Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Урок 38

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Таблица сложения».

Автор: Л.А. Башева (ГОУ Прогимназия №1724, г. Москва), А.И. Шушковская (АПК и ППРО РФ, ЦСДП «Школа 2000…»)

Основные цели:

1) сформировать умение складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд с помощью таблицы сложения;

2) актуализировать умение пользоваться треугольной таблицей сложения, знание переместительного свойства сложения, тренировать вычислительный навык, тренировать умение решать простые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) ряд чисел для задания 1 (этап 2):

 
 
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

 


2) пустая квадратная таблица сложения;

3) числовой отрезок от 0 до 20;

4) эталон использования таблицы сложения:

 

5) карточка с заданием для пробного действия:

 
 
8 + 7 =

 


6) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):

2, стр. 74

 
 
5 + 7 = 12 15 – 9 = 6

 

 


5 (1, 2), стр. 75

 
 
8 + 5 = 13 15 – 6 = 9

 

 


7) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

3, стр. 74

 
 
9 + 8 = 17 14 – 5 = 9

 

 


5 (4), стр. 75

 
 

 

8) образец для самопроверки 7, стр. 75 (этап 8):

 
 
1) 3 + 7 + 2 = 12 (м.) - стало 2) 7 + 2 = 9 (м.) – подарили 3) 7 – 2 = 5 (м.) - больше

 


Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) эталоны для урока 38, часть 3, М-1;

3) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: сложение однозначных чисел.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Мальчик Толя, мой сосед, Ему скоро восемь лет, Маму чтоб порадовать, Начинает складывать. Но не в шкаф игрушки Не книги под подушку, Числа складывает Толик: К девяти прибавит нолик, К четырем прибавит два. Числа лучше, чем слова. Он молчун, мой Толик. Он же числоголик!
Учитель читает стихотворение:

 

- Чем любит заниматься Толик? (Складывать числа.)

- А какие числа вы умеете складывать? (Круглые, двузначные, однозначные числа.)

- Сегодня на уроке вы продолжите работу по сложению однозначных чисел. Как же будет построена работа на уроке, если вы будете узнавать новое? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться «открыть» новое знание.)

- С чего вы начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)

- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были сложить числа 8 и 7.)

- А разве раньше вы не складывали однозначные числа? (Складывали.)

- Чем же это задание отличается от предыдущих? (Сумма больше, чем 10.)

- Чем вы пытались воспользоваться? (Таблицей сложения.)

- Почему же возникло затруднение? (Нет способа.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения вычислять с помощью числового отрезка и таблицы сложения.

Организация учебного процесса на этапе 7:

2 (4 строка в каждом столбике), 3(4), стр. 75.

- Закончите выполнять 2 и 3 самостоятельно.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

Учитель открывает на доске образец для самопроверки Д-7. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в использовании таблицы сложения и числового отрезка.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем вычислять с помощью таблицы сложения и числового отрезка.)

Урок 38

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Таблица сложения».

Автор: Л.А. Башева (ГОУ Прогимназия №1724, г. Москва), А.И. Шушковская (АПК и ППРО РФ, ЦСДП «Школа 2000…»)

Основные цели:

1) сформировать умение складывать и вычитать однозначные числа с переходом через разряд с помощью таблицы сложения;

2) актуализировать умение пользоваться треугольной таблицей сложения, знание переместительного свойства сложения, тренировать вычислительный навык, тренировать умение решать простые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) ряд чисел для задания 1 (этап 2):

 
 
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 

 


2) пустая квадратная таблица сложения;

3) числовой отрезок от 0 до 20;

4) эталон использования таблицы сложения:

 

5) карточка с заданием для пробного действия:

 
 
8 + 7 =

 


6) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):

2, стр. 74

 
 
5 + 7 = 12 15 – 9 = 6

 

 


5 (1, 2), стр. 75

 
 
8 + 5 = 13 15 – 6 = 9

 

 


7) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

3, стр. 74

 
 
9 + 8 = 17 14 – 5 = 9

 

 


5 (4), стр. 75

 
 

 

8) образец для самопроверки 7, стр. 75 (этап 8):

 
 
1) 3 + 7 + 2 = 12 (м.) - стало 2) 7 + 2 = 9 (м.) – подарили 3) 7 – 2 = 5 (м.) - больше

 


Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) эталоны для урока 38, часть 3, М-1;

3) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: сложение однозначных чисел.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Мальчик Толя, мой сосед, Ему скоро восемь лет, Маму чтоб порадовать, Начинает складывать. Но не в шкаф игрушки Не книги под подушку, Числа складывает Толик: К девяти прибавит нолик, К четырем прибавит два. Числа лучше, чем слова. Он молчун, мой Толик. Он же числоголик!
Учитель читает стихотворение:

 

- Чем любит заниматься Толик? (Складывать числа.)

