Семинар и срс по теме №1 понятие и предмет социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар и срс по теме №1 понятие и предмет социологии



Задания на 1-й рейтинг по семинарам и СРС по социологии

Семинар и СРС по теме №1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме №1 (устно):

1. Предметная область социологии.

2. Структура социологии.

3. Система социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Творчество представителей западной социологии: О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера, Э. Дюркгейма, В.Парето, П.Сорокина.

6. Нужна ли социология в негуманитарном вузе?

СРС по теме № 1. (письменно)

Рисунок №1-1.

Тесты для закрепления материала

Выберите один правильный ответ:

1. Когда впервые появился термин “социология”?

а) в XVв г) в XIX в

б) в XII в д) в начале XX в

в) в XIII в

2. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?

а) социология г) социальная философия

б) политология д) история

в) социальная психология

 

 

Семинар и СРС по теме №2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Вопросы к семинару по теме №2 (устно):

1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества    
2. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э.Дюркгейма.    
3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г.Зиммеля и М.Вебера.    
4. Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса.    
5. Основные этапы и направления развития социологии в США.    
6. Развитие социологии в России.    

 

ТЕМА СРС №2 (письменно)

 

1. Опишите три исторические стадии познания общества (см. рис.2.1)

2. Указанные фамилии философов распределите по историческим эпохам развития социологической мысли.

Рис.2-1.

ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИИ

ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА

РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИ ЧЕСКАЯ СТАДИЯ ФИЛОСОФСКО- ЭТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (ПОЗИТИВНАЯ) ИЛИ НАУЧНАЯ СТАДИЯ

    Платон Аристотель Спенсер Вебер Сорокин Парсонс
    Мор Макиавелли Конт Дюркгейм Ковалевский Мертон
  Сократ Монтескье Дарендорф
      Маркс Парето Мид Лазерсфельд

  1. Опишите социальную систему Т.Парсонса по таблице (см. таб.№.2.2).

Таб.№2.2.

 

Функция Подсистема Социальные институты Исполнители Норм - ролей
1.Адаптация Экономика Заводы, банки, магазины Предприниматель-работадатель
2. Целеориентация Политика Партии, движения Функционер –Рядовой член
3. Интеграция Институты социального контроля Государственный аппарат Чиновник – гражданин
4. Подержание образца поведения Социализация Семья, школа, религия Учитель-ученик

 

  1. Работа со словарем. Основные понятия: эмпиризм, натурализм, позитивизм, понимающая социология, социальная динамика, социальная статика, эволюционизм, интеграция. Макросоциология и микросоциология..

5. В левом столбике указаны имена классиков социологии, а в правом их произведения. Укажите кому, какие принадлежат.

 

 

Автор Произведения
  О.Конт 1. «Курс позитивной философии»
  М.Вебер 2. «О разделении общественного труда. Метод социологии»
  Э.Дюркгейм 3. «Протестантская этика и дух капитализма»
  К.Маркс 4. «Капитал»

 

6. Укажите авторов следующих социологических теорий

Теории Маркс О.Конт Дарендорф Сорокин Дюркгейм Спенсер Мертон
1. Мобильности              
2. Позитивизма              
3. Эволюционизма              
4. Общественно-экономических формаций              
5. Структурного функционализма              
6. Девиации              
7. Конфликтологии              

 

 

Вопросы к семинару №5 (устно)

1. Социологическое понимание «общества»

2. Охарактеризуйте основной элемент социальной структуры - социальные общности.

3. Раскройте признаки социальной дифференциации

4. Что такое социальная стратификация?

5. Раскройте специфику социальной мобильности.

СРС №5: (письменно):

1. Дайте определения понятиям «общество», «государство» и «страна», используя схему

№ 3.1.

Рис.№ 3.1.

 

 
 

 

 


2. Найдите в словарях определения понятий «система», «социальная система», «социальная связь», «социальное взаимодействие», «социальная жизнь». Что их объединяет, а что отличает?

3. Опишите основные характеристики простого и сложного общества используя рис.№3.2.

 

 

О Б Щ Е С Т В О
Рис.№3.2.

 

           
     
 
 

 


2.Укажите соответствие между понятиями и их определениями

Понятия Определения
А) эволюция; Б) традиционное общество; В) прогресс; Г)капиталис-тическое общество; Д) индустриальное общество; Е) социальная система; Ж) реформа; З) открытое общество; И) государство 1. Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми 2. Характерной чертой данного общества является массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий. 3. Политическая организация данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления. 4. Общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами, инерционное и невосприимчивое к нововведениям. 5. Общество, в котором существует вертикальная мобильность. 6. Развитие общества с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более современному. 7. Комплекс мероприятий, направленных на преобразование, изменение, переустройство тех или иных сторон общественной жизни. 8. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. 9. Общество, где социально- экономическая система основана на частной собственности

4. Укажите к какому типу общества принадлежат следующие признаки?

