Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на концентрацию вниманияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Основная цель – повышение чувствительности к кинестетическому восприятию, развитие способности к произвольной концентрации на слабых раздражителей. Эти навыки необходимы для дифференцированной самодиагностики, которая является исходной точкой на пути к достижению оптимального состояния.
Упражнение №1 1. На белом листе бумаги нарисовать тушью кружок диаметром 1-1,5 см и повесить на стену. Сесть напротив, на расстояние 1,5 м, и постараться сконцентрировать на нем внимание. При усталости – моргнуть несколько раз и продолжить концентрацию. 2. Наблюдая кружок, одновременно нужно следить, чтобы не только взгляд, но и мысли не «растекались» в разные стороны. Попробовать мысленно «ощупать» кружок, почувствовать его границы, насыщенность цвета. 3. Продолжительность выполнения упражнения постепенно нарастает от 1 до 5 минут. Проанализировать динамику ощущений.
Упражнение №2 Сидя, с закрытыми глазами. По команде ведущего: «Правая кисть!» участники сосредотачивают внимание на правой кисти. Через 10-15 с звучит следующая команда: «Левая кисть!», затем: «Правая стопа!» и т.д. Занимающиеся должны сосредоточиться на различных объемах тела. Постепенно следует переходить к более малым объемам – палец, ногтевая фаланга – и к более тонким ощущениям, например, биение пульса в кончике пальца. В завершение – в поле внимания все тело целиком, наблюдаемое спокойно, на фоне общего расслабления.
Упражнение№3 Участники разводят руки на уровне груди, а затем медленно сводят их, держа ладони параллельно. После нескольких повторений ладони начинают «пружинить», наталкиваясь на упругое сопротивление среды. Ведущий предлагает «слепить» из этой невидимой «полевой субстанции» шарик и, помогая руками, «вобрать» его в себя в районе солнечного сплетения. Предложить занимающимся оценить различие в состояниях до, и после выполнения упражнения. Упражнение№4 Выполняется в парах. Один из участников закрывает глаза, а второй, взяв его за руку, медленно, в течение 2-3мин водит его по комнате. Очень важно, чтобы «слепой» ощущал себя в безопасности, полностью доверяя своему «поводырю». «Поводырь» ведет своего ведомого вдоль стены, предлагая ему оценить различие в восприятии пространства слева и справа от него. Поменяться ролями в парах. При обсуждении важно сделать акцент на взаимокомпенсирующей роли зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Примечание: все упражнения на концентрацию внимания необходимо делать на свежую голову, желательно через 2-3 часа после приема пищи. При любом дискомфорте – головная боль, ухудшение эмоционального состояния – выполнение упражнений прекратить. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса Выработка навыков расслабления является совершенно необходимым этапом во всех без исключения методиках саморегуляции состояния. Особое внимание следует обратить на мышцы лица и кистей рук, поскольку именно эти части тела наиболее богато иннервированы (представлены) в коре больших полушарий головного мозга и, добившись их расслабления, можно значительно приблизиться к понижению общего мышечного тонуса. Упражнение№1 1. Суть этого упражнения – в чередовании напряжения и расслабления различных мышечных групп, с тем чтобы по контрасту с напряжением ощутить и запомнить состояние расслабления (создать его внутреннюю модель). 2. Например, для мышц предплечья: кисть медленно сжимается в кулак, затем, после достижения максимального усилия, следует резкое расслабление. Необходимо уловить разницу в ощущениях. Подобные упражнения следует проделать для мышц лица, шеи, стопы, бедра, груди и т.