Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как институт политической системы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Центральным элементом политической системы явл. государство, именно оно осуществляет её главную функцию это авторитарное распределение функций. Признаки функций: 1) способность гос-ва интегрировать общество при наличии социальных различий, вызываемых борьбой интересов; 2) государство – это орган власти социального принуждения, активно использующий санкции (поощрения и наказания); 3) особое значение гос-во придает праву; 4) публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, передача государственным органам и их служащим полномочия на управление; 5) государство действует четко в рамках ограниченного пространства, оно имеет: географические пределы и пределы человеческие; 6) гос-во обладает аппаратом принуждения.
8. Формы государственного устройства. Типология государств. Формы государственного устройства – это организация составных частей гос-ва: 1) унитарное гос-во (кантоны, провинции) – это гос-во, состоящее не из государственных образований, а из административно-территориальных единиц; 2) федеративное гос-во – это гос-во, составными частями которго явл. государственные образования, обощенно их принято называть субъектами федерации; 3) конфедеративное гос-во – это союз независимых государств созданных для достижения совместной цели (экономические, военные, политические цели).
9. Формы правления. Монархия ( власть человека, которого передает по наследству (король, царь, султан) – это такая форма правления, которой главой государства явл. лицо получающая и передающая свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно. Виды монархии: 1) абсолютная монархия (до сих пор Бохрей, Омон); 2) дуалистическая монархия – в них существует конституция (дарованная монархом народу); парламент – законодательный орган, в россии это федеральное собрание; парламент без которого законы не принимаются; правительство назначается монархом и ответственна перед ним (Нипал, Марокко, Иордания); 3) парламентская монархия (конституция принятая демократическим путем, при этом монарх юридически остается главой гос-ва, но участие страной фактически не принимает (Великобритания, Испания) Республики ( власть народа) – это форма правления, при которой главой явл. президент избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми квалификациями (определенный возраст, образование). Виды республик: 1) президентские республики - президент избирается независимо от парламента, он назначает министров и в этом отдельного от президента правительства нет (законодательная, судебная, исполнительная). Признаки президентской республики: 1. отсутствие дуолизма; 2. президент избирается непосредственно народом; 3. президент и парламент независимы друг от друга, поскольку парламент ни вправе сместить президентское правительство, а президент не может распустить парламент;
2) полупрезидентская республика: Признаки: 1. президент избран всеобщим голосованием, 2. премьер и президент ответственны перед парламентом; 3) парламентская республика: 1. разделение исполнительной власти на главу и кабинет министров; 2. правительство несет ответственность перед парламентом; 3. формирование правительства партий, победившей на парламентских выборах.
10. Понятие и типология политических режимов. Политический режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти, в той или иной стране на которые оказывают влияние: партийная система, взаимоотношения между органами государства, использующая в стране идеологии и т.д. Виды политических режимов: 1) демократический режим; 2) авторитарный режим; 3) тоталитарный режим.
11. Тоталитарный политический режим и его виды, Признаки: 1) политические права граждан принципиально отвергаются концепцией вождизма, у граждан нет выбора. 2) Переход политического руководства от одной партии к другой, не может быть осуществлен путем выбора. 3) Политический флюролизм отвергается, политическая аппозиция не допускается.
12. Авторитарный политический режим и его виды. Признаки: 1) политические права граждан признаются в ограниченном объеме, которые не обеспечивает возможного самостоятельного участия граждан в определении государственной политики. 2) признается ограниченный политический плюрализм. 3) принцип разделения властей может быть раскреплен в конституции, но фактически он отвергается. 4) ограничение плюрализма политической идеологии. 5) Вооруженные силы часто играют в политическую роль.
13. Демократический политический режим и его виды. Подходы концепции демократизации: 1) марксиско-ленинские (власть трудящихся, ликвидация имущественного неравенства; 2) либеральная (включает в себя теорию плюралистической демократии, согласно этой теории различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной политической властью и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль примирителя конфликционных интересов; теорию компромиссной, консесиозной или социэлитарной, согласно этой теории в современных развитых государствах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития; теория плебисцитарной (нтр); 3) представительная демократия (её основы представительные учреждения парламент); 4) непосредственная демократия (принятие решения на собраниях); 5) демократия партий (соревнование политических партий за влияние на избирателей и определения политики государства, партий получивших большинство на выборах).
14. Понятие гражданского общества. Под гражданским обществом понимается независимое государство и существующая на ряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социологических групп, движений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формы выражения интересов личности. В систему гражданского общества входит: экономические, брачносистемные, этнические, воспитательные, культурные, религиозные, информационные, образовательные отношения, способные существовать и развиваться независимо от ситуаций. Признаки гражданского общества: 1) экономическая и социальная свобода индивидов. 2) Гражданское общество создает необходимое условие для наиболее полного удовлетворения потребности личности, социальных групп и класса.
