Специфика политической науки. Критика со стороны представителей естественных и точных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика политической науки. Критика со стороны представителей естественных и точных наук



Ответы от 314 группы, 2011 год

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ

1. Зарождение политической науки.

2. Политология как самостоятельная дисциплина.

Оба вопроса содержатся в лекции!!!

Задача сегодняшней лекции состоит в рассмотрении процесса зарождения и становления системы знаний о политике как научной дисциплины.

Политическое знание содержится в следующих формах:

- обыденное;

-научно-теоретическое;

- технологическое (прикладное).

Обыденное знание о политике основано на здравом смысле, т.е. складывается на основе личных впечатлений, наблюдений, жизненного опыта. Оно является индивидуальным, так как зависит от предпочтений личности, особенностей ее восприятия и среды существования. Это разновидность нелогического, а интуитивно-образного мышления, в котором преобладают чувства и эмоции, присутствуют разнообразные неотрефлексированные, иррациональные представления. Политика связывается с явлениями власти, государства, руководства и управления, в значительной степени приобретая персонифицированный характер.

Научное знание о политике представляет собой систему теорий, концепций, объясняющих и описывающих политику, совокупность методов исследования. Научное познание требует от исследователя особых навыков работы с наблюдаемыми явлениями, владения категориально-понятийным аппаратом, умения использовать специальный методологический инструментарий. Здесь недопустимо вынесение оценочных суждений о политических явлениях, влияние идеологических факторов и персональных убеждений, которые решительно искажают представление о политической реальности. Функция научного знания – познание сферы политических отношений и взаимодействий, осмысление взаимосвязей, зависимостей и моделирование сложных политических процессов. Но никак не выступление на стороне конкретных политических сил или обоснование каких-либо интересов.

Теоретическое знание изучает общие свойства политики, ее проявления, тенденции развития. Оно направлено на выявление общих тенденций развития политики, создание универсальных концептуальных схем и теоретических моделей, расширение системы научных представлений о политики.

Технологическое (прикладное) знание изучает конкретные политические ситуации для выработки рекомендаций для принятия управленческих решений.

К сожалению, политический дискурс в нашей стране, слишком часто, ведется именно на обыденном уровне политических знаний, либо отражает технологическое понимание политических явлений, что излишне примитивизирует их содержание. Тем самым политика предстает в откровенно неприглядном, грязном виде. Зачастую под реальной политикой понимается решение неких прикладных, ситуативных задач. Как заметил академик А.Кокошин, принятие большей части стратегических решений в настоящее время осуществляется лицами, не обладающими достаточными научными знаниями и информацией относительно содержания и специфики функционирования современных процессов и механизмов формирования политики.[1] Не случайно выбор конфигурации и механизмов разработки государственных стратегий, выход на оптимальные режимы реализации последних в значительной степени осуществляется методом проб и ошибок, без должного привлечения теоретических инструментов. Технологический уровень осознания политической реальности, как показало проведенное на ФГУ исследование (анкетирование) 2009 года, присущ и большинству членов российского политического класса.

Кроме того, как показывает практика общения со студентами журфака, их политическое самообразование при различных клубах или общественно-политических организациях ведется, как правило, с чистого листа. Тем самым, они вынуждены тратить свое время и силы на "переоткрытие" старых истин, давно уже отвергнутых политической практикой и следование подновленным теоретическим концептам, полностью доказавшим свою несостоятельность. Тем самым молодое поколение в своем поиске "новых истин" постоянно наступает на старые грабли, отвергая итоги предыдущего развития политической мысли.

Некритическое, эмоционально-пристрастное отношение к происходящим политическим событиям и процессам негативно влияет на качество журналистского материала. Оценочный характер используемых образов или стереотипов, персональный произвол в интерпретации политических явлений, изначальная пристрастность наблюдателя снижают рациональные и прагматические основания мышления, формируют в конечном счете довольно поверхностные идеи и материалы, не претендующие на понимание внутреннего содержания политики и описываемых событий. В результате рождаются устойчивые общественные представления о беспринципности и применении двойных стандартов, аморальности политики и власти.

