Принцип адекватности наград и наказаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип адекватности наград и наказаний



 

Конфуций говорил: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Система поощрений и наказаний, разработанная китайцами несколько тысячелетий назад, характеризуется ясностью и адекватностью. За малую провинность – незначительное наказание, за серьезный проступок – сильное. Российское «чтобы не повадно было» не присуще китайскому менеджменту. Напротив, в тех же воспитательных целях, если человек провинился впервые, то по конфуцианской традиции его следует простить. Вспомните бытующее у нас выражение: «последнее китайское предупреждение».

В заключение следует добавить, что настоящие принципы, лежащие в основе конфуцианской стратегии управления, универсальны и одинаково подходят для любых условий и любого времени. Отличаются лишь методы их применения. Но если начать копировать эти методы без глубокого понимания базовых принципов, то результат может быть негативным.

 

 

Глава седьмая. Виртуальная беседа с Конфуцием об управлении

 

Проблем у руководителя компании не счесть. И как было бы замечательно, если бы рядом всегда был тот, кто способен подсказать, как действовать правильно в той или иной сложной ситуации, или просто поделился мудрым советом. Давайте представим, что нам выпала возможность побеседовать с самим Конфуцием о самых распространенных проблемах управления. Для этого откроем древний сборник высказываний великого Учителя «Суждения и беседы».

 

Ответов и одно напутствие

 

Вопрос первый. Незаменимых сотрудников нет, как известно. Но один из ваших талантливых менеджеров, что называется, «зазвездился», стал диктовать свои условия, на коллег смотрит свысока. Что делать: увольнять такого сотрудника или продолжать терпеть его выходки?

Ответ: «Пусть человек обладает превосходными талантами, но если он тщеславен и скареден, то остальные качества его не заслуживают внимания».

Вопрос второй. Вы стали замечать, что у сотрудников сложилось неверное мнение о вашей личности и они плохо о вас думают. Как разуверить их в этом, доказать, что вы на самом деле другой человек, как обратить их внимание на ваши положительные качества?

Ответ: «Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей».

Вопрос третий. Как понять, что движет человеком, его скрытые мотивы?

Ответ: «Где может укрыться человек, если мы будем обращать внимание на его деятельность, всматриваться в его побуждения и вникать в то, что ему доставляет удовольствие?

Вопрос четвертый. Можно ли добиться уважения и преданности подчиненных?

Ответ: «Управляй ими с достоинством, и они будут почтительны. Если вы будете подавать другим пример прямоты, то кто же осмелится быть непрямым? Если сам правитель корректен, то народ без приказаний будет исполнять, что нужно; если же правитель сам не корректен, то, хотя бы он приказывал, его не послушают. Если будешь требователен к самому себе и снисходителен к другим, то избавишься от ропота».

Вопрос пятый. Вы не знаете, кого взять на руководящую должность, какому кандидату отдать предпочтение.

Ответ: «Я не взял бы того, кто бросается на тигра с голыми руками или пускается без лодки по реке и умирает без сожаления. Я взял бы непременно того, кто в момент действия чрезвычайно осторожен и, любя действовать обдуманно, достигает успеха».

Вопрос шестой. Вас недавно назначили на руководящую должность, и вы не знаете как себя подобает вести в новом статусе.

Ответ: «Для человека, занимающего высокое положение, в правилах поведения важны три вещи: телодвижения, свободные от грубости и небрежности; выражение лица, близкое к искренности; тон речи, свободный от вульгарности и несообразности».

Вопрос седьмой. Перед вами дилемма: вам необходимо добиться результативной работы сотрудников, но вы при этом вы не желаете прослыть деспотичным начальником.

Ответ: «Правитель может утруждать их после того, как приобретёт их доверие, а в противном случае они будут считать это за тиранию».

Вопрос восьмой. Как вызвать доверие у подчиненных?

Ответ: «В управлении следует неуклонно держаться справедливости».

Вопрос девятый. Самые распространенные ошибки руководителей, которых следует избегать?

Ответ: «Необходимо избегать четырех скверных качеств. Наказывать людей, не наставив их, – это бесчеловечность; требовать немедленного исполнения чего-либо, не предупредив заранее, – это торопливость; медлить с распоряжениями и требовать срочного исполнения их – это пагубность; давая людям что-нибудь, проявлять при выдаче жадность, – это будет мелочность».

И напоследок – напутственное слово мудрого Учителя, которое позволит избежать многих проблем в дальнейшем: «Кто повторит старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других. Стремись к истине, держись добродетели, опирайся на гуманность и забавляйся свободными искусствами. Если от дела остается досуг, то употребляй его на учение, а если от учения остается досуг, то употребляй его на дело. Не ленись!»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)