя, теперь он Циник.)

- Что скажу... Много всего... Мешанина какая-то...

- Ага. Вот именно. Смесь жанров, кто во что горазд, про Фому и про

Ерему. Иного и не могло быть при журналистски-обывательской постановке

вопроса.

- А зачем же вы...

- А зачем вы?! "Что такое общение"... Да все что хотите! Конфликт,

сделка, любовь, поэзия... И ничего, как справедливо гласит ответ номер

двадцать два.

- Так. Значит, и дар, талант общения или как его там - тоже все и

ничего?

- А вот этого я не говорил. Вопрос поставлен в такой

щекочуще-общедоступной форме нарочно. Ответы можно группировать. По

контексту, по подразумеваемымжанрам... Видите: какие-то почти совпадают,

другие соприкасаются, некоторые противоположны. Разные установки, у одних

- вовнутрь, на владение собой, у других - вовне, на овладение другими.

Одни упирают на сторону практическую-первый, двенадцатый, девятнадцатый,

другие - на моральную - шестой, двадцать третий...

- Так это, стало быть, тест?

- Угу. (Не знаю, Читатель, какими буквами передать информацию об этом

утвердительном звуке, обыкновенно издаваемом вместо литературного "да".

"Угу" на бумаге выглядит угрюмо-неправдоподобно, "ага" -

претенциозно-простецки.) Вот именно. Прожективный тест. Для вкладывания

личного содержания. Или выкладывания, как хотите.

- Что же вкладывается и выкладывается?

- Бувально все. Ценности. Шаблоны. Характеры.

Желания вытесненные и осознанные. Интеллект. Культура. Время и место.

Ограниченность и ее преодоление.

- Общо, общо! Все и ничего! Демагогия, шарлатанство! Прошу конкретно!

Ну, например, вот десятый: "Необъяснимый дар, обаяние, обаяние!" - тут что?

- Не что, а кто. Студентка. Девственница. При поверхностной

общительности внутренне замкнута. Пассивно-эгоцентрична. Не уродлива, но

считает себя самой непривлекательной особой на белом свете и от этого

действительно сильно проигрывает...

- Понятно. А четвертый - "умение себя поставить"?

- Весьма красивый тридцатисемилетний мужчина.

Успел сменить девять мест работы и четырех жен. Ныне слесарь по

металлоремонту, в очередной раз разведен.

Обратился по мелкому поводу невротической импотенции, но пришлось

распутывать, как вы понимаете, все.

Человек с хронически воспаленной самооценкой, при внешней браваде раним

ужасно, всю жизнь психологические дуэли и рукопашные. Имел судимость.

Хобби - чеканка, вот это его штука (медный профиль в углу, чтото вроде

царицы Тамары). Пишет стихи - "хоть ты поймешь меня не скоро, я все равно

люблю тебя, я унесу тебя, как ворон, твой черный локон теребя...".

- Ясно. Чей номер семь - "умение управлять людьми незаметно"?

- А вы как думаете?..

- Ну, какой-нибудь психологически грамотный руководитель отдела...

- Почти угадали. Жена руководителя отдела.

- Жена?.. Короче, вы хотите сказать: сколько людей, столько проблем

общения?

- Совершенно верно.

- А всеобщей единой Проблемы, стало быть, нет.

- Совершенно неверно. Есть.

- Так в чем же она?

- В ее непонимании.

- То есть?

- Нихт ферштейн.

- Не понимаю.

- Вот-вот... Циник, брысь! - Цинциняат, за минуту до того спрыгнувший с

меня на пол, посягнул на одну из настенных рабочих бумажек, которую с

соблазнительным шуршанием шевелил сквознячок. - Брысь, кому говорю! Моя

твоя не понимай, стрелять буду!..

Циник понял, но этой последней репликой что-то во мне застопорилось. Я

замолчал, Д. С. тоже. Мы играли в шахматы. В конце партии на доске

остались два голых короля, белый и черный, неплохая модель двух

психологов, понимающих, что они не понимают друг друга.

