Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расстройство личности типа зависимой личности

Поиск

Расстройство личности характеризуют стремление переложить на других большую часть важных решений в своей жизни; подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент и неадекватная податливость их желаниям; нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости; чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни; страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе; ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Параноидное (параноическое) расстройство личности

Это личностное расстройство характеризует чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция постоянно быть недовольным кем-то, то есть отказ прощать оскорбления, причинение ущерба и отношение свысока; подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей в качестве враждебных или презрительных; воинственно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами личности, что не соответствует фактической ситуации; возобновляющиеся неоправданные подозрения относительно сексуальной верности супруга или полового партнера; тенденция к переживанию своей повышенной значимости, что проявляется постоянным отнесением происходящего на свой счет; охваченность несущественными "законспирированными" толкованиями событий, происходящих с данной личностью или, по большому счету, в мире.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности

Расстройство личности, при котором имеется ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Способность планирования минимальна; вспышки интенсивного приступа тоскливо – злобного настроения часто приводят к насилию, они легко провоцируются, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют.

 

 

ТЕМА 8. Психология пожилых больных и инвалидов с дефектами тела и органов чувств

Люди, использующие инвалидные коляски

Инвалидными колясками пользуются люди:

o после тяжелой травмы позвоночника;

o перенесшие ампутацию нижних конечностей;

o с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП);

o с тяжелой формой рассеянного склероза

o после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

Травма позвоночника

При некоторых тяжелых переломах позвоночника происходит повреждение спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсутствуют. Их отсутствие может быть полным или частичным, постоянным или временным. Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько.

Параплегия означает, что спинной мозг поврежден в любом месте, ниже шейного отдела. В результате у человека с параплегией не работает нижняя часть тела и нижние конечности, а также часть внутренних, "тазовых" органов. На своем “сленге” инвалиды называют таких людей “спинальниками”.

Тетраплегия означает, что спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела. В результате повреждения у человека полностью или частично не действуют и лишены чувствительности руки и ноги (греческое слово “тетра” означает “четыре”). В данном случае у людей могут быть повреждены также органы дыхания, терморегуляции, "тазовые" органы. Такого человека еще называют "шейником".

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который используется для описания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций.

ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

Чаще всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в течение первых двух лет жизни. Они связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или мозговыми инфекциями.

Существуют три основные вида ДЦП:

· спастический (напряженные и затрудненные движения);

· атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения)

· атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины).

В некоторых людях все эти виды могут сочетаться.

Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.

Рассеянный склероз

неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются:

· пошатывающаяся ("танцующая") походка, что вызывает передвижение с помощью костылей или трости;

· слабое зрение и очень быстрая утомляемость;

Люди с рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно - представителей органов милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители милиции часто задерживают людей с рассеянным склерозом по обвинению в пьянстве или наркомании.

Невидящие

Нарушение зрения может быть различной степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет и форму, но может видеть свет. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

Школы для слепых дают знания в полном объеме средней школы и выдают аттестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обучение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля (объемный шрифт, позволяющий человеку читать тексты пальцами, на ощупь). Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям – в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Одним из основных мифов, касающихся невидящих людей, является представление о том, что практически все невидящие люди склонны к ясновидению и телепатии. Однако, людей, склонных к ясновидению и телепатии, среди незрячих примерно такой же процент, как среди видящих людей. Этот миф не имеет под собой реальной основы. С другой стороны, в силу развития повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

Неслышащие

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется людьми, однако ошибочно, потому что если человек не слышит, это не значит, что он не может общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах. Высшее образование для инвалидов по слуху доступно в нескольких вузах страны: в Москве – это МГТУ им. Баумана (там создан социально-реабилитационный центр) и МПГУ (бывший педагогический институт им. Ленина, где создана спецгруппа на дефектологическом факультете); Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, межрегиональный реабилитационный центр в Санкт-Петербурге.

Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах.

