В.В. Князев, Л.В. Гайдаренко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.В. Князев, Л.В. Гайдаренко



Кафедра менеджмент

 

 

В.В. Князев, Л.В. Гайдаренко

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

(Часть 1 «МЕНЕДЖМЕНТ»)

Рабочая программа, методические документы,

Тематика контрольных работ

для студентов технологических специальностей

Всех форм обучения

 

 

 

www.mgutm.ru

Москва ЦНТБ пищевой промышленности

2009

УДК 65.01

© Князев В.В., Гайдаренко Л.В. Менеджмент и маркетинг. Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ. – М.,МГУТУ, 2009

 

 

Рабочая программа, методические документы, тематика контрольных работ предназначены для студентов технологических специальностей всех форм обучения.

 

 

Авторы: профессор, к.э.н. Князев В.В., доцент, к.пед.н.Гайдаренко Л.В.

 

Рецензент: проф., к.э.н. Деева В.А.

 

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2009

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

Содержание

 

    Стр.
1. Цели и задачи дисциплины  
2. Тематические планы для заочной формы обучения  
3. Темы практических занятий  
4. Общие методические указания  
5. Темы по курсу «Менеджмент»  
6. Темы контрольных работ  
7. Контрольные вопросы для зачета  
8. Литература  
     

 

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время необходимость преподавания современной теории и практики менеджмента приобретает особое значение.

Переход российской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях и объединениях - одна из первоочередных задач.

Широкий выход отечественных предприятий и внешнеэкономических объединений на мировые рынки обуславливают необходимость глубокого изучения и знания практики менеджмента.

Цель преподавания дисциплины - дать студентам теоретические и практические основы современного менеджмента.

Задачи изучения дисциплины:

• иметь представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных и об эффективном управлении ими;

• уметь взаимодействовать с партнерами и конкурентами;

• приобрести навыки критического экономического мышления и творческого решения управленческих проблем.

Методика преподавания курса обусловлена его целью и задачами. Достижение поставленных целей и реализация поставленных задач обеспечивается путем сочетания лекционной и практической подготовки студентов, с использованием активных методов обучения (индивидуальных занятий, практикумов, индивидуальных методов контроля знаний и т.д.).

Для методического обеспечения курса рекомендуется использовать учебно-практическое пособие, разработанное кафедрой «Менеджмент»: курс лекций, тесты по темам, раздаточный материал для практических занятий, перечень тем контрольных работ.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ, ЛЕКЦИИ

ТЕМА ВСЕГО ЧАСОВ
Сокращенная форма обучения Полная форма обучения
1. Что такое менеджмент? Основные этапы становления современного менеджмента. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.      
2. Личность и коллектив. Элементы организации и процесса управления.    
3. Основные функции менедж-мента. Планирование. Цель и стратегия.    
4. Функции организации. Бюрократическая структура организации. Департаментализация организации. Адаптивные структуры организации.        
5. Теория мотивации. Развитие методов мотивации. Современные теории мотивации. Контроль.    
6. Принципы и методы менеджмента. Руководство. Теория Мак Грегора.    
7. Стили руководства. Типы менеджеров. Власть и авторитет менеджера. Делегирование полно-мочий.          
8. Задачи управления. Организа-ционные формы управления.    
9. Управление персоналом. Повышение квалификации персонала.    
ВСЕГО    

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Темы ВСЕГО ЧАСОВ
  Сокращенная форма обучения Полная форма обучения
1. Что такое менеджмент? Основные этапы становления современного менеджмента. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.      
2. Личность и коллектив. Элементы организации и процесса управления.    
3. Основные функции менедж-мента. Планирование. Цель и стратегия.    
4. Функции организации. Бюрокра-тическая структура организации. Департаментализация организации. Адаптивные структуры организации.        
5. Теория мотивации. Развитие методов мотивации. Современные теории мотивации. Контроль.    
6. Принципы и методы менеджмента. Руководство. Теория Мак Грегора.    
7. Стили руководства. Типы менеджеров. Власть и авторитет менеджера. Делегирование полно-мочий.      
8. Задачи управления. Организационные формы управления.    
9. Управление персоналом. Повышение квалификации персонала.    
ВСЕГО    

 

Темы по курсу «Менеджмент»

 

ТЕМА 3. Основные функции менеджмента. Планирование. Цель и стратегия.

