Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).



Каменный век.

Начальной эпохой человеческой истории является каменный век – палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (позднекаменный век).

Палеолит продолжался от возникновения человека до начала геологической современности

Широкое освоение территории Кавказа происходит в ашельскую эпоху.

Первобытные стоянки этих людей обнаружены на территории Северо-Западного Кавказа в Прикубанье и Причерноморье. Освоив различные природные области Кавказа и различные высотные ландшафты, первобытные люди приспособили охотничье-собирательное хозяйство к конкретным географическим условиям.

Селились первобытные люди главным образом в пещерах и гротах. С наступлением оледенения им приходилось спускаться вниз, в предгорья.

Стоянки ашельского времени, обнаруженны на территории Сочи и соседней Абхазии.

Средний палеолит. Эта эпоха захватывает первую половину вюрнского оледенения (последнего).

Природная обстановка в это время сильно изменилась. Площадь ледников сокращалась, климат стал очень неустойчивым.

Мустьерские люди расселялись вдоль всего северного склона Большого Кавказа и Причерноморья. Люди этого периода вели в основном оседлый образ жизни, появились искусственные жилища, совершенствовались способы охоты.

В ряде пунктов Кавказа именно в эпоху мустье возникают скопления однородных памятников.

На Ильской стоянке обнаружены остатки искусственного жилища – дугообразные кладки из плиток вокруг очага;

В верхнем палеолите Северо-Западный Кавказ уже имел почти современный геоморфологический облик.

В мезолите произошли значительные изменения в образе жизни людей; охота принимает более индивидуальный характер (возможно, с применением лука и стрел), рыболовство приобретает все более важное хозяйственное значение, собирательство становится более интенсивным и складываются предпосылки для производящего хозяйства.

Именно в это время формируются расовые признаки.

В неолите появляются крупные ножевидные пластины, острия, сверла, наконечники стрел. Появляется новая техника обработки камня – сверление и полировка.

Достижением неолитических племен было овладение гончарным производством – изготовление глиняной посуды.

Жилища представляли собой легкие постройки из камня.

Начало развиваться земледелие. В период неолита основной социальной ячейкой была родовая община, состоящая из нескольких семей и возглавляемая старейшиной.

Энеолит. В эту эпоху стала более разнообразной кухонная утварь, появляются сковороды, терки. Появляются ямы – хранилища для зерна с вкопанными в них сосудами. Керамика обжигается в специальных печах.

Уже в это время крупный и мелкий рогатый скот начали на летний период угонять в высокогорье, на альпийские луга.

Таким образом, появившись около 130 тысяч лет назад на Северо-Западном Кавказе, человек жил здесь непрерывно, постепенно меняя свой физический облик и тем самым закладывал основы для дальнейшего развития.


3.

Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).

Киммерийцы

киммерийцы — первые из северочерноморских племён. Они были вытеснены из Северного Причерноморья скифами и переселились на южный берег Чёрного моря, в район Синоды.

Скифы.

Основную массу населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, они населяли всю южную часть Причерноморья.

По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Вспашка землипроизводилась при помощи запряжённого волами плуга.

Скифы-кочевники, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Эти племена добывали себе пропитание скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях. Сражались скифы преимущественно на конях, в дальнейшем появляется и скифская пехота.

Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь.

На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками.

Сарматы (савроматы)

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах отмечают необычное положение у них женщин. Они ездили верхом, носили мужскую одежду, участвовали в войнах.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда,свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами.

Материальная культура савроматов, весьма близка к скифской.

Меотийские племена

Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове издавна находились под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства. Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен.

 

5 -6

10.

11.

12.

13.

14.

15.

17.

18.

19.

20.

Развитие образования и культуры на Кубани в 1920-1930-е гг.

Начавшаяся в 1920-е годы культурная револю­ция имела несколько задач: ликвидация культурной отсталости, и прежде всего неграмотности населения страны, обеспечение условий для развития творческих сил трудящихся, формирование социалистической интеллигенции и утверждение идеологии научного коммунизма в сознании широких масс.

