Социальные регуляторы. Социальное поведение, социальная норма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные регуляторы. Социальное поведение, социальная норма.



 

Социальные норма – это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия.

Социальные нормы - это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.

Социальные нормы находятся в сложных отношениях с действиями. Далеко не всегда реальное поведение соответствует нормам, а социальные нормы – это далеко не всегда наиболее типичный и часто встречающийся способ поведения. Норма предполагает ожидание правильного поведения, а, следовательно, не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.

Выделяют несколько видов социальных норм:

1. обычаи и традиции, представляющие собой привычные образцы поведения;

2. моральные нормы, базирующиеся на коллективном авторитете и обычно имеющие рациональное обоснование;

3. правовые нормы, закреплённые в законах и нормативных актах, которые изданы государством. Они более четко, чем все остальные разновидности социальных норм, регламентируют права и обязанности членов общества и предписывают наказания за нарушения. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства;

4. политические нормы, которые касаются отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами и находят своё отражение в международных правовых актах, конвенциях и т.д.;

5. религиозные нормы, которые поддерживаются, прежде всего, верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев;

6. эстетические нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном.

Нормы морали гибки нормы права. В силу специфики своего образования они скорее отражают новые потребности, они идут как бы впереди, указывая путь праву. Правовые нормы в большей мере отстают от потребностей общества. Отсюда неизбежность коллизий морали и права. Давно назрела необходимость в новых правовых нормах, регулирующих индивидуальную трудовую деятельность, регламентирующих приватизацию и проч. Но такие нормы не принимаются. Моральные нормы общества давно требуют усиления правовой ответственности за нарушение общественного порядка, за особо опасные для общества преступления. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного чем другие ценности.

В социологии ценности рассматриваются как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. По Парсонсу, ценности – это общие взгляды, которые люди имеют в отношении нематериальных понятий, это высшие принципы, обеспечивающие согласие в малых общественных группах и в обществе. В. Франки показал, что ценности не только управляют действиями они – выполняют роль смыслов человеческой жизни; Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством.

Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. Поведение человека можно определить как образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека - сугубо его личное дело. Однако, живя в обществе, любой человек так или иначе (физически, вербально или мысленно) взаимодействует с другими.

Социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. Выделяется два типа социального контроля: внутренний контроль или самоконтроль; внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы; разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за отклонение от них. Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями,премиями, допуск к высоким должностям и т. п

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции: наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете,клевета и т. п.

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.005 с.)