Методическая разработка учебного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая разработка учебного занятия



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Генетика человека с основами медицинской генетики

для специальностей: 31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

 

Тема «Генные болезни»

 

Составил преподаватель:

О.А.Димитриева

 

Ульяновск

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____

«___» ____________ 20__г.

Председатель ЦМК

____________ С.Р. Шамгунова

 


План учебного занятия № 10

 

Тема учебного занятия: «Генные болезни».

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цели учебного занятия:

ü обучения: обеспечить формирование у студентов знаний о причинах и механизмах генных болезней.

ü воспитания: способствовать стремлению определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

ü развития: способствовать развитию у студентов памяти, познавательных интересов, способности самоконтроля и взаимоконтроля.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать инфориационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 4.4. Проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий.

ПК 5.1. Организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациентам, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях медико-санитарной помощи.

Содержание знаний и умений

Студент должен:

знать:

– причины и механизмы возникновения генных болезней;

уметь:

– проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией;

– проводить беседы по планированию семьи с учетом имеющейся наследственной патологии;

– проводить предварительную диагностику наследственных болезней.

Уровень усвоения: третий

Методы: тестирование, частично-поисковый, лекция, деловая игра, рефлексия.

Средства:

- учебно-методическая документация;

- видеопроектор;

- электронная презентация по материалам занятия.

- учебные пособия «Задачи по генетике человека с основами медицинской генетики»

Формы организационной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная

 

Ход урока (хронокарта)

Содержание Методические обоснования Время
1. Организационная часть Приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на уроке, выясняет причины отсутствия. 3 мин.
2. Проверка домашнего задания (приложение №1) Тестирование 10 мин.
3. Актуализация знаний. Постановка целей. Мотивация. 3 мин.
4. Изучение нового материала (приложение №2) (формирование общих и профессиональных компетенций) Лекция При изложении материала преподаватель задаёт вопросы к группе с целью: - активизации внимания; - установления межпредметных связей; - внутрипредметных связей с ранее изученным материалом; 4 мин.
5.Физкультминутка (приложение № 3) Комплекс упражнений 3 мин.
5. Закрепление изученного материала Деловая игра. Работа в парах. Опрос друг друга по факторам риска. 13 мин.
6. Обобщение материала, рефлексия (приложение №4) Внутреннее повторение и применение полученных знаний. Подведение итогов. 5 мин.
6. Домашнее задание: изучить конспект лекции, подготовить сообщение, электронную презентацию. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине генетика человека с основами медицинской генетики 5 мин.

 


Приложение № 1

Вариант №1

Выберите правильный ответ.

1.Причина возникновения хромосомных заболеваний

а) мутация гена

б) взаимодействие нескольких генов

в) гетероплоидия

г) полимерное действие генов

 

2.Основные клинические проявления хромосомных заболеваний

а) нарушение интеллекта, врожденные пороки, бесплодие

б) нарушение интеллекта, характерный запах, цвет кожи

в) высокий клинический полиморфизм

г) врожденные пороки

 

3. Клинические симптомы синдрома Патау

 

а) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и нёба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития

б) умственная отсталость, микроцефалия, «мышиный» запах, судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос

в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины

г) голубой цвет склер, врождённая глухота, ломкость костей

 

4.Для диагностики синдрома Дауна проводят

 

а) биохимическое исследование

б) построение родословной

в) цитогенетическое исследование

г) иммуногенетическое исследование

д) молекулярно-генетические исследования

 

5.Кариотип больного с синдромом Клайнфельтера

 

а) 47,хху

б) 47,ххх

в) 45,хо

г) 47,хуу

д) 47,хх,21+


 

Приложение № 2

Тема: «Генные болезни»

План лекции

1. Генные болезни.

Заболевания аутосомно-доминантного типа.

- Синдром Марфана.

- Нейрофиброматоз.

Заболевания аутосомно-рецессивного типа.

- Фенилкетонурия.

- Галактоземия.

- Муковисцидоз.

- Гипотериоз.

- Болезнь Тей-Сакса.

Заболевания Х-рецессивного типа.

- Гемофилия.

- Дальтонизм.

2. Основные принципы ухода за больными с наследственными заболеваниями.

 

Генные болезни встречаются чаще, чем хромосомные. Диагностика этих заболеваний обычно начинается с анализа клинических и биохимических данных, родословной пробанда, типа наследования. Моногенные болезни могут иметь аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный и Х-сцепленный типы наследования.

3.1. Аутосомно-доминантный тип наследования.

