Вопрос 1. Предмет и методы исследования в политической науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет и методы исследования в политической науке.



Вопрос 1. Предмет и методы исследования в политической науке.

Политология – это наука о политике и ее взаимосвязи с человеком и обществом.

В политологии нет однозначного мнения о ее предмете и на этот счет существует несколько точек зрения:

1. Политология в узком смысле это лишь одна из наук о политике, на ряду с политической социологией, политической антропологией, политической философией и др. Этот подход дифференцирует науки и углубляет познавательный процесс. Но, в тоже время, этот подход не учитывает целостной политической сферы.

2. Политология отождествляется с политической социологией, как наиболее общие науки о политике. Этот подход позволяет отразить в политических исследованиях целостность политической сферы. Но при таком взгляде утрачивается дифференцированный подход.

3. Политология рассматривается как общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию и др.

Политология это наука и следовательно использует общенаучные и частнонаучные методы. Выделяют три группы методов:

1. Общие методы исследования:

· Социологический метод – выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений

· Культурологический метод – зависимость политики от политической культуры.

· Нормативно-оценочный метод – выяснение значения политического явления для общества и личности. Подход ориентирован на создание идеала политического устройства. и путей его практического воплощения.

· Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте.

· Бихевиаристский метод – требует применения к политике методов, используемых в естественных науках. Изучает политику посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп.

· Структурно-функциональный метод – рассматривает политику как некоторую целостность, обладающую сложной структурой, в которой каждый элемент играет важную роль.

· Системный метод – рассматривает п. как целостный сложноорганизованный механизм, который постоянно взаимодействует с окружающей средой.

· Институциональный метод – изучает институты, осуществляющие политическую деятельность.

· Антропологический метод – требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа.

· Психологический метод – как и антропологический м. имеет объектом исследования человека, но как конкретного индивида. П.м. ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера и др.

· Социально-психологический метод ориентирует на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы.

· Деятельностный метод – дает динамическую картину политик, как циклического процесса, имеющего стадии развития.

· Критическо-далектический метод – ориент. на критический анализ политики, выявление противоречий.

· Сравнительный метод – сопоставление однотипных полит. явлений для выявления общих черт и мобилизации на их основе.

· Субстанциональный метод – выяснение основы политики.

· Исторический – изучает явления во времени для выявления связи настоящего, прошедшего и будущего.

2. Общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

3. Методы эмпирических исследований (изучение статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение и др.)

 

 

Вопрос 15. Сущность и структура политического режима.

Типы политических режимов.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющей степень свободы и правовое положение личности в определенный исторический период. Признаки режимов обобщают в 4 группы: 1. Специфика лидерства. 2. Особенности органов публичной власти. 3. Характер регламентации. 4. Место и роль идеологии.

Выделяют три типа политических режимов:

1. Тоталитарный режим – характеризуется полным контролем со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и каждого человека. Т.р. имеет определенные признаки:


· Разрушение классовой структуры общества.

· Формирование однородной общественной массы.

· Тотальная идеология.

· Однопартийная система.

· Монополия на СМИ.

· Система террористическо-полицейского контроля.

· Контроль над экономикой.

 


2. Авторитарный – промежуточное значение м/у тоталитарным и демократическим. Признаки:


· Носитель власти один человек.

· Власть опирается на силу и не контролируется обществом.

· Отсутствует вмешательство во вне политическую жизнь общества.

· Отсутствие одной монопольной партии.

· Исключается, либо резко ограничиваются политические права и свободы.

· Игнорируется разделение властей.

· Особой ролью наделяется армия.

· Власть монополизируется.


А.р. утверждаются как насильственным, так и формально-демократическим методами. Духовной базой является господствующая идеология.

Политологи выделяют несколько видов авторитарных режимов (абсолютная монархия, военная диктатура, теократия, диктатура личная и др.)

3. Демократический – полная свобода во всех сферах ограниченная только законом.

 

Политическое лидерство – это политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

В структуре лидерства выделяют компоненты:


· индивидуальные черты лидера.

· ресурсы или инструменты, которыми он располагает

· ситуация в, в которой он действует и, которая оказывает на него влияние.


Эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

Выделяют следующие функции лидера:

1. Интеграция общества, объединение масс. Л. во взаимосвязи с другими государствами представляет все национальное единство.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства. Поддержание закона и порядка.

4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической связи граждан и власти.

5. Мобилизация масс на реализацию политических целей.

Существуют разные классификации феномена лидерства:

5. Деление всех лидеров на обычных и великих. Обычные не оставляют следа в истории, великие производят большие социальные и политические перемены.

6. Деление лидеров на

· авторитарных – единоличное правление, основанное на угрозе применения силы.

· демократическое – учет руководителем интересов и мнений группы.

7. Концепция Макса Вебера:

· традиционные лидеры (вожди, монархи) – авторитет основан на обычае.

· рационально-легальные – лидеры избранные демократическим путем.

· харизматические лидеры наделенные, по мнению масс, особыми качествами

8. Выделяются лидеры формальные и неформальные.

