Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме.



Раздел 1.1

Тема: Из истории развития психодиагностических методик. Современные отечественные и зарубежные методы психодиагностики нарушений развития.

Содержание

1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом.

2. Развитие отечественных психолого-педагогических методов исследования.

Ключевые слова: тест, валидность, метрическая шкала, симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, проективная методика, МПК.

Цели и задачи раздела.

Успешное изучение раздела позволяет:

Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме.

Узнать о создателях первых методов диагностики личностного и интеллектуального развития; рассмотреть, как производится оценка уровня интеллектуального развития или отдельных компонентов активности на основе выявленных потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний.

Ознакомиться с батареей тестов интеллекта и проективными методиками.

Владеть ключевыми понятиями: симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, МПК, дифференци­альная диагностика, сравнительное исследование, «интеллектуальный коэффициент, умственный возраст, хроно­логический (паспортный) возраст.

Методические рекомендации к изучению Раздела 1.2.

 

При изучении Раздела 1.2. важно обобщить основные цели и задачи диагностического исследования детей и подростков, методы, используемые в психодиагностике, проанализировать создаваемые в различное время методики и тесты, их плюсы и минусы.

Изучая пункт 1, обратите внимание на связь и необходимость медицинского и психолого-педагогического исследования; кто из ученых занимался разработкой методов диагностического исследования детей и подростков с отклонениями в развитии.

Изучая пункт 2, обратите внимание на метод изучения детей Г.И.Россолимо – «Психологические профили»; подробней остановиться на положениях Л.С.Выготского, ознакомьтесь с его вкладом в разработку научных основ диагностики детей; подробней изучите специальную программу наблюдения за детьми науроках А.Ф.Лазурского.

Кроме того, ознакомьтесь с исследованиями В.И.Лубовского, обратите внимание на его высказывания о перспективе развития дифференциальной диагностики, изложенные в работе: Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1989. — Гл. 1.

Изучая раздел, попробуйте ответить на вопросы:

1. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка
первых методов диагностики нарушений развития у детей?

2. Какой вклад в отечественную науку внес А. Ф.Лазурский? Что та­
кое естественный эксперимент?

3. В чем сущность положения Л.С.Выготского об изучении «зоны бли­жайшего развития» детей?

4. Какие тенденции в изучении детей с нарушениями развития наме­тились в последние десятилетия за рубежом и в странах СНГ?

5. Почему выявление умственной отсталости первоначально было преимущественно медицинской проблемой?

6. Когда и в связи с чем установление умственной отсталости стало
психолого-педагогической проблемой?

 

Литература к разделу

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К. М. Гу-ревича. - М., 1982. - Кн. 1. - С. 17-29, 205-316.
  2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства//Собр. соч.: В 6т. - М., 1984. —Т. 5. - С. 257-321.
  3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. — Гл. П.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. КМ.Гуревича. — М., 1981. — Гл. 1, 3.
  5. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического разви­тия детей: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального раз­вития детей. — М., 1981.

Учебный материал.

Пункт 1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом.

Прочитайте и выделите основные черты

История развития психолого-педагогических методов исследо­вания в специальной психологии связана с требованиями прак­тики — медицинской и педагогической.

Объект изучения - дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психи­ческого и умственного развития.

В зависимости от того, как разные исследователи понимали сущность умственной отсталости, они разрабатывали методы, ко­торыми пользовались для ее выявления.

Первыми психофизическим недоразвитием детей начали зани­маться врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграни­чение умственной отсталости от душевных заболеваний, при этом они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами не­доразвития. В работах французских врачей Ж. Эскироля и Э. Сеге-на, первых исследователей проблем умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии.

Ж.Эскироль: показатель интеллектуального развития – речь.

Э.Сеген: показатель интеллектуального развития - состояние сенсор­ных и волевых процессов.

Разработанные Э. Сегеном в 1866 г. «Доски форм» до сих пор популярны при обследовании умственно отсталых детей, они относятся к числу тестов действия, или невербальных тестов ин­теллекта (см. приложение).

Следует отметить, что вплоть до середины XIX в. уста­новление умственной отсталости оставалось преимущественно медицинской проблемой.

