Три «ветви» власти. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три «ветви» власти. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной власти



Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям в парламенте' (Верховной Раде, Государственной Думе, Конгрессе, Сейме, Фолькетинге, Альтинге и др.) государственная власть, обладающая исключительным правом принимать законы. Согласно ст. 75 Конституции Украины «единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада Украины». Название ветви власти «законодательная» не означает, что, кроме основной законодательной деятельности (законодательная функция), представительные органы не выполняют никакой другой деятельности.

Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать бюджет страны. Имеется учредительная функция, которая осуществляется через участие парламента в формировании высших исполнительных и с удебных органов. Показателем проявления «сдержек и противовесов» служит контроль, осуществляемый законодательным органом за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти (контрольная функция). Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Однако ведущей особенностью организации и деятельности парламента является его представительский характер. Парламент можно назвать властью прямого общенародного представительства.

Таким образом, следует выделить такие укрупненные функции парламента;

— представительная,

— законодательная,

— финансовая,

— учредительная,

— контрольная.

Исполнительная власть — власть, обладающая правом непосредственного управления государством. Носителем этой власти в масштабах всей страны является правительство. Название пра вительства устанавливается Конституцией и законодательством. Чаще всего правительство имеет официальное название — Советы или Кабинеты министров. Например, в Швейцарии — эт

о федеративный Совет, в Италии — Совет Министров, в Японии — Кабинет. Возглавляет правительство глава. Как правило, это премьер-министр (например, во Франции). Или — председатель Совета Министров (Италия), канцлер (ФРГ), государственный министр (Норвегия).

В президентских республиках (США), где эта должность отсутствует, главой правительства является непосредственно президент. Вместе с главой правительства в его состав входят заместитель (вице-премьер), министры, возглавляющие отдельные министерства.

Правительство обеспечивает исполнение законов и иных актов законодательной власти, ответственно перед ней, подотчетно и подконтрольно ей. Однако исполнительная власть не исчерпывается одним только «исполнением законов». Она призвана отрабатывать пути и способы реализации законов, заниматься текущим управлением, осуществлять распорядительную деятельность. В этих целях по всем вопросам своей компетенции правительство издает нормативно-правовые акты (указы, распоряжения и др.), которые имеют подзаконный характер.

Таким образом, назначение органов исполнительной власти — управление, включающее:

• исполнительную деятельность — осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти;

•распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий.

Исполнительная власть действует непрерывно и везде на территории государства (в отличие от законодательной и судебной), опирается на людские, материальные и иные ресурсы, осуществляется чиновниками, армией, администрацией и т.п. Это создает основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь важны действенные механизмы «сдержек и противовесов» как со стороны законодательной (через развитое законодательство и контроль), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Судебная власть — независимая власть, которая охраняет право, выступает арбитром в споре о праве, отправляет правосудие.

С позиций реализации права правосудие и судебная власть — понятия не тождественные. Правосудие — форма защиты права судебной властью, где решение суда есть акт правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права. Эффективность деятельности судов имеет три слагаемых: быстрота и оперативность разрешения споров, обоснованность и законность решений, обеспечение их исполнения.

Судебная власть осуществляется единолично судьёй (при рассмотрении незначимых правонарушений) или судебной коллегией в форме судебной процедуры. Пределы действия судебной власти ограничены нормами, регламентирующими право на обращение в суд, а также принципами права.

Свои функции суд призван осуществлять, руководствуясь только законом, правом. Он не должен зависеть от субъективного влияния законодательной или представительной властей. В соответствии с Конституцией Украины любое вмешательство в деятельность судов и судебных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где признан судебный прецедент в качестве ведущего источника права, суды участвуют в правотворчестве.

 

 

18, Политическая система и механизмы ее функционирования

Политическая система общества — упорядоченная на основе права система всех политических явлений, которые функционируют и взаимодействуют (либо противодействуют) в обществе с целью завоевания, удержания либо участия в политической власти; это механизм организации и функционирования политической власти'.

Государство хотя и важнейшая, но не единственная политическая организация в обществе. В состав политической системы общества входят такие негосударственные общественные объединения, как партии, профессиональные союзы, женские организации, общественные движения (например, «Народный рух» в Украине), институты общественного мнения и др.

Элементы политической системы общества:• субъекты политики — государство, политические партии, политические движения, общественные объединения и др.;• политические нормы и принципы;• политические отношения;• политическая идеология, сознание, взгляды, культура;• связи между названными элементами.

Взаимодействие элементов (компонентов) политической системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

Американский политолог Г. Алмонд предложил классификацию политических систем мира: англо-американская (США, Англия, Канада, Австралия); континентально-европейская (Франция, Германия, Италия); до индустриальная и частично индустриальная (страны Азии, Африки и Латинской Америки); тоталитарная (фашистская Италия, нацистская Германия, страны т.н. «мировой системы социализма»).

Государство в политической системе общества

1. Институциональная — субъектный состав (народ, социальные слои, политические партии, общественные организации и другие объединения граждан, трудовые коллективы, государство и др.).

2. Нормативная (регулятивная) — система политических (а также правовых) норм и принципов, которые регулируют отношения между народами, социальными группами, партиями, политическими лидерами.

3. Функциональная — политические отношения, политический процесс, политический режим, поскольку через них формируется, изменяется, осуществляется политика.

4. Идеологическая — политическая идеология, сознание, взгляды, культура, возможность гражданина оценить политическое бытие и выбрать вариант поведения.

5. Коммуникативная — интегративные (объединяющие) связи всех подсистем функционирования политической системы общества в целом.

Каждая из самостоятельных частей — звеньев политической системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности, самостоятельность в решении вопросов, относящихся к их внутренним и внешним делам.

Указанные элементы и части объединяются в единую политическую систему категорией «политическая власть».

Особое место в политической системе общества принадлежит государству, поскольку оно является главным средством достижения целей, стоящих перед

обществом, концентрирует в себе многообразие политических интересов, придает устойчивость политической системе посредством упорядочения ее деятельности.

Признаки государства, отличающие его от общественных объединений:

1) в каждой политической системе общества может существовать только одно государство, а общественных объединений — много;

2) государство — организация всего населения, а общественные объединения — части населения;

3) только государство есть единственная полновластная организация в масштабе всей страны, способная защитить основные права и свободы всех лиц, находящихся на его территории;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.008 с.)