Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Информатизация общества

Поиск

Модуль 1 Информатика

Раздел 1. Информатизация общества

Тема 1.1. Исторические аспекты научно-технической области «Информатика и информационные технологии» (2 час.)

Цели – сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и значение информатики.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности информационных революций и модели информационного общества.

2. Показать сущность и цели процесса информационного общества.

3. Дать определение понятий.

4. Определить основные виды информационных услуг.

5. Изучить структуру информационного рынка, сектора продуктов и услуг, правовое регулирование.

6. Выделить особенности представления информатики как отрасли народного хозяйства, как фундаментальной науки, как прикладной дисциплины.

Учебные вопросы:

Представление об информационном обществе. Роль информатизации в развитии общества. Об информационной культуре.

Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги.

Рынок информационных продуктов и услуг. Правовое регулирование и информационный рынок.

Информатика – предмет и задачи. Появление и направления развития информатики.

Учебная информация

Представление об информационном обществе

В истории развития общества произошло несколько информационных преобразований в сфере обработки информации. Эти преобразования связаны с изобретением письменности, книгопечатания, электричества, микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера.

Этот период революций характеризуют три фундаментальные инновации:

· переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;

· миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

· создание программно-управляемых устройств и процессов.

Таким образом, это указывает на то, что преобразования в области обработки и передачи информации сопоставимы со сменой поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ):

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение - (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились все вышеперечисленные технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики ЭВМ и обозначились направления развития ЭВМ: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последнее информационное преобразование связано с появлением новой отраслью - информационной индустрией, связанной с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации.

Информационные технологии (ИТ) – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека, привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а в другой – к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Развитие компьютерной техники и информационных технологий послужили толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

 

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний

 

Процесс компьютеризации в информационном обществе обеспечивает доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации обработки информации во всех сферах деятельности.

Движущей силой развития такого общества становится производство информационного продукта.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Материальный продукт становится информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

 

"Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

· в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

· в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

· в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

· во владении основами аналитической переработки информации;

· в умении работать с различной информацией;

· в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это связано с такими факторами, как внедрение персонального компьютера во все сферы деятельности; возможность организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя; использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов; применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности; постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять.

В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Информационные ресурсы

В информационном обществе акцент внимания с традиционных видов ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, энергетических) смещается на информационный ресурс.

 

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов.

 

Одним из ключевых понятий при информатизации общества является понятие «информационные ресурсы» – знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

 

Литература

1. Макарова Н.В., Волков В.Б. Информатика: учебник для бакалавров – Спб: Питер.– 2011. с. 45-75.

 

Модуль 1 Информатика

Раздел 1. Информатизация общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.008 с.)