 

Стомированные люди

Стома - это отверстие через которое кишечник или мочевые пути выводятся на переднюю брюшную стенку. Стому накладывают по самым разным причинам: онкологического заболевания кишечника, порока развития у новорожденного ребенка, травмы; с целью исключить нижележащий участок кишечника из процесса пищеварения. Делается это для того, чтобы избавить пациента от основного заболевания или его последствий. Таким образом, стомированный пациент формально не является больным, а стома не является болезнью, оставаясь, как следствие перенесенной операции и вынуждая ее обладателя приспосабливаться к совместной с ней жизни.

Приспособление к стоме - нелегкий период в жизни человека. Проблема реабилитации стомированных людей, которых в последние годы становится все больше, впервые была поставлена в России в 1990-е гг. В это время в Москве и Петербурге появились первые центры и кабинеты, обслуживающие стомированных людей. Впоследствии возникли организации и фонды, которые помогают осуществлять медико-социальную реабилитацию, обеспечивать людей современными средствами ухода за стомой и способствуют разработке новых методов в области проктологии.

 

В связи с огромными социально-экономическими изменениями в мире отмечается изменение демографической ситуации. Улучшение уровня жизни, прогресс медицины привели к значительному увеличению продолжительности жизни людей. Повсеместно наблюдается рост числа людей преклонного и старческого возраста. В нашей стране более 2 млн. чел. перешагнули 60-летний рубеж. Увеличение доли пожилых людей с сопутствующими возрасту заболеваниями и социальными проблемами, главная из которых – одиночество, ставит новые задачи перед службами социальной защиты и здравоохранения. Структура гериатрической медицинской помощи (специализированные поликлиники, больницы), находится в зачаточном состоянии. Социальные службы имеют в своем арсенале лишь дома престарелых и инвалидов, не могущие принять всех нуждающихся, слабо развита помощь на дому. Квалифицированные социальные работники должны заполнить эту образовавшуюся нишу.

Возраст в силу биологических и социальных причин накладывает отпечаток на психологию престарелого человека. Слабеют зрение и слух, нарушается координация движений, замедляются психические процессы (мышление, внимание, память), снижается интеллект. Утрачиваются социальные связи (в связи с выходом на пенсию, утратой друзей и близких). Весь комплекс этих факторов способствует появлению неадекватных эмоциональных реакций (ранимость, лабильность, раздражительность, тревога, депрессия и т. д.), заострению характерологических черт личности (экономный становится скрягой, боязливый – недоверчивым и т. д.). Появляются эгоцентризм, претенциозность, консерватизм, сужение круга интересов. Становится трудным приобретать новые знания, умения. Переоценивается прошлое, доминируют приятные воспоминания. Формируется повышенный интерес к своему телу, ипохондричность. Зависимое от других положение вызывает неуверенность, ощущение своей неполноценности, пессимистическую оценку своих перспектив, страх перед одиночеством, беспомощностью, мате-риальными затруднениями, смертью. Можно встретиться со случаями "впадания в детство ", от окружающих ожидается материнское внимание и опека. Подобные личностные реакции нарушают адаптацию стариков в обществе, затрудняют их контакты с окружающими и должны учитываться социальным работником в своей практической деятельности. Не менее важен для правильного подхода к пациентам старческого возраста учет их когнитивных способностей.

В практике социального работника (психолога) могут с успехом применяться простые опросники (например, AMMSE). Здесь мы приведем сокращенную Ньюкаслскую шкалу, каждый правильный ответ которой оценивается в 1 балл. Результат 8 и менее баллов из 10 свидетельствует об интеллектуальной несостоятельности. Итак:

1. Возраст (ближайший год).

2. Время (ближайший час).

3. Адрес для воспроизведения в конце теста (попросите больного сразу же повторить названный Вами адрес, чтобы убедиться, что он расслышал его правильно; если потребуется, повторите его несколько раз, пока больной не воспроизведет его правильно): улица Константиновская, 51.

4. Год.

5. Название учреждения, в котором Вы находитесь.

6. Узнавание людей.

7. Дата рождения.

8. Годы начала и окончания Второй мировой войны.

9. Фамилия главы государства.

10. Счет в обратном порядке от 20 до 1.

 

Интервью с лицами пожилого возраста имеет свои особенности. Пациента необходимо удобно посадить, дать возможность постоянно видеть лицо психолога, убедиться, что пациент слушает, перед тем как начать беседу; говорить медленно, короткими фразами; не торопиться и не перебивать; не критиковать и не иронизировать; постоянно проверять степень понимания; особое внимание уделять невербальным коммуникациям.