Болезнь Марфана. Это наследственное заболевание, характеризующееся системным поражением соединительной ткани. Тип наследования – аутосомно-доминантный. В развитии этого заболевания имеет значение поражение эластина и коллагена, выражающееся в нарушении внутри- и межмолекулярных связей в этих структурах. Для больных типичны высокий рост, длинные (паукообразные) пальцы, воронкообразная или килевидная грудная клетка, плоскостопие. Нередко встречаются бедренные и паховые грыжи, гипоплазия мышц и подкожной клетчатки, мышечная гипотония. При обследовании выявляются врожденные пороки сердца, а с возрастом развивается расслаивающая аневризма аорты. Зрение у таких больных снижено, при осмотре выявляется миопия, отслойка сетчатки, подвывих хрусталика, катаракта, косоглазие. В моче определяется повышенное количество мукополисахаридов и их составных частей, которые играют важную роль в формировании коллагена и эластичных волокон.

Лечение проводят только симптоматическое. Значительные деформации грудной клетки требуют оперативного лечения, что способствует лучшему функционионированию сердца, а также улучшению общего самочувствия, показателей электрокардиограммы.

Нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена). Известно семь нозологических форм нейрофиброматоза (НФ), среди которых НФ-1 (периферический нейрофиброматоз) занимает ведущее место.

Это одно из наиболее часто встречающихся моногенных заболеваний. В настоящее время подробно изучена его генетика и клиническая картина. Ген НФ-1полностью расшифрован, в нем обнаружено более 100 мутаций (транслокации, делеции, вставки, точковые замены), расположен он на 17-йхромосоме. Более половины случаев заболевания являются результатом новых мутаций.

Это заболевание проявляется с рождения или в первом десятилетии жизни образованием на коже пигментных пятен типа «кофе с молоком», число и размер которых постепенно нарастает. Форма пятен, как правило, овальная, располагаются обычно они на закрытых участках кожи – на груди, спине, животе (пять и более пятен диаметром от 0,5 см у ребенка и шесть и более пятен диаметром от 1,5 см у взрослого позволяют думать о диагнозе НФ-1).

С возрастом у больных на коже появляются мелкие опухоли (нейрофибромы) – от единичных до нескольких сотен. Они могут локализоваться повсюду, в том числе и на слизистых оболочках ротовой полости и языка. Описаны пациенты с числом нейрофибром до 10 000 и более. Нейрофибромы представляют собой мягкие узелки, при надавливании как бы проваливающиеся в кожу – симптом «кнопки звонка». Подкожные узелки располагаются по ходу нервных стволов (округлые бусинки диаметром 1-2 см, подвижные, не прикрепленные к коже). Помимо этого, у некоторых больных развиваются диффузные массивные опухолевидные образования. Почти у всех больных наблюдаются изменения костной системы – кифоз, сколиоз, псевдоартрозы, локальный гигантизм, неспецефические черепно-лицевые аномалии. Веснушки в подмышечных и паховых складках, пятнистая гиперпигментациякожи верхней части груди и промежности относятся также к частым симптомам этого заболевания. В ряде случаев, редко в детском возрасте возможно озлокачествление опухолей.

Затруднения в обучении наблюдаются у 30% больных. Умственная отсталость не глубокая и не прогрессирующая.

3.2. Аутосомно-рецессивный тип наследования.

Фенилкетонурия (ФКУ, фенилпировиноградная олигофрения, болезнь Феллинга). Это заболевание обусловлено биохимическим дефектом превращения аминокислоты фенилаланина. Тип наследования аутосомно-рецессивный. Больные являются гомозиготами по гену фенилкетонурия, а родители гетерозиготами. Биохимический дефект состоит в ферментном (энзимном) блоке нормального превращения фенилаланина в аминокислоту тирозин из-за недостаточности фермента фенилаланингидроксилазы. Количество фенилаланина в организме накапливается и концентрция его в крови увеличивается в 10-100 раз. Далее он превращается в фенилпировиноградуню кислоту, являющуюся нейротропным ядом.

Накопление фенилаланина в организме идет постепенно, и клиническая картина развивается медленно. В первом полугодии жизни у ребенка бывают срыгивания, могут развиваться дерматиты и судорожные припадки. Судорожный синдром развивается по типу малой эпилепсии. В последующем соматическое развитие ребенка мало страдает, но психическое развитие, моторика все больше отстают или деградируют. Только 0,5 % больных сохраняют нормальный интеллект. В характере выявляется импульсивность, резкая возбудимость, склонность к агрессии.