 

Признаки Традиционное Индустриальное Постиндустриальное
1. Механизация производственных процессов      
2. Ведущую роль в обществе играет религия      
3. Массовое распространение компьютерной техники      
4. Распространение конвейерного производства      
5. Натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники      
6. Сфера услуг – главная сфера экономической деятельности      
7. Сфера услуг – главная сфера экономической деятельности      
8. Ведущей социальной группой в обществе являются бизнесмены      
9. Самая главная проблема – обеспечение населения продовольствием      
10. Ведущая роль знаний, науки, информации      
11. Деньги – главная ценность      
12. Главный способ передачи информации – устная речь      
13. Широкое распространение крупных, гигантских производств      

 

5. Работа со словарем. Основные понятия: система, социальная система, социальная структура общества, цивилизация, общественно-экономическое формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

6. Ответьте «да» и «нет» на поставленные вопросы

Вопросы Ответы
Да Нет
1. Государство – это территория, имеющая границы?    
2. Страна – это политическая организация общества?    
3. Охватывает ли гражданское общество совокупность политических отношений?    
4. Существовало ли общество тогда, когда не было стран и государства?    
5. Все ли равны перед законом в тоталитарном государстве?    
6. Однородная культура – это признак традиционного общества?    
7. Является ли прогресс глобальным процессом, а регресс локальным?    
8. Существует ли письменность там, где нет цивилизации?    
9. Можно ли назвать отличительной чертой общества суверенность?    
10. Реформа – это скачкообразный вид социального прогресса?    
11. Переход от традиционного общества к индустриальному - это промышленная революция?    

7. Понятие «социальная структура общества». Различные концепции в социальной структуре общества.

8. Что такое статус. Статус приписанный и статус приобретенный.

9. Ролевая система. Классификация ролей. Ролевой конфликт и способы его преодоления.

10. Социальная структура РК и ее социологический анализ.

11. Какова стратификационная структура современного казахстанского общества?

При характеристике основных стратов современного общества используется рисунок 2.13. Основные классы современных развитых обществ.

 

· Высший классэлита общества: президенты, премьер-министры и другие

политические лидеры: крупные бизнесмены, наиболее

влиятельные представители творческой интеллигенции

 

· Средний класс зажиточные слои общества: ученые, писатели, художники,

врачи, юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены,

высококвалифицированные рабочие и др.

· Рабочий класс квалифицированные рабочие фабрики, заводов, строительных

фирм, сельскохозяйственные предприятия, сферы услуг и т.д. с

постоянной и надежной работой

 

· Низкий класс неквалифицированные рабочие, а также безработные,

неимущие, люди с доходом на грани или до грани бедности;

бродяги, нищие, уголовные элементы и пр.

Тесты для закрепления материала по теме:

Тест 1. Два компонента – социальные связи и социальный состав – объединяет в себе:

а) социальная система;

б) социальная структура;

в) общество;

г) государства;

д) статус.

Тест 2. Социальная структура – это:

а) набор элементов, составляющих социальные связи;

б) столкновение противоположных целей, позиций, мнений;

в) реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов;

г) устойчивая связь элементов в социальной структуре;

д) социальные связи.

Тест 3. Ядром социальной структуры согласно марксистской теории являются:

а) классы;

б) общественные слои;

в) социальные слои;

г) социальные группы;

д) межклассовый слой – «третье сословие».

Тест 4. Марксистскому учению об основе социальной структуры общества противостоит теория:

а) социальной интеграции;

б) социальной диспозиции;

в) социальной стратификации;

г) социальной ориентации;

д) социальных интересов.

Тест 5. Понятие «страта» - означает:

а) диспозиция;

б) слой;

в) группа;

г) класс;

д) ориентация.

Тест 6. В основе теории стратификации лежат объединения людей:

а) в группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы;

б) в классы;

в) в социальные слои;

г) в общества;

д) в государства.

 

Темы докладов и рефератов по теме №5:

 

1. Экономика и власть: социологический аспект.

2.Воздействие географических условий на социокультурное развитие Казахстана (исторический экскурс).

3. Традиционное и современное общество.