д. Упражнение№2 1. Выполняется в парах. Сесть, закрыть глаза, мысленно просмотреть от кончиков пальцев до ключицы мышцы левой руки и попытаться расслабить их. 2. Когда вы готовы, партнер берет руку за кисть и, свободно покачивая её, неожиданно отпускает. При правильном расслаблении рука падает как плеть. Повторить для другой руки. Поменяться в парах. Упражнение№3 Занимающиеся свободно разбредаются по комнате. Неожиданно звучит команда ведущего: «Стоп!». Каждый из участников застывает в той позе, в которой находится в данный момент. Далее ведущий предлагает, не меняя позы, расслабить напряженные мышцы. Упражнение №4 Удобно сидящие участники сжимают в кулак одну из рук. Одновременно предлагается мысленно просмотреть остальные объемы тела и максимально расслабить их, не ослабляя усилия в нагруженной руке. При некотором навыке можно усложнить упражнение, через каждые 20 сменяя локализацию напряженной группы мышц. Упражнение№5 Ведущий просит участников просмотреть тело и выбрать расслабленную и наиболее напряженную мышечные группы. Затем с помощью импульсного (2-3 с) переключения внимания с одной группы мышц на другую, попытаться максимально снизить тонус напряженного объема. Упражнение№6 Закрыть глаза, на внутреннем экране просмотреть тело, найти максимально нагруженную мышечную группу. Например, мышцы плеча, бедра или икры. Сконцентрировав на ней внимание, попытаться расширить зону расслабления на соседние объемы. Используя визуализацию, можно представить себе, как горячая и тяжелая жидкость приятного цвета, вытекает из очага расслабления, медленно заполняет все тело. Упражнение№7 Прикрыть глаза. Внимание на левой кисти. Представляем, как она погружается в горячую воду, постепенно краснеет, становится тяжелее. «Лучик внимания» переходит на запястье, медленно движется к локтю. Мышцы предплечья, а затем плеча расслабляются, становятся «ватными», тяжелыми, горячими. Упражнение№8 1. Встать на колени и сесть на пятки (носки ног назад). Раздвинуть колени на 20-30 см. Наклонится, положить на пол лоб, вытянуть вперед сложенные вместе ладонями руки. 2. Закрыть глаза, расслабиться. Проследить, как расслабляются мышцы живота, шеи, лица. Время выполнения 5-7 мин. Упражнение№9 Глаза полуприкрыты; бегло просмотреть и расслабить все мышцы. Представьте себе, что ваше тело сделано из резины и обладает способностью сгибаться и скручиваться во всех направлениях. Все ограничения – кости, сухожилия – отсутствуют. Ступни плотно приклеены к полу. Дует ветер, порывы которого каждые 2-3 сменяют направление, заставляя тело наклоняться то в одну, то в другую сторону. Упражнение№10 Изобразите человека, у которого нарушена координация движения, которого постоянно заносит из стороны в сторону. Ноги заплетаются, голова свешивается то на одно, то на другое плечо. Примечание: при проведении упражнений 2, 9 и 10 ведущий должен попросить участников, во избежание травм, соблюдать осторожность. Упражнения На самовнушение и визуализацию Определяющая роль самовнушения и регуляции состояния очевидна. С другой стороны, его успех зависит от четкой визуализации внушаемых представлений, от их соответствия реальности. Подобного рода упражнения, выполняемые систематически, помимо целей собственно регуляции способствуют развитию личности. Навыки в визуализации делают значительно богаче внутренний мир человека, повышают его креативность и способность к эмпатии, обостряют интуицию.
Упражнение№1 1. Это упражнение полезно проводить в начале занятий, поскольку оно ярко демонстрирует эффективность словесного внушения. Кратко познакомив группу с возможностями гипнотического воздействия, ведущий спрашивает, можно ли с его помощью удлинить пальцы руки. Получив отрицательный ответ, он предлагает проверить это на практике. Группа обычно с интересом соглашается. 2. Ведущий предлагает сложить ладони и убедиться, что пальцы обеих рук имеют одинаковую длину. 3. Участники закрывают глаза и вытягивают перед собой или поднимают вверх прямую руку, мужчины – правую, женщины – левую. 4. Ведущий просит сконцентрировать внимание на фалангах пальцев и внушает участникам ощущение нарастающего зуда и тепла в них, а затем и ощущение их реального удлинения. Команды должны быть ясными, точными и лаконичными. 5. После завершения внушения (4-5 мин) участники складывают ладони и отмечают результаты. Предупреждая возможную тревогу, ведущий сообщает, что удлинение пальцев носит временный характер. Упражнение№2 Выполняется в парах. Один из участников, закрыв глаза, пытается вызвать ощущение тепла в одной из рук. Затем второй участник берет его за кисти и пытается определить, какая из них теплее. Повторить 3 раза. Поменяться ролями в парах. Упражнение№3 Непрерывно созерцать простой предмет (карандаш, монетку, коробок спичек) в течение 2-3 мин. Затем попытаться представить его с закрытыми глазами. Открыть глаза и сравнить свое представление с оригиналом. Повторить 2-3 раза. Постепенно добиться возможно более четкого воспроизведения.
