Чайковский государственный институт физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чайковский государственный институт физической культуры



Чайковский государственный институт физической культуры

 

Кафедра философии и социально0гуманитарных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Социология»

7 вариант

по направлению 034300 «Физическая культура»,

профиль «Спортивный менеджмент»

 

 

Автор:

студент 2 курса, гр. 212 Т.А. Кустова

Профиль «Спортивный менеджмент»

Руководитель:

Канд. педагог. наук О.Н. Бацина

 

 

Чайковский 2013 г.

Содержание

Тема 1. История социологии. 4

1.1. Представления об обществе в Античности. 4

1.2. Характеристика основных понятий социологии О. Конта - социальная статика, позитивизм, закон интеллектуального развития эволюции человечества. 5

1.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса. 7

1.4. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. 8

Тема 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание 9

2.1. Признаки социального действия. 9

2.2. Взаимодействие как обмен. 10

2.3. Пример неформальной позитивной санкции. 11

2.4. Теории девиации. 11

Тема 3. Общество: типология обществ и социальные институты.. 12

3.1. Заполните таблицу «Подходы к определению понятия «Общество» в работах ученых-социологов». 12

3.2. Дайте характеристику индустриальному типу общества. 13

3.3. Рассмотрите подробно социальный институт семьи, охарактеризовав: функции, группы и организации, ценности, роли, нормы, учреждения, символические черты. 14

3.4. Перечислите основные функции социальных институтов. 19

3.5. Социальный институт брака, его виды.. 19

Тема 4. Мировая система и процессы глобализации. 20

4.1. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. 20

4.2. Определение глобализации. 23

4.3. Современные социальные движения. 23

Тема 5. Социальные группы и общности. 25

5.1. Малая группа – триада. 25

5.2. Понятие социальной общности. 25

5.3. Характеристика территориального вида общностей. 25

5.4. Понятие социальные нормы.. 26

Тема 6.Социальная стратификация и социальная мобильность. 26

6.1. Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование. 26

6.2. Дайте определение понятию достигаемый статус. 27

6.3. Согласны ли вы с утверждением: Быть лидером или аутсайдером в малой группе, значит иметь неформальный или личный статус. 28

6.4. Дайте понятие и приведите пример вертикальной мобильности. 28

6.5. К какому виду социальной мобильности можно отнести переход христианина из католичества в протестантство в современной Франции?. 28

Тема 7. Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений. 28

7.1. Концепции социальной революции. 28

7.2. Критерии общественного прогресса. 29

7.3. Понятие - «культурная идентичность». 30

7.4. Дайте характеристику базисных компонентов культуры: символы, язык, традиции. 30

7.5. Дайте определение и приведите примеры различных субкультур. 31

7.6. Функции культуры. 32

Тема 8. Личность и общество. 33

8.1. Дайте характеристику модальному типу личности. 33

8.2. Теории личности З. Фрейда, Дж. Мида. 34

8.3. Понятие - гражданское общество. Роль общественного мнения в формировании гражданского общества. 36

Тема 9. Методы социологических исследований. 37

9.1. Перечислите основные методы социологического исследования. 37

9.2. Дайте понятие выборки. 37

9.3. Перечислите методы формирования целенаправленного типа выборки. 38

Список использованной литературы.. 39

 


Тема 1. История социологии

Тема 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

Взаимодействие как обмен

С позиций теории обмена в социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнооб­разных «выгод» – в форме товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д. В начале 60-х годов амери­канский социолог Джордж Хоманс (1910 – 1989) пришел к выводу, что суть социальных отношений состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и возна­граждениями.

Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «Деятелем» и «Другим» и делает следующие предположения:

1. В процессе взаимодействий каждая из сторон будет стре­миться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты.

2. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в част­ности, социальное одобрение.

3. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

4. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, – возникновение агрессивной реакции; при этом само про­явление агрессивности становится в определенной степени получени­ем удовлетворения.

Пример неформальной позитивной санкции

Публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Теории девиации

Основы социологической теории девиации заложил Э. Дюркгейм. Ему принадлежит идея аномии – состояния общества, характеризующегося «упадком норм, управляющих социальным взаимодействием». Самоубийства, как вид девиации, которые он анализировал, часто происходят вследствие слабости или отсутствия четких социальных норм.

Американский социолог Р. Мертон, яркий представитель структурного функционализма, опираясь на идею Э. Дюркгейма, разработал свою концепцию аномии. Базовой причиной девиантного поведения он считал разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств. В соответствии с его гипотезой была выстроена классификация возможных типов поведения в зависимости от сочетания этих двух факторов. В табличном виде знак «+» означает принятие, «-» – отвержение, а «±» – отрицание существующей системы культурных норм (табл. 1).

Таблица 1- Виды поведения с точки зрения девиации

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые цели
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретреатизм (бегство от действительности) - -
Бунт + +

 

Первым представителем теорий культурного переноса девиации был Г. Тард, сформулировавший в конце XIX в. теорию подражания. Он утверждал, что преступники имитируют поведение тех людей, с которыми встречались, о которых слышали, и они отличаются от законопослушных граждан лишь тем, что в качестве образца выбирают поведение преступников. Позднее, в парадигме символического интеракционизма, Э. Сазерлендом была разработана теория дифференциальной ассоциации, в которой подчеркивается роль окружения. Девиантное поведение основывается не только на подражании, но и на учении. Очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся будущие девианты.