1. Становление политической науки от философии к самостоятельной научной дисциплине

Предваряя рассмотрение вопроса, сделаем ряд замечаний.

Развитие любой науки зависит от конкретного национально-исторического контекста. Здесь весьма важен фактор "социально допустимого", наличие социального заказа на соответствующие знания и инструментов его производства. Общество все время развивается, меняются и обогащаются методы его политического регулирования, что влияет на содержание науки, постоянно обновляя и расширяя ее содержание. Поэтому политические концепции устаревают вслед за исчезновением тех типов политических отношений или явлений, которые они описывали. Никто, например, не будет руководствоваться ныне советами Аристотеля относительно устройства городских стен или агоры, изложенными в его "Политике". Остаются только методы и принципы, границы применения которых постоянно ваьируются.

Кроме того, исследователи вынуждены действовать в рамках социального заказа, отражающего существующие условия политической реальности, наиболее актуальные, а не сугубо абстрактные, проблемы, требующие научного осмысления и разрешения. Ученые ограничены рамками складывающихся в обществе политических отношений, институтов и структур, лишь которые и выступают объектами научного отражения. Невозможно познавать и описывать то, что ты не представляешь или то, что не представляет никакого общественного интереса. Крайне важно также наличие соответствующих исследовательских структур и разработанной научной базы их деятельности.

Разнообразие политической реальности и национальных политических институтов и структур предопределяют специфику национальных школ политического знания. Данные факторы накладывают серьезные ограничения на заимствование теорий, описывающих специфичные элементы национально специфичных политических систем, практик и процессов. Некритическое приложение разработанных для иных реалий терминов создает возможности для неправомерно широкого варьирования смыслами и оценками явлений, что подрывает доказательную базу (силу) сделанных на их основе научных выводов.

Развитие западной ветви философии и доминирование выросшей на ее основе классической политической науки, в значительной степени обусловлено особенностями космологических представлений западного и восточного общества. Различное отношение к миру и своему месту в нем, особенности постижения реальности и ограничения на это познание (восточная созерцательность и западный прагматизм) предопределили несхожесть направлений, форм и методов осмысления политической реальности, содержание соответствующего научного знания, его объяснительные способности.

Свои истоки, как и другие научные дисциплины, политическая наука берет в классической философии. Аристотель (Политика), Платон (Государство, Политик, Законы), Цицерон. Для них область политического в большей степени часть жизненного мира, нежели принадлежность системы, нет и речи об эмансипации общества от государства, задача которого – достижение наилучших форм совместной жизни. В то же время отметим, что работы мыслителей данного периода, сочетавшие философские изыскания с практической вовлеченностью в процесс выработки государственной политики, не являются источниками специализированного политического знания.

Развитие (наращивание) знаний в различных областях публичной политики продолжается и в Средневековье. Данный процесс классически описан Максом Вебером в работе "Политика как призвание и профессия".

Никколо Макиавелли (Государь). Его метод – политическая наука должна постигать истинное положение вещей, а не рассматривать воображаемые ситуации. Он отделяет политическую власть от морали, религии и философии, считая государство основной ценностью. Соблюдение интересов государства – основная цель, оправдывающая средства. До него теоретики политики считали основной целью общества – достижение лучшей жизни.

Томас Гоббс (Левиафан). Создатель теории естественного права и основанной на нем концепции общественного договора. Контракт сверху, дабы преодолеть войну всех против всех.

Джон Локк (Два трактата о правлении). Разработал теорию договорного происхождения государства (контракт снизу). Государство, по его мнению, - это ночной сторож.

Лишь с конца 18 века начинается процесс формирования социальной концепции политики. Отправной точкой рассмотрения уже является не личность, а социальные группы. Выяснение причин и характера возникновения государства сменяется исследованием проблем его исторического развития. Государство рассматривается в аспекте его влияния на экономическую и социальную сферу. Производство политического знания приобретает характер относительно самостоятельного вида деятельности, руководствующегося собственными процедурами и сравнительно обособленного от общественных предрассудков и политической конъюнктуры.

