Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Раздел 1.1 Тема: Из истории развития психодиагностических методик. Современные отечественные и зарубежные методы психодиагностики нарушений развития. Содержание 1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом. 2. Развитие отечественных психолого-педагогических методов исследования. Ключевые слова: тест, валидность, метрическая шкала, симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, проективная методика, МПК. Цели и задачи раздела. Успешное изучение раздела позволяет: Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме. Узнать о создателях первых методов диагностики личностного и интеллектуального развития; рассмотреть, как производится оценка уровня интеллектуального развития или отдельных компонентов активности на основе выявленных потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний. Ознакомиться с батареей тестов интеллекта и проективными методиками. Владеть ключевыми понятиями: симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, МПК, дифференциальная диагностика, сравнительное исследование, «интеллектуальный коэффициент, умственный возраст, хронологический (паспортный) возраст. Методические рекомендации к изучению Раздела 1.2.
При изучении Раздела 1.2. важно обобщить основные цели и задачи диагностического исследования детей и подростков, методы, используемые в психодиагностике, проанализировать создаваемые в различное время методики и тесты, их плюсы и минусы. Изучая пункт 1, обратите внимание на связь и необходимость медицинского и психолого-педагогического исследования; кто из ученых занимался разработкой методов диагностического исследования детей и подростков с отклонениями в развитии. Изучая пункт 2, обратите внимание на метод изучения детей Г.И.Россолимо – «Психологические профили»; подробней остановиться на положениях Л.С.Выготского, ознакомьтесь с его вкладом в разработку научных основ диагностики детей; подробней изучите специальную программу наблюдения за детьми науроках А.Ф.Лазурского. Кроме того, ознакомьтесь с исследованиями В.И.Лубовского, обратите внимание на его высказывания о перспективе развития дифференциальной диагностики, изложенные в работе: Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. — Гл. 1.
Изучая раздел, попробуйте ответить на вопросы: 1. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка 2. Какой вклад в отечественную науку внес А. Ф.Лазурский? Что та 3. В чем сущность положения Л.С.Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей? 4. Какие тенденции в изучении детей с нарушениями развития наметились в последние десятилетия за рубежом и в странах СНГ? 5. Почему выявление умственной отсталости первоначально было преимущественно медицинской проблемой? 6. Когда и в связи с чем установление умственной отсталости стало
Литература к разделу
Учебный материал. Пункт 1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом. Прочитайте и выделите основные черты История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической. Объект изучения - дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития. В зависимости от того, как разные исследователи понимали сущность умственной отсталости, они разрабатывали методы, которыми пользовались для ее выявления. Первыми психофизическим недоразвитием детей начали заниматься врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, при этом они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами недоразвития. В работах французских врачей Ж. Эскироля и Э. Сеге-на, первых исследователей проблем умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии.
Ж.Эскироль: показатель интеллектуального развития – речь. Э.Сеген: показатель интеллектуального развития - состояние сенсорных и волевых процессов. Разработанные Э. Сегеном в 1866 г. «Доски форм» до сих пор популярны при обследовании умственно отсталых детей, они относятся к числу тестов действия, или невербальных тестов интеллекта (см. приложение). Следует отметить, что вплоть до середины XIX в. установление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой. В 60-е гг. ХІХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей. Теперь определять умственную отсталость стало гораздо сложнее, так как приходилось иметь дело с более легкими ее формами, которые трудно отграничить от сходных состояний при различных отклонениях в развитии у детей. Во вспомогательные школы стали часто направлять детей на основании лишь одного показателя — неуспеваемости. При этом мало учитывались, а иногда и совсем не учитывались индивидуальные психологические особенности ребенка и причины, вызывающие неуспеваемость. Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему. На помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые в своем арсенале методик имели и появившиеся в эти годы (конец XIX—начало XX в.) экспериментальные методы. Экспериментальные методы исследования детей стали использоваться в целях диагностики способностей. Некоторые психологи неправильно понимали сущность умственной отсталости, рассматривая ее как простое количественное отставание в развитии интеллекта детей. Они сводили умственную отсталость к нарушению лишь отдельных функций и задачи эксперимента видели в изучении только этих функций. Их методический подход заключался в измерении «количества ума» у обследуемого. На практике это приводило к значительным ошибкам в диагностировании умственной отсталости. Измерение проводилось с помощью тестов.
Запишите Тест — это испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов (А.Пьерон) (см. пример в приложении). Запишите
В.Штерн модернизировал тесты Бине-Симона и предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента: IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100 Умственный возраст определяется успешностью выполнения соответствующих типовых заданий. Для каждого возраста предусматриваются задания определенной трудности. Для каждого возраста типичный Щ равен 100 ± 16. Эта величина определяется тем, что в норме умственный возраст равен хронологическому: например, пятилетний ребенок выполняет задания, соответствующие его возрасту. Следовательно, /О = -100, т.е. 100. Стандартное отклонение от индивидуальных значений не превышает 16- Соответственно, все индивидуальные показатели по тесту, попавшие в интервал от 84 до 116, считаются нормальными, соответствующими возрасту. Если тестовый показатель выше 116, ребенок считается одаренным; если ниже 84 — его интеллектуальное развитие отстает от нормы.
Запишите Схему педологического исследования детей Л.С.Выготского (См. работу «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»): 1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения. 2. История развития ребенка. 3. Симптоматология (научное констатирование, описание и 4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса). 5. Прогноз (предсказание характера детского развития). 6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение. 7. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение «тест», «умственный возраст», «хронологический возраст», «обучающий эксперимент». 2. В связи с чем установление умственной отсталости стало не только медицинской, но и психолого-педагогической проблемой? 3. Назовите авторов первых методов диагностики умственного развития детей и подростков. 4. По каким параметрам проводится диагностика умственного развития ребёнка? Выводы (сжатое резюме). До середины ХIХ века установление умственной отсталости считалось медицинской проблемой. В связи с открытием вспомогательных классов возникла необходимость отбора детей, не способных к обучению. Американский психолог Дж. М. Кеттелл предложил исследовать физические и умственные способности методом тестов. В дальнейшем А.Бине совместно с Т.Симоном создал «Метрические шкалы умственных способностей». Недостатком тестов является отсутствие исследования возможной динамики развития ребёнка, оценка лишь конечного результата деятельности, а не её процесса. Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому. Он отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей. В 70-е гг. XX в., на основе положений Л.С.Выготского А.Я.Ивановой был разработан обучающий эксперимент.
Раздел 1.1 Тема: Из истории развития психодиагностических методик. Современные отечественные и зарубежные методы психодиагностики нарушений развития. Содержание 1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом. 2. Развитие отечественных психолого-педагогических методов исследования. Ключевые слова: тест, валидность, метрическая шкала, симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, проективная методика, МПК. Цели и задачи раздела. Успешное изучение раздела позволяет: Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме. Узнать о создателях первых методов диагностики личностного и интеллектуального развития; рассмотреть, как производится оценка уровня интеллектуального развития или отдельных компонентов активности на основе выявленных потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.017 с.) |