Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономия - управление хозяйством

Поиск

Управление у греков обозначалось и другими тер­минами: в военной области это «коиранео» (руководить сражением), а в быту— «ойкономика» (заведование домашним хозяйством). Отсюда берет начало современ­ное понятие «экономика». Афиняне строили свою ци­вилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опорой частного сектора было малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд селянина и его семьи (ойкос). У Платона «ойконо-мия» приобретает еще и политический оттенок (управ­ление полисом), а понятие «койнония» —социологичес­кий смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т. е. человеческое общество.

Сравнивая чудеса греческого гения — философию Платона и Аристотеля, демократические институты времен Перикла, архитектурное величие Парфенона, Олимпийские игры, античный театр — я бы все-таки выделил то, на что мало обращают внимание.

Римская католическая церковь показала человече­ству образец самой устойчивой и эффективной систе­мы управления централизованного типа. Древнегречес­кое сельское хозяйство — полная противоположность ей. Это гибкая система небольших автономных семей­ных предприятий в сельском хозяйстве. Разве не чудо, что дикий, засушливый и некогда пустынный горный край, пришедший в эпоху варварства, как считает Н.В.Мотрошилова, к пределу экологического истоще­ния, трудолюбивый и талантливый народ. Древней Гре­ции за несколько веков превращает в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством?!

Доведенная до совершенства интенсивная система хозяйствования позволила грекам составить конкурен­цию традиционным аграрным регионам — более древ­ним и развитым центрам восточной цивилизации, где и климат благоприятнее, и земля лучше, и рабочая сила дешевле.

Современный менеджмент прославили не теория, не научные концепции, не многочисленные школы бизнеса, обеспеченные по последнему слову науки. Современный менеджмент прославили те корпорации, которые сумели, благодаря умелому руководству и тру­долюбивому персоналу, выбиться из аутсайдеров в национальные лидеры. Прежде нерентабельные и, казалось бы, бесперспективные компании вдруг превращаются в мощные корпорации. Примеров тому сот­ни и тысячи.

Античность дала человечеству, пожалуй, самый первый и самый наглядный урок такого рода. Каким образом самое нерентабельное, бесперспективное дело за достаточно короткое время греки превратили в са­мый прибыльный бизнес? Десятилетиями греки бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пше­ницы на неплодородной и засушливой земле.

Самый рентабельный бизнес

Секреты успеха античных землевладельцев раскры­ла в своей книге «Рождение и развитие философских идей» (1991) Н.В.Мотрошилова. Многолетний опыт убе­дил греков в том, что для повседневного спроса доста­точно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки (фигурных кренделей и булочек) — привозные хлебные злаки. На экспорт же они отправляли то, что в изобилии произрастало на их земле и чего не было в других стра­нах — оливки, виноград, финики, груши. Одного только винограда выращивалось более сотни сортов.

Любая отрасль производства в античной Греции, будь то земледелие, торговля, строительство, ремесла — превращалась в область «прикладной математики». Греки учитывали каждую мелочь: например, в виног­радарстве — какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограничен­ном участке максимальное число виноградных лоз; как прорыть траншеи нужной глубины и соединить их в оросительную систему, которая не разрушила бы гор­ных склонов и структуры почвы.

Грек — ремесленник, торговец, земледелец — вни­мателен к любому новшеству, любому усовершенство­ванию (и отечественному, и заграничному), способно­му хоть ненамного повысить производительность и качество продукции. Именно он, рядовой исполнитель, в своей повседневной деятельности закладывает фун­дамент высокой культуры труда и рациональной орга­низации управления.

Прекрасное и рациональное

Перечитайте трактаты античных философов — и вы убедитесь, что в них нет пресловутого пренебрежения к физическому труду, в котором их обвиняют современ­ные авторы. Платон, Гераклит, Аристотель прославля­ют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Таков труд земледельца, в ко­тором древнегреческие мыслители усматривают опо­ру полисной системы.

Но не таков труд раба — бездумного, тупого испол­нителя, отчужденного и от средств производства, и от смысла труда. Он не может служить образцом заинте­ресованного, инициативного отношения к работе. Это прекрасно понимали еще в Древнем Египте.

Древним грекам нужны образцы прекрасного, про­являемые в свободном труде. И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности долж­но присутствовать во всем, тем более в том, от чего зависит их существование — в труде и управлении.