Одним из центральных направлений политики в об­ласти культуры была работа по ликвидации негра­мотности среди населения. Работа по ликвидации неграмотности началась после принятия 26 декабря 1919 г. декрета «О ликвидации неграмот­ности среди населения РСФСР». Он обязывал все на­селение страны от 8 до 50 лет обучаться грамоте на русском или родном языке. Уклоняющиеся от этого могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Одновременно осуществлялась идея создания по­литехнической или трудовой школы. Было приня­то «Положение о единой трудовой школе».

В целом ликвидация неграмотности и развитие школьного обуче­ния проходили успешно. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без докумен­тов о среднем образовании.

Важной частью культурного строительства стала организация широкой сети библиотек, которые были бесплатными и общедоступными.

Советская власть проявила крайнюю заинтересо­ванность в искусстве.

В годы нэпа дотации государства на развитие куль­туры сократились.

Большое место в своей культурной политике боль­шевики отводили антирелигиозной пропаганде. Постепенно церковные праздники стали вытесняться советскими.

Произошли столкновения верующих с влас­тями. Епископ был приговорен к лишению свободы на семь лет. С 1929 г. началось массированное на­ступление на все религии по всей стране, в том числе и на Кубани.

Таким образом, в 1920-е годы проявились две тен­денции в развитии культуры. С одной стороны, на ее демократизацию, с другой - на усиление партийно-государственного контроля.

 

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Развитие культуры, науки и образования Кубани в 1950-1980-е гг.

Несмотря на то что финансирование системы об­разования осуществлялось по остаточному принципу, выделяемые средства были значительны. Количество школ неуклонно росло.

К 80-м годам каж­дый работающий в сельскохозяйственном производ­стве имел техническую специальность, а каждый тре­тий житель села - высшее или среднее образование. В целом в 60-е - начале 80-х годов в этой сфере жизнедеятельности общества удалось добиться впе­чатляющих успехов, что не могло не сказаться на развитии социальной сферы, повышении благососто­яния населения Кубани. Еще в дореволюционный период на Кубани активно создавались музеи.

Музыкальная культура Кубани обогатилась в этот период новыми именами и традициями. Наиболее развитой считалась сельскохозяйственная наука. Однако в развитии народного образования и на­учной деятельности имел место ряд проблем. Одной из них была слабая материальная база школ, сред­них специальных и высших учебных заведений. Как в целом по стране, так и в Краснодарском крае, период «эпохи застоя» отличался двойственностью и проти­воречивостью. С одной стороны - масштабные дости­жения в области науки, образования, просвещения, увеличение ассигнований на культурную сферу в об­щих показателях. Значительный рост числа обучаю­щихся и повышение качества обучения, усиление культурно-массовой работы, появление выдающихся деятелей искусства и творческих коллективов, извес­тных в СССР и за рубежом. С другой - рост социаль­ной несправедливости в сфере высшего образования, слабая техническая оснащенность, отставание учеб­ного процесса от требований реальной жизни. Куль­турная сфера, как один из важнейших «идеологиче­ских фронтов» партии, подвергалась идеологизации и мелочной опеке партийных органов, что не могло не сказаться отрицательно на ее творческом потенциале. В целом в 1960 - начале 1980-х годов культура Кубани интенсивно развивалась по всем направлени­ям.
27.

28.

29.

30.

Каменный век.

Начальной эпохой человеческой истории является каменный век – палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (позднекаменный век).

Палеолит продолжался от возникновения человека до начала геологической современности

Широкое освоение территории Кавказа происходит в ашельскую эпоху.

Первобытные стоянки этих людей обнаружены на территории Северо-Западного Кавказа в Прикубанье и Причерноморье. Освоив различные природные области Кавказа и различные высотные ландшафты, первобытные люди приспособили охотничье-собирательное хозяйство к конкретным географическим условиям.

Селились первобытные люди главным образом в пещерах и гротах. С наступлением оледенения им приходилось спускаться вниз, в предгорья.

Стоянки ашельского времени, обнаруженны на территории Сочи и соседней Абхазии.