Пожилой человек оказывается в непростой жизненной ситуации, часто он теряет социальный престиж, у него ограничены возможности, нерадостные жизненные перспективы. Это ведет к переживаниям и конфликтам, которые могут быть внешними (с "неоказывающими" ему почтение и внимание близкими, соседями, сотрудниками медицинских и социальных служб), что может выражаться в агрессии, жалобах в вышестоящие инстанции, но чаще внутренними. Внутренние конфликты представлены переживаниями на:

снижение уровня доходов и ухудшение материального положения;

снижение уровня самооценки и степени уважения окружающих;

одиночество;

уменьшение свободы выбора.

 

Социальному работнику (психологу) следует понимать суть социально-психологических конфликтов и проводить их психологическую коррекцию.

Не все престарелые (пожилые) люди патологически переживают старость, гармоничные личности спокойно и с достоинством встречают ее, находят в возрасте преимущества (мудрость), занимаются умственным и посильным физическим трудом, общаются с коллегами по профессии, с энтузиазмом воспитывают внуков. Но подобная "золотая осень", к сожалению, встречаются не так часто. Благодарная задача врача, психолога, социального работника – научить людей спокойно и с достоинством "встретить" пожилой возраст.

Перечислим несколько основных "жизненных позиций" пожилых людей (К. Висневска – Рошковска):

1. Конструктивная позиция. Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными и довольными. Они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.

2. "Зависимая" позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания и, не получая этого, чувствуют себя несчастными.

3. "Защитная" позиция формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.

4. Позиция "враждебности к миру". Это "гневливые старики", склонные обвинять окружающих и общество во всех своих неудачах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, держатся за работу.

5. Позиция "враждебности к себе и своей жизни" выражается в пассивности, исчезновении интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

 

В связи с трудностями адаптации к новой ситуации, присущей пожилым людям, важную роль в поддержании их психического равновесия играют сохранение привычной среды обитания и достойный уход. Прежде всего, этой цели служит создание спокойной, мирной семейной обстановки. Здоровье стариков во многом зависит от поведения окружающих, их отношения к пожилым членам семьи, способности понять старых людей, умения уважать и любить их. В культурных, стоящих на высоком моральном уровне семьях можно наблюдать глубокую привязанность к старикам, стремление всеми возможными способами продлить их жизнь в кругу семьи. Однако довольно часто встречаются случаи, когда родственники всеми правдами и неправдами пытаются избавиться от старого человека, поместить его в дом престарелых (инвалидов), психиатрическую больницу, сознательно преувеличивая степень его интеллектуальной несостоятельности или характерологических расстройств. Социальный работник в таком случае может стать на защиту прав престарелого пациента. Понятно, что поведение пожилых, их высказывания, могут оказаться неосторожными, резкими, обидными, но задача окружения (в том числе и социального работника) именно в том и состоит, чтобы не дать разгореться конфликту, чтобы психологическая травма не оказалась причиной декомпенсации состояния. Сдержанное отношение к характерологическим особенностям стариков, к их не всегда адекватным реакциям, отсутствие конфронтации с ними делает ворчливых и брюзжащих престарелых более терпимыми в обиходе.

Для старого человека отсутствие занятости – смерти подобно. Всем известны случаи быстрой смерти после выхода на пенсию. Старый человек для исключения негативных физических и психологических последствий должен быть занят посильным трудом на даче, в работе по дому. Необходимо поручать ему воспитывать внуков, делать другую полезную работу. Это повышает престиж старика, создает у него чувство нужности, полезности.