Упражнение№4 Вырезать из цветной бумаги приятного для вас цвета круг диаметром 20-25см. Повесить его на расстоянии 1,5м и созерцать в течение 2-3 мин. Затем, закрыв глаза, попытаться воспроизвести в воображении. Повторить 2-3 раза. Добиться четкого воспроизведения цвета. Рассматривать в течение 2-3 мин открытку или фотографию с достаточно простой композицией и малым количеством деталей. Закрыв глаза, попытаться воспроизвести наиболее близко к оригиналу. Повторить 2-3 раза. Упражнение№5 Выполняется в парах. Участники садятся, занимают удобное положение. Ведущий предлагает им представить себя в виде снежной бабы. Текст, произносимый ведущим, описывает, как под лучами весеннего солнца снежная баба начинает медленно таять. Снег темнеет, становится рыхлым и, превращаясь в воду, ручейками стекает на землю. Это упражнение интересно тем, что степень достигаемого расслабления будет определяться точностью визуализации. Упражнение№6 Участники рассаживаются, закрывают глаза и по команде ведущего пытаются представить ряд последовательных образов. Между командами – пауза 20-30 секунд. Представьте свежий, нежный бутон розы с мелкими капельками росы. Медленно, подрагивая лепестками, бутон начинает распускаться. Перед вами распустившийся цветок. Почувствуйте его тонкий аромат. Попробуйте увидеть его сбоку, сверху. Медленно закройте лепестки и превратите розу в бутон. Упражнение№7 1. Ведущий, обращаясь к группе, предлагает совместно нарисовать пейзаж. Занимающиеся договариваются о типе пейзажа, закрывают глаза и молча расслабляются. 2. Кто-либо из участников задает 2-3 основных детали будущей картины. Например «Солнце. Море. Пляж». Далее следует пауза, во время которой занимающиеся пытаются воссоздать на внутреннем экране то, что предложил ведущий. 3. Затем участники поочередно «дорисовывают» картину до целостного образа. Примечание: в начале упражнения очень важно на фоне расслабления создать позитивную творческую атмосферу. Иначе образы будут искусственными или вся процедура будет восприниматься безответственно, как фарс. Упражнение№8 1. Выполняется стоя. Прикрыть глаза, представить, что кожа всего тела покрыта очень красивым и нежным мехом. Постараться «увидеть» мех не только спереди, но и сзади. С каждым выдохом мы наблюдаем, как увеличивается толщина меха. Искрясь и переливаясь, он достигает стен комнаты. 2. Медленно повернемся вокруг оси на 30-45 градусов влево, затем вправо. Все внимание - на контакте волосков меха со стенками. «Видим», как волоски меха трутся о поверхность стен спереди, с боков и сзади, отслеживая при этом внутренние ощущения. 3. Открыть глаза, зафиксировать изменения в самочувствии, если они есть.
Упражнение№9 1. Участники по предложению ведущего становятся в круг, берут друг друга за руки и прикрывают глаза. Просматривая тело, они снимают явные зажимы и концентрируют внимание на процессе дыхания. 2. Через 2-3 мин ведущий предлагает группе представить, как по кругу, замыкаясь через руки, проходит золотистый поток, освежая и исцеляя участников. 3. Затем, сохраняя расслабление, занимающиеся мысленно пытаются, используя дыхание, усилить мощность потока. 4. Через 3-5 мин ведущий предлагает разомкнуть руки и выполнить 2-3 энергичных вдоха-выдоха. Упражнение может с успехом применяться также для повышения сплоченности группы в ходе проведения тренинга и снятия внутригрупповых конфликтов. Примечание: способность к визуализации, или созданию внутреннего образа объекта, формируется не только за счет зрительных представлений, но и различными способами активизации воображения с помощью обонятельных, вкусовых, тактильных ощущений и их комбинаций. Например, можно попытаться на фоне спокойного состояния, закрыв глаза, представить вкус лимона, почувствовать запах розы, услышать шум морского прибоя или воссоздать ощущение прикосновения к бархату.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.007 с.) |