Определение глобализации

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Малая группа – триада

Малая группа - социальная группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Выделим особенности этого определения:

- малая группа реально существует не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений;

- в малой группе происходят не просто контакты между людьми (какие-то контакты есть в любой группе), а контакты, возникающие в результате и процессе определенной совместной деятельности.

В большинстве исследований число членов малой группы колеблется от 2 до 7, то есть наименьшей малой группой считается диада (хотя существует мнение о том, что наименьшей малой группой является триада).

Понятие социальной общности

Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями). Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия.

Понятие социальные нормы

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Функции культуры.

Основные функции, выполняемые социальной системой:

1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;

2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;

3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;

4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;

5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;

6) гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.

 

Тема 8. Личность и общество

Дайте понятие выборки

Выборка – это некоторая часть объектов генеральной совокупности, которая выступает в качестве объектов непосредственного изучения.

2. Выборка (sample, set) — конечный набор прецедентов (объектов, случаев, событий, испытуемых, образцов, и т.п.), некоторым способом выбранных из множества всех возможных прецедентов, называемого генеральной совокупностью.

3. Выборка (Выборочная совокупность). Часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.

 

9.3. Перечислите методы формирования целенаправленного типа выборки.

1) репрезентативная,

2) квотная

3) стихийная выборки.

 

Список использованной литературы

 

1. Багдасарьян, Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под.ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 588 с. - (Основы наук).

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков; под общей ред. д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. Издание 5-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2008, 2011. – 571с. – Высшее образование.

3. Добреньков, В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 624 с.

4. Добреньков, В.И. Методы социологических исследований / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Изд-во МГУ, 2011. – 860 с.

5. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для Вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин – СПб.: Питер, 2005, 2011. – 432 с.

6. Лавриненко, В.Н. Социология. Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 448 с. (серия «Золотой фонд российских учебников»).

7. http://www. gumer.info (библиотека электронных учебников)

8. http://www. gumer.info (библиотека электронных учебников)

9. http://ru.wikipedia.org (свободная энциклопедия)

 

Чайковский государственный институт физической культуры

 

Кафедра философии и социально0гуманитарных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Социология»

7 вариант

по направлению 034300 «Физическая культура»,

профиль «Спортивный менеджмент»

 

 

Автор:

студент 2 курса, гр. 212 Т.А. Кустова

Профиль «Спортивный менеджмент»

Руководитель:

Канд. педагог. наук О.Н. Бацина

 

 

Чайковский 2013 г.

Содержание

Тема 1. История социологии. 4

1.1. Представления об обществе в Античности. 4

1.2. Характеристика основных понятий социологии О. Конта - социальная статика, позитивизм, закон интеллектуального развития эволюции человечества. 5

1.3. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса. 7

1.4. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. 8

Тема 2. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание 9

2.1. Признаки социального действия. 9

2.2. Взаимодействие как обмен. 10

2.3. Пример неформальной позитивной санкции. 11

2.4. Теории девиации. 11

Тема 3. Общество: типология обществ и социальные институты.. 12

3.1. Заполните таблицу «Подходы к определению понятия «Общество» в работах ученых-социологов». 12

3.2. Дайте характеристику индустриальному типу общества. 13

3.3. Рассмотрите подробно социальный институт семьи, охарактеризовав: функции, группы и организации, ценности, роли, нормы, учреждения, символические черты. 14

3.4. Перечислите основные функции социальных институтов. 19

3.5. Социальный институт брака, его виды.. 19

Тема 4. Мировая система и процессы глобализации. 20

4.1. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. 20

4.2. Определение глобализации. 23

4.3. Современные социальные движения. 23

Тема 5. Социальные группы и общности. 25

5.1. Малая группа – триада. 25

5.2. Понятие социальной общности. 25

5.3. Характеристика территориального вида общностей. 25

5.4. Понятие социальные нормы.. 26

Тема 6.Социальная стратификация и социальная мобильность. 26

6.1. Критерии стратификации в современном обществе: доход и собственность, власть, престиж, образование. 26

6.2. Дайте определение понятию достигаемый статус. 27

6.3. Согласны ли вы с утверждением: Быть лидером или аутсайдером в малой группе, значит иметь неформальный или личный статус. 28

6.4. Дайте понятие и приведите пример вертикальной мобильности. 28

6.5. К какому виду социальной мобильности можно отнести переход христианина из католичества в протестантство в современной Франции?. 28

Тема 7. Социальные изменения. Культура как фактор социальных изменений. 28

7.1. Концепции социальной революции. 28

7.2. Критерии общественного прогресса. 29

7.3. Понятие - «культурная идентичность». 30

7.4. Дайте характеристику базисных компонентов культуры: символы, язык, традиции. 30

7.5. Дайте определение и приведите примеры различных субкультур. 31

7.6. Функции культуры. 32

Тема 8. Личность и общество. 33

8.1. Дайте характеристику модальному типу личности. 33

8.2. Теории личности З. Фрейда, Дж. Мида. 34

8.3. Понятие - гражданское общество. Роль общественного мнения в формировании гражданского общества. 36

Тема 9. Методы социологических исследований. 37

9.1. Перечислите основные методы социологического исследования. 37

9.2. Дайте понятие выборки. 37

9.3. Перечислите методы формирования целенаправленного типа выборки. 38

Список использованной литературы.. 39

 


Тема 1. История социологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.07 с.)