Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

План

практических занятий по нормальной физиологии для студентов 1

курса стоматологического факультета на весенний семестр 2011 – 2012 учебного года

Занятие № 1.

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

(10 февраля 2012 г.)

Занятие № 2.

Электрические явления в нервно-мышечной системе.

(17 февраля 2012 г.)

Занятие № 3.

Физиология нервов и нервно-мышечного синапса.

(24 февраля 2012 г.)

Занятие № 4.

Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения.

(2 марта 2012 г.)

Занятие № 5.

Сердечный цикл и его фазы. Автоматия сердца.

(9 марта 2012 г.)

Занятие № 6.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ.

(16 марта 2012 г.)

Занятие № 7.

Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии.

(23 марта 2012 г.)

Занятие № 8.

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ.

(30 марта 2012 г.)

Занятие № 9.

Нервно - гуморальная регуляция сердца и сосудов.

(6 апреля 2012 г.)

Занятие № 10.

Рефлекторная регуляция сердечно - сосудистой системы.

(13 апреля 2012 г.)

Занятие № 11.

(20 апреля 2012г.)

Итоговое занятие по теме: Сердечно - сосудистая система.

 

Занятие № 12.

Общая физиология желез внутренней секреции.

(27 апреля 2012 г.)

Занятие № 13.

Частная физиология желез внутренней секреции.

(4 мая 2012 г.)

Занятие № 14.

Челюстно-лицевая область. Часть первая.

(11 мая 2012 г.)

Занятие № 15.

Челюстно-лицевая область. Часть вторая.

(18 мая 2012 г.)

Занятие № 16.

Общая физиология сенсорных систем. Слуховой анализатор. Кожная и болевая рецепция.

(25 мая 2012г.)

Занятие № 17.

Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

(1 июня 2012 г.)

Занятие № 18.

Физиология больших полушарий. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД).

(8 июня 2012 г.)

Занятие № 19.

Учение о высшей нервной деятельности. Физиологические основы памяти, сна и эмоций. Понятие о функциональных системах.

(15 июня 2012 г.)

 

 

Занятие № 1.

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

(10 февраля 2012 г.)

1. Предмет и метод физиологии.

2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.

3. Основные физиологические функции и процессы, протекающие в живом организме (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание, кровообращение, работа нервной систнемы). Понятие о гомеостазе.

4. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма: температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, Рн и др.)

5. Понятие о механизмах связи и регуляции функций в организме.

6. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость.

7. Виды раздражителей.

8. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.

9. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.

10. Гальванические явления, возникающие при наличии разнородных металлов в полости рта, значение для стоматологии.

 

 

Занятие № 2.

Электрические явления в нервно-мышечной системе.

(17 февраля 2012 г.)

1. Современные представления о строении и функции мембран клеток.

2. Ионные каналы клеточных мембран, классификация.

3. Электрические явления в возбудимых тканях.

4. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).

5. Происхождение мембранного потенциала (значение ионной асимметрии во внеклеточной и внутриклеточной жидкости). Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.

6. Натриево-калиевый насос и его роль в поддержании градиента ионных концентраций в клетке в состоянии покоя.

7. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации (реверсии заряда), реполяризации и гиперполяризации.

8. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.

9. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.

10. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.

11. Работа натриево-калиевого насоса после возбуждения.

 

Занятие № 3.

Физиология нервов и нервно-мышечного синапса.

(24 февраля 2012 г.)

1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.

2. Строение периферических нервных волокон.

3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).

4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С).

6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).

7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холино - рецепторе.

8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение фермента холинэстеразы.

9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.

10. Понятие о лабильности (Н.Е. Введенский).

11. Парабиоз (Н.Е.Введенский). Сущность и значение учения о парабиозе для стоматологии. Физиологические основы проводникового обезболивания.

12. Физиологические основы местного обезболивания.

 

Занятие № 4.

ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЦ. МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ.

(2 марта 2012 г.)

1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.

2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.

3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.

4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.

