Краткий словарь богослужебных терминов
Антифоны - песнопения, предназначенные для антифонного, т.е. попеременного, двумя хорами, пения. Существуют: антифоны Псалтири первая кафизма, которая вся или первая ее "слава" в некоторые дни поется антифонно; антифоны изобразительные, или вседневные - стихи из псалмов 103 и 145, которые поются в начале литургии; степенные антифоны поются на полиелейной утрене и называются так потому, что темой для них послужили "песни степеней", т.е. псалмы 119-133; праздничные антифоны поются в дни праздников в начале литургии, составлены из стихов разных псалмов соответственно содержанию праздника.
Богородичен - песнопение в честь Божией Матери. На практике Богородичнами преимущественно именуются тропари, стихиры, каноны.
Вечерня - первое из богослужений суточного богослужебного круга в воспоминание того, что с вечера начались дни мира (Быт. 1). Обыкновенно совершается вечером. В своих молитвах, чтениях, песнях представляет творение мира, райское блаженство прародителей, историю спасения падшего человека.
Догматик - стихира, последняя в ряду стихир на "Господи, воззвах", содержащая похвалу Божией Матери и учение о воплощении Господа Иисуса Христа.
Ектения - протяженное, пространное моление, содержащее в себе разные прошения, произносимые диаконом или священником. Каждое прошение заканчивается пением "Господи, помилуй", "Подай, Господи" или "Тебе, Господи".
Заамвонная молитва читается иереем в конце литургии среди народа (за амвоном). Ее содержание - благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование изобильных плодов земли и т.д.
Ипакои - название этого песнопения происходит от греческого слова - "прислушиваться, откликаться, быть послушным", что указывает на призыв к особенному вниманию к содержанию текста. Поется эта песнь на воскресных повечерии и полунощнице после канона, на воскресной утрене после полиелея и после 3-й песни канона в некоторые двунадесятые и великие праздники.
Ирмос - начальный стих каждой песни канона. Темы для ирмосов задают ветхозаветные гимны. Для тропарей, следующих за ним в каноне, ирмос является связкой и образцом стихотворного размера, мелодии и - в идеале - содержания, которое должно представить новозаветное осуществление ветхозаветных прообразов.
Канон - обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому, состоящее из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни.
Кондак - краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами.
Крестобогородичен - тропарь, в котором воспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем.
Литургия - богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Занимает главное место в дневном круге богослужений. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и приготовляют к ней.
Минея месячная - богослужебная книга, содержащая в себе изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные воспоминаемым в этот день праздникам или святым.
Октоих - букв, "осмогласник". В православном богослужении используются восемь главных напевов - гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и проч. поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом.
Повечерие - буквально - богослужение, совершаемое после ужина, по вечери. Повечерие бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, последнее только по определенному указанию Устава. Характер повечерия - покаянный, в нем ярко выражено сознание немощи человеческой, тягости, несовершенства человеческой жизни.
Полунощница - богослужение, именуемое так по времени, в которое должно совершаться, чему соответствуют и песни его, напр.: "Се, Жених грядет в полуночи...". Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову. Прокимен - стих псалма, на богослужении предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Завета и имеющий соответствующее чтению содержание.
Светилен, или ексапостиларий ~ песнопение особой назидательности, заключающее собою канон. Название "светилен" говорит или о свете, воссиявшем от Господня гроба (воскресные светильны), или о свете, просвещающем тварь (постные, триодные светильны), что как бы иллюстрируется расположением этой песни в конце утрени, т.е. перед рассветом. Название ексапостиларий, от - "высылаю", может означать или послание апостолов на проповедь, что составляет содержание воскресных ексапостилариев. или то, что канонарх для исполнения этого песнопения высылает из хора на середину храма певца.
Стихира - песнопение, написанное стихотворным размером на определенный напев. Исполняется вслед за стихами псалмов, например, после стиха "Господи, воззвах...".
Триодь - от греч.. "трипеснец"; богослужебная книга, называемая так потому, что содержит в себе трипеснцы (неполные каноны из 3-х песен). Триодь Постная используется при богослужении в период Великого поста и приготовительных к нему недель (от недели Мытаря и Фарисея, с некоторыми перерывами, до Великой субботы). Богослужения по Триоди Цветной совершаются от первого дня Пасхи до дня Всех святых.
Тропарь - краткое песнопение, в котором выражена сущность праздника, похвала Богоматери или святому. Тропарем в широком смысле называется всякое церковное песнопение, хотя бы имеющее другое название (стихиры, седален и т.д.). Но в современном уставе тропарями называются песнопения, имеющие в каждом гласе свой особый напев и занимающие определенное место в последовании службы, а также те строфы, которые составляют песни канона и следуют за ирмосом.
Утреня - богослужение, именуемое так по времени, в которое предпочтительно должно совершаться. Значительное место в утрени занимают славословия и хваления Бога и Его святых угодников.
Ходатайственная молитва - часть евхаристического канона, читается иереем на литургии в алтаре после преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы и содержит моление, ходатайство за всю Церковь, за весь мир.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й - краткие богослужения, на которых вспоминаются страдания Спасителя, а также звучит похвала празднику и/или дневному святому.
Протоиерей Григорий Разумовский
|