Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы докладов, рефератов, эссе и обзоров



1. Неоконсерватизм: теория и практика (реферат).

2. Национальная идеология современной России (реферат).

3. Либерализм в России. Истоки и современность (аналитический обзор).

4. Сравнительный анализ мировых политических идеологий (аналитический обзор).

Научно-исследовательская тема

1. Идеологические предпочтения сельского населения (студенчества) Удмуртии.

 

Основная литература

1. Желтов, В.В. Основы политологии / В.В. Желтов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

2. Материалы Национального института развития современной идеологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа – http://www.nirsi.ru/.

Дополнительная литература

Монографии

1. Кара-Мурза, С.Г. Идеология и мать ее наука / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2002. – 256 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.

2. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М.: НЛО, 2007. – 200 с.

3. Сирота, Н.М. Идеологии и идеологические течения. Классическое наследие и современность / Н.М. Сирота. – М.: Знание, 2009. – 192 с.

 

Статьи из научных журналов

1. Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.

2. Урсул, В.И. Неонацизм в современной Европе / В.И. Урсул // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №1.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

1. Политология как наука и учебная дисциплина (понятие, предмет, формирование, структура, методы, функции). Политическое образование.

2. История политических учений Западной Европы (теория и общая характеристика этапов развития учений). Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

3. Политические системы и их типология (подходы к пониманию, структура, типология). Современная российская политическая система.

4. Государство как политический институт (происхождение, сущность, признаки, функции, теории). Современное российское государство.

5. Политическая элита (подходы и теории, типология, виды рекрутирования, функции, структура). Политическая элита современной России.

6. Избирательная система России, особенности предвыборных кампаний в России и за рубежом. Электоральная система страны.

7. Общественно-политические организации и движения: возникновение, функции, виды, влияние на внутреннюю и внешнюю политику (на примере России).

8. Политические процессы. Политические конфликты и способы их разрешения (на основе сравнительного анализа разных стран). Война как высшая форма политического конфликта.

9. Мировая политика и международные отношения (мировой политический процесс, субъекты международных отношений, геополитика, глобализм или многополярный мир – выбор пути в XXI веке).

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Общие положения. Вся научно-исследовательская работа студентов по курсу «Политология» в Ижевской ГСХА строится вокруг научного направления кафедры отечественной истории, социологии и политологии «Политические аспекты аграрных отношений в Удмуртии». Каждый студент может внести свой вклад в развитие науки Удмуртской Республики, изучив современные проблемы деревни, села, хозяйства, предприятия или района, где проживает (работает) он сам, его семья или родственники, а затем представив результаты своего исследования в оформленном виде.

Студенческие исследования являются важным источником информации для научных трудов по аграрной истории нашей республики и сопредельных регионов последних лет. Поэтому участвующие в этой работе студенты должны со всей ответственностью отнестись к ней и провести ее по всем правилам политической науки, к которым относятся: постановка цели, определение задач и методов, разработка программы исследования, использование разнообразного круга источников, проверка их объективности, связное и логичное построение текста, подведение результатов и выводов.

Одновременно научно-исследовательская работа формирует чувство уважения и любовь к сельскому хозяйству Удмуртии, вырабатывает ответственность за состояние в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики, профессионально ориентирует будущего специалиста.

Направления исследования. Исследования, проводимые студентами в Ижевской ГСХА, должны:

- определить позиции селян, работников АПК и (или) студенчества Удмуртии в отношении самых разнообразных явлений политической жизни: социальный оптимизм, взгляды на перспективы развития деревни, хозяйства, отрасли и т.п., готовность решать назревшие проблемы и др.;

- выявить формы и масштаб участия сельских жителей и студентов Удмуртской Республики в политических процессах.

Студенты Ижевской ГСХА, будучи в основном из сельской местности, при выполнении научной работы выбирают и исследуют один из четырех объектов изучения:

1) жители сельской местности Удмуртии (жители конкретного района, хозяйства, села, определенной деревни или отдельные руководители);

2) предприятие АПК (работники, руководители или в целом);

3) сельское студенчество, т.е. поступившие из сельской местности Удмуртии в учебные заведения. Главная задача – сравнить эту категорию с городскими студентами;

4) студенты начальных, средних и высших учебных заведений Удмуртии аграрного профиля.

Среди возможных тем исследования предлагаются следующие:

1) «Проблемы и перспективы развития моего предприятия (моего хозяйства, моей деревни или т.п.)»;

2) «Аграрная политика и продовольственная безопасность в Удмуртии»;

3) «Межнациональные отношения в Удмуртии»;

4) «Лесное хозяйство Удмуртии (или сопредельных регионов): история, современность и перспективы развития»;

5) «Взаимоотношения власти и сельского населения Удмуртии»;

6) «Сельское хозяйство Удмуртии – перспективы развития»;

7) «Местное самоуправление и сельские органы власти: выборы, состав, проблемы, эффективность, отношение со стороны населения»;

8) «Управление коллективом и производством в АПК: специфика».