Средний палеолит. Эта эпоха захватывает первую половину вюрнского оледенения (последнего).

Природная обстановка в это время сильно изменилась. Площадь ледников сокращалась, климат стал очень неустойчивым.

Мустьерские люди расселялись вдоль всего северного склона Большого Кавказа и Причерноморья. Люди этого периода вели в основном оседлый образ жизни, появились искусственные жилища, совершенствовались способы охоты.

В ряде пунктов Кавказа именно в эпоху мустье возникают скопления однородных памятников.

На Ильской стоянке обнаружены остатки искусственного жилища – дугообразные кладки из плиток вокруг очага;

В верхнем палеолите Северо-Западный Кавказ уже имел почти современный геоморфологический облик.

В мезолите произошли значительные изменения в образе жизни людей; охота принимает более индивидуальный характер (возможно, с применением лука и стрел), рыболовство приобретает все более важное хозяйственное значение, собирательство становится более интенсивным и складываются предпосылки для производящего хозяйства.

Именно в это время формируются расовые признаки.

В неолите появляются крупные ножевидные пластины, острия, сверла, наконечники стрел. Появляется новая техника обработки камня – сверление и полировка.

Достижением неолитических племен было овладение гончарным производством – изготовление глиняной посуды.

Жилища представляли собой легкие постройки из камня.

Начало развиваться земледелие. В период неолита основной социальной ячейкой была родовая община, состоящая из нескольких семей и возглавляемая старейшиной.

Энеолит. В эту эпоху стала более разнообразной кухонная утварь, появляются сковороды, терки. Появляются ямы – хранилища для зерна с вкопанными в них сосудами. Керамика обжигается в специальных печах.

Уже в это время крупный и мелкий рогатый скот начали на летний период угонять в высокогорье, на альпийские луга.

Таким образом, появившись около 130 тысяч лет назад на Северо-Западном Кавказе, человек жил здесь непрерывно, постепенно меняя свой физический облик и тем самым закладывал основы для дальнейшего развития.


3.

Древние народы Северного Причерноморья и Кубани (меоты, киммерийцы, скифы, сарматы).

Киммерийцы

киммерийцы — первые из северочерноморских племён. Они были вытеснены из Северного Причерноморья скифами и переселились на южный берег Чёрного моря, в район Синоды.

Скифы.

Основную массу населения Северного Причерноморья составляли племена скифов, они населяли всю южную часть Причерноморья.

По образу своей хозяйственной жизни скифы подразделялись на племена оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие. Уровень хозяйственной жизни у большинства племён Скифии достиг уже сравнительно большой высоты. Вспашка землипроизводилась при помощи запряжённого волами плуга.

Скифы-кочевники, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая и степной Крым. Эти племена добывали себе пропитание скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.

Внешний вид и одежда скифов известны главным образом по их изображениям на золотых и серебряных сосудах и других художественных изделиях. Сражались скифы преимущественно на конях, в дальнейшем появляется и скифская пехота.

Характер погребального ритуала свидетельствует о том, что у скифов существовала вера в загробную жизнь.

На скифской культуре, безусловно, сказалось влияние близкого соседства и постоянного общения с греками.

Сарматы (савроматы)

Все античные писатели в своих рассказах о савроматах отмечают необычное положение у них женщин. Они ездили верхом, носили мужскую одежду, участвовали в войнах.

На территории савроматов были обнаружены комплексы погребений, центральное место в которых занимают погребения женщин. Они выделяются подчёркнутой торжественностью погребального обряда,свидетельствующие о том, что погребённые женщины были не только родоначальницами и воинами, но и жрицами.

Материальная культура савроматов, весьма близка к скифской.

Меотийские племена

Меотийские племена, жившие на Таманском полуострове издавна находились под влиянием греческих городов-колоний и Боспорского царства. Многие из этих племён в IV в. до н. э. вошли в состав Боспорского царства. Скотоводческое хозяйство кочевой части населения достигло здесь значительного развития. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Основой хозяйства меотских племен было земледелие. Они выращивали пшеницу, ячмень и просо. Большое значение также имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.03 с.)