Потребности в преодолении возникающих социальных вызовов, удержания политической власти, сохранение политической стабильности сформировали социальный заказ на масштабное развитие политической науки. Производство специализированного политического знания в решающей степени оказалось подчинено решению практических задач и насущных проблем, стоявших перед доминирующими социальными группами.

В течение первых десятилетий 20 века в. понятие "научного" познания политики обрело более глубокое содержание. Такие выдающиеся представители европейской политической науки, как Конт, Милль, Токвиль, Маркс, Спенсер, Вебер, Дюркгейм, Парето, Михельс, Моска, Острогорский, Брайс и др., заложили основы для развития политической социологии, антропологии и психологии, благодаря которым исследование политических процессов приобрело осознанный характер. Потребность в осмыслении электоральных процессов, каналов и механизмов социального представительства обусловили преимущественное развитие эмпирических методов политической науки в странах с конкурентной политической системой. Заслуга чикагской школы политической науки (20-40-е гг.) - в обосновании ее представителями на примерах конкретных эмпирических исследований того обстоятельства, что подлинное развитие политического знания может быть достигнуто при помощи стратегии междисциплинарных исследований с применением количественных методологий и за счет организованной поддержки научных разработок. Рекомендую прочитать работу Алмонда "Политическая наука: история дисциплины".

Специфичное сочетание ряда внешних и внутренних факторов предопределило расхождение путей американских и европейских общественных наук. В США сформировалась прикладная ориентация общественных научных дисциплин. В Европе же подобная прикладная ориентация в силу ряда обстоятельств оставалась чуждой для университетской академической традиции. Данный фактор надо обязательно учитывать при попытках заимствования различных политических теорий, выработанных иной школой политического знания.

Успехи политической науки в Европе по вполне очевидным причинам были связаны с процессом демократизации, а также со становлением государства всеобщего благосостояния, поскольку активистское, открытое государство, стремящееся к всестороннему охвату общественных проблем, нуждается во все большем объеме информации о политических процессах и эффективности деятельности властных структур. Качественный скачок в производстве политического знания был достигнут за счет профессионализации и институционализации данного вида деятельности. Ведущую роль в данной области стало играть академическое сообщество, представители которого сочетают как исследовательскую, так и практическую деятельность в политической сфере.

Отставание российской политологии от зарубежных школ обусловлено, прежде всего, господствовавшими на протяжении длительного времени идеологическими и политическими запретами (барьерами). Реальному становлению политической науки в советский период препятствовала практика тоталитарного государства. С началом перестройки изменении е общего характера политических процессов вывело развитие политической науки на новый уровень. Для понимания проблем политической реальности и тенденций ее развития возникла потребность в соответствующих знаниях, что обусловило и возникновение новых научных структур и официальное утверждение статуса политической науки, в том числе и как учебной дисциплины. Вместе с тем, специфика российского политического процесса и содержания политической системы предопределяют ключевые "точки роста" политологии, особенности развития и состояния ее субдисциплин.

Таким образом, по мере развития человеческого общества, обогащения и усиления разнообразия социальных отношений и задач по их регулированию политическая наука, последовательно расширяя базу научных исследований и свое содержание, выделилась в отдельную дисциплину. Одновременно произошло оформление и размежевание основных отраслей, или субдисциплин в рамках общей категории политической науки:

- политическая философия;

- политическая география;

- геополитика;

- политическая экономия;

- политическая этика;

- политическая социология;

- политология и т.д.

Тем самым, политика является объектом многих субдисциплин, которые исследуют определенные свойства, признаки и характеристики политических отношений, политических структур или политических действий. Отличие политологии от упомянутых наук лежит в содержании ее предмета. Она стремиться к изучении политики как целостной сферы общества, к исследованию ее свойств и противоречий, к объяснению причин и факторов ее развития. Политология изучает политику как объективную реальность, существующую в форме устойчивых институциональных отношений, нормативных и иных устойчивых ограничений и правил политических взаимодействий, в виде сложившихся в обществе представлений о политике, которые, несомненно, влияют на восприятие и интерпретацию людьми политических явлений и процессов.

