Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы к государственной аттестации

Поиск

Методические материалы к государственной аттестации

для студентов специальности

Народное художественное творчество»

По предмету «Теория и история народной художественной культуры»

 

 

Примерное содержание вопросов

К государственному экзамену по предмету

«Теория и история народной художественной культуры»

Сущность, структура, функции НХК.

Сущность народной художественной культуры как совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Многообразие и противоречивость трактовок понятия "народная художественная культура" в работах различных авторов. Попытки отождествления народной художественной культуры с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, традиционной народной культурой, художественной самодеятельностью и т. д.

Структура народной художественной культуры и ее основные компоненты: народное искусство, народное художественное творчество, традиционные и современные формы деятельности (фольклор, любительство, самодеятельность). Бытование, сохранение, изучение и трансляция (распространения) в обществе произведений народного художественного творчества.

Основные функции народной художественной культуры:

· аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);

· художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

· социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);

· арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии);

· коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие.

Разнообразие подходов к анализу взаимосвязей между народной художественной культурой и классическим искусством.

 

Городская народная культура.

Историческая динамика народной художественной культуры от Древней Руси к современной России. Общность форм "художественного быта" в патриархальной Руси. Возникновение и развитие сословных художественных субкультур. Своеобразие художественной жизни русского дворянства, купечества, духовенства и других сословий. Роль реформ Петра 1 в развитии народной художественной культуры. Ярмарочные увеселения (балаганы, театр Петрушки и т.д). Появление авторского народного творчества, письменной народной культуры (лубок). Городские песни, канты, баллады, песни-романсы.

 

7. Понятия «народный календарь» и «календарные аграрные праздники».

Традиционный народный календарный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов, гаданий, торжественной трапезы, игр, музыки, танцев, представлений и т. д. Связь календарных народных праздников с зимним и летним солнцеворотами, весенним и осенним равноденствиями, с циклами сельскохозяйственных работ, с языческими и христианскими основами народной веры. Система церковных праздников; двунадесятые (переходящие и непреходящие) и престольные праздники. Народные обычаи празднования церковных праздников; приметы, гадания, игры и другие развлечения в праздничные дни церковного календаря.

 

Фольклор народов Прикамья.

Жанровое своеобразие, эстетическое содержание фольклорной традиции Прикамья. Отражение в памятниках Прикамского фольклора мировоззренческих, нравственно-этических и эстетических народных ценностей. Локальные варианты репертуара и жанров песен. Календарный фольклор и его особенности. Лирическая не обрядовая песня. Частушка. Исторические песни и придания о Ермаке, Пугачёве, отечественной войне 1812 г. Предания о местных богатырях (Пера -богатырь, Кудым Ош, Кама-богатырь). Предания о домашних духах, духах окружающей природы. Сказки, пословицы, поговорки. Рабочий фольклор.

Семейные обычаи и обряды. Свадебные обряды их локальные варианты.

Песенно-игровой фольклор

Понятия "игра", "игровая деятельность ","игровая культура". Игра - вид деятельности или трансакция (Э. Берн). Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их связь с древними игрищами и мистериями. Отражение в народных играх психологии народа, традиционных форм его жизни. Игра как элемент традиционных народных праздников и обрядов. Российские собиратели и исследователи традиционных народных игр (Е.А. Покровский, Г.С. Виноградов и др.). Народное художественное творчество и игра. Современные концепции игровой природы искусства. Драма как игра. Музыка как игра. Танец как "чистая игра" (Й. Хейзинга). Народные песни-игры, игры-пляски, игры-хороводы, народные игры-сценки. Старинные детские народные игры: подвижные игры на свежем воздухе, игры с куклами и другими игрушками. Детские игры-сценки, игры с песнями и танцевальными движениями. Традиционные молодежные игры.

Роль традиционных народных игр в современной культуре. Традиционные народные игры в формировании и развитии личности детей и подростков

В Прикамье в ХХ-ХХI вв.

Развитие новых форм досуговой художественно-творческой деятельности после 1917 г. Становление системы художественного образования в крае.

Значение эвакуации художественных сил Ленинграда во время Великой отечественной войны в Пермь.

Самодеятельные коллективы Прикамья. Самодеятельные композиторы Пермского края. Творчество Г.Р.Терпиловского и развитие жанров массовой музыкальной культуры.

Деятельность Пермского дома народного творчества. Смотры художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы.

Общественные объединения Перми (Пермское краевое отделение Всероссийского музыкального общества,Пермская музыкальная общественная организация «Классик», Региональное отделение Российского фольклорного союза)

Музыкальная жизнь Пермского края на рубеже ХХ-ХХI вв. Конкурсно-фестивальная деятельность в регионе. Мультикультурные проекты («Дягилевские сезоны», «Камва», «Живая Пермь» и др.).

Народного творчества

Специфика педагогического процесса в коллективе НХТ. Понятие «педагогический процесс». Структура педагогического процесса. Художественная деятельность как основа педагогического процесса.