Однако можно предложить и другие темы, предварительно согласовав их с преподавателем.

Выполнение научно-исследовательской работы. После выбора темы в ходе выполнения исследовательской работы студент обязательно должен обосновать свое предпочтение, поставить цель, задачи и определить методы, на которые он будет опираться в решении поставленной проблемы.

Работа должна вестись по всем правилам науки, чтобы получить объективные результаты. В ней учитывается весь имеющийся опыт, навыки, знания, полученные студентом в ходе учебной и практической деятельности, в первую очередь при изучении социологии. Вся программа исследования студентами разрабатывается самостоятельно, но при необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю.

Самым сложным этапом будет определение методов исследования и их использование. Существенную помощь окажут соответствующие разделы учебных пособий, указанных в списке рекомендуемой учебной литературы под пунктами №1, №6, №8 и №11, либо учебников по социологии.

Социологические методы будут ключевыми в проведении политических исследований. Наиболее достоверную информацию предоставит интервьюирование, т.е. устный опрос с целью прояснения политических вопросов. Количество опрашиваемых должно быть максимальным, чтобы избежать искажения, сведения необходимо сверять. При этом обязательным условием будет четкая фиксация личных данных интервьюера (ФИО, возраст, место работы, проживание, должность и т.д.) и ответов.

Чаще всего необходимым объемом информации располагают люди, занимавшие или занимающие определенные должности, поэтому целесообразнее в первую очередь обраться к бывшим или нынешним руководителям разного уровня. Чтобы вызвать откровенность, обеспечив объективность источника, надо сразу обозначить цель расспросов – развитие науки и создание современной истории аграрных отношений Удмуртии (и сопредельных регионов).

В проводимом исследовании необходимо выяснить трудности, стоящие в настоящий момент перед предприятием или деревней, где работает или живет студент (его родственники), а также возможности их решения.

Следующим по надежности методом будет наблюдение. Оно может быть как простое, когда события регистрируются со стороны, так и соучаствующее (или включенное), когда исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события как бы «изнутри». В данном случае будет использоваться скорее второй вид наблюдения, так как студенты ИжГСХА чаще описывают село, где живут или предприятие, на котором работают родители.

Анкетирование как следующий метод должно быть репрезентативным и настоящим. Необходимым условием в данном случае является самостоятельное составление анкеты, в которой основу составляют вопросы политического характера. Они должны быть краткими и понятными. Лучше, если они будут иметь закрытую форму, с готовыми вариантами ответов. Так их будет проще обрабатывать.

Любая анкета должна иметь «паспортичку», т.е. раздел с вопросами о возрасте, поле, национальности, месте рождения, месте проживания, названии учебного заведения, полученной специальности, месте работы, должности, социальном статусе. Если опрос проводится среди учащихся высших учебных заведений, в анкете необходимо спросить про учебное заведение, в котором студент учится, курс, факультет, специальность, форму обучения (очная-заочная, бюджетная-контрактная-договорная), направление (бакалавр-специалист-магистр-аспирант). Заключительные анкетные вопросы, которые окончательно формируют точку зрения о качествах и взглядах респондента, должны быть обобщающими.

Главным звеном анкетирования должно стать определение выборки и её обоснование. Конечно, желателен полный опрос (или близкий к тому), охватывающий всех жителей села, деревни и т.д., всех студентов вуза, района и т.п., но чаще всего это невозможно. Поэтому анкетирование, чтобы быть оптимальным, должно охватить все возрастные, половые, национальные, социальные категории населения в существующей пропорции (все факультеты и курсы в случае со студентами). Количество анкет не должно быть меньше 100.

Составление анкет требует обязательных консультаций с преподавателем. После заполнения анкет, исследователь проводит статистический анализ данных по всем ответам и подводит итоги проделанной работы (в виде письменного отчета).

Важным методом будет анализ документов, например, делопроизводственной документации, ведущейся на предприятиях, в администрациях, хозяйствах. В этом случае необходимо обязательно указать источники с подробной его характеристикой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

1. Личность и политика.

2. Политика и финансово-экономические кризисы.

3. Роль политического образования в демократическом обществе.

4. Методы изучения политики.

5. Сравнительная политология (политическая компаративистика).

6. Взаимосвязь политологии с другими дисциплинами.

7. Права человека, их гарантия и защита в России.

8. Цивилизованный и нецивилизованный лоббизм в России.

9. Угрозы продовольственной безопасности России и Удмуртии.