Функции политической науки

Политическая наука выполняет определенные функции, основными из которых являются:

- теоретико-познавательная – формирование системы знаний о политической реальности: описание политических явлений, их признаков и содержания;

- инструментально-практическая – использование научных знаний в практической деятельности по политическому управлению;

- прогностическая – конструирование гипотетических моделей политических явлений и процессов на основе наблюдаемых тенденций, подготовка обоснованных предположений и рекомендаций, предвосхищение последствий принимаемых политических решений.

Методы политической науки

В политологии используются 3 группы методов: теоретические, эмпирические и общенаучные (логические).

Теоретические методы – сложные абстрактные конструкции политической реальности, предназначенные для получения знаний, недоступных непосредственному наблюдению.

1. Структурализм исходит из того, что в обществе и политике существуют устойчивые социальные и политические образования – структуры. Изучение реальности производится за счет вычленения устойчивых структур и их анализа как самих по себе, так и во взаимодействии друг с другом.

2. Институционализм как разновидность структуралистского метода ориентируется на изучение политических и социальных институтов. Его разновидность неоинституционализм рассматривает политические институты как не тесно связанные группы с присущими им собственными неформальными практиками и традициями, которые обладают локальной солидарностью.

3. Функционализм акцентирует внимание на выявлении факторов взаимозависимости политических институтов, структур и явлений политической реальности. При этом логика анализа сводится к выявлению содержания функций, выполняемых теми или иными политическими структурами.

4. Системный анализ рассматривает политику как некую структурированную целостность в ее взаимодействии с внешней средой, прежде всего с другими социальными сферами. Политическая реальность рассматривается с точки зрения внутренней архитектуры и взаимодействия элементов системы друг с другом. Система нечто иное нежели механическое соединение ее элементов, подобное соединение выводит систему на новый качественный уровень.

5. Топологический метод изучает политические явления и объекты (как правило, элиту и иные социальные и политические группы) в зависимости от их места в политическом пространстве. Занимаемые позиции предопределяют характер обеспеченности ресурсами, капиталом, материальное положение, статус.

6. Бихевиоризм описывает изменения в политическом поведении людей, связывая их с человеческими реакциями на изменение условий жизни, принимаемые решения и т.д.

7. Теория рационального выбора исходит из предположения о стремлении человека к получению максимального вознаграждения за минимальные усилия.

8. Психодинамические теории личности объясняют поведение человека внутренними факторами, при этом источник его активности представляется как трудно осознаваемый, иррациональный процесс. Хотя психика лишь отражает, персонализирует условия политического существования, пусть и исключительно индивидуальны.

9. Когнитивные теории видят причины политического поведения в ментальных процессах восприятия и объяснения реальности.

Каждый теоретический метод имеет свои достоинства и ограничения, но ни один из них не обладает универсальными возможностями описания всего многообразия политической реальности.

Эмпирические методы ориентированы на получение конкретных знаний. Они представляют сложные формализованные процедуры, позволяющие упорядочить процесс познания мира политики, обеспечить достоверность полученной информации о политических явлениях. В этом аспекте деятельность журналистов дает обширный материал для политологов.

1.Наблюдение – систематическое, направленное восприятие какого-либо явления, черты и свойства которого фиксируются наблюдателем в соответствии с разработанной методикой. Внешнее и включенное.

2. Опрос.

3. Контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация содержания информационного источника (текста).

4. Метод фокус-групп – направляемое обсуждение выбранной темы, участники которой подобраны на основе научно обоснованной выборки.

5. Глубинные интервью.

Общенаучные (логические) методы представляют универсальные правила для достижения рациональных выводов: определение и классификация, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, описание и пр.

И общенаучные, и эмпирические методы играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам. Первоначальное конструирование различных политических объектов, выработка категориального аппарата производится только на базе определенного теоретического метода. Поэтому рассматривая различные описания политических явлений, следует, прежде всего, выявить использованную автором теоретическую конструкцию.