Цель и задачи обучения. Специфика педагогических принципов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Содержание обучения. Формы художественно-творческого процесса. Формы педагогического контроля. Результат обучения.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива.

 

Предварительная работа руководителя над произведением: задачи и методика

Значимость предварительной работы руководителя над произведением.

Этапы: создание общего представления о произведении; методы работы (проигрывание, прослушивание, прочтение произведения, просмотр его в записи и т.д.).

Постепенное углубление в сущность произведения (теоретический и исполнительский анализ). Окончательное формирование исполнительского замысла.

 

Подготовка исполнительского аппарата участника коллектива народного творчества к художественной деятельности.

Характеристика исполнительского аппарата.

Цели (психологический настрой и подготовка аппарата к предстоящей работе), задачи и методы подготовки исполнительского аппарата к художественной деятельности.

Последовательность и

Для актеров - тренинг психофизического аппарата актера-любителя.

Для хореографов - разогрев двигательного аппарата.

Для хормейстеров – распевание.

Для инструменталистов – разыгрывание.

Принципы подбора репертуара

Педагогическое руководство

художественным самообразованием участников

Задачи (воспитательные, образовательные) самостоятельной работы участников коллектива народного творчества. Формы и методы художественно-образовательной работы. Педагогическое руководство художественным самообразованием участников. Информирование их о книгах, статьях, журналах, материалах СМИ, сайтах в Интернете, отражающих проблемы теории и истории искусства, отдельных видов художественного творчества.

Специфика самостоятельной работы участников коллектива народного творчества.

Значение самостоятельной работы участников коллектива народного творчества.

Художественным коллективом

Понятие «детский коллектив». Психофизиологические особенности детского возраста. Организация процесса обучения в детском коллективе. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры участников как важнейшая цель педагогического процесса. Постановка воспитательных, образовательных и развивающих задач деятельности коллектива. Роль репертуара. Значение работы с родителями.

 

 

Литература:

 

Александров А. В. [Визуальная антропология] / А. В. Александров.: К 10-летию Центра визуальной антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова: Статьи / А. В. Александров, Л. Филимонов [и др.]: К 10-летию Центра визуальной антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова: Статьи / А. В. Александров, Филимонов Л. [и др.] // Материальная база сферы культуры. - 2001. - Вып.4

 

Аникин В.П. Теория фольклора.: Курс лекций. М.: Университет, 2004. -342с.

Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. _ СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.-400с.

 

Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.: этнографические очерки / Т. А. Бернштам. - Л.: Наука, 1983. - 233 с.: ил.

 

Балдина О.Д. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры прошлого в современных условиях / О.Д. Балдина. / О. Д. Балдина / О. Д. Балдина // Наука о культуре: итоги и перспективы. - 2000.-Вып.4.-С.25-42

 

Быкова Э.В. Современные формы бытового музыкального и словесного устного творчества как феномен народной культуры / Э.В. Быкова. / Э. В. Быкова / Э. В. Быкова // Наука о культуре:итоги и перспективы. - 2000.-Вып.4.-С.43-64

 

Власова З.И. Скоморохи и фольклор. – СПБ.: Алетейя, 2001. -528с.

 

Государственная поддержка народной культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. - №12. - С. 44-50

 

Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л.: Наука, 1991. -207с.

 

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: адаптированное изд. / М. Забылин. - М.: Рипол Классик, 1997. - 544 с. - (Ваша тайна)

 

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, праздники, предания, суеверия / М. Забылин. - М.: Русская книга, 1996. - 496 с.: ил.

 

Зеленин Д. К. Избранные труды / Д. К. Зеленин.. Статьи по духовной культуре, 1901-1913 / Д. К. Зеленин; [вступит. ст. Н. И. Толстого; сост. А. Л. Топоркова] / Д. К. Зеленин; [вступит. ст. Н. И. Толстого; сост. А. Л. Топоркова]. - М.: Индрик, 1994. - 400 с. - (Традиционная духовная культура славян)

 

Зеленин Д.К. Избранные труды / Д. К. Зеленин.. Статьи по духовной культуре, 1917-1934 / Д. К. Зеленин / Д. К. Зеленин. - М.: Индрик, 1999. - 352 с. - (Традиционная духовная культура славян)

Экземпляры: всего:1 - Аб(1)

 

Зрелищно-игровые формы народной культуры: сб. науч. статей / сост. Л. М. Ивлева. - Л.: ЛГИТМИК, 1990. - 237 с.: ил., ноты

Ивлева Л. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. – СПб.: Дмитрий Булавин, 1998. -191с.

 

Каргин А.С. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства / А. С. Каргин. - М.: Музыка, 1990. - 143 с.

 

Костина А. В. Народная, элитарная и массовая культура в современном социокультурном пространстве: структурно-типологический подход / А. В. Костина // Обсерватория культуры. - 2006. - №5. - С. 96-109

 

Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПБ.: Паритет, 2003. -240с.

 

Леонтьев А.А. Культура и языки народов России, стран СНГ и Балтии. –М.: Флинта, 1998.311с.

