Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами.. 46

Поиск

А.С. Панкратов

Аудит: курс лекций

Содержание

Содержание............................................................................................................................................................................ 2

Возникновение и развитие целей и приемов аудита...................................................................... 4

Понятие, цели и организация аудиторской деятельности....................................................... 8

Понятие аудиторской деятельности............................................................................................................... 8

Цели и задачи аудита................................................................................................................................................. 10

Права и обязанности, ответственность аудитора............................................................................. 12

Этика аудитора............................................................................................................................................................... 14

Виды аудита......................................................................................................................................................................... 16

Внутренний и внешний аудит............................................................................................................................. 16

Аудит на соответствие требованиям........................................................................................................... 18

Аудит финансовой отчетности......................................................................................................................... 19

Обязательный и инициативный аудит......................................................................................................... 19

Первоначальный и согласованный аудит............................................................................................... 19

Классификация с точки зрения аудитора................................................................................................. 20

Классификация с точки зрения направления........................................................................................ 20

Виды аудиторских услуг........................................................................................................................................ 21

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности....................................................... 21

Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния............................................................................. 23

Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования... 24

Консультирование по правовым вопросам............................................................................................ 25

Консультирование правовой ответственности обработки данных................................... 26

Технологические основы аудита.................................................................................................................. 27

Начальная стадия аудиторской проверки................................................................................................ 27

Планирование аудита............................................................................................................................................... 27

Аудиторские доказательства............................................................................................................................. 31

Понятие мошенничества и ошибки............................................................................................................... 32

Порядок подготовки и составления части аудиторского заключения. Виды аудиторского заключения....................................................................................................................................................................... 33

Проверка операций с денежными средствами................................................................................... 35

Цели проверки и источники информации................................................................................................... 35

Методы проверки кассовых операций по счетам в банках......................................................... 36

Основные этапы проверки кассовых операций................................................................................... 37

Основные этапы проверки банковских операций.............................................................................. 37

Проверка законности операций с наличными денежными средствами......................... 38

Проверка учета расчетных и кредитных операций....................................................................... 40

Цели проверки и источники информации................................................................................................... 40

Методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью............................................................. 41

Проверка долгосрочных и краткосрочных займов............................................................................ 43

Методы проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта............. 44

Цели и задачи аудита

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

· подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

· проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

· контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

· все ли активы и пассивы отражены в отчете;

· все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);

5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» – «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств».

Цели аудита:

1. степень общеприемлемости;

2. правильное включение сумм;

3. завершенность;

4. право собственности (по включенным суммам);

5. оценка;

6. правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

7. разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

8. арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);

9. раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудитора состоит:

· в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

· в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

· в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

Этика аудитора

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики поведения. В ряде зарубежных стран разработаны и действуют кодексы и положения, правила аудиторской этики. Профессиональная организация аудиторов Швеции приняла следующие правила этики:

1. безупречное профессиональное поведение: аудитор должен постоянно доказывать, что он заслуживает доверия как профессионал. В пояснение – в тех случаях, которые не предусмотрены этими правилами, должен вести себя так, чтобы не дискредитировать себя и профессию; свои обязанности должен выполнять корректно и проявлять предусмотрительность в вопросах оплаты;

2. независимость, т.е. аудитор должен непредвзято и объективно выполнять обязанности и поэтому он всегда должен быть независим, когда получает приглашение (назначение) на проверку. В пояснение – не должен приступать к выполнению обязанностей, если он или его фирма находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки;

3. недопущение несовместимой с аудиторством деятельности – аудитор не должен осуществлять те виды деятельности, которые несовместимы с его профессиональным долгом – быть независимым аудитором. В пояснение – аудитор может действовать в пределах своей компетенции или компетенции своей фирмы;

4. безукоризненное исполнение профессиональных обязанностей – аудиторы должны скурпуллезно соблюдать требования законодательства правительственных органов с тем, чтобы получить убедительное подтверждение своим выводам. Аудитор обязан учитывать и защищать законные интересы акционеров, кредиторов и других заинтересованных сторон;

5. конфиденциальность – аудитор не должен раскрывать фактов или информации, которые стали ему известны в ходе аудиторской проверки, если только клиент не дает на это своего разрешения, не должен использовать эту информацию для своей собственной выгоды;

6. поддержание добрых отношений с коллегами по профессии: прежде чем высказать критическое замечание в адрес коллеги, совершившего ошибку в работе, аудитор обязан взвесить все обстоятельства, при которых это случилось. Замечание должно быть высказано в корректной форме;

7. не рекламировать чрезмерно себя и не навязывать свои услуги. Несоблюдение этого правила – дискредитация профессии;

8. оплата по труду: заработная плата должна производиться в соответствии со знанием и опытом работы аудитора, объемом выполненной работы.

