Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественная школа управления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
20. Еще одним поводом для беспокойства экспериментаторов служит то, что субъекты, как показал один классический эксперимент, могут изменить свое поведение попросту потому, что им оказывается особое внимание. В конце 1930-х гг. Западная электрическая компания наняла исследователей, чтобы те изучили производительность труда рабочих, занятых на Хоторнском заводе близ Чикаго (Roethlisberger & Dickson, 1939). В одном из экспериментов проверялась гипотеза о том, что производительность можно повысить путем улучшения освещения. Сначала исследователи измерили производительность труда рабочих (зависимая переменная). Затем они улучшили освещение (независимая переменная) и вторично измерили производительность. Последняя повысилась, подтверждая гипотезу. Но потом, когда команда исследователей уменьшила освещение, производительность снова подскочила. Что же происходило? Со временем исследователи поняли, что рабочие трудились усерднее (даже если им было плохо видно) просто потому, что за ними наблюдали. От этого исследования пошло название — Хоторнский эффект, под которым понимается изменение поведения субъекта, вызванное простым осознанием того, что его изучают. В качестве иллюстрации: «Стэнфордская окружная тюрьма». Тюрьмы — та среда, где царит насилие, но связано ли это лишь с тем, что в них собраны «нехорошие» люди? Или, как заподозрил Филип Зимбардо, сама тюрьма каким-то образом порождает поведение, связанное с насилием? Этот вопрос привел исследователя к разработке захватывающего эксперимента, который он назвал «Стэнфорд- ская окружная тюрьма» (Zimbardo, 1972; Haney, Banks & Zimbardo, 1973). Зимбардо настаивал, что к насилию склонны даже эмоционально здоровые люди, если они попадают в тюрьму. Поэтому он описал тюремную среду как независимую переменную, способную вызывать насилие — зависимую переменную. Для проверки гипотезы исследовательская команда Зимбардо сначала соорудила на базе психологического корпуса Стэнфордского университета вполне правдоподобную «тюрьму». Затем они дали рекламное объявление в газету города Пало Альто, предлагая молодым мужчинам за денежное вознаграждение поучаствовать в двухнедельном исследовательском проекте. Каждого из 70 откликнувшихся они подвергли серии физических и психологических тестов, после чего отобрали 24 самых здоровых. Следующим этапом стало произвольное разделение мужчин на две равные категории — «заключенных» и «охранников». По плану и те и другие должны были провести в фальшивой тюрьме две следующие недели. Заключенные приступили к своей части эксперимента вскоре после того, как полиция Пало Альто «арестовала» их в собственных домах. Когда мужчин обыскали и заковали в наручники, полиция доставила их в местный полицейский участок, где у них сняли отпечатки пальцев. Затем полиция переправила своих пленников в Стэнфордскую тюрьму, где их заперли охранники. Зимбардо установил видеокамеру и стал наблюдать, что будет дальше. Эксперимент превысил рамки оговоренного. Вскоре и охранники и заключенные пропитались чувствами злобы и враждебности друг к другу. Охранники унижали заключенных, поручая им чистить туалеты голыми руками. Заключенные сопротивлялись и оскорбляли охранников. Через четыре дня исследователи изъяли пять узников, у которых отмечались «крайняя эмоциональная подавленность, плач, ярость и обостренная тревога» (Haney, Banks & Zimbardo, 1973; p. 81). Первая неделя еще не закончилась, а ситуация уже ухудшилась настолько, что исследователи прервали эксперимент. Зимбардо объясняет: На поверхности оказалась самая уродливая, глубинная патологическая сторона человеческой натуры. Мы ужаснулись, когда увидели, что некоторые юноши (охранники) обращаются с другими, как с презренными животными, получая удовольствие от жестокости, тогда как другие (заключенные) превратились в жалких, лишенных всего человеческого роботов, которые думали только о побеге, собственном выживании и растущей ненависти к охранникам. События, развернувшиеся в «Стэнфордской окружной тюрьме», подтвердили гипотезу Зимбардо о том, что тюремное насилие укоренено в социальной природе самих тюрем, а не в личности заключенных и охранников. Это открытие поставило вопрос о роли тюрем в нашей стране, подразумевающий необходимость фундаментальной реформы. Но обратите внимание, что данный эксперимент показал, сколь вероятной может быть угроза физическому и психическому благополучию субъектов. Такого рода опасность не всегда бывает очевидной, как в приведенном случае. Исследователи должны тщательно обдумывать, каким будет потенциальный ущерб для субъектов на всех этапах их деятельности, и прерывать любое исследование, если причиняется даже малейший вред, как это и сделал Зимбардо.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.009 с.) |