Социальный работник (психолог) является проводником психологических знаний для родственников об особенностях психики пожилых, не могущих выполнять повышенные требования окружающих, о правильном великодушном, снисходительном отношении к их не всегда адекватному ситуации поведению. Он апеллирует к общечеловеческим ценностям: достоинству, доброте, признательности, гуманности в отношении сделавшего много хорошего для них постаревшего, нетрудоспособного человека. Социальные работники должны быть своего рода адвокатами престарелого человека. Оптимальным условием существования старого человека является заботливая семья. К сожалению, во всем мире растет число живущих в одиночестве (в западных странах до 50 %). Несмотря на это, большинство стариков предпочитают жить в своем доме, квартире. Это ставит серьезные вопросы перед государством об оказании им психологической поддержки и ухода. Простейшую помощь старым, немощным людям могут оказать соседи (чаще в сельской местности). Однако квалифицированную помощь должны осуществить специально подготовленные социальные работники (психологи), медицинские сестры, волонтеры.

К вопросу госпитализации старых людей надо подходить очень осторожно. Не надо торопиться с помещением больного в стационар. Необходимо как можно дольше удерживать таких пациентов в домашних условиях, потому что перемена жизненного стереотипа нередко ведет к утрате навыков ухода за собой и прогрессированию распада психической деятельности.

В случаях, когда пребывание одинокого старика дома становится невозможным (выраженные психические и соматические расстройства, полная утеря навыков самообслуживания), социальный работник обязан способствовать направлению своего подопечного в больницу или оформить его помещение в дом престарелых (инвалидов) через органы социальной защиты.

Люди с дефектами внешнего облика и органов чувств представляют особую часть человеческой популяции. Их психология имеет свои особенности, о которых следует знать социальному работнику (психологу) для успешной работы с ними.

В силу особой значимости для любого человека заметных изменений внешности можно говорить о типичности и специфичности психологических отклонений при косметических дефектах, дефектах зрения, слуха и речи. Имеет значение и возраст: в юности, с ее культом внешней красоты, дефекты мнимые (дисморфофобия) и реальные переживаются острее. Половая принадлежность тоже имеет значение (гинекологические операции). Психологические особенности лиц с разнообразными дефектами схожи между собой и отличны от реакций на иные заболевания. Это обусловлено многими причинами, среди которых выделяются значимость социального статуса для человека с каким-либо дефектом и отношение к нему в обществе, а также изменения личности в связи с нарушением познавательных процессов при дефектах органов чувств.

Р. Баркер с соавторами (1946) исследовали группу женщин с физическими недостатками и предложили одну из классификаций отношения больных к заболеванию, выделив пять типов подобного отношения.

1. Избегание дискомфорта, сопровождаемое часто уходом в себя, аутизацией, которые характерны для пациентов с нешироким кругом интересов, невысоким интеллектом, а также возникают при длительном течении заболевания и у лиц пожилого возраста.

2. Замещение, при котором больной самостоятельно находит новые средства достижения жизненных целей, заменяющие утраченные в условиях болезни возможности. Этот тип отношений авторы связывают с наличием высокого уровня интеллекта.

3. Игнорирующее поведение, для которого характерно стремление больного подавить, вытеснить признание дефекта, ограниченность возможностей в связи с болезнью. Этот тип поведения, по мнению авторов, чаще возникает у лиц со средним интеллектом, но высоким образовательным уровнем.

4. Компенсаторное поведение, при этом выделяются четыре его разновидности:

 

а) циклическое приспособление, для которого характерны периоды "подъема и спада";

б) фаталистическое отношение, главным образом, к будущему;

в) параноидное приспособление с тенденцией агрессивного переноса неадекватных переживаний на окружающих;

г) выраженные агрессивные реакции.

5. Невротические реакции. Наиболее оптимальной формой приспособления авторы считают игнорирование дефекта. Важно не только отношение человека с дефектом к себе, но и отношение к такому человеку в обществе. Чем терпимее общество, чем меньше собственные реакции инвалида на свой дефект, тем лучше социальная адаптация, и наоборот, чем больше окружающими подчеркивается "инакость" инвалида, тем сильнее его фиксация на дефекте, с переоценкой значения дефекта и социальной дезадаптацией.

 

Имеет значение и "ценность" для человека пораженного органа, особенно в связи с профессиональной деятельностью (рука рабочего, нога спортсмена, голос певца и лектора, слух музыканта и т. д.).