15. Основные черты социального государства. Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: - на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, - на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, - на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп. 16. Правовое государство. Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat, обозначившем в конце 18 века доктрину, выдвинутую в поздних работах Иммануила Канта, который увязал существование Rechtsstaat c верховенством конституции страны и подчиненности ей действий государства. При этом, конституция должна ставить целью государства обеспечение мирной счастливой жизни его граждан при условии обеспечения прав их собственности. Правовое государство требует развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства, поэтому к нему неприменимо традиционное определение государства как способа организации общества. В правовом государстве обеспечивается верховенство права и реализуются: · права и свободы человека; · всеобщее равенство перед законом; · принцип разделения властей; · разрешение конфликтов через справедливый суд. По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно: · наличие развитого гражданского общества; · действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; · правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было; · возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона; · ограничение государственной власти.[6] В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. 17. Политическая культура. Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение. Уровни политической культуры: Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики. Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления. Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека. 18. Типология политической культуры. Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры: 1) приходская культура; 2) зависимая культура; 3) культура участия. Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах». Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей. И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех. 19. Политические партии как субъект политического процесса. Важнейшая функция партий в современном демократическом обществе -служить средством обратной связи между гражданским обществом и государством, обеспечивать политическое партнерство между этими сторонами. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений, между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, в отличие от других субъектов гражданского общества, имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, поэтому их роль во взаимоотношениях государства и гражданского общества особенно велика. Принятие Федерального закона "О политических партиях", затянувшееся более чем на 10 лет, было обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места политических партий среди институтов гражданского общества. Не принижая огромной позитивной роли, которой новый Федеральный закон должен сыграть в совершенствовании общественно-политических отношений, нельзя не отметить что ряд внутренних противоречий, содержащихся в Законе, может породить определенные проблемы на практике. Российские политические партии, являясь центральными субъектами формирования представительных органов власти, практически не участвуют в формировании и деятельности коллегиальных органов исполнительной власти. При этом сам Президент России может быть не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному признаку. Большинство глав администраций субъектов Федерации, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной ^ власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата.
20. Общественные организации и движения. Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. Под «организацией» понимается искусственное объединение институционального характера, имеющее определенный социальный статус. «Организацией» называют определенную структуру, строение, тип связей как способ соединения частей в целое. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Говоря о партиях, М.Вебер писал: «Это детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины» (3, 674). Однако сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями. В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. Движения имеют иерархию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. 21. Типология политических партий. Современные типологии партий основываются на классификации разработанной в середине 20 века Дюверже(орган исследования), которые выделяют массовые и кадровые партии, партии избирателей. 1) кадровые партии представляют собой партии авторитетных в обществе лиц (Нотабли), умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов; 2) массовые партии, данные партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью членов и организационной структурой, подразделяются на виды: а) представительные партии западного типа; б) коммунистические партии; в) популистские партии. Партии избирателей не являются массовыми ориентированные на объединения на максимальное кол-во избирателей самой различной социальной принадлежности, вокруг своей программы для решения основанных вопросов (универсальная). В зависимости от социального состава партии подразделяются на: буржуазные, рабочие, крестьянские. Партии различаются по отношению к общественному строю: 1) консервативные партии - стремятся сохранить общество в неизменном виде; 2) реакционные партии – ориентируются на возвращении прошлого; 3) реформаторские партии – ориентируются на изменение общества по средствам реформ; 4) радикальные партии – революционно настроены, изменить общественную систему в целом. 22. Понятие группы давления. Группы давления -это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний. 23. Типология групп давления. 1. С точки зрения происхождения и степени организованности группы давления делятся на: а) Анемические - возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию (например демонстрации, митинги). б) Институциональные - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например представительства автономий в федеральных центрах и др.). 2. С точки зрения специализации деятельности выделяют: А) Ассоциативные группы - добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права). Б) Неассоциативные группы - неформальные и недобровольные объединение на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, трудовые коллективы, религиозные секты). 3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на: а) одноцелевые; б) многоцелевые.
24. Политическая элита. Политическая элита - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. 25. Основные теории политических элит. Функции политической элиты: · стратегическая — определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; · организаторская — осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь; · коммуникативная — эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества; · интегративная — укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится: · на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т.е. — это политическая элита власти, · оппозиционную (т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, · среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5% населения), · административную — это служащие-управленцы (бюрократия), · а также различают политические элиты в партиях, классах и т.д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимно влияют и не взаимодействуют друг с другом. 26. Политическое лидерство. Типология политического лидерства. Политическое лидерство – процесс постепенного освоения политической деятельности, принятия на себя определенной роли в политике называется политической социализацией. Виды социализации: 1) индивидуальная социализация; 2) общественная социализация; 3) культурная трансмиссия. Культурная трансмиссия – передача политической культуры от одного поколения к другому, что происходит тремя путями: а) это поддержание и сохранение существующей политической культуры; б) преобразование и переработка, как к предшествующей, так и настоящей политической культуре; в) создание новой политической культуры. Формы политической социализации: 1. прямая политическая социализация – носит всегда явно выраженный политический характер; 2. косвенная – когда индивид вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в тоже время на его политическое поведение в будущем. К прямой относится подражание политическое обучение, политический опыт. К косвенной относится межличностная передача, обобщение, участие внеполитических организациях.
27. Типология политического лидерства. 28. Избирательный процесс. Избирательный процесс - совокупность мероприятий, процедур по подготовке и проведению выборов с целью формирования представительного органа власти. Избирательный процесс включает в себя мероприятия по подготовке выборов, проведение предвыборной кампании, процедуру голосования, подсчет голосов, подведение итогов выборов и объявление результатов. В политическом смысле избирательный процесс заканчивается в день официального объявления результатов выборов, когда становится понятным состав представительного органа власти. Подготовка выборов - важный организационный элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия: · Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов. · Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования. · Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус. · Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус; · Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать. · Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование в избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. · Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.
29. Основные принципы демократических выборов. На протяжении американской политической истории указанные стандарты свободных и справедливых выборов не оставались неизменными. Эволюция стандартов отразила опыт каждого поколения в их адаптации с учетом прав на участие в политической жизни общества, допустимого с точки зрения закона инакомыслия, взглядов на представительство, а также структуры выборов и их организации. Право голоса В соответствии с частью 2 Статьи I Конституции, граждане имели право голосовать за кандидата в депутаты Палаты представителей США, если они имели право голосовать на выборах «наиболее многочисленной ветви Легислатуры штата».
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.012 с.) |