 

 

3. Политика как сфера общественной жизни.

 

ЛЕКЦИЯ

В сегодняшней лекции рассмотрим следующие вопросы: существует ли собственная, присущая исключительно политике сфера проявления, с чем связано возникновение политики как явления, каковы свойства и функции политики и происходит ли их трансформация со временем.

Категория политики – одна из самых сложных для объяснения и понимания. Проблема выявления ее сущности и отличительных черт представляет одну из труднейших задач политической науки. Тем более что сущностные параметры данного явления непрерывно эволюционируют и изменяются. Многогранность политики исключает возможность ее исчерпывающей и однозначной интерпретации, не способствует выработке общепризнанных подходов к предмету и сфере данного явления.

Что же касается присущих большинству общества обыденных форм мышления, то они постоянно рождают массовые стереотипы и установки оценочного либо вербального характера. Происходит абсолютизация личного и группового опыта приобщения к политике, который никак не отражает всю гамму политических взаимодействий. В итоге, некритические, пристрастные, эмоционально окрашенные представления переносятся на всю политическую сферу. Не случайно на обыденном уровне политика связывается с "беспринципностью", " аморальностью", "двойными стандартами", массовыми злоупотреблениями, коррупцией и т.п. При этом, справедливо обличая объективные недостатки политики, обыденные представления совершенно не замечают роль и значение политических методов управления в поддержании интеграции социума, в его развитии.

Мы уже отмечали, что исторически термин "политика" появился в связи с описанием деятельности древнегреческих полисов по сохранению внутренней целостности. Появление государства и находящихся под его управлением и контролем ресурсов, качественное изменение социальной структуры сообществ предоставили возможность удовлетворения групповых нужд и запросов за счет обладания соответствующими легитимными полномочиями и прерогативами государственной власти. Процессы становления и укрепления государства привели к возникновению особой сферы социальных отношений, где группы конкурировали за влияние и контроль над публичной властью. Процесс оспаривания государственных полномочий со стороны конкурирующих групп породил специфический политический уровень общественных отношений. В то же время возникла потребность в создании механизмов ограничения и рационализации данных конкурентных отношений ниже уровня, за которым следует дезинтеграция и распад социума.

Опасности распада данных сообществ обуславливали необходимость системных действий власти по поддержанию необходимого уровня коллективной интеграции и солидарности. Зарождались механизмы обеспечения целостности локальных сообществ, которые отличались поддержанием постоянных коммуникаций власти и народа, преобладанием компромиссных способов сохранения внутреннего единства. Подобное явление стали называть политикой – искусством применения властью цивилизованных методов и средств интеграции и управления человеческими сообществами, инструментом ограничения применения силы при регулировании социальных конфликтов.

В процессе своего развития политика, как и общество в целом, последовательно осваивала социальное пространство, усложняя свои специфические институты и инструменты. Со временем функциональная потребность в освоении обществом новых форм регулирования социальных конфликтов и управления общественными процессами привела к изменению роли и места господствовавших прежде регулятивных систем: мораль, обычаи, религия. Задачи удовлетворения интересов крупных социальных акторов при помощи государственной власти, потребности интеграции человеческих сообществ сформировали политические институты и механизмы, совокупность которых и регулирует пространство социальных контактов, то есть политическую сферу.

Политика как социальное явление представляет собой особую систему регулирования ряда социальных отношений за счет их формализации и институализации. Это способ рационализации именно межгрупповых конфликтов, редукции их последствий. Сама структура и содержание политических взаимодействий не позволяют одной стороне при достижении собственных целей игнорировать присутствие и интересы конкурентов.

Два различных процесса: конфликт и сотрудничество, неизменно приводят к достижению компромиссов (соглашений) между оппонентами, непременно зависящими друг от друга. Взаимная кооперация рационализирует процессы межгруппового взаимодействия и сосуществования. Расширение применения политических форм регулирования социальных отношений и конфликтов гуманизирует групповые взаимодействия. Проигравшие не вычеркиваются навсегда из политики, сохраняется их возможность возвращения, при определенных условиях, к политической деятельности. В результате уменьшения цены проигрыша в борьбе за власть сокращается острота большинства политических конфликтов и взаимодействий.