5. Понятие о саркоплазматическом ретикулюме (СПР). L- система продольных трубочек, цистерны СПР, их значение как депо ионов кальция. Т- система поперечных трубочек СПР, мембраны миофибрилл, взаимодействие с L - системой.

6. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.

8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.

9. Физические и физиологические свойства мышц.

10. Режимы и виды сокращений мышц (одиночные и тетанические).

11. Одиночное сокращение и его фазы. Изменение возбудимости при возбуждении мышцы.

12. Явление суммации сокращений.

13. Тетанические сокращения: зубчатый и гладкий тетанус.

14. Понятие о лабильности (Н.Е. Введенский). Оптимум и пессимум силы и частоты для сокращения мышцы.

15. Основные отличия в строении и функции скелетных и гладких мышц внутренних органов.

16. Методы изучения возбудимости мышц и нервов в стоматологии. Электроодонтометрия, её значение в стоматологии.

17. Гнатодинамометрия. Закон средних нагрузок, особенности жевательных и мимических мышц. Контрактура жевательных и мимических мышц и её последствия. Электромиография, её значение для стоматологии.

 

Занятие № 5.

Сердечный цикл и его фазы. Автоматия сердца.

(9 марта 2012 г.)

 

1. Значение кровообращения для организма.

2. Развитие учения о кровообращении. Схема кровообращения взрослого человека.

3. Строение сердца, его гемодинамическая функция. Клапанный аппарат сердца, его значение.

4. Частота сокращений сердца. Понятие о сердечном цикле, его продолжительность, основные фазы: систола предсердий, систола желудочков и общая пауза.

5. Фазовый анализ сердечного цикла.

6. Изменения давления и объема крови в полостях сердца во время фаз сердечного цикла.

7. Проводящая система сердца, ее морфологические особенности. Узлы: синусный узел, атриовентрикулярный узел; внутрипредсердные тракты, пучок Гиса, его ножки, волокна Пуркинье.

8. Понятие об автоматии. Современные представления о природе и градиенте автоматии. Опыт Станниуса с наложением лигатур.

 

 

Занятие № 6.

Занятие № 11.

(20 апреля 2012г.)

 

Итоговое занятие по теме: Сердечно-сосудистая система.

 


Занятие № 12.

Физиология больших полушарий. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД).

(8 июня 2012 г.)

1. Эволюционное развитие больших полушарий. Последствия удаления больших полушарий у животных различных видов.

2. Общий план строения коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий. Понятие о полях Бродмана.

3. Методы исследования функций коры больших полушарий.

а) электрофизиологические методики исследования

б) тесты-опросники (клинический опрос)

в) клинико-анатомический

  1. Понятие о первичных (проекционных), вторичных и ассоциативных зонах. Локализация проекционных зон в различных долях коры больших полушарий у человека, их функциональная роль.

5. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД):

а) формы приспособительной деятельности животных и человека (безусловные рефлексы, инстинкты и условные рефлексы).

б) значение учения о ВНД для философии, биологии, психологии, педагогики и медицины.

в) понятие об условном рефлексе, его значение и отличие от

безусловного рефлекса.

г) методика образования условных рефлексов, зависимость скорости

образования рефлекса от силы безусловного раздражителя, на базе

которого он вырабатывается.

д) механизм образования условного рефлекса.

6. Классификация условных рефлексов.

7. Торможение в коре больших полушарий, его значение.

8. Виды торможения в коре:

безусловное (внешнее) торможение: постоянный и гаснущий тормоз;

запредельное (охранительное) торможение;

условное (внутреннее) торможение и его виды (угасательное,

дифференцировочное, условный тормоз, запаздывательное).

9. Движение и взаимоотношения нервных процессов в коре больших

полушарий: иррадиация и концентрация возбуждения, явление индукции.

 


 

Занятие № 19.

План

практических занятий по нормальной физиологии для студентов 1

курса стоматологического факультета на весенний семестр 2011 – 2012 учебного года

Занятие № 1.

Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.

(10 февраля 2012 г.)

Занятие № 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.009 с.)