Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как институт политической системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральным элементом политической системы явл. государство, именно оно осуществляет её главную функцию это авторитарное распределение функций. Признаки функций: 1) способность гос-ва интегрировать общество при наличии социальных различий, вызываемых борьбой интересов; 2) государство – это орган власти социального принуждения, активно использующий санкции (поощрения и наказания); 3) особое значение гос-во придает праву; 4) публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, передача государственным органам и их служащим полномочия на управление; 5) государство действует четко в рамках ограниченного пространства, оно имеет: географические пределы и пределы человеческие; 6) гос-во обладает аппаратом принуждения.
8. Формы государственного устройства. Типология государств. Формы государственного устройства – это организация составных частей гос-ва: 1) унитарное гос-во (кантоны, провинции) – это гос-во, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц; 2) федеративное гос-во – это гос-во, составными частями которго явл. государственные образования, обощенно их принято называть субъектами федерации; 3) конфедеративное гос-во – это союз независимых государств созданных для достижения совместной цели (экономические, военные, политические цели).
9. Формы правления. Монархия ( власть человека, которого передает по наследству (король, царь, султан) – это такая форма правления, которой главой государства явл. лицо получающая и передающая свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно. Виды монархии: 1) абсолютная монархия (до сих пор Бохрей, Омон); 2) дуалистическая монархия – в них существует конституция (дарованная монархом народу); парламент – законодательный орган, в россии это федеральное собрание; парламент без которого законы не принимаются; правительство назначается монархом и ответственна перед ним (Нипал, Марокко, Иордания); 3) парламентская монархия (конституция принятая демократическим путем, при этом монарх юридически остается главой гос-ва, но участие страной фактически не принимает (Великобритания, Испания) Республики ( власть народа) – это форма правления, при которой главой явл. президент избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми квалификациями (определенный возраст, образование). Виды республик: 1) президентские республики - президент избирается независимо от парламента, он назначает министров и в этом отдельного от президента правительства нет (законодательная, судебная, исполнительная). Признаки президентской республики: 1. отсутствие дуолизма; 2. президент избирается непосредственно народом; 3. президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент ни вправе сместить президентское правительство, а президент не может распустить парламент;
2) полупрезидентская республика: Признаки: 1. президент избран всеобщим голосованием, 2. премьер и президент ответственны перед парламентом; 3) парламентская республика: 1. разделение исполнительной власти на главу и кабинет министров; 2. правительство несет ответственность перед парламентом; 3. формирование правительства партий, победившей на парламентских выборах.
10. Понятие и типология политических режимов. Политический режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти, в той или иной стране на которые оказывают влияние: партийная система, взаимоотношения между органами государства, использующая в стране идеологии и т.д. Виды политических режимов: 1) демократический режим; 2) авторитарный режим; 3) тоталитарный режим.
11. Тоталитарный политический режим и его виды, Признаки: 1) политические права граждан принципиально отвергаются концепцией вождизма, у граждан нет выбора. 2) Переход политического руководства от одной партии к другой, не может быть осуществлен путем выбора. 3) Политический флюролизм отвергается, политическая аппозиция не допускается.
12. Авторитарный политический режим и его виды. Признаки: 1) политические права граждан признаются в ограниченном объеме, которые не обеспечивает возможного самостоятельного участия граждан в определении государственной политики. 2) признается ограниченный политический плюрализм. 3) принцип разделения властей может быть раскреплен в конституции, но фактически он отвергается. 4) ограничение плюрализма политической идеологии. 5) Вооруженные силы часто играют в политическую роль.
13. Демократический политический режим и его виды. Подходы концепции демократизации: 1) марксиско-ленинские (власть трудящихся, ликвидация имущественного неравенства; 2) либеральная (включает в себя теорию плюралистической демократии, согласно этой теории различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной политической властью и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль примирителя конфликционных интересов; теорию компромиссной, консесиозной или социэлитарной, согласно этой теории в современных развитых государствах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития; теория плебисцитарной (нтр); 3) представительная демократия (её основы представительные учреждения парламент); 4) непосредственная демократия (принятие решения на собраниях); 5) демократия партий (соревнование политических партий за влияние на избирателей и определения политики государства, партий получивших большинство на выборах).
14. Понятие гражданского общества. Под гражданским обществом понимается независимое государство и существующая на ряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социологических групп, движений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формы выражения интересов личности. В систему гражданского общества входит: экономические, брачносистемные, этнические, воспитательные, культурные, религиозные, информационные, образовательные отношения, способные существовать и развиваться независимо от ситуаций. Признаки гражданского общества: 1) экономическая и социальная свобода индивидов. 2) Гражданское общество создает необходимое условие для наиболее полного удовлетворения потребности личности, социальных групп и класса.