Формируя свою цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравне­нию с цивилизацией шумерцев, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво и со вкусом работать и жить. Без излишеств и восточной роскоши, скромно и изысканно. Изысканность в простоте — искусство особо одаренной нации. Это целая наука о том, как из ничего сделать многое, как построить куль­туру мелочей и добиться большого успеха, складывая его из повседневных, маленьких дел и завоеваний. Именно таким путем намного позже пошли американ­цы и японцы, создавшие свой особый строй цивилизо­ванного управления. Именно культуру мелочей фор­мировали у рядовых американцев Тейлор, Форд и Рузвельт.

Разумное и простое отношение к своему повседнев­ному быту, к жилищу и костюму, предметам обихода исподволь формировало у греков специфическую пси­хологию и особенный политический стиль поведения.

Прирожденное стремление окружать себя удобны­ми, пригодными для динамичной, открытой полисной жизни вещами чувствовалось во всем: манере рассуж-дать, неспешной и философски углубленной (вспомним диалоги Сократа), привычках передвигаться, общать­ся, одеваться, трудиться. Во всем чувствовались осно­вательность и рациональность. Поэтому у греков в почете был интеллектуальный и высокопрофессиональ­ный труд.

Порицания заслуживали те, кто тратил чужое, не зарабатывая своего. Демокрит получил от отца наслед­ство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удо­вольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя чрезвычайно затянутую речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьез­ную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествиями ради научных изысканий.

Цивилизация венчурных фирм

Греческая культура, выражаясь современным язы­ком, — цивилизация венчурных фирм. В архаическом полисе превалируют мелкие (мастер, несколько учени­ков, от 5 до 30 рабов) ремесленные мастерские — эрга-стерии. Крупных мастерских (100—120 рабов) было немного. В сельском хозяйстве господствуют мелкие семейные фермы. Население самих полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Поли­тически активная часть полиса, состоящая из свобод­ных и полноправных граждан, достигших 30 лет, была еще меньше. Все они разбивались на множество партий, родовых и культовых объединений, увеселительных клубов, деловых товариществ, неформальных обществ, профессиональных корпораций. Не было в истории мира страны, где активность частных ассоциаций была бы выше, чем в Древней Греции.

Цивилизацией венчурных фирм античную Грецию можно назвать и по многим другим признакам. Это инициативность и риск, предприимчивость и новатор­ство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, инновационный стиль управления, умение быстро пе­рестраиваться и добиваться успеха на новом поприще. Греки были удивительно практичны и, кажется, пого­ловно грамотны

Философы- предприниматели

Почти все древнегреческие философы являлись математиками. Ими были Пифагор, Платон, Аристотель и те, кто развивал философию как учение о количествен­ных характеристиках мира. Это учение называлосьтак же, как и сегодня, — логистикой. Сегодня логистика — одно из важнейших направлений менеджмента. Пер­вый греческий философ Фалсс не только написал се­рьезные астрономические труды, предсказывая сол­нечные затмения, но был и купцом, мореплавателем, строителем мостов, прекрасным инженером, создав­шим ирригационные приспособления, государствен­ным деятелем.

Оказалось, что Фалесу не чужд и предпринима­тельский подход. Согласно легенде, записанной Аристотелем, Фалес, вычислив по звездам обильный урожай маслин на следующий год, скупил на свои небольшие сбережения все маслодавильни в Миле-те и на Хиосе. Арендовал он их за бесценок, так как никто не верил в богатый урожай, а когда пришла пора сбора урожая и спрос на них резко возрос, Фалес сдал их внаем втридорога, выручив огромную прибыль. Тем самым он на практике доказал, что фи­лософия — вещь сугубо практическая, если уметь ею пользоваться.

Пример Фалеса символичен и в другом смысле. Он свидетельствует о неразрывной связи искусства мыс­лить и искусства действовать. Деловой успех зависит от компетентности и умения правильно выбирать стра­тегию поведения. Для греков это было вполне очевид­но, как очевидно это для американцев. Ф.Тейлор, Г.Форд, А.Слоун, Д.Рокфеллер, Дж.Муни были не толь­ко крупнейшими практиками менеджмента, привед­ших свои компании к деловому успеху, но и крупными философами менеджмента, определявшими стратегию делового предпринимательства. Если кто-то считает, что менеджмент — совокупность конкретных приемов и методов управления, то он не понимает ни сущности менеджмента, ни сущности бизнеса. Все дело в фило­софии и стратегии управления. Первыми сумели до-44 казать это древние греки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.011 с.)