Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Основы общей биологии.
ОСНОВЫ БИОЛОГИИ Учебная программа для специальностей:
1-33 01 05 Медицинская экология 1-80 02 01 Медико-биологическое дело Факультет экологической медицины
Кафедра биологии человека и экологии
Курс 1
Семестры 1
Минск 2008 г. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы биологии», регистрационный № ТД-H.008/тип от 16.07.2008 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии
___________ 200_ г. протокол № _
Заведующий кафедрой _____________ Е.Ю. Жук
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экологической медицины МГЭУ им. А.Д. Сахарова ___________ 200_ г. протокол № _
Председатель ________________ М.С. Морозик
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины «Основы биологии» состоит в том, чтобы сформировать современные представления о фундаментальных общебиологических закономерностях становления, развития и функционирования живых систем различного ранга, раскрыть характер их соподчиненности, выработать понимание взаимосвязи живой и неживой природы. Преподавание этой дисциплины призвано содействовать углублению общебиологических знаний и повышению общеобразовательного и культурного уровня студентов, что имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение В задачи курса входит введение студентов-первокурсников в надлежащий объем современных знаний по биологии с целью успешного освоения в ходе дальнейшей учебы других биологических дисциплин. Цели и задачи дисциплины, требования к ее освоению в соответствии с образовательным стандартом Перед курсом «Основы биологии» ставятся задачи: знать: – основы систематики живых существ; для их сравнительного изучения; – основные законы биологии; – основные характеристики живых объектов, их отличие от неживых; – химические основы организации живых существ и теории о возможности их возникновения из неживой материи; – эволюционные теории о возможности возникновения всего разнообразия живых существ; – закономерности онтогенеза и функционирования растительного организма; – закономерности распространения и распределения растений и их сообществ-биоценозов на суше и в водных пространствах; – сравнительно эволюционный анализ особенностей организации животных; – основные сведения об изменениях в современном животном и растительном мире для решения вопросов экологического мониторинга в связи с увеличивающимися антропогенными нагрузками; уметь: – использовать справочную литературу по систематике живых существ; – проводить микроскопические исследования живых объектов и фиксированных препаратов; – анализировать все явления и процессы в живых организмах на молекулярном уровне; – работать с микроскопом, подготавливать простейшие препараты, – работать с гербарными образцами; – определять основные систематические группы растений, беспозвоночных и позвоночных животных; – планировать исследования по экологическому мониторингу экосистем. Учебная программа по дисциплине «Основы биологии» разработана в соответствии с типовой учебной программой по данной дисциплине и учебным планом по специальностям 1-33 01 05 Медицинская экология, 1-80 02 01 Медико-биологическое дело. Учебный материал включает следующие разделы: «Основы общей биологии», «Зоология», «Ботаника». II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 2. Зоология Тема 2.1. Зоология - наука о животных. Органы и системы органов животных Пищеварительная система и пищеварение. Дыхательная система и газообмен. Кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и кровеносная система позвоночных. Выделительная система. Нервная система и органы чувств. Многообразие органов чувств. Эндокринная система. Половая система. Тема 2.2. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Одноклеточные как самостоятельные организмы. Распространение простейших и роль в процессах биосферы. Зоологическая классификация простейших. Характеристика представителей: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории. Тема 2.3. Тип кишечнополостные. Классы кишечнополостных (гидроидные, сцифоидные, кораллы). Экология кишечнополостных. Тема 2.4. Черви. Общая характеристика червей как низшей группы двустороннесимметричных животных. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними. Тема 2.5. Тип первичнополостные. Общая характеристика типа. Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей. Тема 2.6. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки. Тема 2.7. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Деление типа на классы (брюхоногие, пластинчатожаберные, головоногие). Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде. Тема 2.8. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний. Тема 2.9. Класс насекомые. Основные отряды. Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые. Паразиты и переносчики возбудителей болезней. Многообразие экологических групп среди насекомых. Тема 2.10. Тип хордовые. Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира.Класс рыбыОбщая морфологическая и биологическая характеристика. Экология рыб. Тема 2.11. Класс земноводные. Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. Основные экологические группы амфибий. Тема 2.12. Класс рептилии. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Экология пресмыкающихся. Приспособления к различным условиям существования. Тема 2.13. Класс птицы. Морфофизиологические особенности, биология, экология распространение. Особенности организации в связи с полетом. Экология птиц. Основные экологические группы птиц. Тема 2.14. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. Экология млекопитающих. Основные экологические группы. Тема 2.15. Животный мир Республики Беларусь. Характеристика фауны Беларуси. Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. Животное население прибрежных экосистем. Животные – фитофаги в водных экосистемах республики. Паразиты как специфическая группа животных. Сапрофаги, копрофаги, некрофаги и их роль в экосистемах. Охраняемые территории в республике. Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней. Тема 2.16. Полевые исследования по зоологии. Программа и основные методики исследований по зоологии. Методы учета численности. Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. Планирование эксперимента в зоологических исследованиях. Раздел 3. Ботаника Тема 3.1. Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники в античный период. Развитие ботаники в средние века. Великие географические открытия и развитие ботаники. Вклад К. Линнея в развитие ботанических наук. Клеточная теория и ботанические исследования. Развитие ботанической науки в России. Ботаника и эволюционная теория. Развитие ботаники в 20 веке. Ботанические исследования на Беларуси: развитие флористических исследований, развитие растительности на территории Беларуси в 1917 – 1941 гг., ботанические исследования в послевоенные годы Ботаники Беларуси и их вклад в развитие ботанической науки. Разделы ботаники: морфология, систематика, физиология растений, фитоценология палеоботаника. Тема 3.2. Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Современная классификация тканей. Ткани временные и постоянные. Образовательные ткани и их классификация. Покровные ткани: общая характеристика, классификация – эпидермис, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима. Проводящие ткани. Особенности проводящих тканей. Характеристика ксилемы и флоэмы. Первичная и вторичная ксилема и флоэма – их особенности. Паренхимные ткани: хлоренхима, запасающая паренхима, аэренхима. Выделительные ткани. Тема 3.3. Понятие об органах растений. Корень. Вегетативные и генеративные органы растения. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Экологические группы корней. Зоны корня и их функции. Внутреннее строение корня в связи с его функциями. Метаморфозы корня. Тема 3.4. Побег. Стебель. Понятие о побеге. Метамерность побега. Почка. Почки вегетативные и цветочные. Виды почек. Ветвление побега. Стебель – осевая часть побега. Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. Особенности анатомического строения стебля у одно- и двудольных растений. Передвижение веществ по стеблю. Тема 3.5. Лист. Лист как часть побега. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями Тема 3.6. Метаморфозы побега, стебля и листа. Размножение растений. Надземные и подземные видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Половой процесс и половое размножение у растений. Циклы развития споровых и семенных растений. Гаметофит. Спорофит. Чередование поколений. Тема 3.7. Цветок. Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик. Строение тычинки и пестика. Мужской и женский гаметофит. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Формулы и диаграммы цветков. Соцветия и их биологическое значение. Тема 3.8. Цветение. Оплодотворение. Плод. Семя. Цветение и опыление растений. Самоопыление. Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Оплодотворение. Развитие частей цветка после оплодотворения. Образования семян и плодов. Семя: строение семени. Плоды: классификация плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Тема 3.9. Классификация растений. Низшие растения. Водоросли. Классификация растений. Из истории классификации: К.Линней, Ж.Б.Ламарк. Современные классификации растений. Низшие и высшие растения. Группа отделов Водоросли. Характерные особенности водорослей, связанные со средой обитания. Особенности строения клетки водорослей. Размножение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве человека. Характеристика отделов водорослей: диатомовые, зелёные (хламидомонада, спирогира), харовые, бурые, красные Тема 3.10. Высшие растения. Отделы: Моховидные, Риниофиты. Плауновидные. Хвощевидные. Папоротниковидные. Характерные особенности растений данных отделов. Моховидные: зелёные мхи, их среда обитания, строение. Сфагновый мох, образование торфа, его значение. Риниофиты. Риния как типичный представитель отдела: характерные особенности ринии. Плауновидные. Среда обитания, черты приспособленности. Чередование поколений. Понятие равноспоровости и разноспоровости. Представители, значение в природе и хозяйстве. Хвощевидные: особенности среды обитания и строения. Цикл развития. Значение хвощей. Папоротниковидные: строение и размножение папоротников. Тема 3.11. Отдел Голосеменные. Голосеменные: строение и размножение голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Тема 3.12. Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные. Особенности строения покрытосеменных в сравнении с голосеменными. Характерные особенности цветковых растений. Классификация. Сравнительная характеристика классов Одно- и Двудольные. Характеристика отдельных представителей класса Однодольные, относящихся к семействам Злаковые и Лилейные. Тема 3.13. Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные. Характеристика отдельных представителей класса Двудольные, относящихся к семействам Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. Тема 3.14. Растения и окружающая среда. Экология растений. Климатические факторы и их влияние на организм. Листовая мозаика. Классификация растений по отношению к свету. Фотопериодизм. Классификация растений по отношению к теплу и влаге. Влияние перемещения воздушных масс на растительные организмы. Влияние почвы и рельефа на растения. Роль биотических и антропогенных факторов в жизни растений. Жизненные формы растений. Раздел 2. «ЗООЛОГИЯ» Раздел 3 «БОТАНИКА» ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Составители:
Г.М. Долбик, доцент кафедры биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», кандидат биологических наук, доцент. Е.Ю. Жук, зав. кафедрой биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова», кандидат биологических наук, доцент. А.Б. Авчинников, преподаватель кафедры биологии человека и экологии Учреждения образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова» ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ на 2009/2010 учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии человека и экологии (протокол №___ от __________20__г.)