10. Политические институты России: сущность, виды, значение.

11. Федерализм в современной России.

12. Государственное управление как политический процесс: эффективность государственной власти России на современном этапе.

13. Россия и крупные финансовые организации (ОПЕК, МВФ, ВТО).

14. Участие России в миротворческих миссиях по поддержанию порядка и стабильности (ООН, ОБСЕ).

15. Политические изменения как фактор общественного развития.

16. Национальный суверенитет: понятие, значение для конкурентоспособного государства.

17. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации.

18. Концепция «суверенной демократии» для России.

19. Современные дискуссии о путях дальнейшей демократизации России.

20. Социальная справедливость или экономическая эффективность?

21. Роль идеологии в развитии общества.

22. Национализм в России.

23. Идентичность в современном мире.

24. Внешняя политика России на постсоветском пространстве и ее эффективность.

25. Современные конфликты и участие в них России.

26. Мировой терроризм – миф или реальность?

27. Современная геополитическая структура мира и ее динамика.

28. Право наций на самоопределение или государственная целостность?

29. Глобализация и Россия.

30. Прикладная политология в России: состояние и востребованность.

31. Политические технологии, аналитика и прогностика: использование и возможности.

32. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

33. Будущее российской государственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ

Рекомендуемая учебная литература

1. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: учебное пособие / К.П. Боришполец. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 224 с.

2. Василенко, И.А. Политология: учебник / И.А. Василенко. – М.: Гарда­рики, 2004. – 288 с.

3. Гаджиев, К.С. Политология / К.С. Гаджиев. – М.: Логос, 2009. – 432 с.

4. Желтов, В.В. Основы политологии / Серия «Высшее образование» / В.В. Желтов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 544 с.

5. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова [Электронный ресурс]. – М.: Юристъ, 2001. – 512 с. – Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59330.

6. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие / В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 184 с.

7. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 408 с.

8. Мангейм, Дж. Б. Политология. Методы исследования / Дж. Б. Мангейм, Р.К. Рич [Электронный ресурс]. – М.: Весь мир, 1997. – 544 с. – Режим доступа: http://socioline.ru/.

9. Мировая политика и международные отношения: учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

10. Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.

11. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова [Электронный ресурс]. – М.: МГСУ; «Союз», 1997 – Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/.

12. Отечественная история, политология, социология:методические рекомендации к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе студентов / Сост.: В.С. Сорокина, С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров, И.Б. Черниенко; под общ. ред. В.С. Сорокиной. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2008. – 32 с.

13. Панарин, А.С. Политология: учебник / А.С. Панарин. – М.: ТК Велби, 2004. – 440 с.

14. Политология: Альбом схем / Сост.: Е.В. Макаренков, В.И. Сушков. – М.: Юристъ, 1999. – 208 с.

15. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 624 с.

16. Пушкарёва, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарёва – М.: Айрис, 2005. – 208 с.

17. Соловьёв, А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьёв. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 650 с.

Исследования, монографии

1. Василенко, И.А. Политическая глобалистика / И.А. Василенко. – М.: Логос, 2003. – 360 с.

2. Гаджиев, К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка) / К.С. Гаджиев. – М.: Экономика, 2007. – 751 с.

3. Гайдар, Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России / Е.Т. Гайдар. – М.: РОССПЭН, 2006. – 440 с.

4. Данилин, П. Новая молодёжная политика 2003-2005 / П. Данилин. – М.: Европа, 2005. – 292 с.

5. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций / М.Г. Делягин. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 768 с.

6. Егорова-Гантман, Е. Политическая реклама / Е. Егорова-Гантман. – М.: Никколо-Медиа, 2002. – 288 с.

7. Жуков, В.И. Политический менеджмент / В.И. Жуков. – М.: Институт психотерапии, 2004. – 936 с.

8. Кара-Мурза, С.Г. Демонтаж народа / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М.: Алгоритм, 2007. – 704 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm.

9. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М.: Эксмо, 2007. – 864 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm

10. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

11. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология / Г.И. Козырев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

12. Малахов, В.С. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В.С. Малахов. – М.: НЛО, 2007. – 200 с.

13. Морозова, Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е.Г. Морозова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 247 с.

14. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2003. – 416 с.

15. Панарин, А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А.С. Панарин. – М.: Эксмо, 2004. – 640 с.

16. Почепцов, Г. Революция.соm. Основы протестной инженерии / Г. Почепцов. – М.: Европа, 2005. – 532 с.

17. Проект Россия. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.

18. Стратегический ответ России на вызовы нового века. – М.: Экзамен, 2004. – 608 с.

19. Уткин, А.И. Новый мировой порядок / А.И. Уткин. – М.: Эксмо. – 2006. – 640 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.044 с.)