4. Социальные группы: классификация, функции, типология, динамика.

5. Толпа как квазигруппа.

6. Основные типы стратификации и стратификационных систем.

7. Маргиналы и маргинальность.

8. Обострение проблемы территориальных общностей в условиях реформ в

Казахстане и постсоветском пространстве.

Семинар и СРС по теме №6 Социология СМИ:

Вопросы к семинару по теме №6 (устно):

1. СМИ как объект изучения социологии.

2. Виды и методы коммуникации и средств массовой информации.

3. Специфика формирования общественного мнения

4. Какие коммуникативные технологии использовались в различные исторические периоды?

5. Какие современные средства манипуляций массовым сознанием вам известны?

6. Что такое коммуникативные каналы?

 

СРС №6 по теме Социология СМИ (письменно):

 

1. Опишите визуальный способ сообщений Казахстана с помощью схемы определив роль каждого из видов СМИ

 

Иконы плакаты Телевидение

Радио

2. Работа со словарем. Основные понятия: коммуникация, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, средства массовой информаций, общественное мнение, спичрайтер, связь с общественностью, имиджмейкер, спиндоктор,

3. Опишите работу СМИ в отдельных странах, используя таблицу N2:

 

 

Тоталитарная Демократическая
Контроль всех ситуаций Контроль отдельных ситуаций
Негативная ориентация на запрет Позитивная ориентация на вытеснение другого объекта

 

4. Определите роль массовой информации в политической жизни Казахстанского общества, используя таблицу N3:

 

 

 


5. Какие политические коммуникативные технологий используются во время предвыборных кампаний?

6. Используя метод контент-анализа напишите эссе на темы: «Безработица», «Молодежь на рынке труда», «Политика и экономика».

7. Опищите условия, необходимые для массовой коммуникации, используя таблицу №4:

 

                                                                                                 
   
Условия, необходимые для массовой коммуникации
 
   
 
   
Средства массового воздействия
 
Средства массовой информации
 
Собственно технические средства
 
             
 
 
         
Радио
                   
 
                 
Телефон
 
 
 
 
 
       
Телевидение
   
Цирк
         
Телетайп
 
 
 
 
 
 
   
Театр
 
     
Периодическая печать
       
Компьютернаясеть
 
 
 
   
Художественная литература
     
       
 
   
 
 
 
 

 


8. Определите функции СМИ в жизни Казахстанского общества, используя таблицу №6:

Таб.№ 6

                           
   
Функции СМИ в жизни современного общества
 
   
 
 
Обеспечение регулярности и тиражированности информации
 
Взаимодействие
 
Воздействие
 
   
 
 
   
Формы воздействия
 
 
 
 


- - обучение информационная

- - убеждение регулирующая

- - побуждение культурологическая

- - внушение Характеристика СМИ:

- - реклама - направленность;

- многоканальность;

- нормативность;

- вариантность

9. Опишите систему СМИ в современном Казахстанском обществе, используя таб. №7:

ТАБ. №7.

                                   
   
 
     
 
 
   
       
 
 
- журналы; - газеты; - другие печатные органы
 
- информационные и специальные центральные радиостудии; - местное радио
 
- информационные и специальные программы ТВ; - местные телецентры

 


Принято в Англии и США. Печать является инструментом контроля за правительством, призвана информировать, развлекать, «открывать правду». Газету может утверждать любой гражданин с экономическими возможностями. Характерно для

А) либертарианской теории

Б) авторитарной теории

В) советской концепции

Г) гуманитарно-демократического направления

Д) расследуемой журналистики

События

 

 

Годы

Брака 0 1 7 25 40

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ По М.С.Мацковскому
Таб.№11-3

 

                   
   
   
Удовлетворяемые Индивидуальные потребности
   
Удовлетворяемые общественные потребности
 
 
 
   
 

 


 

                     
   
«Самореализация» в детях, удовлетворение потребности в родительстве
 
 
   
Удовлетворение сексуальных потребностей
 
     
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за несовершеннолет-ними и нетрудоспособными
 
 
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
 
ХО ЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ
 
 

 


Задания на 1-й рейтинг по семинарам и СРС по социологии

Семинар и СРС по теме №1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения на семинаре по теме №1 (устно):

1. Предметная область социологии.

2. Структура социологии.

3. Система социологического знания.

4. Функции социологии.

5. Творчество представителей западной социологии: О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера, Э. Дюркгейма, В.Парето, П.Сорокина.

6. Нужна ли социология в негуманитарном вузе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.129 с.)