 

 

Мера небытия

В другой раз, у меня дома, Проблема была сформулирована иначе.

У психотерапевтов, надо заметить, бывают дни говорильные, после которых

устает язык, болит горло и хочется умолкнуть навек, а бывают и такие,

когда работаешь преимущественно ушами, и в конце дня хочется кому-то

что-то сказать.

Рассказывает Д. С. обычно в лицах, энергично перевоплощаясь и иногда

непроизвольно рифмуя.

-...Ну так вот, дело давнее, но как сейчас... Был я болен, худ И сер,

и пришел в тубдиспансер. Врач взглянул в мою, историю и послал в

лабераторию. В течение суток нужно было, извините, плевать в баночку, ну,

вы знаете. Прихожу я в тот подвал, где не раз уже бывал.

Чистота, пробирки, банки, две веселых лаборантки. Очевидно, не спешат.

Посидите, говорят. Между делом переговариваются.

- Меркулова помнишь?

- Все с женой не может развестись?

- Ага, угу. Умер Меркулов.

- Когда?

- Недели три уж.

- Да у него вроде бэ-ка отрицательно.

- Отрицательно, отрицательно, а в два дня диссеменированный с

менингитом.

- Это как Иванов...

- Лохматый Иванов?

- Цветочки носил.

- Трое детей.

- Жена вышла за двоюродного.

- Своего?

- Какого своего, за его. Подполковник.

- А Николай Степаныч вчера...

Что за странная штука... Не понимаю, где нахожусь...

Ничего не понимаю, я где-то не здесь. Меня нет... Кто эти женщины? Их

тоже нет: пустые голоса, проходящие сквозь пустоту... Но кто-то же здесь

сидит, на этом бледно-бежевом стуле, с темной баночкой в руках...

Ага. Это Баночка. Баночка, больше ничего.

...Они не имели никакого намерения травмировать мою психику. По той

простой причине, что никакой такой моей психики для них вовсе не

существовало: обладателем психики мог быть случайно забредший в

лабораторию крокодил или Николай Степанович, но только не Баночка,

обладателями психики были они, вскользь сочувствовавшие троим детям

умершего, но не я...

В клинике, где случилось полежать недельку-другую, услышал мимоходом

оброненное:

- Из тридцатой палаты выписывается фурункул носа.

Это уже почище, чем у Гоголя, а, коллега? Не какойнибудь нос, а

Фурункул, его сиятельство Фурункул Носа, и разноцветных галунах с

изумрудами...

В травматологии:

1 - Поступил череп. Женя, возьми его!

Женя череп в руки взял, быстро дырку залатал. Череп - чок, чок, чок! -

дарит Жене коньячок - от чистого сердца, право же, с искренней

благодарностью.

И ушел, подмигивая затылочной костью.

В химчистке:

- Витя! Квитанция у тебя? Этот бежевый пиджак опять недоволен.

Я рвал, я метал, в книгу жалоб накатал. Шутка ли: за одну неделю

пришлось побыть Пылесосом "Чайка", Ботинком Черным с Подошвой Оторванной,

Бельем ј 329042, Абонементом 2413543, Будильником "Восход", Утюгом на сто

двадцать семь, Чайником на двести двадцать...

- Эка невидаль, - возразил я. - Я тоже не далее как вчера был

Кофейником Эмалированным, а неделю назад Столиком-на-Колесах.

Д. С. как-то вдруг поскучнел, осунулся.

- Общая беда бытия... Вы не подумали часом, что я жалуюсь? Уже много

лет врач, живущий во мне, денно и нощно твердит вот этому (указал на себя,

но как-то неуверенно): "Послушай-ка, друг-потребитель... Прежде чем

требовать от ближнего человечности, прояви ее сам. Да, да, элементарно.

Войди в положение.

