Тема 3. Социальная стратификация и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Социальная стратификация и



Контрольные работы

Письменная контрольная работа является одним из видов самостоятельного изучения курса. Тема работы выбирается студентом в соответствии с шифром: последняя цифра в шифре должна соответствовать последней цифре номера темы контрольной работы. Объём работы - не менее 24 страниц школьной тетради. При освещении вопросов темы необходимо использовать рекомендованную литературу. Тема должна быть изложена последовательно и аргументировано. Необходимо обращать внимание и на оформление контрольной работы: писать нужно чётким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определённый интервал между строчками, оставлять поля. На первой странице текста указывается номер темы, её название и план работы. Текст разделяется на нумерованные части в соответствии с планом. В конце работы даётся список используемой литературы, ставится дата выполнения работы и подпись студента. Студенты, не выполнившие контрольной работы, к зачёту не допускаются.

 

Тема 1. Предмет и метод социологии (2 часа).

 

1.1. Специфика социологии как одной из наук об обществе.

1.2. Особенности предмета, метода, основные понятия социологии.

 

Литература

Казаринова Н.В., Филатова 0.Г., Хренов А.В. Социология: учебник. - М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000, глава 1, §1, 2.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов /отв. редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичёв. - М.: Изд. НОРМА, 2002, введение, глава 2.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2003, тема 1. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник – М.: Наука, 1994, главы 1, 2.

Павлёнок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии //Социс.-2003. - №4.

Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии //Социс. -2007. -№6.

 

Тема 2. Роль социологии в обществе и её функции.

 

2.1. Социология в развитых странах.

2.2. Роль социологии в преобразовании российского общества.

Литература

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник. - М.: Наука, 1994, глава 1. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: изд-во НОРМА, 2002, глава 1, приложение.

Менсон П. Путь в социологию // Социс. - 2007.- №6

Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле // Социс. -2008.- №6.

Романовский Н.В. О современном этапе развития социологии // Социс. – 2007. - №1

Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. О тенденциях развития социологии в современном мире // Социс. - 2007.- №6.

 

Тема 3. Становление социологии.

 

3.1. 0гюст Конт и Герберт Спенсер - основатели социологии.

3.2. Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер - классики социологии.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.М., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. Волкова Ю.Г. - М.: Гардарики, 2003, глава 1.

Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: учебник. - М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000, глава 2.

Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник. - М.: Наука, 1994, глава 2.

Радугин А.Н., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -М.: Центр, 2003, тема 2

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов /отв.редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичёв. - М.: изд-во НОРМА, 2002, глава 1,§1.

Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Гардарики, 2003, глава 1.

Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. -2004. - №1.

 

Тема 4. Социологическая теория К.Маркса.

 

4.1. Теория формационного развития общества.

4.2. Карл Маркс как основатель теории конфликта.

Литература

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник / под ред. Волкова Ю.Г. - М.: Гардарики, 2003, глава 1.

Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: учебник. – М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000, глава 2.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: учебник. - М.: Центр, 2003,тема 2,§5

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичев.- М.: изд-во НОРМА, глава 1, §1, с.8-9.

Фролов С.С.Социология. Учебник. - М.- Гардарики, 2003, глава 1.

Стратификационная структура и

Термины, вошедшие в словарь


Агрегация

Адаптация

Аномия

Аудитория

Брак

Взаимодействие социальное

Группа социальная

- малая

- первичная

- вторичная

- аутгруппа

- ингруппа

- референтная

- формальная

- неформальная

Действие социальное

Дисфункция

Дифференциация

Иерархия

Институт социальный

Институционализация

Интеракция

Инцидент

Категория социальная

Квазигруппа

Класс

Компромисс

Контакт социальный

Контроль социальный

Конфликт социальный

Культура

- доминирующая

- субкультура

- контркультура

- элитарная

- народная

- массовая

Личность

Макросоциология

Маргинал

Микросоциология

Мобильность социальная

- горизонтальная

- вертикальная

- восходящая

- нисходящая

Модернизация

Норма социальная

Образование

Общество

- традиционное

- индустриальное

- постиндустриальное

- открытое

- закрытое

- стабильное

- кризисное

Общность социальная

- кровно-родственная

- расовая

- социально-этническая

- социально-профессиональная

- социально-демографическая

Обычай

Организация социальная

Поведение личности

- конформное

- девиантное

- делинквентное

Политика

Престиж

Религия

Релятивизм культурный

Роль социальная

Санкции

- позитивные

- негативные

- формальные

- неформальные

Связь социальная

Семья

- нуклеарная

- расширенная

- патриархальная

- матриархальная

- эгалитарная

- моногамная

- полигамная

- гомогенная

- гетерогенная

Система социальная

Социализация

Социология

- теоретическая

- эмпирическая

- прикладная

Средний класс

Статус (позиция) социальный

- предписанный

- достигнутый

- основной

Страта социальная

Стратификация социальная

Структура социальная

Функция социальная

- явная

- неявная

Ценности социальные

- терминальные

- инструментальные

Экзогамия

Элита

Эндогамия

Этноцентризм


Тема 3. Социальная стратификация и

социальная мобильность (2 часа).

 

3.1. Основа, критерии, типы социальной стратификации.

3.2. Социальная мобильность, её показатели и виды.

3.3.Социальная стратификация и социальная мобильность российского общества.

Основная литература

Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: учебник. - М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000, глава 5.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2003, тема №8.

Дополнительная литература

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. социология: курс лекций. -Ростов-на/Д.:"Феникс", 2000, тема 13.

Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность //Социс-2009. - №1.

При рассмотрении первого вопроса важно уяснить, что социальную структуру любого общества отличает неравенство позиций, которые занимают её элементы, и, что это неравенство складывается в определённую иерархию. Следует рассмотреть основные подходы к объяснению причин социального неравенства и точки зрения на природу этого социального неравенства (Казаринова и др., с. 73-75). 3атем следует объяснить связь социального неравенства с социальной стратификацией и рассмотреть критерии социальной стратификации, которые выделяют М.Вебер, П.Сорокин и Т. Парсонс (Казаринова и др. с. 76). Далее следует рассмотреть классификацию стратификационных систем (Казаринова и др., с. 77-78; Волков и др., с. 283-291). Объясните, в чём состоит различие между разными типами стратификационных систем, и для каких обществ они характерны. Важно понять, что классификация стратификационных систем - это иде­альные типы, что социальная стратификация любого общества представляет комбинацию этих типов, и, что «характерный» тип означает лишь его определённое значение для данного общества. Усвоив типологию стратификационных систем, следует переходить к рассмотрению методики анализа стратификационной системы современного общества. В современной западной социологии при анализе социальной стратификации общества используется в качестве критерия индекс социальной позиции, основными составляющими которого являются доход, престиж, власть, образование и три основных метода: «объективный» метод, метод «оценки репутации» и «самооценочный» метод (Казаринова и др., с. 78-79). На основе этой методики общество ранжируется по трём уровням (классам): верхний, средний и нижний, что позволяет построить шкалу социальной иерархии того или иного общества. (В учебнике Казаринова эта методика используется для анализа социальной стратификации американского общества - с.80-83). Объясните, в чём состоит различие между классом и стратой, какова роль среднего класса в обществе. Анализ социальной стратификации общества включает и определение профиля социальной стратификации. Объясните, что означает это понятие, по каким критериям оценивается профиль социальной стратификации, какое значение он имеет для общества. Покажите, какой профиль имеет социальная стратификация западного общества (Радугины, с. 130-131) и какой характер имеет неравенство в этом обществе (Казаринова и др., с. 84).

Изучение второго вопроса следует начать с выяснения понятия «социальная мобильность», типов (направленности) социальной мобильности и значимости каждого из них для индивида и общества (Казаринова и др., с. 84-85; Радугины с. 132-133), а также показателей социальной мобильности (Радугины, с. 133). При рассмотрении социальной мобильности, нужно показать какие факторы, и каким образом влияют на перемещение индивидов и социальных групп по шкале социальной мобильности (Казаринова и др., с.86-88). Социальная мобильность связана с образованием маргинальных слоев. Объясните, что такое маргинализация и маргинальность, с чем связано возникновение это явления (Радугины, с.134-135). Какие существуют виды маргинализации и маргинальности (Казаринова и др., с.89-90).

По третьему вопросу следует проработать материал, содержащийся в учебнике Казариновой (глава 5, §3) и проследить стратификационные процессы российского общества дореволюционного, советского и современного периодов. Главное, что нужно усвоить по этому вопросу, - изменение стратификационной системы российского общества в течение названных периодов, отличительные черты социальной стратификации и социальной мобильности в каждой из этих периодов. Более подробно следует рассмотреть современный период. Здесь нужно показать, какие изменения происходят в социальной структуре российского общества (Казаринова и др., с.96-97), какие проблемы порождают эти изменения (там же, с. 98-99), как ранжируют и по каким критериям российские социологи российское общество: классификация Заславской Т.И. (Волков и др., с. 296-299) и Римашевской Н.М. (Казаринова и др., с.99), как выглядит профиль социальной стратификации современного российского общества (Казаринова и др., с.99-100). Сравните профили экономического неравенства в США и России (Радугины, с.138). Для более углубленного изучения социальной стратификации современного российского общества следует проработать статью Симоняна Р.Х. «Средний класс в России: мираж или реальность» // Социс. - 2009. - №1.

 

Контрольные работы

Письменная контрольная работа является одним из видов самостоятельного изучения курса. Тема работы выбирается студентом в соответствии с шифром: последняя цифра в шифре должна соответствовать последней цифре номера темы контрольной работы. Объём работы - не менее 24 страниц школьной тетради. При освещении вопросов темы необходимо использовать рекомендованную литературу. Тема должна быть изложена последовательно и аргументировано. Необходимо обращать внимание и на оформление контрольной работы: писать нужно чётким и разборчивым почерком, на пронумерованных страницах, соблюдать определённый интервал между строчками, оставлять поля. На первой странице текста указывается номер темы, её название и план работы. Текст разделяется на нумерованные части в соответствии с планом. В конце работы даётся список используемой литературы, ставится дата выполнения работы и подпись студента. Студенты, не выполнившие контрольной работы, к зачёту не допускаются.

 

Тема 1. Предмет и метод социологии (2 часа).

 

1.1. Специфика социологии как одной из наук об обществе.

1.2. Особенности предмета, метода, основные понятия социологии.

 

Литература

Казаринова Н.В., Филатова 0.Г., Хренов А.В. Социология: учебник. - М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000, глава 1, §1, 2.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов /отв. редакторы Г.В.Осипов, Л.Н. Москвичёв. - М.: Изд. НОРМА, 2002, введение, глава 2.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2003, тема 1. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник – М.: Наука, 1994, главы 1, 2.

Павлёнок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии //Социс.-2003. - №4.

Фетисов В.Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии //Социс. -2007. -№6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.034 с.)