В то же время политика представляет собой форму социальной селекции, аналог естественного отбора в мире природы, позволяющей в результате конкуренции развиваться наиболее активным и перспективным общественным группам, обрекая нежизнеспособные слои на проигрыш и исчезновение из социальной структуры общества. Политические механизмы выступают одним из ведущих факторов жизнеобеспечения и развития усиливающих свое разнообразие современных обществ. Разнообразия, которое служит основой адаптации социумов к изменениям среды собственного существования.

Вместе с тем, политика – не только объективная реальность (нормы, институты, структуры, идеалы и ценности), но и субъективная деятельность широких социальных групп и отдельных персоналий. Индивидуальные особенности делают поведение людей в политике необычайно разнообразным, несводимым к простому воспроизводству ранее сложившихся норм и правил политического взаимодействия.

Таким образом, политика есть особая сфера социальной жизни, складывающаяся по мере возникновения государства и развития политических властных отношений, которые направлены на интеграцию общества и регулирование социальных отношений, и существующая в виде устойчивых структурных образований: политических институтов, организаций, политических норм и ценностей. Но не сводимых исключительно к ним.

Теперь можно перейти к определению (попытке проинтерпретировать) понятия политика.

Политика как явление объясняется в рамках трех основных парадигм:

- теологической, рассматривающей политику как явление сверхъестественного божественного происхождения (первые ученые, основывавшие свои рассуждения на библейский текстах),

- натуралистической, настаивающей на толковании политики как производной от природных факторов,

- социоцентрическая, утверждающей социальное измерение политики.

Учитывая методологическую ограниченность теологической и натуралистической моделей, политику целесообразно рассматривать как форму социальной активности человека и общественных групп.

Российским термином "политика" переводятся два английских слова, каждого из которых обладает специфическим смыслом. Policy - концепция, программа действий, а то само действие группы людей, правительства. Таким образом, слово "политика" в его первом значении - это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые отношению к какой-то проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом.

В другом смысле слово "политика" (английское politics) относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления. Политика-область - это совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение. Таким образом, политика всегда является сферой конкуренции и даже острых конфликтов между различными социально-политическими силами в борьбе за власть и влияние. Подобное ее свойство не позволяет использовать качественные оценки происходящих процессов, ибо они зависят от позиций и интересов конкретных сил.

Данные значения термина, невзирая на их различия, взаимосвязаны. Одни политические курсы, определяемые как программы действий, всегда могут войти в столкновение с другими. Программы действий не обязательно согласованы между собой; в этом отношении политика как область общественной жизни чревата как конфликтами, так и компромиссами. Если политические курсы, то есть цели, к которым стремятся личности или группы внутри сообщества, полностью противоречат друг другу, это приводит к бескомпромиссной борьбе, и сообщество прекращает свое существование. Между тем политическое сообщество сочетает планы, частично противоречащие друг другу, а частично - совместимые.

Кроме того используются термины polity - политический строй, что близко к понятиям политической системы и политического сообщества, и public policy – сфера политического управления, подконтрольная обществу.

Обобщая существующие подходы, можно определить политику как совокупность социальных отношений, складывающихся в процессе целенаправленного взаимодействия общественных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих значимых интересов. Подобное определение позволяет достаточно четко очертить предметное поле политики как социальной сферы.

Это система регулирования социальных отношений. Какие отношения она регулирует? Каков объем этих отношений, насколько он постоянен? Кто выступает их субъектом и объектом? (Элита и массы, партии и государственные институты, группы интересов и пр.). Борьба за государственную власть означает необходимость изучения роли государства в данных процессах. Предметом данных отношений выступают общественные ресурсы и политическая власть. Соответственно, как только они начинают затрагивать данные факторы, межгрупповые взаимодействия приобретают ярко выраженный политический характер.