Встань, за его станок, за прилавок, хотя бы мысленно.

Посмотри оттуда на мир, на себя... Сразу увидишь, что мир приемщика

химчистки беден благодарностями и богат претензиями, что он задерган

Юбками, Пиджаками п Брюками, что потребитель его не щадит. Поймешь, что

лаборантки, ковыряющиеся в мокроте, защищают свою психику отключением от

обстановки, чему и служат разговоры о том о сем, а ты просто попал в их

"слепое поле".

Придешь к выводу, что дирург, ежедневно по многу часов подряд потеющий

в кровавом месиве, может и забыть на минуту, что под твоим продырявленным

черепом есть мозги... Приобщись к чужой боли и чужой ограниченности -

тогда определишь и меру требовательности, и меру снисходительности..." А

человек кивает головой, соглашается. Человек преисполняется желанием

понимать ближнего. Человек благодарит Доктора. Человек возвращается к

себе...

Так что не будем размениваться на частности. Не станем делать вид,

будто скверная упаковка товаров и неумение воспитывать детей, плохие

фильмы и супружеские катастрофы, неудачные радиопьесы и производственные

конфликты, бытовое занудство и скучные книгиявления принципиально

различные. Нет, при всем их тяжеловесном разнообразии, все это одно и то

же...

- Что именно?

- Взаимонебытие. Повторяю. Искусство быть Другим, только с обратным

знаком.

...Ну что ж, к делу. Передо мной огромная охапка писем Д. С. к

"заочникам". Не помню, сказал ли я уже вам. Читатель, что письма, равно

как и дневники, я прошу Д. С. писать под копирку. Почерк у него, несмотря

на страшную скорость письма, очень четкий, не то что у меня (я печатаю

свои на машинке). Сейчас мне, кажется, удалось отобрать пачку, которой

хватит по крайней мере на большую главу.

Это письма к молодому человеку К. из города Н-ска, разнорабочему,

студенту заочного пединститута. Один из многих страдальцев общения,

недостаточная коммуникабельность...

Письма привожу выборочно и с сокращениями.

 

Письмо 1.

 

Начнем с достижимого

 

Дорогой К.,

Прежде всего, поубавим истерику. Вы не первый и не последний из тех, на

кого Проблема Общения обрушилась всей своей первозданной безнадежностью.

"Полное неумение общаться", "абсолютное непонимание, что такое общение" -

эти Ваши отчаянные двойки, колы и нули с минусом ежедневно ставлю себе и

я, казалось бы, профессионал. Ни грамма преувеличения. Все D порядке, так

и должно быть. Научиться общаться несравненно труднее, чем научиться

летать на Луну. Здесь все в равной степени дилетанты. Главное знание -

знание своего незнания. Никто не знает, насколько он не знает Другого.

Сознающий это имеет шансы узнать больше.

А уметь общаться, тоже без преувеличения - значит и знать, и уметь все

на свете. Универсальных гениев общения, насколько мне известно, природа

пока еще не производила. Есть, конечно, большие мастера тех или иных

жанров, есть люди, чья коммуникабельность вполне устраивает и их самих, и

окружающих, люди "без проблем". Но как раз эта беспроблемность (поверьте

мне как специалисту) и представляет собой самую большую проблему. Если не

для них, то для их детей...

Давайте же не будем никого обвинять - HIT родителей, ни школу, ни

телевидение, ни себя, давайте по делу: чего Вам не хватает для успешного

общения - сейчас, сегодня, безотлагательно?

Того же, чего и всем. Того же, чего и мне. Одного и того же.

А именно: УМЕНИЯ БЫТЬ ДРУГИМ, которое складывается из

1) знания людей и природы общения,

2) умения воспринимать

и наконец, чисто практического

3) умения себя вести.