 

Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл-бук, 1998. -304.

 

Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности. – М.: Вузовская книга, 1999.-240с.

 

Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление: учебное пособие / Л. И. Михайлова; ПГИИК. Каф. СКД. - Пермь, 1994. - 176 с.

 

Народная художественная культура.: Учебник: Учебник / ред. Т. И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2000. - 412с.

 

Новикова М.В. Реализация аксиологических основ народной художественной культуры в деятельности художественного руководителя любительского творческого коллектива: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.05 / М. В. Новикова; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2007. - 24 с.

 

Миф в культуре: человек не человек. – М.: Индрик,2000.- 320с.

 

Народная художественная культура.: учебник. – М.: МГУКИ, 2000. -412с.

 

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. -458с.

 

Пыляев Старое житье: Очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. – СПБ.: Летний сад, 2000. -480с

 

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря.: иллюстрированная энциклопедия. – СПБ.: Искусство, 2002. -672с.

 

Стенографический отчет о заседании государственного совета "О государственной поддержке традиционной народной культуры в России": 26 дек. 2006 г. // Дом культуры. - 2007. - № 3. - С. 3-9; №4. - С. 3-10; №5. - С. 3-11

 

Стрельцова Е.Ю. Городской примитив в общем контексте народной художественной культуры / Е. Ю. Стрельцова // Вестник МГУКИ. - 2006. - №2. - С. 69-72

 

Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. – Смоленск: Русич, 2000. -624с

 

Цукерман В.С. Народная художественная культура в условиях социализма: учеб. пособие / В. С. Цукерман; Челяб. гос. ин-т культуры. - Челябинск, 1989. - 136 с.

 

Чагин Г. На земле-то было той, да на язьвинской. Пермь: ОТЦ, 1997. -65с.

 

Чагин Г. Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: Этнические традиции материальной жизни: учеб. пособие по спецкурсу / Г. Н. Чагин. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. - 112 с.: ил.

Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: учеб. пособие по спецкурсу / Г. Н. Чагин. - Пермь: Изд-во ун-та, 1993. - 184 с.: ил.

 

Юдин А.В. Русская народная духовная культура. –М.: Высшая школа, 1999. -331с. 50-51.

 

Декоративно-прикладное искусство:

 

Абросимова А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: учеб. пособие для ПТУ / А. Абросимова, Н. Каплан, Т. Митлянская. - М.: Высшая школа, 1984. - 159 с.: рис., фото

 

Блинов Г. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке / Г. Блинов. - М.: Детская литература, 1977. - 190 с.: фото

 

Василенко В. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. 1 век до нашей эры-Х111 век нашей эры / В. Василенко; ред. Г. Вагнер. - М.: Искусство, 1977. - 464 с.: фото

 

Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. - М., 1983. - 218 с.: ил.

 

Некрасова М. А. Современное народное искусство. По материалам выставок 1977-1978 годов / М. Некрасова. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - 207 с.: фото.цв.

 

Оборин В.А. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль / В. А. Оборин, Г. Н. Чагин. - Пермь: Кн. изд-во, 1988. - 182 с.: ил. - (Искусство Прикамья)

 

Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя / Л. Рондели. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с. +14 с. цв. ил.

 

Редькин П. Безличное - вочеловечить: о народности в декоративном искусстве / П. Редькин // Народное творчество. - 2007. - № 2. - С. 8-10

 

Педагогика НХТ, организация и руководство коллективом НХТ:

 

Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие / Н.К. Бакланова. – М.: МГИК, 1994. – 120 с.

 

Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. М., 1992

Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М.: МГИК, 1992. – 160 с.

 

Баталина-Корнева, Е.В. Я изучаю «Музыкальную культуру Прикамья»: учеб.-метод. модуль / Е.В. Баталина-Корнева. – Пермь: Перм. Гос. ин-т искусства и культуры, 2007. – 127 с.

 

Беляев, С.Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории (XVIII - начало XX вв.) / С.Е. Беляев. – Екатеринбург: Свердл. обл. б-ка для детей и юношества; Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 182 с.

 

Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

 

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., Педагогика, 1972. – 287 с.

 

Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.

 

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.807-819.

Иванова, Т.В. Педагогическая модель «Формирование знаний о региональной музыкальной культуре в учебном процессе ДШИ и ДМШ»: Учебно-методические рекомендации / Т.В. Иванова; ПГИИК. – Пермь, 2008. – 36 с.

 

Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

 

Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление / Л.И. Михайлова. – Пермь: ПГИК, 1994. – 176 с.

 

Музыкальное исполнительство Прикамья: коллективная монография / ПГИИК; отв. ред. Н.Б. Зубарева. – Пермь, 2008. – 199 с.

 

Шамина, Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л.В. Шамина. – М.: Музыка, 1988. – 176 с.

 

Чабанный, В.Ф. Стили управления любительским хоровым коллективом: Учебное пособие. – СПб, 1992. – 55 с.

 

 

Методические материалы к государственной аттестации

для студентов специальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.131 (0.009 с.)