Эстетический критерий в отношении своего тела присущ всякому нормальному человеку, но особую значимость он приобретает, когда это касается лица. Человек, потерявший руку или ногу, может испытывать страдания от того, что на него смотрят окружающие, но это, как правило, не бывает связано с чувством отвращения к себе, как это наблюдается у людей с обезображивающими повреждениями лица, в результате травм и ожогов. Такие люди реагируют на дефект, деформацию лица самоуничижительно, так как лицо в представлении человека является частью личности, отражающей его эмоциональный мир и важнейшим органом коммуникации, который оценивают окружающие. У таких людей часто возникает подавленное настроение, они сенситивны, подозрительны ("все смотрят"), изолируются от окружающих, не хотят встречаться со знакомыми, меняют место жительства. У части пострадавших происходит патологическое развитие личности. В случаях кожных изменений лица и открытых частей тела к перечисленным психологическим проявлениям присоединяется чувство стыда, брезгливости и опасения, что окружающие станут избегать их в силу страха заразиться. Эти переживания усиливаются подчас бестактным интересом и любопытством окружающих, вынуждают таких больных уединяться, не посещать общественных мест. Молодые люди особенно тяжело переживают свою "неблагообразную внешность", у них более часто возникают мысли о своей неполноценности. Кожные заболевания становятся преградой в реализации жизненно необходимой деятельности субъекта в учебе, труде, общении. Рождается целая система "сокрытия" болезни (специфичная одежда, прическа, избегание публичных выступлений и т. п.).

Фиксация на процессе лечения и болезненных переживаниях может способствовать формированию дисгармоничной личности. Психо-коррекционная работа в отношении таких лиц строится на создании новых (вместо фиксации на дефекте) доминирующих мотивов поведения (достижения в труде, учебе), психотерапевтической помощи в игнорировании дефекта, устранении трудностей общения.

 

В практике социального работника (психолога) встречаются больные с детским церебральным параличом, которые достаточно трудны в обслуживании из-за двигательных нарушений и психологических отклонений, связанных с неправильным воспитанием и личностными реакциями на дефект. При потакании родителей формируется такие черты характера, как эгоцентризм, себялюбие, повышенная требовательность; при гиперопеке – беспомощность, неуверенность в себе; при повышенной требовательности и непомерных нагрузках – чувство собственной неполноценности, нерешительность. Возможны невротические реакции в виде депрессии, связанные с фрустрированными из-за дефекта потребностями избрать интересующую профессию, учиться в общей школе, иметь любовные отношения. Опыт работы с этими детьми показывает, что лечебно-восстановительная работа оказывается наиболее эффективной, если начинается в раннем возрасте.

 

Еще одним дефектом, возникающим в детском возрасте, является заикание. Оно может приводить к значительным психологическим последствиям, способным изменить характер и направленность формирования личности. Как отметил В. М. Шкловский (1974, 1975), у части больных с особенно выраженными формами заикания дезорганизуется вся система личностных отношений. Наиболее частым клиническим признаком становится страх речи (логофобия). Он нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к замкнутости, нежеланию общаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение. Имеются "невидимые" дефекты: сексуальный, интеллектуальный и др., зависящие от резкого снижения человеком самооценки. Самооценка часто снижается в результате сексологических расстройств (аноргазмии, фригидности, импотенции). Как правило, у таких пациентов отмечаются два вида реакций. У одних снижается настроение, появляются идеи никчемности, ущербности, самообвинения и доминирует интрапунитивный тип реакций. Другие становятся раздражительными, вспыльчивыми, ворчливыми, предъявляют претензии к сексуальному партнеру – экстрапунитивный тип реагирования. Психологический (ин-теллектуальный) дефект характеризуется возникновением "комплекса неполноценности" в связи с психологическими проблемами, которые не может разрешить невротическая или психопатическая личность. В силу необходимости лечения у психиатров и психотерапевтов они становятся замкнутыми, испытывают стеснительность и робость в общении, стараются скрывать имеющиеся проблемы и факты посещения специалистов. При интеллектуальном дефекте реакции пациентов отмечаются гораздо реже по сравнению с реакциями близких родственников, которые считают, что дефект одного из членов семьи становится дефектом всей семьи. Вследствие этого родственники пытаются ограничить круг общения, живут в добровольной изоляции. (В. Д. Менделевич, 1999).