Вот и три главных измерения, вот то бесконечное, чего всегда и всем не

хватает. И вполне понятно: все это взаимосвязано, все складывается и

перемножается. Человек, не знающий законов общения, пребывает среди себе

подобных в положении инопланетянина-в таком положении находится каждый

ребенок и в той или иной степени каждый взрослый до конца жизни. Человек,

не воспринимающий ближнего таким, каков он есть, по существу, слеп и глух,

ушибается и ушибает других. Нельзя научиться себя вести, не научившись

видеть, думать и чувствовать.

Но это еще не все из "одного и того же". Есть еще и четвертое

измерение. Все вышеперечисленное в отношении к Самому Себе. А именно:

знание себя,

восприятие себя,

и самое трудное:

умение себя изменять -

то есть, умение быть другим - самому.

По опыту и личному, и профессиональному: главный камень преткновения

именно здесь. Желающих изменить ближнего ровно столько, сколько нежелающих

изменить себя. Не умеющих общаться в точности столько же.

Вы прочли книгу о самовнушении и аутотренинге (имеется в виду

"Искусство быть собой" - для рассылки "заочникам" пришлось выдать Д. С.

энное количество дефицитных авторских экземпляров. - В. Л.}. Научились,

как утверждаете, расслабляться, но не знаете, как применять это в общении,

где приходится напрягаться.

Что ж, хорошо, что Вы это сразу поняли: для желающего научиться

общаться AT настолько же необходим, насколько и недостаточен. Недостаточен

сам по себе и PAT - ролевой аутотренинг, которым Вы особо интересуетесь.

Не далее как сегодня ко мне в качестве пациентки явилась одна актриса,

довольно знаменитая, чрезвычайно талантливая, если не гениальная, с

блестящей техникой самовнушения, с даром перевоплощения, о котором можно

только мечтать. Покраснеть, побледнеть, заплакать ручьем, засмеяться так,

что и мертвый засмеется, моменталь-мо расслабиться - все это для нее

пустяк. При всем при этом она пребывает в тяжелейшей депрессии по причине

развода с очередным мужем, не может найти общего языка ни с матерью, ни с

дочерью, затяжной конфликт и в театре, тоска, душевное одиночество. Уже на

первой минуте общения мне стало ясно, что эта очаровательная женщина, при

всей своей одаренности и незаурядном уме, не понимает ни себя, ни

окружающих, психологически невежественна и эгоцентрична, как в первый день

творения. Фиаско в роли Самой Себя. Работа не на один день...

В жизни приходится начинать сразу со всего - на всех уровнях,

одновременно, начинать каждый день и не заканчивать никогда. Но так как

"жизнь коротка, а науки необъемлемы", советую все-таки уделить главное

внимание "четвертому измерению". В качестве методического пособия высылаю

образцы Черно-Белых самохарактеристик, которые помогают сформулировать

цель-то, без чего нельзя начинать ничего. В данном случае-конкретную цель

самосовершенствования. Такие самохарактеристики я требую у всех своих

пациентов. Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных

списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В

просторечии мы называем их просто "Зебрами" (поскольку каждый человек, как

жизнь, не черен и не бел, а в "полосочку").

Вот образцы (действительные самохарактеристики одного человека, чем-то

похожего на меня):

Зебра А. (Оценочная)

 

+ (Белый список) - (- Черный список)

 

Мои достоинства. Мои недостатки.

1. Умею смеяться. 1. Легко впадаю в уны-

2. Способность радоваться ние.

за другого, восторгаться, 2. Завистливость.

дарить. 3. Трусость. Лживость.

3. Предусмотрительность. 4. Некритическая внуша-

4. Доверчивость, емость.

5. Незлопамятность. 5. Вспыльчивость.

6. Стремление к самосо- 6. Болезненное самолю-

вершенствованию. бие, нетерпимость к

7. Способность к глубо- критике.

ким привязанностям. 7. Эгоистичность, невнимательность

к близким.

 

Зебра Б. (Целевая)

 

(-) Цель-проблема (+) Цель-идеал

(Избавиться, уменьшить, (Обрести, увеличить,

искоренить), развить).