Почти все дети блондины с голубыми глазами. С мочой и потом выделяются продукты обмена фенилаланина (фенилуксусная кислота) и от ребенка исходит неприятный запах («мышиный», «волчий», «затхлый»). Частота этого заболевания составляет 1 на 5600 новорожденных.

Исключение из питания фенилаланина с первых месяцев жизни способствует нормальному развитию ребенка. В настоящее время все новорожденные обследуются на уровень фенилаланина в крови: для этого несколько капель крови на фильтровальной бумаге посылают в лабораторию, где с помощью хроматографического метода определяют содержание данной аминокислоты.

Реже используется проба Феллинга: к 2-5 мл свежей мочи ребенка добавляют 10 капель 10 % раствора треххлористого железа. Появление сине-зеленого окрашивания свидетельствует о наличии заболевания и ребенок должен быть обследован количественными методами для установления окончательного диагноза.

Галактоземия. Это заболевание характеризуется накоплением в крови галактозы и проявляется отставанием в физическом и умственном развитии, тяжелым поражением печени, нервной системы, глаз и других органов. Наследуется галактоземия по аутсомно-рецессивному типу, частота патологии составляет 1 из 16000.

Галактоза является составной частью молочного сахара лактозы, при гидролизе которой в пищеварительном тракте образуются глюкоза и галактоза. Галактоза тормозит всасывание глюкозы и этим создаёт углеводную среду в кишечнике. Она необходима для миелинизации нервных волокон. Однако избыточные её количества для организма нецелесообразны, и поэтому она превращается в глюкозу с помощью фермента галактоза-1-фосфат-уридил-трансферазы. При низкой активности этого фермента происходит накопление галактоза-1-фосфата, который оказывает токсическое действие на функцию печени, мозга, хрусталик глаз.

Начало заболевания может проявляться с первых дней жизни расстройствами пищеварения, интоксикацией (понос, рвота, обезвоживание), развитием гипотрофии. Печень увеличивается, при пальпации она плотная, появляется желтуха, нарастают признаки печёночной недостаточности. Обнаруживается помутнение хрусталика глаза (катаракта). При тяжелом течении и без лечения дети погибают на первом году жизни, а при вскрытии обнаруживают цирроз печени. У выживших отмечается резкое отставание психомоторного развития, гепатомегалия, катаракта. Наиболее точным методом диагностики галактоземии является исследование в эритроцитах ферментов галактоза-1-фосфата и галактоза-1-фосфатуридилтрансферазы, галактозы в крови и моче, где уровни её увеличены.

Исключение из пищи молока (источника галактозы) даёт возможность нормально развиваться больному ребенку.

Амавротическая идиотия (болезнь Тей-Сакса). Это заболевание связано с резким увеличением в клетках мозга, а также печени и селезенки ганглиозидов из-за дефицита гексозаминидазы А в организме.

При рождении и в первые 3-4 месяца жизни дети не отличаются от здоровых сверстников. Заболевание развивается медленно, ребёнок становится менее активным, теряет приобретенные навыки. Рано появляются расстройства зрения, слуха. Психические изменения прогрессируют вплоть до идиотии. Развивается гипотония мышц, возникает паралич конечностей. Часто бывают тонические судороги.

Диагноз основывается на определении активности гексозаминидаз, типичных изменениях глазного дна (атрофия сосков зрительных нервов, вишнёво-красное пятно в макулярной области). Несмотря на лечебные мероприятия, прогноз неблагоприятный.

Гипотиреоз. Это заболевание, обусловленное понижением функции щитовидной железы. Оно может развиться вследствие поражения щитовидной железы – первичный гипотиреоз, поражения гипоталамо-гипофизарной области, регулирующей тиреоидную функцию, – вторичный гипотиреоз. Гипотиреоз может быть как врожденный, так и приобретенный.

Первичный врожденный гипотиреоз чаще возникает в результате внутриутробного порока развития щитовидной железы (аплазия, гипоплазия и др.) или из-за генетического дефекта в синтезе тиреоидных гормонов.

Больные дети рождаются с большой массой тела, что связано с отеком тканей. После рождения у ребенка длительно держится желтуха. Они плохо растут и имеют малую прибавку массы тела, отстают в нервно-психическом развитии, отмечаются запоры. Кожа при гипотиреозе сухая, бледная, шелушащаяся, холодная на ощупь. Частота сердечных сокращений ниже нормы, границы сердца расширены. У многих больных имеется систолический шум. Отмечается грубый голос и скудный рост волос на голове. Рентгенологическое исследование костей запястья выявляет отставание костного возраста.