Заведующая кафедрой
к.б.н., доцент _________________ Е.Ю. Жук
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экологической медицины
к.б.н., доцент _________________ М. С. Морозик
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ БИОЛОГИИ на 2010/2011 учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Биологии человека и экологии (протокол №___ от __________20__г.)
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент _________________ Е.Ю. Жук
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экологической медицины
к.б.н., доцент _________________ М.С. Морозик
ОСНОВЫ БИОЛОГИИ Учебная программа для специальностей:
1-33 01 05 Медицинская экология 1-80 02 01 Медико-биологическое дело Факультет экологической медицины
Кафедра биологии человека и экологии
Курс 1
Семестры 1
Минск 2008 г. Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Основы биологии», регистрационный № ТД-H.008/тип от 16.07.2008 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биологии человека и экологии
___________ 200_ г. протокол № _
Заведующий кафедрой _____________ Е.Ю. Жук
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экологической медицины МГЭУ им. А.Д. Сахарова ___________ 200_ г. протокол № _
Председатель ________________ М.С. Морозик
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины «Основы биологии» состоит в том, чтобы сформировать современные представления о фундаментальных общебиологических закономерностях становления, развития и функционирования живых систем различного ранга, раскрыть характер их соподчиненности, выработать понимание взаимосвязи живой и неживой природы. Преподавание этой дисциплины призвано содействовать углублению общебиологических знаний и повышению общеобразовательного и культурного уровня студентов, что имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение В задачи курса входит введение студентов-первокурсников в надлежащий объем современных знаний по биологии с целью успешного освоения в ходе дальнейшей учебы других биологических дисциплин. Цели и задачи дисциплины, требования к ее освоению в соответствии с образовательным стандартом Перед курсом «Основы биологии» ставятся задачи: знать: – основы систематики живых существ; для их сравнительного изучения; – основные законы биологии; – основные характеристики живых объектов, их отличие от неживых; – химические основы организации живых существ и теории о возможности их возникновения из неживой материи; – эволюционные теории о возможности возникновения всего разнообразия живых существ; – закономерности онтогенеза и функционирования растительного организма; – закономерности распространения и распределения растений и их сообществ-биоценозов на суше и в водных пространствах; – сравнительно эволюционный анализ особенностей организации животных; – основные сведения об изменениях в современном животном и растительном мире для решения вопросов экологического мониторинга в связи с увеличивающимися антропогенными нагрузками; уметь: – использовать справочную литературу по систематике живых существ; – проводить микроскопические исследования живых объектов и фиксированных препаратов; – анализировать все явления и процессы в живых организмах на молекулярном уровне; – работать с микроскопом, подготавливать простейшие препараты, – работать с гербарными образцами; – определять основные систематические группы растений, беспозвоночных и позвоночных животных; – планировать исследования по экологическому мониторингу экосистем. Учебная программа по дисциплине «Основы биологии» разработана в соответствии с типовой учебной программой по данной дисциплине и учебным планом по специальностям 1-33 01 05 Медицинская экология, 1-80 02 01 Медико-биологическое дело. Учебный материал включает следующие разделы: «Основы общей биологии», «Зоология», «Ботаника». II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Раздел 1. Основы общей биологии. Тема 1.1. Биология как наука о жизни и ее значение. Клетка в системе живой природы.