Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древние и средневековые представления о демократии

Поиск

Термин «демократия», впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа» или «народовластие». Демократия имеет длительную историю, ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой.

Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискуссионностью самого вопроса о том, что составляет суть демократии. Еще в XIX в. Кельзен утверждал, что слово «демократия», став господствующим лозунгом, утратило четко очерченное содержание. Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда демократия стала велением времени, и весь мир стал как будто на рельсы демократии. Полвека спустя старейшина колумнистов «Financial Times» замечает: «Слово «демократия» стало рекламной этикеткой всего, что считается желательным», – и это симптом содержательного опустошения культуры. Отчасти это результат исторического опыта. Европа в течение 150 лет неуклонно демократизировалась. Избирательное право расширялось. В 1830 году оно повсюду было близко к нулю, только в Норвегии и Швеции – 8–9%. В 1870-х оно почти везде оставалось меньше 10%, а в лидеры вышли Франция, Швейцария и, несколько неожиданно, Испания (порядка 25%). В 1910 году все еще меньше 15% населения голосовали в Венгрии, Италии, Португалии, Нидерландах, только 18% – в Великобритании, 19% – в Швеции, 20–23% – в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Швейцарии, 29% – во Франции, 33% – в Норвегии и 45% – в Финляндии. К середине ХХ века право голоса везде имели уже практически все взрослые (40–45% населения). За эти же сто с небольшим лет покупательная способность обывателя выросла на два порядка. Одновременно нарастала вертикальная мобильность, возникали общественные службы, личность освобождалась от разных сервитутов, сословных ограничений, табу и прочего.

Нынешние поколения черпают веру в демократию из великого предания (нарратива, мифа – как угодно), оставшегося им в наследство от предыдущей блестящей эпохи «победного шествия» демократии. В этом нарративе зафиксирован положительный личный опыт тех, кто не просто воспользовались плодами демократизации и параллельного социального прогресса, но сами были агентами и того и другого. Он подкрепляется и исторической статистикой.

Таким образом, в результате в середине ХХ в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие «демократия». Тогда было дано несколько десятков определений. Сегодня же можно насчитать 550 трактовок демократий. Среди них есть и те, которые указывают на «урезанные» формы демократии, сводящие ее только к процедуре проведения альтернативных выборов.

Эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой правления». Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию, а те порождали тиранию. Аристотель не проводил различий между охлократией и демократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода на долгое время.

Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной монархии, жестким сословным делением, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. В тоже время Средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений и, соответственно, системой разделения ветвей власти: 1265 году парламент в Англии; 1302 году – Генеральные штаты во Франции; XVI веке – земские соборы в Московском государстве. Уже в ранний период в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер, наличие механизма сдержек и противовесов.

Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, порождавшей бесправие, насилие. Отсюда отсутствие монополии на власть любого политического института – непременное условие демократии. Однако далеко не сразу система разделения властей вошла в практику государственного управления. В Греции афинское собрание соединяло в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Но уже в Средние века вся феодальная система государственного управления часто основывалась на известном балансе власти между королем, знатью и верхушкой духовенства. Так, испанское дворянство, давая клятву новому королю, подчеркивало: «Мы, которые также хороши, как и ты, клянемся тебе, который ничуть не лучше нас, принять тебя в качестве короля и суверенного господина при условии, что ты будешь соблюдать все наши статусы и законы, если же не будешь - то мы не примем тебя». Первые парламенты возникли скорее как уступка королей в обмен на золото высшей аристократии (британский парламент, шведский риксдаг, французские Генеральные штаты). Эти законодательные собрания постепенно увеличивали свою власть, противопоставляя ее абсолютистским запросам монархов. Так, в XVI веке английский король Генрих VII был вынужден уже в полной мере признать законодательную власть парламента. Ему необходима была поддержка парламентариев, чтобы выйти из под власти католической церкви (по одной версии, чтобы развестись с супругой).

Таким образом, в период Средневековья в светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления. Во-первых, обосновывалась возможность представителей различных сословий в парламентской деятельности, которая и хотя носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке решений. Во-вторых, возможность функционирования местных форм самоуправления (земства в России, вольные города в Германии – Гамбург, Бремен). Подобные формы, хотя и находились под полным контролем монарха, в то же время предоставляли возможность населению реализации определенных гражданских прав. В области духовной жизни большую роль в распространении идеи равенства сыграли учения теологов – богословов, которые, утверждая божественное происхождение абсолютной власти монарха, тем не менее, отстаивали равенство всех людей перед богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека.