- А какие числа вы умеете складывать? (Круглые, двузначные, однозначные числа.)

- Сегодня на уроке вы продолжите работу по сложению однозначных чисел. Как же будет построена работа на уроке, если вы будете узнавать новое? (Мы должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться «открыть» новое знание.)

- С чего вы начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать представление о числовых закономерностях, приемы сложения однозначных чисел с помощью числового отрезка и таблицы сложения;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация представления о числовых закономерностях и приемах сложения однозначных чисел с помощью числового отрезка и таблицы сложения.

Учитель открывает на доске ряд чисел Д-1:

 
 
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

 


- Посмотрите на числовой ряд, составленный Толей. По какому правилу он расставил числа? (Числа в ряду увеличиваются на один, это однозначные числа.)

- Толя решил сложить первое и последнее числа этого ряда. Выполните это задание вместе с ним.

Один ученик работает у доски, остальные учащиеся работают на файлах или в тетради.

- Поместите использованные числа в таблицу.

Учитель открывает на доске пустую квадратную таблицу сложения Д-2.

Затем стирает числа 0 и 9 в числовом ряду и записывает их в первой горизонтальной и вертикальной строках таблицы.

- Сложите крайние числа получившегося ряда.

Один ученик решает пример у доски, остальные учащиеся работают на файлах или в тетради.

- Какой еще пример на сложение можно составить с этими числами? (8 + 1.)

- Нужно ли вам выполнять вычисления, чтобы найти результат? (Нет, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.)

- Проверьте полученный результат по числовому отрезку.

Учитель помещает на доску числовой отрезок Д-3.

Один ученик проверяет результат с помощью отрезка.

- Поместите использованные числа в таблицу.

Учитель стирает числа 8 и 1 в числовом ряду и записывает их в первой горизонтальной и вертикальной строках таблицы.

Аналогично строится работа с оставшимися числами.

- Что общего во всех примерах? (Во всех примерах складывали однозначные числа и получали сумму девять.)

Учитель записывает число девять в розовых клетках таблицы.

- Что вам помогло проверять свои результаты? (Числовой отрезок.)

- Чем еще вы можем воспользоваться. Что вы составляли? (Таблицу сложения.)

- Найдите свою таблицу сложения на странице 74 ваших учебников.

Учащиеся открывают таблицу сложения на странице 74 учебников.

- Прежде чем эта таблица станет вашим помощником, ее нужно заполнить. Но неужели вам нужно выполнять столько вычислений? Подумайте, есть ли более легкий способ заполнения таблицы? (Числа в каждой строке увеличиваются на один. Нужно в каждой строке записать числа по порядку.)

- Заполните таблицу.

Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные учащиеся заполняют таблицу в своих учебниках.

- Вспомните, как пользоваться этим помощником. Для этого найдите по таблице сумму чисел 5 и 3. Как вы будете действовать? Что вам поможет? (Эталон.)

Учитель фиксирует на доске эталон Д-4.

- Найдите сумму указанных чисел.

Один ученик выполняет задание у доски с комментированием:

Находим в первом столбике число 2 и двигаемся по строке, пока не встретим число 7. Затем смотрим, с каким столбиком пересекается в этом месте строка.

В случае возникновения затруднений учитель организует подводящий диалог. Для большей наглядности можно использовать прозрачные полоски двух различных цветов.

2) Пробное действие.

- Что вы сейчас повторили? (Мы потренировались в счете однозначных чисел, повторили, как пользоваться числовым отрезком, как заполняется таблица сложения, и как ей пользоваться при решении примеров.)

- Что вы будете делать дальше? (Мы будем выполнять пробное задание.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-5:

 
 
8 + 7 =

 

 


- Что нового в этом задании? (Мы пока не можем определить.)

- Попробуйте записать в таблице карандашом сумму чисел 8 и 7.

Учащиеся выполняют пробное действие в учебниках карандашом.

- Что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимаю руки.

- Сформулируйте своё затруднение. (Мы не смогли записать в таблице сумму чисел 8 и 7.)

- Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.

- Кто получил не правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно записать сумму чисел 8 и 7.)

- Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.61 (0.011 с.)