Биология в системе естественных наук. Признаки живых объектов. Определения жизни и их характеристика. Основные обобщения биологических наук. Уровни организации жизни. Уровни изучения биологических объектов. Дифференциация биологических наук. Теоретическое и практическое значение биологии. Общие методы научного исследования. Методы изучения клетки и ее компонентов. Тема 1.2. Химический состав клетки. Химический состав организмов как свидетельство материального единства мира. Элементарный химический состав организмов: основные, макро- и микроэлементы и их роль. Значение элементарного химического состава. Вода, ее строение, свойства, биологические функции. Основные катионы и анионы и их роль. Фосфатная и бикарбонатная буферные системы. Липиды: группы, строение (жиров) и функции. Углеводы: группы, строение и функции. Аминокислоты: строение, группы. Образование пептидной связи. Незаменимые аминокислоты. Белки: уровни организации; простые и сложные белки; денатурация; функции. Каталитическая функция белков: энергия активации; активный центр; гипотезы катализа. Нуклеиновые кислоты: строение, виды, функции. Тема 1.3. Происхождение жизни. Гипотезы происхождения жизни. Абиогенез – предпосылка биологической эволюции. Экспериментальное получение органических кислот, мономеров и полимеров из компонентов «первичной атмосферы». Проблема возникновения генетического кода. Коацерваты и пробионты. Дальнейшее развитие жизни. Основные этапы биологической эволюции. Многоклеточность. Эволюция растений и животных, хронология появления основных ароморфозов (обзор). Закономерная смена этапов эволюции биосферы. Тема 1.4. Строение клеток. Органеллы и биомембраны. Клеточная теория и ее значение. Строение про- и эукариотической клетки. Биологические мембраны и клеточные органоиды – их строение и функции. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Транспорт веществ через биомембраны. Гиалоплазма: строение и роль в клетке. Тема 1.5. Общая характеристика обмена веществ клетки. Пластический и энергетический обмен – две стороны единого обмена веществ. Авто- и гетеротрофы. Фотосинтез (обзор). Хемосинтез. Клеточное дыхание (аэробное и анаэробное). Брожение. Тема 1.6. Деление клетки и реализация наследственной информации. Клеточный цикл: стадии и их характеристика. Типы деления клеток и их биологическое значение. Особенности деления про- и эукариотических клеток. Биологическое значение различных типов деления клеток. Клеточная дифференцировка. Хроматин и хромосомы: их структурно-функциональная характеристика (обзор). Понятие кариотипа. Центральная догма молекулярной биологии. Понятие гена. Генетический код и его свойства. Репликация ДНК – молекулярная основа деления клеток. Транскрипция и трансляция (биосинтез белка, этапы). Регуляция генной активности. Тема 1.7. Структурно-функциональная организация живых организмов. Группы организмов в связи с их структурной организацией. Ткани и органы животных и растений. Питание (пищеварение, всасывание, транспорт питательных веществ). Кровеносная система. Иммунитет. Внутренняя среда организма. Выделение. Эволюция функциональных систем организмов. Тема 1.8. Размножение и индивидуальное развитие живых организмов. Бесполое и половое размножение, их особенности и значение. Своеобразие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез животных, его основные стадии развития. Онтогенез растений и его особенности (обзор). Формирование мужского и женского гаметофита. Старение и смерть организмов. Тема 1.9. Наследственность и изменчивость – важнейшие свойства организмов. Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип. Методы генетики и ее значение как науки. Причины удач опытов Менделя. Аллели. Законы Менделя (определения, результаты расщепления, значение, гипотеза чистоты гамет). Генотип как совокупность взаимодействующих генов. Сцепление и кроссинговер. Понятие генетической карты. Типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов. Положения хромосомной теории наследственности. Ядро и цитоплазма и их роль в формировании фенотипа. Цитоплазматическая наследственность. Виды изменчивости и их характеристика. Тема 1.10. Адаптация организмов к среде обитания. Воздействия экологических факторов на организмы. Понятие лимитирующего фактора. Свет, температура, влажность как экологические факторы. Биотические факторы и их характеристика. Биохимические, морфо-физиологические и поведенческие адаптации живых организмов. Значение адаптаций в распространении организмов и их участии в формировании биоценозов и экосистем. Тема 1.11. Популяционно-видовой уровень организации жизни. Систематика как наука. Понятие естественной системы классификации. Основные таксономические категории. Проблема царств: Археи и Протисты. Сравнительная характеристика представителей различных царств. Линней и его роль в истории биологии. Бинарная номенклатура и ее значение. Биологический вид: определение, критерии. Популяция – структурная единица вида. Определение популяции. Характеристика популяций: численность, плотность, пространственное распределение. Половая, возрастная, генетическая и экологическая структура популяции. Динамика популяции и ее причины. Концепция иерархии популяций. Тема 1.12. Биогеоценотический уровень организации жизни. Понятие биоценоза, биогеоценоза, экосистемы. Структура биогеоценоза, взаимоотношения организмов. Движение вещества и энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Цепи и сети питания. Продуктивность биогеоценозов. Трофическая структура экосистемы. Динамика экосистем и ее типы. Сукцессии, саморегуляция экосистем. Агроценозы и их своеобразие как экосистем. Тема 1.13. Биосфера – высший уровень организации жизни. Понятие о биосфере, ее структуре и границах. Распределение живого вещества в биосфере. Учение Вернадского В.