Новый этап в развитии теории демократии начался с Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, которое формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как непосредственного и повседневного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям общества.

Крупнейшими событиями, заложившими основы современной демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.), Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билль о правах (Англия), Декларация независимости, Билль о правах (США), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1791 г.) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин - один голос» раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации при приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывает на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против проявления дискриминации в какой-либо форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

Конституция - документ, закрепляющий права и свободы граждан, обязательства государства по защите этих прав и предусматривающий механизм разрешения споров между личностью и государством.

5. Принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную при построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

6. Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

7. Политический плюрализм. Дает возможность легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

8. Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др.

Принцип большинства предполагает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

9. Разрешение конфликтов мирным путем.

В настоящее время термин «демократия» используется в следующих смыслах:

1. форма правления, при котором политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане в соответствии с правилом правления большинства, называется прямой демократией, или демократией участия;

2. форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принятия решений не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной, или плюралистической демократией;

3. форма правления, при которой любая политическая или социальная система независимо от того, является она демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией;

4. форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д., называется либеральной или конституционной демократией.

Существуют также множество других определений, но и предложенное указывает на многозначность употребления данного понятия. Таким образом, можно утверждать, что каждому историческому типу государства соответствовала своя форма демократии. Равно как и сказать: «сколько стран, столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Основные формы демократии

Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами.

В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на ограниченное количество человек. Значительная часть граждан в течение своей жизни, так или иначе, занимала один из множества выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властью – обе ветви власти сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан. Прямая демократия оценивалась многими представителями Нового времени как идеальная форма. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях многих стран, можно рассматривать как сохранившиеся элементы прямой демократии. Античные авторы отмечали пять признаков демократии: всеобщее равноправие, отсутствие деспотизма, выборы на должности по жребию, ответственность выборных лиц, решение важнейших дел на народном собрании.

Другое важное различие между античной и современной демократиями состоит в трактовке понятия равенства. Античная демократия была не только совместима с рабством, но и предполагала его в качестве освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем. Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и поле.

Выделим отличия античного понимания демократии от современного:

1. демократическое устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как неразличимая часть государства;

2. как естественное воспринималось существование рабства и сословное деление граждан;

3. считалось разумным наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением.

Помимо этого, власть эта была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших». Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл.

Столь же суженной была категория граждан в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках. Распространенность подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти. Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.

Референдум, иногда называемый плебисцитом (в дословном переводе - народное решение), представляет собой прямое голосование народа по важнейшим государственным вопросам. Различают два вида референдумов. Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику Президента Б.Н.Ельцина. Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в августе 1995 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции Республики Казахстан, что обеспечило ее легитимность. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).

Инициатива - это процедура, посредством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.

К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.

Прямая форма демократии, а именно принятие решений большинством голосов уже в античном мире подвергалось критике. Известный софист Антисфен, подвергая критике процесс голосования, предложил гражданам путем голосования считать осла лошадью, тем самым, показывая нелепость многих принятых на общественных собраниях решений. Недалеко ушел от него один из римских императоров, когда предложил сенату проголосовать, чтобы одна из его любимых лошадей стала сенатором. В современном мире оппоненты прямой демократии приводят аргументы ее неэффективности, указывая:

- на сложность принятия согласованных решений;

- на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

- на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

- на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан.

Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Международными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

Плюсы и минусы каждой формы демократии.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

- отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

- приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

- отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

- возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

- на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий привносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием «компьютерной демократии», или «телематической демократии». Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам из дома, включая выборы депутатов. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, «тиранией некомпетентности»), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Теории демократии

Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальных хартий и вольностей Средневековья возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628 г.), «Билль о правах» (1689 г.), в которых были письменно зафиксированы юридически-правовые гарантии. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в «Декларации независимости» и Конституции США, в «Декларации прав человека и гражданина» Великой французской революции конца XVIII века. Создание этих величайших документов стало возможным благодаря сформулированным на рубеже XVII-XVIII веков первым концепциям демократии.