Функции (наиболее значимые задачи) политики:

- отражение и реализация значимых групповых интересов;

- рационализация групповых конфликтов;

- перераспределение общественных ресурсов;

- управление социальными процессами;

- интегративная – интеграция социума, в т.ч. и посредством СМИ, для решения значимых задач;

- социализации личности;

- коммуникативная, обеспечивающая за счет специфических инструментов процессы коммуникации между оппонирующими группами и государствами, поддержание контактов между властью и обществом (особо востребованная ныне и СМИ как ее основной инструмент);

- проективная – формирование социальной реальности, выдвижение и реализация целей общественного развития.

Структура политики:

- политическая организация как совокупность политических институтов, транслирующих и реализущих разнообразные социальные интересы;

- политическое сознание;

- политические отношения – устойчивые взаимосвязи социальных групп и политических институтов между собой.

Свойства политики, вытекающие из ее природы:

1. Онтологические (сущностные):

1. Конкурентный тип взаимодействия. Ограниченность ресурсов предполагает оспаривание групповыми агентами властных полномочий. Сам процесс оппонирования носит в значительной степени непредсказуемый, неравновесный характер, ему присуще постоянство групповых интересов, а также непрекращающаяся смена партнеров и конкурентов.

2. Асимметричность статусов политических игроков, отражающая несовпадение групповых подходов и интересов, их ресурсов, баланса сил и влияния, невозможность их постоянного поддержания. Кроме того государство неизбежно устанавливает асимметричные отношения со своими контрагентами. Выбор политическим субъектом приоритетных партнеров предопределяется объемом и ситуативной востребованностью имеющихся у него ресурсов, социальными позициями последних. Соответственно политическое регулирование предполагает применение различных (двойных, тройных стандартов) в отношении к своим партнерам и оппонентам. Юридические нормы и правила лишь ограничивают и упорядочивают конкурентное взаимодействие, но никак его не контролируют.

3. Рациональность формы (зависимость приоритетов и политических повесток от отношения к власти – при получении власти популизм пропадает).

4. Инклюзивность – свойство проникновения, проявляющееся в увеличении / сокращении объема государственного регулирования в отношении значимых групповых конфликтов и политических процессов, когда социальные явления приобретают/теряют политическое измерение. Волнообразное изменение объема политического пространства обусловлено динамикой возникновения и протекания групповых конфликтов, характером отношений их участников с государством, потребностями в использовании политических методов реагирования на возникающие вызовы и угрозы. Общество применяет политические механизмы избирательно, в зависимости от состояния общественных конфликтов, поэтому объем и перечень регулируемых политикой явлений заранее не определен. Поэтому объем и содержание политических отношений в обществе постоянно меняется в зависимости от динамики развития групповых конфликтов и процессов взаимного оппонирования, вмешиваясь в которые, государство избирательно применяет разнообразные методы перераспределения ресурсов и статусов. Проблема ограничения сфер государственного регулирования.

5. Кооперативный характер, отражающий совместные действия политических игроков по развитию политического процесса.

6. Неконгруэнтность - применение политическими акторами разных систем координат и критериев в оценках политических явлений. Характер оценок и подходов отражает, прежде всего, наиболее значимые для соответствующих групп интересы.

7. Венчурность (рискованность) – не существует прямой зависимости между затратой ресурсов и полученным результатом.

- пространственность – неравномерность распределения центров политической напряжения. Роль столиц;

- темпоральность – влияние временных циклов и фаз на развитие политического процесса.

2. Морфологические (строение и источники формообразования политики):

- элита – массы;

- система представительства.

3. Процессуальные – совокупность идейно ориентированных действий разнообразных политических субъектов.

 

Функции политики

Формируясь в процессе регулирования межгрупповых противоречий, поддержания целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизованное общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

Ø выражения и реализации властно значимых интересов групп и слоев общества;

Ø рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

Ø распределения и перераспределения общественных благ с учетом групповых приоритетов для жизнедеятельности общества в целом;

Ø управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

Ø интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.091 с.)