Тема 10. Личность в системе социальных взаимодействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Личность в системе социальных взаимодействий



Человек, индивид, личность. Дискуссия о природе человека. Личность как социальный тип. Социальная типология личности. Теории личности. Статусные характеристики личности. Социальный престиж статуса. Иерархия социальных статусов. Статусные коллизии. Роль и поведение личности. Ролевые конфликты личности и пути их преодоления.

Личность как деятельный субъект. Социальная активность и стратегия жизни личности. Механизмы социальной деятельности и поведения. Виды и теории поведения личности. Мотивы и ценностные ориентации. Духовная потребность личности в самореализации. Проблемные области и методические средства в социологических исследованиях личности.

Социализация личности. Этапы и стадии социализации. Агенты и институты социализации. Психологические механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация. Социализация и воспитание, социализация и обучение. Самосоциализация. Десоциализация и ресоциализация. Социализация и индивидуализация личности. Социализация как проблема обретения личностной идентичности. Личность и группа в процессе социализации. Явление конформизма. Проблема взаимодействия поколений в процессе социализации.

Особенности социализационных практик, процессов личностного становления в современном российском обществе.Теоретические подходы к изучению социализации. Проблематика и методы эмпирических исследований социализации личности. Особенности социализационных практик, процессов личностного становления в современном российском обществе.

Цель – сформировать представления о личности.

В результате изучения данной темы студент должен:

· знать:

· понятия человека, индивида, личности;

· социальную типологию личности;

· сущность теорий личности;

· особенности личности как деятельного субъекта;

· сущность социализации личности;

· особенности социализационных практик, процессов личностного становления в современном российском обществе;

· уметь:

· давать характеристику личности с позиций макро- и микросоциологии;

· характеризовать проблематику и методы эмпирических исследований личности.

Методические рекомендации по изучению темы:

Изучите теоретический материал. Личность – совокупность социальных свойств и характеристик человека, позволяющих ему быть активным и творческим субъектом познания, общения, социальной производительной деятельности, конструирования социальной реальности и самореализации себя в ее пространстве.

Человек, индивид, личность: сущность, общее и различие в понятиях. Дискуссия о природе человека: к вопросу о соотношение биологических, психологических, социальных свойств и характеристик человека. Инстинктивистские теории о природе человека. Л. Уорд, У. Джеймс, У. Мак Дугал. Человек и среда. Бихевиористская концепция человеческого поведения. Б. Скиннер. Психо-социальные теории структуры личности. З. Фрейд, Э. Фромм.

Рассмотрите личность с позиций макро– и микросоциологии. Компоненты личностной структуры в социологическом изучении: объективно-субъективные свойства (потребности, стимулы, диспозиции), субъективные свойства (мотивы, интересы, ценности, установки, цели); свойства, создаваемые влиянием интернализованных и внешних (объективные) условий; акты поведения. Идентичность и стереотипы в структуре личности.

Изучите статусно–ролевую теорию личности. Обратите внимание на статус – закрепляемое за личностью положение в структуре упорядоченных функциональных позиций, характеризующихся предписанным культурой объемом и качеством прав и обязанностей, ответственности и возможностей. Понятия «социальный статус», «социальная роль»: исторические предпосылки интерпретации. Логика функционализма в определении содержания и встроенности личности в систему понятий: «потребность – личность – действие – функция – отношение – институт – статус – роль – образец поведения – модель поведения – стиль поведения».

Рассмотрите множественность статусов и главный статус. Классификация статусов. Личностный статус и статус группы. Приписываемый и достигаемый статусы. Прирожденный статус. Смешанный статус. Иерархия статусов. Основные и неосновные (эпизодические) статусы. Статусный портрет человека: совокупность всех статусов. Динамика статусного портрета человека. Межстатусная дистанция. Статусные рассогласования. Явления бесстатусности.

Обратите внимание, что роль – ожидаемое, в данном социокультурном и социальноинституциональном, – ситуативном контексте, и реализуемое, в соответствии со статусом, поведение. Роль как экспектация. Ролевой набор. Идентификация с ролью и статусом. Механизмы регулирования ролевого поведения. Ролевые конфликты и их разрешение.

Выявите проблемные области и методические средства в социологических исследованиях личности. Рассмотрите специфику в содержании статусных позиций и ролевого поведения в современной России.

Изучая социализацию личности, исходите из понимания социализации как совокупности процессов и результатов взаимодействия с другими людьми, изменений, происходящих в человеке, его социальном пространстве, находящих выражение в: а) формировании способностей к мышлению; б) освоении человеком культуры конкретного общества; в) формировании социальных свойств личности в человеке; г) становлении и реализации его как активного и творческого субъекта социальной реальности; д) определении себя (обретении идентичности) и самореализации в статусно-ролевых диспозициях общественной жизни.

Рассмотрите социализацию как механизм социального взаимодействия. Роль макро- и микрофакторов в процессах социализации личности. Этапы и стадии процесса социализации. Агенты и институты социализации. Психологические механизмы социализации. Первичная и вторичная социализация. Социализация и воспитание, социализация и обучение. Самосоциализация. Десоциализация и ресоциализация. Области и виды социализации. Социализация и индивидуализация личности. Социализация как проблема обретения личностной идентичности. Личность и группа в процессе социализации. Явление конформизма. Проблема взаимодействия поколений в процессе социализации.

План семинара:

1. Человек, индивид, личность.

2. Социальная типология личности.

3. Статусно-ролевые концепции личности.

4. Ролевые конфликты личности и пути их преодоления.

5. Поведенческая концепция личности.

6. Диспозиционная структура личности.

7. Личность как деятельный субъект.

8. Виды и теории поведения личности.

9. Мотивы и ценностные ориентации.

10. Социализация личности.

11. Теоретические подходы к изучению социализации.

Подготовить сообщения на темы:

1. Человек, индивид, личность: сущность, общее и различие в понятиях.

2. Дискуссия о природе человека. Теории о природе человека (Л. Уорд, У. Джеймс, У. Мак Дугал, Б. Скиннер, З. Фрейд, Э. Фромм).

3. Личность как социальный тип. Социальная типология личности.

4. Статусные характеристики личности. Виды социальных статусов.

5. Социальный престиж статуса. Иерархия социальных статусов.

6. Статусные коллизии.

7. Роль и поведение личности.

8. Ролевые конфликты личности и пути их преодоления.

9. Поведенческая концепция личности.

10. Диспозиционная структура личности. Диспозиционные теории Ф. Знанецкого, В.А. Ядова.

11. Личность как деятельный субъект. Социальная активность и стратегия жизни личности.

12. Мотивы и ценностные ориентации.

13. Понятие социализации личности. Человек как субъект и объект социализации.

14. Агенты и институты социализации.

15. Этапы и стадии процесса социализации.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

2. В чем сущность дискуссий о природе человека?

3. Назовите типы личности.

4. Какова структура личности?

5. В чем сущность статусно-ролевой теории личности?

6. В чем сущность формальных и неформальных, предписанных и достигаемых, главных и обобщенных статусов?

7. социальную типологию личности;

8. Каковы особенности личности как деятельного субъекта?

9. Что представляет собой социализация личности?

10. Каковы этапы социализации личности?

11. Что представляют собой агенты социализации личности?

12. Каковы особенности социализационных практик, процессов личностного становления в современном российском обществе?

Литература: [2]-[3], [5], [7]-[16], [18], [22]-[23],[26].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.62 (0.008 с.)