1. Тоскливость. 1. Оптимизм, радость жиз-

2. Тревожность, мнитель- ни.

ность. 2. Спокойствие, мужество.

3. Чувство неполноцен- 3. Уверенность в себе.

ности. 4. Доброжелательность,

4. Раздражительность, внимание к людям.

5. Глупость. 5. Умение мыслить.

6. Зависимость от чужого 6. Самокритичность на ос-

мнения. Лживость, нове собственных идеа-

7. Завистливость, лов.

7. Достоинство, внутренняя свобода.

 

Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, достоинства и

недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное

число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною

своей стороной не был бы достоинством, равно как и наоборот. Если либо

черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам

"нечего сказать" о себе - хорошего либо плохого, - то это будет

свидетельством лишь вашей самонеобъективности.

Желательно, чтобы и в "Зебре" каждый плюс и минус одного номера

соответствовали друг другу-как противоположности или как разные стороны

одного и того же.

Есть и другие методы, среди которых особенно привлекательно построение

"Древа Цели". (Оно же Древо Самоанализа.)

Предположим, вы формулируете свою цель-проблему как "Избавиться от

раздражительности". Задайтесь вопросом: "А что для этого необходимо?"

Вспомните, проанализируйте моменты, когда вы не были раздражительны,

установите хотя бы некоторые связи, зависимости.

Предположим,, получится:

 

 

И так далее. Так можно обработать и каждый пункт "Зебры".

А с чего же начинать?.. Посмотрите на Древо - увидите. С достижимого.

Или хотя бы с того, что кажется достижимым. Допустим, вам покажется

достижимым "в каждом уметь видеть достоинства". (А почему бы и нет? Ведь

ваши собственные достоинства кажутся вам вполне видимыми, только кругом

слепые.) Тогда во время PAT (да и в жизни тоже) усиленно вживайтесь в

роли: Психотерапевта, Адвоката, Деда Мороза и прочих существ, чья

склонность или специальность - видеть людей хорошими. Все это поможет вам

найти и укрепить искомое самочувствие. Результат-избавление от

раздражительности - поможет и многому ещеПонятно, что и "Древа Целей", и

"Зебры" могут иметь неограниченную продолжительность, нужна же четкость и

лаконичность. Всего практичнее - не менее трех пунктов (разветвлений) и не

более десяти-двенадцати.

Само собой разумеется: речь идет исключительно о ваших душевных

качествах, свойствах ума, характера, поведения. Если в графе "минус" вы

будете писать: "лысина", "отсутствие автомобиля "Москвич", а в графе

"плюс" - "трехкомнатная квартира", "премиальные", то мы друг друга не

поняли.

...Вы спрашиваете обо мне? Мои Зебры и Древо Цели здесь, у меня перед

глазами, на рабочей стене. Сколько времени они здесь находятся?.. Уже

много лет. Конечно, за это время слегка переменились - с недавней поры,

например, на Древе Цели появился юный побег, которого раньше не было:

 

 

УВАЖАЙ ЗАБЛУЖДЕНИЯ БЛИЖНЕГО

КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ

 

 

Но основные пункты, относящиеся к умению быть Другим, остаются теми же.

До следующего письма.

 

Ваш Д. Кет.

 

Здесь я должен добавить, Читатель, что и "Зебры"

и "Древо Цели" в практике Д. С. применяются не только как методы

самоанализа, но и как средства психотерапии - и заочной, и очной. Когда

"Зебра" составляется в виде мнения одного -лица о другом, то она

превращается в Черно-Белую характеристику, особый вид

психотерапевтического общения. Отличие таких характеристик от обычных

порицании и похвал состоит, во-первых, в наивозможно скрупулезном

соблюдении "точных верхних" и "точных нижних" границ (чуть выше - уже

лесть, чуть ниже - уже клевета) и, во-вторых, в игровой условности,

принимаемой и понимаемой обеими сторонами.