И. о биосфере. Пространственная неоднородность биосферы. Главные функции живого вещества в биосфере. Значение круговорота веществ и притока солнечной энергии для существования биосферы. Основные условия существования биосферы. Круговорот воды, углерода, азота. Тема 1.14. Развитие эволюционных представлений. Додарвиновский период. Теория Дарвина, ее характеристика и значение. Понятие о движущих силах эволюции. Современные представления об эволюции и ее факторах. Генетика популяций. Понятия о генофонде. Синтетическая теория эволюции и ее сущность. Предпосылки, доказательства и результаты эволюции. Видообразование. Прогресс и регресс в биологии. Пути достижения биологического прогресса. Тема 1.15. Биотехнология. Биотехнология как область науки и практики. Определение биотехнологии. Традиционная и современная биотехнология. Основные направления биотехнологии и их краткая характеристика. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Значение биотехнологии в медицине, селекции и охране окружающей среды. Тема 1.16. Проблемы взаимоотношения человека и биосферы. Основные экологические проблемы современности: рост народонаселения, загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы, сокращение биоразнообразия. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития и ее сущность. Рациональное природопользование, сохранение генофонда. Повышение продуктивности естественных и искусственных экосистем. Резервы биосферы и поддержание ее восстановительных возможностей. Экологический мониторинг и его значение. Будущее человечества.
Раздел 2. Зоология Тема 2.1. Зоология - наука о животных. Органы и системы органов животных Пищеварительная система и пищеварение. Дыхательная система и газообмен. Кровеносная система. Кровеносная система беспозвоночных и кровеносная система позвоночных. Выделительная система. Нервная система и органы чувств. Многообразие органов чувств. Эндокринная система. Половая система. Тема 2.2. Основные черты строения и жизнедеятельности простейших. Одноклеточные как самостоятельные организмы. Распространение простейших и роль в процессах биосферы. Зоологическая классификация простейших. Характеристика представителей: саркодовые, жгутиковые, споровики, инфузории. Тема 2.3. Тип кишечнополостные. Классы кишечнополостных (гидроидные, сцифоидные, кораллы). Экология кишечнополостных. Тема 2.4. Черви. Общая характеристика червей как низшей группы двустороннесимметричных животных. Тип плоские черви. Общая характеристика типа. Паразиты человека и домашних животных и меры борьбы с ними. Тема 2.5. Тип первичнополостные. Общая характеристика типа. Морфологическое и биологическое разнообразие круглых червей. Тема 2.6. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Классы многощетинковые, малощетинковые и пиявки. Тема 2.7. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Деление типа на классы (брюхоногие, пластинчатожаберные, головоногие). Экология моллюсков, особенности организации в связи с обитанием в водной и наземно-воздушной среде. Тема 2.8. Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Паукообразные и особенности их организации в связи с наземным образом жизни. Клещи, их экологическая роль как хранителей и переносчиков различных заболеваний. Тема 2.9. Класс насекомые. Основные отряды. Вредители сельского и лесного хозяйства. Общественные насекомые. Паразиты и переносчики возбудителей болезней. Многообразие экологических групп среди насекомых. Тема 2.10. Тип хордовые. Общая характеристика хордовых и их положение в системе животного мира.Класс рыбыОбщая морфологическая и биологическая характеристика. Экология рыб. Тема 2.11. Класс земноводные. Общая морфофизиологическая и биологическая характеристика. Основные экологические группы амфибий. Тема 2.12. Класс рептилии. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Экология пресмыкающихся. Приспособления к различным условиям существования. Тема 2.13. Класс птицы. Морфофизиологические особенности, биология, экология распространение. Особенности организации в связи с полетом. Экология птиц. Основные экологические группы птиц. Тема 2.14. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса как высшего класса позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации. Морфофизиологические особенности организации в связи с обитанием различных сред обитания. Экология млекопитающих. Основные экологические группы. Тема 2.15. Животный мир Республики Беларусь. Характеристика фауны Беларуси. Наземные экосистемы. Животные – фитофаги в наземных экосистемах. Животное население прибрежных экосистем. Животные – фитофаги в водных экосистемах республики. Паразиты как специфическая группа животных. Сапрофаги, копрофаги, некрофаги и их роль в экосистемах. Охраняемые территории в республике. Красная книга, основные принципы и подходы к видам и их статусу в ней. Тема 2.16. Полевые исследования по зоологии. Программа и основные методики исследований по зоологии. Методы учета численности. Общие сведения по биологической обработке добытого материала по зоологии. Планирование эксперимента в зоологических исследованиях. Раздел 3. Ботаника Тема 3.1. Ботаника – наука о растениях. История развития ботаники в античный период. Развитие ботаники в средние века. Великие географические открытия и развитие ботаники. Вклад К. Линнея в развитие ботанических наук. Клеточная теория и ботанические исследования. Развитие ботанической науки в России. Ботаника и эволюционная теория. Развитие ботаники в 20 веке. Ботанические исследования на Беларуси: развитие флористических исследований, развитие растительности на территории Беларуси в 1917 – 1941 гг., ботанические исследования в послевоенные годы Ботаники Беларуси и их вклад в развитие ботанической науки. Разделы ботаники: морфология, систематика, физиология растений, фитоценология палеоботаника. Тема 3.2. Растительные ткани. Понятие о растительной ткани. Современная классификация тканей. Ткани временные и постоянные. Образовательные ткани и их классификация. Покровные ткани: общая характеристика, классификация – эпидермис, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима. Проводящие ткани. Особенности проводящих тканей. Характеристика ксилемы и флоэмы. Первичная и вторичная ксилема и флоэма – их особенности. Паренхимные ткани: хлоренхима, запасающая паренхима, аэренхима. Выделительные ткани. Тема 3.3. Понятие об органах растений. Корень. Вегетативные и генеративные органы растения. Корень. Функции корня. Виды корней. Типы корневых систем. Экологические группы корней. Зоны корня и их функции. Внутреннее строение корня в связи с его функциями. Метаморфозы корня. Тема 3.4. Побег. Стебель. Понятие о побеге. Метамерность побега. Почка. Почки вегетативные и цветочные. Виды почек. Ветвление побега. Стебель – осевая часть побега. Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. Особенности анатомического строения стебля у одно- и двудольных растений. Передвижение веществ по стеблю. Тема 3.5. Лист. Лист как часть побега. Функции листа. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями Тема 3.6. Метаморфозы побега, стебля и листа. Размножение растений. Надземные и подземные видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их строение, биологическое и хозяйственное значение. Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения. Половой процесс и половое размножение у растений. Циклы развития споровых и семенных растений. Гаметофит. Спорофит. Чередование поколений. Тема 3.7. Цветок. Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик. Строение тычинки и пестика. Мужской и женский гаметофит. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Формулы и диаграммы цветков. Соцветия и их биологическое значение. Тема 3.8. Цветение. Оплодотворение. Плод. Семя. Цветение и опыление растений. Самоопыление. Перекрёстное опыление насекомыми, ветром. Оплодотворение. Развитие частей цветка после оплодотворения. Образования семян и плодов. Семя: строение семени. Плоды: классификация плодов. Типы плодов. Распространение плодов и семян. Тема 3.9. Классификация растений. Низшие растения. Водоросли. Классификация растений. Из истории классификации: К.Линней, Ж.Б.Ламарк. Современные классификации растений. Низшие и высшие растения. Группа отделов Водоросли. Характерные особенности водорослей, связанные со средой обитания. Особенности строения клетки водорослей. Размножение водорослей. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей в природе и хозяйстве человека. Характеристика отделов водорослей: диатомовые, зелёные (хламидомонада, спирогира), харовые, бурые, красные Тема 3.10. Высшие растения. Отделы: Моховидные, Риниофиты. Плауновидные. Хвощевидн< |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.014 с.) |