Демократия классического либерализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье)

Исходные идеи:

1. на догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии. Исходное состояние человеческой природы – это индивидуальная свобода. Для того чтобы индивидуальная свобода не приводила к нарушению прав других людей, люди добровольно принимают общественный договор;

2. общественный договор предполагает негласную форму соглашения людей о передаче функций регулирования отношений между людьми государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и обеспечения индивидуальных прав и свобод;

3. власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (Локк), или на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма.

Концепция либерализма определила следующие принципы и условия:

- равенство граждан в использовании их естественных прав;

- автономность личности по отношению к государству, человек – единственный источник власти;

- личность имеет право отстаивать свои позиции по отношению к другим членам общества;

- разделение властей с четким определением их функций и полномочий, а также ограничение сферы самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу общества;

- парламентская форма представительной демократии.

Таким образом, либеральная теория демократии, основывающаяся на англо-саксонской традиции, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. С одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, но с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом носят доверительный характер. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, который народ дает своим избранникам и определяет меру ответственности за принимаемые решения.

Концепция либеральной демократии подвергается критике за абсолютизацию индивидуализма, нацеленности человека на решение своих личных проблем, на достижение личного успеха, что приводит к уходу его от общественной, политической жизни, эгоизму, недружелюбию к другим людям, притуплению чувства сострадания. При этом государство ограничено в возможности оказывать социальную поддержку малоимущим и неудачникам. Наконец, как любая форма представительной демократии, либеральная демократия сужает права избирателей, не позволяет активно влиять на политику, а сам выбор представительных органов может носить случайный характер, определяемый настроением, эмоциями избирателей в момент голосования.

Равенство — сущность демократии и наибольшая угроза для демократии.

Михал Комар

Коллективистская демократия

Одной из концепций, противостоящей индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Вслед за представителями либеральной демократии, она разделяет договорную концепцию происхождения государства. Однако далее представители коллективистской теории не соглашаются с положением, что общество состоит из отдельных личностей, и говорят о необходимости передачи личностью своих естественных прав государству после его создания. Государство создает гармонию социальных интересов, так как цель его создания в том, чтобы оно заботилось о своих гражданах, выполняя общую волю народа. Правительство получает только исполнительную власть, а законодательная власть должна осуществляться самим народом путем прямого обсуждения (референдума).

Подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, затем нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (индивидуализм, имущественное неравенство, неучастие в политической жизни), повышает гражданскую активность членов общества, патриотизм и коллективизм. Однако «абсолютизация общей воли» закладывает основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь, предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, запрет на право иметь другое мнение, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и подавление оппозиции. Это диктатура большинства над меньшинством, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации). В результате гражданин теряет индивидуальность и не может реализовать записанные в конституции политические права и свободы.

Такая трактовка демократии небезупречна также потому, что оправдание и стимулирование имущественной поляризации общества обесценивает права и свободы личности. Они становятся практически трудноосуществимыми для низших слоев населения. Идею заинтересованности группы как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление развивает и обосновывает третья группа теорий демократии – плюралистические концепции. Они исходят из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе и, следовательно, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, так как он является противоречивым образованием, состоящим из конкурирующих в борьбе за власть групп. Создателями ее являются М. Вебер, Й.Шумпетер, Ласки, Липсет.

Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа. Наличие единой воли невозможно уже потому, что в силу своей природы люди исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество представляют собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. Политический плюрализм означает включение в политическую жизнь множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих платформ перед избирателями, получение максимального числа парламентских мест и т. д. Основным отличием плюралистической демократии от либеральной является то, что политические партии выступают от имени конкретных социальных групп, через которые реализуются интересы отдельной личности. Входя в политическую партию, или поддерживая ее на выборах, человек может активно влиять на деятельность парламента. Экономической основой политического плюрализма выступает многообразие форм собственности, что ведет к многообразию интересов. Политической основой является конституционно закрепленная система прав и обязанностей гражданина (свобода слова, обеспечение равноправного участие в политической жизни, утверждение верховенства закона и др.). Социальной основой является гарантированная государством возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможности для проявления самостоятельной активности.

В плюралистической модели сфера политики рассматривается как механизм, в котором участвуют мириады групп, взаимно сдерживающих и уравновешивающих друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает в обществе наличие множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы. Таким образом, суть такой демократии заключается в признании законности различных социально-политических сил. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.

Основные положения:

- общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

- группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;

- признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;

- в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;

- политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

- государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

Недостатком концепции плюралистической концепци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.013 с.)