Характеристики могут быть, по обоюдному соглашению, только Белыми или

только Черными.

Что же касается действительной точности наших "верхних" и "нижних"

границ, то это едва ли не самый сложный вопрос во всей психологии. Я не

думаю, что в этой части книги нам с вами удастся вникнуть в него

достаточно глубоко.

 

 

Письмо 2.

 

Дефицит внимания.

 

Заколдованный круг и любовь к сопернику

Дорогой К-!

 

...Итак, начинаете-с внимания. Приветствую, лучшей дебютной стратегии

не придумаешь. Осознать, самому обратить внимание, что тебе не хватает

внимания к Другому, - уже немалое достижение, практически дающееся, увы,

далеко не всем.

"Прошу внимания", "спасибо за внимание"... Начало начал, хлеб общения.

Нет внимания - ничего нет: человек отключен, человек в пустыне. И между

тем, какой обычный порок - недостаток внимания, простого внимания. "Ну что

вы толкаетесь?! Вы что, не видите?.." "Куда ты смотрел?.." Не догадался

предложить сесть... Человек вовсе не хам - он просто занят собой, он

невнимателен.

А ведь отсюда иногда полшага до преступления...

Насколько мы все чувствительны к недостатку внимания по отношению, к

своей персоне, настолько же тупы к недостатку его у себя по отношению к

другим. Я бы уже с первого класса школы ввел специальный ежедневный

урок-игру - Внимание к человеку. Только на поощрении!!! Даже с детского

сада, с ясель-конфеты бы дарил за это, игрушки. Насколько меньше было бы

тогда несчастных некоммуникабельных эгоцентриков, насколько меньше

разводов, производственных травм, конфликтов, насколько приятнее жизнь...

А сколько профессий требует рефлекса внимания, к Другому? Продавец,

официант, шофер, милиционер, портной, врач, парикмахер, учитель... Без

конца и без края. В общественное сознание давно вошло, как важен этот

рефлекс, поэтому выработано довольно много шаблонных "знаков вним-ания".

Знаки нужны, но само внимание нужнее стократ!..

Вы спрашиваете о причинах его нехватки. Причин множество, разного

порядка. Есть простая незрелость (ребенок), есть органическая

неспособность (болезнь, старость) и есть незаинтересованность,

невоспитанность, непривычка. Из причин, общих для всех, я бы выделил одну,

самую общую. А именно: общаясь, каждый волейневолей уделяет свое внимание

не только Другому, но и себе. Внимание, как деньги, вещь количественно

ограниченная - его объем сжат пространством и временем, поэтому "не

только" сплошь и рядом переходит в "не столько". Мы заняты собой-своими

делами, нуждами, интересами, настроениями, мыслями и т. д. - вот и все.

Для Другого просто не остается места. Простой, как мычание, эгоцентризм

- основа основ слепоты душевной и умственной.

...Но сказав "простой", я, конечно, оговорился.

И жизнь и профессия ежечасно трубят мне в уши, что самое простое в

человеке и есть самое сложное. Все-то дело в том, что внутренние преграды

внимания, как правило, не замечаются, основная беда, всеобщая, первичная -

эгоцентризм не сознательный, сформировавшийся как жизненная позиция (хотя

и этого, конечно, хватает), а бессознательный, непроизвольный, слитый с

недостатком внимательности в нерасторжимый заколдованный круг.

В нерасторжимый ли?..

Вот что получилось на моем Древе Цели, когда я занялся этой частью

Проблемы. (См. стр. 58-В. Л.).

 

 

Комментирую.

 

 

"Иметь достаточный тонус и более или менее нормальное самочувствие".