 

Наиболее распространенными типами дефекта являются слепота и глухота. Причем необходимо различать врожденный дефект и приобретенный дефект в результате травм и заболеваний. Парадоксально, но люди с врожденной патологией лучше адаптированы для жизни в обществе. Приобретенный дефект становится тяжелейшей психической травмой, лишающей человека привычного способа познания реальности. Слепота не влияет на интеллектуальное развитие человека. Глухота, связанная с речью может способствовать снижению мыслительных процессов. Дефект зрения или слуха компенсируется более полным дифференцированным участием в оценке окружающего других органов чувств (осязания, обоняния, вибрационной чувствительности, статико-кинестетических ощущений.) Известны поразительные способности слепых не натыкаться на препятствия, а глухих – "считывать с губ".

В то же время требуется постоянная работа по совершенствованию умственного развития дефективных детей – частые разговоры, вопросы, обмен мнениями, чтение им книг, овладение азбукой Брайля (для слепых), развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (путем показа и игр), овладение речью через зрительное восприятие букв, закрепляемое дактилированием (словесная речь при помощи пальцев) и мимико-жестовой речью (для глухих). При врожденной слепоте и глухоте дети воспитываются в семье и до столкновения со зрячими и слышащими не испытывают чувства ущербности. Приход в детский коллектив, отношение к ним как "не таким" вызывает невротические реакции в виде робости, нерешительности, плаксивости, беспомощности или наоборот – раздражительности, обидчивости, капризности, упрямства. Дефектные дети лучше чувствуют себя среди себе подобных, стараются изолироваться от здоровых, слепые склонны к компенсаторному фантазированию, глухие – к подозрительности. Они уже осознают свои дефекты. Могут происходить изменения личности с соответствующим поведением. V. Sommer (1944) выделила следующие варианты:

· "Крестоносцы или борцы за дело увечных" (у них отмечались агрессивные установки, реакции по типу "гиперкомпенсации" и асоциальные поступки);

· "борцы за полное равенство возможностей между слепыми и зрячими" (реакции отрицания недостатков, агрессивность, маскирующая глубокое чувство неполноценности);

· "мудрствующие фантазеры" (склонность к рассуждательству, подозрительность, стремление к самоанализу и фантазирование по типу "снов наяву");

· дети, примирившиеся с физическим недостатком (склонность к интроверсии, усиленной фрустрации и сензитивности в виде рудиментарных идей отношения, а также тенденция к фантазированию);

· дети с неадекватным поведением (смешанная форма реакций).

 

Правильное воспитание детей, имеющих дефект, ведет к формированию личности с такими нравственными качествами как принципиальность, справедливость, законопослушание, требовательность к себе.

 

ТЕМА 9. Психология медицинского и социального работника

В своей практике медицинские и социальные работники руководствуются не только законами, регламентирующими взаимоотношения в той или иной сфере деятельности, но и "неписаными правилами", этическими нормами, которые определяют поведение профессионала. Эта сфера этических взаимоотношений представлена деонтологией (от "деон" – необходимость, долг и "логос" – учение) – наукой о долге, моральной обязанности, профессиональной этике. Значение деонтологии наиболее важно в тех областях профессиональной деятельности, которые наиболее широко используют формы сложных межчеловеческих взаимовлияний и ответственных взаимодействий. К ним следует отнести медицину, педагогику, психологию, социальную работу.

Наиболее разработана медицинская деонтология, раскрывающая особенности долга медицинских работников перед больными, моральной обязанности их перед обществом за охрану здоровья населения и за наиболее совершенные действия, направленные на эффективное лечение больного человека. Принципы медицинской деонтологии особенно наглядно демонстрируют лучшие качества современного медицинского и социального работника. Профессионал в этой области деятельности должен обладать широким образованием (не только в своей узкой области знаний, но и в смежных дисциплинах), постоянно совершенствоваться, параллельно занимаясь самовоспитанием нравственных качеств. И медик, и социальный работник (психолог) должны быть компетентны в принятии ответственных решений, определяющих, порой, судьбу человека.
Здесь уместно привести основные этические положения Американской психологической ассоциации, касающиеся консультирования и интервьюирования:

1. Придерживаться конфиденциальности: уважать права клиента и его личную жизнь. Не обсуждат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.021 с.)