Глава 4 применение права в деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4 применение права в деятельности



ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 

Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом административно-процессуальные и уголовно-процессуальные отношения.

Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

К основным требованиям, предъявляемые к правоприменительной деятельности органов внутренних относятся:

- соблюдение законности;

- уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

- соблюдение принципа гуманизма;

- единство системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

- сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

- соблюдения независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются:

- Конституция Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел»,

- указы и декреты Президента Республики Беларусь;

- иные акты законодательства Республики Беларусь. [15]

Применение норм административно-процессуального и уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных действующими законодательными актами.

Правоприменительная деятельность органов внутренних дел характеризуется следующими признаками:

1. может осуществляться только органами внутренних дел (составление административных протоколов за определенные нарушения административного законодательства Республики Беларусь имеют право только уполномоченные должностные лица органов внутренних дел).

2. носит государственно-властный характер (например, деятельность участкового инспектора милиции по ведению административного дела);

3. содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (например, предупреждение о правомерном поведении физического лица);

4. индивидуальные правовые предписания (акты) органов внутренних дел относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено административное правонарушение и сотрудником милиции составляется протокол об административном правонарушении);

5. применение норм права органами внутренних дел осуществляется в строго установленном законом порядке. [3]

Практика применения норм права выработала определенную методику действий сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с которой весь процесс может быть представлен в виде следующих стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела.

Органы внутренних дел на данной стадии должны отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения по конкретному административному либо уголовному дела, а затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Причем исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению дела, то есть фактические обстоятельства должны ими устанавливаться в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Например, при расследовании обстоятельств по конкретному уголовного делу в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления.

Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов и других данных. Эти данные называются юридическими доказательствами и устанавливаются в предусмотренном законом порядке.

2.Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

На данной стадии уполномоченное лицо органа внутренних дел решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело, т.е. на этой стадии дается правовая квалификация (оценка) фактическим обстоятельствам дела. Затем проверяется достоверность текста нормы на предмет ошибок изменений противоречия закону и делается ее анализ, который включает проверку действия нормы в пространстве во времени и по кругу лиц.

То есть уполномоченное лицо органа внутренних дел устанавливает:

· действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

· действует ли эта норма на территории где это дело должно быть разрешено;

· распространяется ли данная норма на лица, в отношении которых она должна быть применена (подозреваемых).

· Вынесенине решения и доведение его до заинтересованных лиц и организаций.

3. Завершающим элементом правоприменения является вынесение решения (третья стадия), которое фиксируется в соответствующем акте. Особенность последнего заключается в том, что он не только устанавливает наличие определенного события и его юридические последствия для конкретного лица, но и порядок исполнения вынесенного решения.

Такие акты обладают юридической силой, обеспеченной властными полномочиями правоприменяющих субъектов. [12]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Также мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Она имеет ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, в результате заканчиваются вынесением правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Это Законность (соблюдение всех процедурных требований при рассмотрении дела), обоснованность (подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами), справедливость (правильность решения дела с точки зрения интересов народа и государства) и целесообразность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.01 с.)