Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Информатизация общества↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Модуль 1 Информатика Раздел 1. Информатизация общества Тема 1.1. Исторические аспекты научно-технической области «Информатика и информационные технологии» (2 час.) Цели – сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и значение информатики. Задачи: 1. Рассмотреть особенности информационных революций и модели информационного общества. 2. Показать сущность и цели процесса информационного общества. 3. Дать определение понятий. 4. Определить основные виды информационных услуг. 5. Изучить структуру информационного рынка, сектора продуктов и услуг, правовое регулирование. 6. Выделить особенности представления информатики как отрасли народного хозяйства, как фундаментальной науки, как прикладной дисциплины. Учебные вопросы: Представление об информационном обществе. Роль информатизации в развитии общества. Об информационной культуре. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Рынок информационных продуктов и услуг. Правовое регулирование и информационный рынок. Информатика – предмет и задачи. Появление и направления развития информатики. Учебная информация Представление об информационном обществе В истории развития общества произошло несколько информационных преобразований в сфере обработки информации. Эти преобразования связаны с изобретением письменности, книгопечатания, электричества, микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Этот период революций характеризуют три фундаментальные инновации: · переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам; · миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; · создание программно-управляемых устройств и процессов. Таким образом, это указывает на то, что преобразования в области обработки и передачи информации сопоставимы со сменой поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ): 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах. 2-е поколение - (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились все вышеперечисленные технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки. 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов. 4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики ЭВМ и обозначились направления развития ЭВМ: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью. 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий. Последнее информационное преобразование связано с появлением новой отраслью - информационной индустрией, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Информационные технологии (ИТ) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека, привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а в другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Развитие компьютерной техники и информационных технологий послужили толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний
Процесс компьютеризации в информационном обществе обеспечивает доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации обработки информации во всех сферах деятельности. Движущей силой развития такого общества становится производство информационного продукта. В информационном обществе изменятся не только производство, но и уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Материальный продукт становится информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. Об информационной культуре В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
"Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего". Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: · в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); · в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; · в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; · во владении основами аналитической переработки информации; · в умении работать с различной информацией; · в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это связано с такими факторами, как внедрение персонального компьютера во все сферы деятельности; возможность организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя; использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов; применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности; постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие. Информационные ресурсы В информационном обществе акцент внимания с традиционных видов ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, энергетических) смещается на информационный ресурс.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества является понятие «информационные ресурсы» – знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.
Литература 1. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для бакалавров – Спб: Питер.– 2011. с. 45-75.
Модуль 1 Информатика Раздел 1. Информатизация общества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.008 с.) |