Особые пояснения, казалось бы, вряд ли требуются. От человека усталого или

больного трудно ожидать высокого уровня внимания к Другому, здесь

эгоцентризм более чем естествен. (Как часто, однако, и ато не понимается,

все из-за того же недостатка внимания!..) Стало быть, одна из первейших

забот желающего успешно общаться - быть в форме, поддерживать свой

психофизический тонус. Но вот уже и сложность: ведь забота о своем

самочувствии требует в н и - м а н и я к себе - того самого драгоценного,

дефицитного внимания, которое следует уделять Другому!

"Иметь интерес". И здесь все с первого взгляда ясно, а со второго - не

очень. Интерес - топливо внимания, источник его энергии, и это во всем.

Тот, кто не имеет интереса к тому, с кем общается, может спать спокойно:

общаться он не научится никогда. Да он и не общается.

Но интерес интересу рознь. Интерес матери к ребенку и интерес ребенка к

игрушке. Интерес шпиона и интерес влюбленного. Интерес ненависти или

любопытства, корысти - или благожелательства - какой именно? - вот первый

вопрос, которым мы задаемся, когда замечаем, что интересуются нами. И

последний, как бы и не существующий, когда сами кем-либо интересуемся.

Между тем качество внимания зависит именно от того, каков интерес. Да и

количество тоже.

Есть только два интереса, делающих внимание свободным и безграничным:

интерес исследоватетеля и интерес любящего. Все прочие с неумолимой,

механической логикой внимание суживают, направляют по определенным

каналам, держат в плену. Ни ненависть, ни корысть не дают никаких шансов

составить полноценное представление о Другом, всякого рода ограниченные

интересы, подобно слепым, ощупывающим слона, дают лишь уродливые слепки с

деталей и тем, кстати, роют себе могилу. Любопытно в связи с этим привести

высказывание одного великого современного шахматиста, с которым мне

довелось встретиться лично. "Чтобы победить сильного соперника, - сказал

он, - я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться,

Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, то есть, и как в человека.

Последнее, конечно, всего труднее.

Хуже всего я играю с теми, кого не люблю".

"Быть открытым для восприятия", "не иметь предвзятостей", "быть

спокойным за себя, свободным от своих нужд" - обнимается вышесказанным и

само по себе понятно, хотя практически, как вы уже поняли, далеко не

легко. Но вот

"знать, на что обращать внимание" - целый разговор, громадный, на

который не хватит и книги, не то что письма.

На сегодня довольно.

Д. Кет.

 

 

Письмо 3.

 

Формула уверенности.

 

Скука - химера

 

Дорогой К..,

Вы совершенно правы в том, что нельзя: быть вполне свободным от своих

нужд, полностью преодолеть свой эгоцентризм, совсем не иметь

предвзятостей, а также:

симпатизировать всем,

любить кого-либо по рассудочному решению, уделять всем равное внимание.

Все это общеизвестно и может считаться правилом с редкими исключениями.

И все вместе взятое, как Вы верно заметили, сильно ограничивает реальный

объем нашего интереса и внимания к людям, даже к самым близким и при самых

благих намерениях. О том же толковал и я, и сейчас скажу о том же, только

в других словах. Не выходя из пределов земной атмосферы, оставаясь всего

лишь собой, всегда можно хотя бы ненадолго отключить внимание от себя и

сеоих нужд и переключить его на Другого и его нужды,

иметь в виду, что твое мнение о Другом, твое к нему отношение может

быть и ошибочным, заинтересоваться тем, что в Другом тебе неизвестно,

найти в каждом нечто симпатичное, привлекательное или хотя бы достойное

удивления, выработать привычку к наблюдению и ко всему вышеперечисленному.

Возражений нет?.. Если нет, то скажу, что все вышеперечисленное и

представляет собой первооснову умения быть Другим, равно как и основу

искомой Вами коммуникабельности. А все то же, возведенное в степень,

стремящуюся к бесконечности, есть не что иное, как формула

профессиональной подготовки врача-психотерапевта. Да, больше ничего. Ну,

разумеется, есть еще специальные знания и чисто технические умения, но

душевную подготовку это исчерпывает.