Виды аудита

1. Внутренний и внешний аудит

2. Аудит на соответствие требованиям

3. Аудит финансовой отчетности

4. Обязательный и инициативный аудит

5. Первоначальный и согласованный аудит

6. Классификация с точки зрения аудитора

7. Классификация с точки зрения направления

Внутренний и внешний аудит

В практике аудиторской деятельности, как и в нормативных документах, различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

· контроль за состоянием активов и недопущение убытков;

· подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

· подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

· анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

· оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

На основании вышеизложенного можно дать определение внутреннего аудита:

Внутренний аудит – проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия. Главная задача внутреннего аудита – осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии и выработка мер по их снижению.

Аудит хозяйственной деятельности – систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.

При аудите хозяйственной деятельности предполагается объективное обоснование и всесторонний анализ всех видов деятельности. Этот вид аудита преследует 3 цели:

1. оценка эффективности управления;

2. выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

3. внесение рекомендаций, касающихся улучшений деятельности или дальнейших действий.

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изыскание неиспользованных резервов производства. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

Таблица 1

Особенности внутреннего и внешнего аудита

Факторы Внутренний аудит Внешний аудит
1. Постановка задач Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой
2. Объект Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом, система учета и отчетности предприятия
3. Цели Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов Определяются законодательными или судебными инстанциями
4. Средства Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами
5. Вид деятельности Исполнительная деятельность Предпринимательская деятельность
6. Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки
7. Взаимоотношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него Равноправное партнерство, независимость
8. Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию
9. Квалификация Определяется по усмотрению руководства предприятия Регламентируется государством
10. Оплата Начисляется по штатному расписанию Оплата предоставляемых услуг по договору
11. Ответственность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами
12. Методы Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности
13. Отчетность Перед руководством Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту

В зависимости от поставленных целей, аудиторские проверки различают по содержанию рассматриваемых вопросов, глубине, составу и объему привлекаемой к анализу информации – это Аудит на соответствие требованиям, Аудит финансовой отчетности и специальный аудит, Обязательный и инициативный аудит, Первоначальный и согласованный аудит.

Аудит на соответствие требованиям

Он заключается в анализе определенной финансовой и хозяйственной деятельности субъекта. В целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам, законам. Если такие условия, внутренние правила контроля установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функции внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов. Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственных органах, осуществляющими контроль за исполнением этих актов или сторонними аудиторами, которым поручен такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу. На основе вышеизложенного сформулируем задачи аудита на соответствие:

· проверка, соответствует ли деятельность предприятия его Уставу;

· правильно ли начисляются средства на заработную плату и другие выплаты работникам;

· обосновано ли производственное списание затрат на себестоимость продукции (услуг) и не занижается ли при этом прибыль.

Аудит финансовой отчетности

Выполняется с целью определения согласованности сводной финансовой отчетности с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и определенными критериями. Данный вид аудита проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией. Отчеты и коэффициенты проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей – владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.

Специальный аудит – проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйственного субъекта, соблюдение определенных процедур, норм и правил, имеющих целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.

Таблица 2

Фазы процесса консультирования

Фазы Этапы в фазе
Подготовка 1. Первый контакт с клиентом 2. Предварительный диагноз проблемы 3. Планирование задания 4. Предложения клиенту относительно задания 5. Контракт на консультирование
Диагноз 1. Обнаружение фактов 2. Анализ и синтез фактов 3. Детальное изучение проблемы
Планирование действий 1. Выработка решений 2. Оценка альтернативных вариантов 3. Предложение клиенту 4. Планирование осуществления решений
Внедрение 1. Помощь в осуществлении 2. Корректирование предложений 3. Обучение
Завершение 1. Оценка 2. Конечный отчет 3. Расчет по обязательствам 4. Планы на будущее 5. Заключительный контакт

В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий. Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства, способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.

Наиболее часто применяемыми методами являются:

· обучение и повышение квалификации;

· обучение действиями;

· планирование повышения эффективности работы предприятия;

· проведение собраний;

· инструктирование и рекомендации.

Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов.

В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход: компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента, беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение требований этического аспекта.

Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого изучения на основе действующих нормативных документов по налогообложению, оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования.

Планирование аудита

Программа проведения аудиторской проверки. Оценка системы внутреннего контроля клиента, как критерий для планирования проверки.

Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачи планирования аудита:

· установление этапов и сроков работы с клиентом;

· определение затрат;

· рациональное использование рабочего времени специалиста;

· подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;

· определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;

· распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;

· создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;

· обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита состоит из 6 основных этапов:

1. Предварительное планирование.

2. Сбор общих сведений.

3. Сбор информации о правовых обязанностях клиента.

4. Оценка существенности аудиторского риска.

5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля.

6. Разработка общего плана аудита и программы аудита.

Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы; включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей (формирование штатов), заключение договора с клиентом, составление письменного обязательства перед клиентом.

Сбор общих сведений – общая информация о предприятии, необходимая от того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Основными источниками информации о предприятии являются:

· обсуждение с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, несвязанным с ведением учета, которое позволит получить информацию «из первых рук»;

· посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов, которые предоставляют возможность убедиться в наличии и сохранении активов, составить представление об условиях производства;

· внешние и внутренние отчеты и публикации. Внешние: деловая печать, газеты, аналитические отчеты по отраслям, сравнение с основными конкурентами и среднеотраслевые показатели, государственное налоговое законодательство. Внутренние: финансовые отчеты, состояние финансов предприятия, протоколы, заседания совета директоров, правления, акционеров, внутренние отчеты аудиторов и консультантов.

Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности, т.е. важно иметь представление об отрасли клиента. Важно получить информацию о политике предприятия в различных областях (кредитная политика, учетная политика), узнать степень ответственности и прав руководителей различных уровней, определить круг лиц, имеющих право менять политику предприятия. На основе полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения для консультаций отдельных специалистов (юристов, налоги).

Сбор информации о правовых обязанностях клиента. С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: Уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собрания акционеров, в которых может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявление дивидендов, выплата вознаграждений, подписание контрактов и соглашений, решение об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов.

Оценка существенности аудиторского риска. Существенность и риск очень важно учитывать при планировании аудита. Под существенностью (материальностью) в аудите понимают предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, финансовых резервов в целом или максимально допустимый размер ошибочности суммы, которая может быть показана в публикациях финансовых отчетов и рассмотрении как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. Для оценки существенности аудитор должен иметь представление о возможных пользователях информации и о возможных решениях, которые могут приниматься на его основе с тем, чтобы определить соотношение неправильности отчета и принятия этих решений. Суждение аудитора о степени существенности достаточно субъективно и требует от него значительного профессионализма, опыта работы, знания специфики деятельности клиента, особенностей экономической и социальной среды. В начале проверки аудитор должен решить (на основе внутрифирменных стандартов), какую общую сумму ошибки можно считать существенной или материальной. Существует ряд факторов, от которых зависит предварительно устанавливаемый уровень существенности:

· размер предприятия;

· величина чистой прибыли до налогообложения;

· стоимость текущих активов;

· общая стоимость активов;

· объем текущих обязательств;

· величина капитала.

Уровень существенности устанавливается из этих показателей.

Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании выражает в аудиторском заключении мнение без оговорок, а в действительности финансовая отчетность содержит существенные погрешности.

Аудиторский риск – это оценка неэффективности аудиторской проверки, базирующаяся на оценке риска системы учета клиента, неэффективность системы внутреннего контроля клиента и невыявление ошибок клиента аудитором.

Существуют 2 вида основных методов оценки аудиторского риска:

1. Оценочный (интуитивный) – наиболее широко используется сегодня российскими аудиторами (фирмами), заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп, операций, как высокий, вероятный и маловероятный к использованию этой оценки в планировании аудита (используют высокий, низкий, средний).

2. Количественный – предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска.

Аудиторский риск= Чистый риск · Контрольный риск · Процедурный риск

Аудиторский риск – это риск неэффективности аудиторской проверки, который отражает суждения аудитора о приемлемости вероятности содержания в финансовых отчетах невыявленных существенных ошибок после проведения аудита.

Чистый риск – это риск, связанный со спецификой компании, т.е. вероятность содержания в финансовых отчетах до рассмотрения эффективности системы внутреннего контроля ошибок, превосходящих допустимую величину.

Контрольный риск – это риск неэффективности системы внутреннего контроля, т.е. вероятность пропуска ошибок, превосходящих допустимую величину, системой внутреннего контроля.

Процедурный риск – риск неэффективности процедур тестирования – приемлемая для аудитора вероятность невыявления в процессе тестирования ошибок, превосходящих допустимую величину.