15. Основные черты социального государства. Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: - на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, - на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, - на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп. 16. Правовое государство. Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются: · права и свободы человека; · всеобщее равенство перед законом; · принцип разделения властей; · разрешение конфликтов через справедливый суд. По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно: · наличие развитого гражданского общества; · действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; · правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; · возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; · ограничение государственной власти.[6] В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. 17. Политическая культура. Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение. Уровни политической культуры: Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики. Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления. Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека. 18. Типология политической культуры. Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры: 1) приходская культура; 2) зависимая культура; 3) культура участия. Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей. И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех. 19. Политические партии как субъект политического процесса. Важнейшая функция партий в современном демократическом обществе -служить средством обратной связи между гражданским обществом и государством, обеспечивать политическое партнерство между этими сторонами. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений, между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, в отличие от других субъектов гражданского общества, имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоотношениях государства и гражданского общества особенно велика. Принятие Федерального закона "О политических партиях", затянувшееся более чем на 10 лет, было обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений, нельзя не отметить что ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, может породить определенные проблемы на практике. Российские политические партии, являясь центральными субъектами формирования представительных органов власти, практически не участвуют в формировании и деятельности коллегиальных органов исполнительной власти. При этом сам Президент России может быть не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной ^ власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата.
20. Общественные организации и движения. Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус. «Организацией» называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Говоря о партиях, М.Вебер писал: «Это детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» (3, 674). Однако сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями. В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. Движения имеют иерархию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. 21. Типология политических партий. Современные типологии партий основываются на классификации разработанной в середине 20 века Дюверже(орган исследования), которые выделяют массовые и кадровые партии, партии избирателей. 1) кадровые партии представляют собой партии авторитетных в обществе лиц (Нотабли), умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов; 2) массовые партии, данные партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью членов и организационной структурой, подразделяются на виды: а) представительные партии западного типа; б) коммунистические партии; в) популистские партии. Партии избирателей не являются массовыми ориентированные на объединения на максимальное кол-во избирателей самой различной социальной принадлежности, вокруг своей программы для решения основанных вопросов (универсальная). В зависимости от социального состава партии подразделяются на: буржуазные, рабочие, крестьянские. Партии различаются по отношению к общественному строю: 1) консервативные партии - стремятся сохранить общество в неизменном виде; 2) реакционные партии – ориентируются на возвращении прошлого; 3) реформаторские партии – ориентируются на изменение общества по средствам реформ; 4) радикальные партии – революционно настроены, изменить общественную систему в целом. 22. Понятие группы давления. Группы давления -это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний. 23. Типология групп давления. 1. С точки зрения происхождения и степени организованности группы давления делятся на: а) Анемические - возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги). б) Институциональные - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.). 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют: А) Ассоциативные группы - добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Б) Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на: а) одноцелевые; б) многоцелевые.
24. Политическая элита. Политическая элита - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. 25. Основные теории политических элит. Функции политической элиты: · стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; · организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь; · коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; · интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится: · на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. — это политическая элита власти, · оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, · среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), · административную — это служащие-управленцы (бюрократия), · а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом. 26. Политическое лидерство. Типология политического лидерства. Политическое лидерство – процесс постепенного освоения политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике называется политической социализацией. Виды социализации: 1) индивидуальная социализация; 2) общественная социализация; 3) культурная трансмиссия. Культурная трансмиссия – передача политической культуры от одного поколения к другому, что происходит тремя путями: а) это поддержание и сохранение существующей политической культуры; б) преобразование и переработка, как к предшествующей, так и настоящей политической культуре; в) создание новой политической культуры. Формы политической социализации: 1. прямая политическая социализация – носит всегда явно выраженный политический характер; 2. косвенная – когда индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в тоже время на его политическое поведение в будущем. К прямой относится подражание политическое обучение, политический опыт. К косвенной относится межличностная передача, обобщение, участие внеполитических организациях.
27. Типология политического лидерства. 28. Избирательный процесс. Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти. Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов. В политическом смысле избирательный процесс заканчивается в день официального объявления результатов выборов, когда становится понятным состав представительного органа власти. Подготовка выборов - важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия: · Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов. · Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования. · Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус. · Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус; · Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать. · Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование в избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. · Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
29. Основные принципы демократических выборов. На протяжении американской политической истории указанные стандарты свободных и справедливых выборов не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни общества, допустимого с точки зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры выборов и их организации. Право голоса В соответствии с частью 2 Статьи I Конституции, граждане имели право голосовать за кандидата в депутаты Палаты представителей США, если они имели право голосовать на выборах «наиболее многочисленной ветви Легислатуры штата».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.015 с.) |