Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурные памятники Харькова

Поиск

В 1654-1655 годах, спасаясь от тяжелого гнета польских панов, на территорию нынешнего города пришла большая группа переселенцев из Поднепровья, которая обосновалась на возвышенности, у слияния рек Лопань и Харьков. На протяжении 1656-1659 годов первые жители поселения под руководством воеводы Селифонтова построили деревянную крепость. Часть первых улиц являлась дорогами, ведущими в разные города страны. В то время возникла одна из первых улиц города – Московская (ныне Московский проспект), по которой шла дорога на Москву. Потом появилась Сумская – дорога на Сумы, по набережной реки Харьков – Белгородская и другие. От крепости через Холодную гору пролегал путь на Полтаву – улица Полтавская (ныне Полтавский шлях).

Одновременно с улицами-дорогами, начиная с конца XVII века, вокруг Харьковской крепости возник ряд селений, которые назывались слободами. Так возникли Журавлевка, Панасовка, Гончаровка.

Постепенно Харьков разрастался, вместо деревянных зданий все чаще появлялись каменные. Значительный рост Харькова начинается с 60-х годов XIX века. В это время в город прокладывается железная дорога, строятся заводы. В 1895 году в Харькове появилось электрическое освещение. В 1882 году появился новый вид транспорта – конка. От вокзала до Конной площади проложили узкоколейку, по которой при помощи конной тяги двигались небольшие вагончики. Только в 1906 году на Петинской (ныне Плехановской) улице открыли первую линию электрического трамвая.

В 1805 году на Университетской горке благодаря усилиям известного ученого и общественного деятеля того времени В.Н. Каразина, был открыт один из первых университетов нашей страны.

В 1899-1901 годах на улице Короленко было сооружено большое здание Общественной библиотеки (ныне библиотека им. В.Г. Короленко) по проекту архитектора А.Н. Бекетова.

В конце 60-х годов XIX века, когда через Харьков проложили железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал. 22мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге с севера прибыл первый поезд. Во время ВОВ вокзал был разрушен. Открытие нового вокзала состоялось 2 ноября 1952 года. Десять массивных колонн из белого камня поддерживают портик, по обе стороны вздымаются ввысь башни. В вокзале сооружен большой зал, высота которого равна 26 метрам. 6 июля 1957 года магистраль была электрифицирована. Первая электричка соединила Харьков с Мерефой.

В марте 1934 года возле главного входа в сад им. Шевченко со стороны Сумской улицы был заложен памятник поэту. В 1935 году работа над памятником была завершена. Перед харьковчанами предстал многофигурный памятник высотой 16,5 м. Высокий трехгранный пилон венчает бронзовая скульптура Тараса, а вокруг по спирали расположены 16 бронзовых скульптур. Высота фигуры Шевченко 4,5 м.

Украшением сада является ККЗ «Украина», построенный в 1963 году.

Харьковский зоологический парк был создан в 1895 году.

Площадь Свободы (ранее Дзержинского) имеет длину 750 м, ширину 130 м, диаметр круга 350 м, общий размер площади 11 га. Первым строением на площади был Дом государственной промышленности – Госпром, строительство которого завершилось в 1928 году. Это первое монолитное здание.

Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами.

Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И в 1685 - 1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две "коморы" (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. Однако этому храму долго простоять было не суждено: 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар, что в те времена происходило довольно часто и приносило много бед. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый.

В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный "народный" вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи. При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко - Растрелли.

Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный - Успенский, южный - во имя Казанской Божьей Матери, северный - во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах - в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы - Елецкой Божьей Матери и образ святителя Николая.

После возведения собора встал вопрос о строительстве новой колокольни. Решение об этом было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя святого Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года. Возобновили строительство в 1837 году под руководством архитектора К.А.Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 метров). Закончили работы в 1844 году. Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89,5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16,1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем (диаметром 3,7м.), заказанные в Париже у фирмы "Борель". Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой "вставки", в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорции, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого - барокко и классицизма.

После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1973 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы — приходский православный храм в Харькове, Харьковской епархии Украинской православной церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви (известной еще с 1659 года). В том же 1689 году храм освящён митрополитом Авраамием.

Покровский собор — ценный памятник украинской архитектуры второй половины XVII века. Это барочная трёхкупольная («трёхбанная») церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме. Верхняя, холодная церковь, окружена галереей — «опасанням» и объединялась «гульбищем» с шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники соседствуют с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню.

В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М. М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Покровская церковь при этом с 1729 года стала монастырской и коллегиумской. Храм отремонтировали, украсили и обеспечили церковной утварью.

В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1,6 тонны.

В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова.

В течение XIX и начала XX века в церкви велись работы по его украшению, ремонту и благоустройству.

В 1920-е собор был закрыт и вскоре стал разрушаться.

В 1950-е была предпринята попытка его косметического ремонта. В 1992 году храм вместе с архитектурным комплексом Свято-Покровского монастыря вернули Украинской православной церкви.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.007 с.)