9. Концепция М. Херман:

· знаменосец (великий человек) имеет свой идеал, умеет увлечь за собой.(Ленин, Кастро, Ганди)

· политический руководитель (служитель) – стремится выступать выразителем интересов избирателей.

· торговец – имеет не только свои планы и идеи, но способен преподнести их избирателям так, что бы они их купили.

· пожарный (вожак) – ориентируется на самые актуальные проблемы момента, предлагает радикально решать проблемы.

 

Политическое лидерство – это политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

Существуют разные классификации феномена лидерства:

1. Деление всех лидеров на обычных и великих. Обычные не оставляют следа в истории, великие производят большие социальные и политические перемены.

2. Деление лидеров на

· авторитарных – единоличное правление, основанное на угрозе применения силы.

· демократическое – учет руководителем интересов и мнений группы.

3. Концепция Макса Вебера:

· традиционные лидеры (вожди, монархи) – авторитет основан на обычае.

· рационально-легальные – лидеры избранные демократическим путем.

· харизматические лидеры наделенные, по мнению масс, особыми качествами

4. Выделяются лидеры формальные и неформальные.

5. Концепция М. Херман:

· знаменосец (великий человек) имеет свой идеал, умеет увлечь за собой.(Ленин, Кастро, Ганди)

· политический руководитель (служитель) – стремится выступать выразителем интересов избирателей.

· торговец – имеет не только свои планы и идеи, но способен преподнести их избирателям так, что бы они их купили.

· пожарный (вожак) – ориентируется на самые актуальные проблемы момента, предлагает радикально решать проблемы.

 

Электоральный процесс.

Электоральный процесс – это способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Это закрепленный в конституции процесс избрания состава органов гос-ва. Электоральный процесс по сути является выборами. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются на разных уровнях политической системы (Гос-во, партия, кооператив.). В государствах с разной формой демократии разнится и значение электорального процесса. Это важнейший канал представительства интересов различных общественных групп на правительственном уровне.

Выделяют следующие функции Э.п.

1. Артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.

2. Контроль за институтами власти.

3. Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

4. Легитимация и стабилизация политической системы, а так же легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента.

5. Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.

6. Перевод политических конфликтов в русло их институализированного урегулирования.

7. Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

8. Политическая социализация населения.

9. Рекрутирование политической элиты.

10. Конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.

Основные этапы Э.п.:

1. Подготовка выборов. ЦИК, СМИ, гражданские права и свободы, готовность к выбору.

2. Выдвижение кандидатов. Завершается регистрацией.

3. Агитационная компания. Агитационный штаб. Финансирование.

4. Голосование и подведение итогов.

Вопрос 1. Предмет и методы исследования в политической науке.

Политология – это наука о политике и ее взаимосвязи с человеком и обществом.

В политологии нет однозначного мнения о ее предмете и на этот счет существует несколько точек зрения:

1. Политология в узком смысле это лишь одна из наук о политике, на ряду с политической социологией, политической антропологией, политической философией и др. Этот подход дифференцирует науки и углубляет познавательный процесс. Но, в тоже время, этот подход не учитывает целостной политической сферы.

2. Политология отождествляется с политической социологией, как наиболее общие науки о политике. Этот подход позволяет отразить в политических исследованиях целостность политической сферы. Но при таком взгляде утрачивается дифференцированный подход.

3. Политология рассматривается как общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию и др.

Политология это наука и следовательно использует общенаучные и частнонаучные методы. Выделяют три группы методов:

1. Общие методы исследования:

· Социологический метод – выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений

· Культурологический метод – зависимость политики от политической культуры.

· Нормативно-оценочный метод – выяснение значения политического явления для общества и личности. Подход ориентирован на создание идеала политического устройства. и путей его практического воплощения.

· Функциональный метод - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте.

· Бихевиаристский метод – требует применения к политике методов, используемых в естественных науках. Изучает политику посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп.

· Структурно-функциональный метод – рассматривает политику как некоторую целостность, обладающую сложной структурой, в которой каждый элемент играет важную роль.

· Системный метод – рассматривает п. как целостный сложноорганизованный механизм, который постоянно взаимодействует с окружающей средой.

· Институциональный метод – изучает институты, осуществляющие политическую деятельность.

· Антропологический метод – требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа.

· Психологический метод – как и антропологический м. имеет объектом исследования человека, но как конкретного индивида. П.м. ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера и др.

· Социально-психологический метод ориентирует на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы.

· Деятельностный метод – дает динамическую картину политик, как циклического процесса, имеющего стадии развития.

· Критическо-далектический метод – ориент. на критический анализ политики, выявление противоречий.

· Сравнительный метод – сопоставление однотипных полит. явлений для выявления общих черт и мобилизации на их основе.

· Субстанциональный метод – выяснение основы политики.

· Исторический – изучает явления во времени для выявления связи настоящего, прошедшего и будущего.

2. Общелогические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция и др.

3. Методы эмпирических исследований (изучение статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение и др.)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.041 с.)