Выбор и обоснование целей организации. Постановка задач для достижения поставленных целей. Функция управления образует единый процесс управленческой деятельности. Миссия организации. Стратегические альтернативы, стоящие перед организацией. Планирование реализации стратегии организации.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Схема организационной структуры управления организации, в которой работает студент. Ее обоснование. Распределение полномочий в каком-либо подразделении указанной структуры (по выбору студента) и описание должностных обязанностей.

 

Тема 2. Описание стратегии организации, в которой работает студент. Предложить альтернативную стратегию и обосновать этот выбор. Как при этом изменятся основные характеристики организации?

 

Тема 3. Сформулируйте цели и миссию Вашей организации. Проведите SWOT – анализ организации.

 

Тема 4. Предложите одну из мотивационных теорий для реализации цели одного из подразделений Вашей организации. Разработайте систему мотивационных влияний (экономических и неэкономических) для данного подразделения.

 

Тема 5. Рассмотрите основную конечную цель Вашей организации и разработайте общую систему контроля, конкретизируя ее для одного из подразделений.

 

Тема 6. Рассмотрите организацию, в которой вы работаете, с точки зрения стиля руководства (авторитарный, демократический и пр.) опишите формальные и неформальные группы Вашего подразделения и их лидеров. Приведите несколько производственных ситуаций (5-6), которые имели место в Вашем подразделении и проанализируйте действия руководителя с точки зрения межличностных отношений.

 

Тема 7. Виды и характеристика управленческих ролей. Опишите управленческие роли выполняемые сотрудниками организации.

 

Тема 8. Природа и причина конфликтов и стрессов на предприятии. Опишите их виды и Ваши действия для их разрешения. Приведите примеры.

 

Тема 9. Опишите внутреннею и внешнею среду Вашей организации. Дайте характеристику SWOT анализа и порядка его применения.

 

Тема 10. Типы руководителей и их поведенческие элементы. Определите типы и поведенческие действия менеджеров Вашей организации.


Контрольные вопросы для зачета по курсу «Менеджмент»

1. Необходимость менеджмента в современных условиях.

2. Основные определения менеджмента.

3. Подходы в менеджменте (нормативный, комплексный и интеграционный).

4. Особенности системного подхода, его связь с ситуационным подходом.

5. Процессный подход. Отличие современного процессного подхода от административной школы управления.

6. Общие характеристики организации. Ресурсы и внутренние переменные.

7. Определение внутренних переменных и их состав. Цели, структура, задачи, технологии, люди.

8. Зависимость организации от внешней среды, ее характеристики.

9. Среда прямого и косвенного воздействия. Их основные параметры.

10. Понятие коммуникаций и их роль в процессе управления. Построение коммуникаций с использованием информационных технологий.

11. Стратегический менеджмент, его содержание и основные особенности.

12. Определения стратегии. Этапы стратегического планирования.

13. Требования к системе целей. Анализ сильных и слабых сторон организации.

14. Влияние внешней среды в выборе стратегии. Возможности и угрозы факторов среды косвенного воздействия на осуществление целей организации.

15. Альтернативные стратегии, их оценка.

16. Линейная и функциональная структуры и их преимущества и недостатки.

17. Адаптивные структуры. Их особенности.

18. Роль полномочий в организационном процессе.

19. Виды управленческих полномочий и их делегирование.

20. Мотивация как функция менеджмента. Мотивационная структура.

21. Содержательные теории мотивации.

22. Процессуальные теории мотивации. Модель Портера-Лоулера.

23. Организация контроля на предприятии.

24. Виды управленческого контроля.

25. Квалификационные требования к личности менеджера.

26. Управление конфликтами. Разрешение конфликтов.

27. Кадровый менеджмент. Этапы управления трудовыми ресурсами.

28. Система управления персоналом. Принципы ее построения.

29. Стили руководства.

30. Управление деловой карьерой в организации.

31. Руководство. Лидерство, власть, влияние.

32. Формальные и неформальные группы.

33. Роли руководителя.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. А.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента». М.: «Дело», 2000 г., 36-46 с; 61-71 с.

2. И.Герчикова «Менеджмент». М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ 1995 г., 9-22 с.

3. О.Виханский, А.Наумов Основы менеджмента М.: «МГЦ», 1995 г., 8-42 с.

4. Н.Кабушкин Основы менеджмента, Минск: «БГЭУ», 1996 г., 5-13 с.

 

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

(Часть 1 «МЕНЕДЖМЕНТ»)

Тематика контрольных работ

 

 

Подписано к печати:

Тираж:

Заказ №:

 

Кафедра менеджмент

 

 

В.В. Князев, Л.В. Гайдаренко

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

(Часть 1 «МЕНЕДЖМЕНТ»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.027 с.)