Проверено лично: когда привычка начнет набирать силу, когда внимание к

Другому откроется - перед Вами откроется новый мир. Мир таинственный и

захватывающий, мир бесконечный, в котором есть чем заняться... Уверяю Вас,

Вам не придется скучать, и не нужно будет искать себе развлечений, даже

при неработающем телевизоре. Вы увидите, как различны люди при всех

сходствах и как сходны при всех различиях. Убедитесь, что степень Вашей

уверенности в себе и успех в общении прямо пропорциональны степени Вашего

интереса к Другому и обратно пропорциональны степени заинтересованности в

его отношении к Вам. Почувствуете в себе и силу, и привлекательность, и

нечто сходное с гипнотизмом...

Убедитесь и в том, что внимание, расходуемое на Другого, никогда не

пропадает зря, а всегда возращается к Вам сторицей - не всегда в виде

благодарности или добрых чувств, но всегда в виде драгоценного опыта.

Поймете и разницу между "знаками внимания" и вниманием истинным.

Предлагаю Вам два простых упражнения, которые легко, сами собой,

превращаются в привычку. Первое:

б каждом знакомом Вам человеке (начиная с самых близких людей) каждый

день находить что-то незнакомое: новое или ранее незамеченное.

Хотя бы что-то мелкое, несущественное. Хоть родинку за ухом или

какую-то ускользавшую ранее от внимания особенность речи... Какую-то

черточку характера...

Какую-то закономерность в колебаниях самочувствия...

Можно записывать, а можно и просто запоминать.

В каждом, каждый день - что-то новое. Это очень легко, потому что

каждый день в каждом и в самом деле появляется что-то новое..

И второе, противоположное:

в каждом незнакомом найти что-то знакомое - некое сходство с кем-то или

с чем-то, сравнить, найти параллель, аналогию или контраст... Не пропуская

ни одного, всегда и всюду, всю жизнь...

Видите, снова вплотную пододвинулся тот огромный вопрос, который мы

тронули в предыдущем письме.

"Знать, на что обращать внимание". Его можно переформулировать и так:

"Уметь задаваться вопросами о Другом". О чем именно?

Для завязки разговора хотелось бы узнать Ваше мнение-почему,

встречаясь, знакомые люди обычно спрашивают друг друга: "Как жизнь? Как

дела? Как здоровье?"

Д. Аст.

 

 

Письмо 4.

 

Как не надо общаться.

 

Вопрос вопросов

 

Дорогой К.,

Едва взявшись за перо, вспомнил один эпизод, имевший место в годы не

столь давние.

Поздний вечер. Потный, встрепанный молодой человек с горящими глазами

стоит у двери квартиры всемирно известного корифея психофизиологии

академика А. Мнет в руках папочку. С судорожной решимостью жмет звонок.

Дверь открывает грустный грузный мужчина в плохо подпоясанном банном

халате. Это сам академик А.

- Здрасьте... Извините...

- Здравствуйте. Международная?

- Да нет... Понимаете... К вам можно?

- "Что такое?

- У меня открытие.

- Что-о?

- Открытие...

- А-а, открытие!.. (Закрывает дверь.)

Звонок. Еще звонок. Еще. Академик А., грузный и грустный, открывает

дверь, уже хорошо подпоясанный, с засученными рукавами, обнажающими еще не

опавшие бицепсы бывшего боксера-тяжеловеса.

- Послушайте, юноша. А ну-ка... (Неакадемический жест.) -

- Простите, простите, вы меня не так поняли!!! Умоляю вас, прошу, одну

секунду, возьмите-это...

- Что это?

- Реферат...

- Какой реферат? Вы что-то перепутали, молодой человек. С какой кафедры?

- Я ни с какой, я студент... Реферат по теме "Неспецифические системы

поощрения и наказания как основной фактор прожективного подкрепления в

коммуникативных процессах у высших приматов, с системолог<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.235 (0.015 с.)