Для диагностики используют исследование в крови гормонов щитовидной железы (тироксина и трийодтиронина), а также тиреотропного гормона гипофиза. Вспомогательное значение имеет повышение уровня холестерина в крови (более 6,8 ммоль/л).

Гипотиреоз может быть и у взрослых людей, клиническими проявлениями которого служат заторможенность, гиподинамия, бледность, сухость и отечность кожи, брадикардия, снижение температуры тела, артериального давления. После инфекций, охлаждения, приема снотворных препаратов и проведения оперативных вмешательств может развиться гипотиреоидная (миксематозная) кома.

Наследование гипотиреоза аутосомно-рецессивное.

Лечение гипотиреоза проводят с помощью заместительной терапии препаратами щитовидной железы, начиная с малых доз. Можно использовать и синтетические препараты – тироксин и трийодтиронин. При недостатке тиреотропного гормона используют его синтетический аналог. Гипотиреоидная кома требует неотложных мероприятий, в том числе и введения гидрокортизона.

При своевременной диагностике и адекватной терапии прогноз для большинства с гипотиреозом благоприятный.

Муковисцидоз (кистофиброз поджелудочной железы). Это наследственное заболевание, причиной которого является нарушение секреторной функции всех эндокринных желёз, выражающееся в повышении вязкости секрета. Тип наследования муковисцидоза – аутосомно-рецессивный. Частота заболеваемости по данным различных авторов от 1 из 2000 до 1 из 2500.

Выделяют следующие основные клинические формы заболевания:

1) мекониальный илеус (у новорожденных);

2) бронхолёгочная форма с развитием хронического воспалительного процесса и потерей массы тела;

3) желудочно-кишечная форма с развитием дистрофии;

4) смешанная форма.

Среди всех случаев муковисцидоза мекониальный илеус составляет 5-10%. В просвет кишечника мало поступает трипсина и меконий не подвергается ферментативному воздействию, в результате чего он становится очень вязким, часто скапливается в илеоцекальной области, прилипает к стенкам кишечника. У ребёнка появляется рвота с желчью, вздутие живота, отсутствие выделения первородного кала, может произойти заворот или перфорация кишечника.

При лечении этой формы муковисцидоза применяют панкреатические ферменты, назначают очистительные клизмы, а при перфорации или завороте кишечника – оперативное лечение.

Бронхолёгочная форма муковисцидоза проявляется повторными заболеваниями лёгких, трудно поддающиеся лечению. При этой форме нередко у ребёнка развивается дистрофия. Наряду с поражением легких имеется нарушение переваривающей способности поджелудочной железы. В кале обнаруживается нейтральный жир, стул обильный с неприятным запахом.

При желудочно-кишечной форме нарушается переваривающая способность ферментов поджелудочной железы и кишечника. Потребление большого количества пищи с достаточным количеством белков, липидов, углеводов и витаминов не ликвидирует дистрофию. У больных муковисцидозом могут быть и непостоянные симптомы: серо-коричневая окраска зубов, неприятный запах изо рта, длительные боли в верхней половине живота, выпадение прямой кишки, отёки, поражение печени, синуситы.

Для диагностики заболевания в периоде новорожденности можно исследовать меконий на концентрацию в нём белка – альбумина (в норме содержание альбумина в меконии до 20 мг/г сухой массы). У более старших детей исследуют потовую жидкость на концентрацию натрия и хлора. Потовую жидкость получают с помощью электрофореза с пилокарпином. Для муковисцидоза характерно увеличение в 2-5 раз концентрации электролитов в поту (норма 35 ммоль/л).

Лечение симптоматическое. Назначают диету, обогащённую белком и натрием, с ограничением липидов. С заместительной целью назначают ферментные препараты поджелудочной железы (панкреатин и его аналоги), пищу подсаливают.

Смешанная форма муковисцидоза сочетает в себе симптомы бронхолёгочной и желудочно-кишечной формы.

Изложенные наследственные заболевания обмена веществ, естественно, не исчерпывают все встречающиеся нозологические формы. Дальнейшее развитие клинической генетики и биохимии позволит расшифровать патогенез многих известных наследственных заболеваний, а также описать новые их формы, разработать рациональные методы лечения.

 

Приложение №3

Рефлексия

Содержательная рефлексия

Студенты по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. я понял, что…
  4. теперь я могу…
  5. я почувствовал, что…
  6. я приобрел…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. я смог…
  10. я попробую…
  11. меня удивило…
  12. урок дал мне для жизни…
  13. мне захотелось…

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.229 (0.072 с.)