Эта модель является основой планирования аудита, поэтому возможности ее использования при оценке резервов аудита ограничены. После того, как будут определены все риски, установлен соответствующий план аудита, составляющие плана по чистому риску и контрольному риску не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств.

Процедурный риск=;

Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля. С аудиторской точки зрения, оценка эффективности системы внутреннего контроля (СВК) заключается в оценке сильных и слабых сторон экономического субъекта. СВК может считаться эффективной, если:

· она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации;

· эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла.

Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и планирования масштаба аудита. Если СВК оценивается аудитором как эффективная, у него появляется возможность снизить объем проверки, а в некоторых случаях и вовсе ее не проводить.

Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей. Программа должна охватывать следующие этапы:

1. Составление обзора деятельности клиента, в которое входит описание систематических процессов и связанных с ними потоками документооборота; учетная политика; организационная структура;

2. Разработка стратегии аудита, связанная со спецификой клиента, и нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности;

3. Проведение аудита, т.е. выполнение выбранных аудиторских процедур теми аудиторами, которые имеют достаточный для запланированных процедур опыт и квалификацию;

4. Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств.

Аудиторские доказательства

Вся информация, подготовленная и собранная аудитором до начала, в процессе проверки, и по ее результатам, является аудиторской информацией. Часть этой информации представляет собой документы или их копии, которые могут рассматриваться как аудиторские доказательства.

Аудиторские доказательства – информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, которые служат основанием аудиторского заключения.

Аудиторские доказательства должны быть релевантными и достаточными. Релевантность доказательств – их ценность для решения какой-либо проблемы, а достаточность в каждом случае определяется на основе оценки СВК и аудиторского риска. В любом случае аудитор должен быть уверен, что им собрано достаточное количество доказательств (документов) нужного качества для составления объективного и обоснованного заключения.

Аудиторские доказательства могут быть внутренние (информация от клиента), внешними (информация от третьих лиц и организаций) и смешанными (информация от клиента и подтвержденная внешними источниками). Наиболее ценными и достоверными являются внешние доказательства, смешанные, внутренние.

Качество аудиторских доказательств зависит от источника. Аудиторские доказательства могут быть получены из документальных источников, в ходе устных опросов персонала клиента, третьих лиц и при непосредственном наблюдении аудитором учетных и др. операций на предприятии. По степени надежности и достоверности наиболее ценные доказательства – полученные самим аудитором. Документальные доказательства и письменные представления клиента предпочтительнее доказательств, полученных при устных опросах. Если аудитор не в состоянии собрать достаточное количество доказательств, он должен этот факт отразить в отчете и заключении. Соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств и их значимостью должно быть разумно. Если, также СВК клиента достаточно надежна, аудитор может отказаться от дорогостоящей сплошной инвентаризации активов и провести ее выборочно. Но сложность и дороговизна аудиторских процедур не должна препятствовать их проведению, если аудитор считает их необходимыми.

Таблица 3

Ведомость для обобщения просроченной ДЗ

Наименование синтетического счета, субсчета Наименование дебиторов и кредиторов Дата возникновения задолженности Причины образования задолженности Сумма Меры по урегулированию расчетов Заключение аудиторов о реальности задолженности к взысканию Примечания

Большого внимания требует также анализ расчетов с депонентами, прежде всего необходимо установить, своевременно ли относят к депонентским суммам неполученные в установленные сроки заработную плату и стипендии, а также суммы удержанные из заработной платы по исполнительным листам и другим документам. Тщательно следует проверить выплату депонированных сумм рабочим и служащим. Проверяя расчеты с подотчетными лицами, аудитор должен провести сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов, сличая записи в накопительных ведомостях с данными авансовых отчетов, утвержденных распорядителями кредитов. Прежде всего аудитор выясняет, кому выданы авансы; аудитор обязан тщательно проверить достоверность приложенных к авансовым отчетам документов и законность оплаты по ним. При необходимости проводятся встречные проверки.

При проверке операций по подотчетным суммам следует также выяснить:

1. Определен ли директором предприятия круг лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет;

2. не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров;

3. не получают ли деньги под отчет лица, не отчитавшиеся по ранее полученным суммам;

4. не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы предприятия;

5. имеется ли на авансовых отчетах отметка директора предприятия о целесообразности произведенных расходов;

6. своевременно ли отражаются в учете расходы из подотчетных сумм.

Цели и источники информации

Главная цель проверки – проверка законности отнесения затрат на производство продукции. При проверке учета затрат и калькулирования себестоимости продукции необходимо проверить правильность:

· документального отражения затрат, относящихся непосредственно к себестоимости продукции производственного назначения;

·



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.018 с.)