В 60-е гг. ХІХ в. открылись первые вспомогательные классы, а также специ­альные школы для умственно отсталых детей. Теперь определять умственную отсталость стало гораздо сложнее, так как приходи­лось иметь дело с более легкими ее формами, которые трудно отграничить от сходных состояний при различных отклонениях в развитии у детей. Во вспомогательные школы стали часто направлять детей на основании лишь одного показа­теля — неуспеваемости. При этом мало учитывались, а иногда и совсем не учитывались индивидуальные психологические осо­бенности ребенка и причины, вызывающие неуспеваемость.

Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превратилось в психолого-педагогическую проблему.

На помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые в своем арсенале методик имели и появившиеся в эти годы (конец XIX—начало XX в.) экспериментальные методы.

Экспериментальные методы исследования детей стали исполь­зоваться в целях диагностики способностей. Некоторые психологи неправильно понимали сущность умственной отсталости, рассмат­ривая ее как простое количественное отставание в развитии ин­теллекта детей. Они сводили умственную отсталость к нарушению лишь отдельных функций и задачи эксперимента видели в изуче­нии только этих функций. Их методический подход заключался в измерении «количества ума» у обследуемого. На практике это при­водило к значительным ошибкам в диагностировании умствен­ной отсталости. Измерение проводилось с помощью тестов.

 

Запишите

Тест это испытание, включающее в себя выполнение опреде­ленной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов (А.Пьерон) (см. пример в приложении).

Запишите

 

В.Штерн модернизировал тесты Бине-Симона и предложил следующую формулу определения интел­лектуального коэффициента:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100

Умственный возраст определяется успешностью выполнения соответствующих типовых заданий. Для каждого возраста предусмат­риваются задания определенной трудности. Для каждого возраста типичный Щ равен 100 ± 16. Эта величина определяется тем, что в норме умственный возраст равен хронологическому: например, пя­тилетний ребенок выполняет задания, соответствующие его возрас­ту. Следовательно, = -100, т.е. 100. Стандартное отклонение от индивидуальных значений не превышает 16- Соответственно, все индивидуальные показатели по тесту, попавшие в интервал от 84 до 116, считаются нормальными, соответствующими возрасту. Если те­стовый показатель выше 116, ребенок считается одаренным; если ниже 84 — его интеллектуальное развитие отстает от нормы.

 

Запишите

Схему педологи­ческого исследования детей Л.С.Выготского (См. работу «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»):

1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.

2. История развития ребенка.

3. Симптоматология (научное констатирование, описание и
определение симптомов) развития.

4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса).

5. Прогноз (предсказание характера детского развития).

6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.

7.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение «тест», «умственный возраст», «хронологический возраст», «обучающий эксперимент».

2. В связи с чем установление умственной отсталости стало не только медицинской, но и психолого-педагогической проблемой?

3. Назовите авторов первых методов диагностики умственного развития детей и подростков.

4. По каким параметрам проводится диагностика умственного развития ребёнка?

Выводы (сжатое резюме).

До середины ХIХ века установление умственной отсталости считалось медицинской проблемой. В связи с открытием вспомогательных классов возникла необходимость отбора детей, не способных к обучению. Американский психолог Дж. М. Кеттелл предложил исследовать физические и умственные способности ме­тодом тестов. В дальнейшем А.Бине совместно с Т.Симоном создал «Метрические шкалы умственных способностей». Недостатком тестов является отсутствие исследования возможной динамики развития ребёнка, оценка лишь конечного результата деятельности, а не её процесса. Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л. С. Выготскому. Он отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных цик­лах, но главным образом — установить ближайшие возможно­сти детей. В 70-е гг. XX в., на основе положений Л.С.Выготского А.Я.Ивановой был разработан обучающий экспери­мент.


 

Раздел 1.1

Тема: Из истории развития психодиагностических методик. Современные отечественные и зарубежные методы психодиагностики нарушений развития.

Содержание

1. Развитие психолого-педагогических методов исследования за рубежом.

2. Развитие отечественных психолого-педагогических методов исследования.

Ключевые слова: тест, валидность, метрическая шкала, симптоматология, педологический диагноз, симптомокомплекс, прогноз, проективная методика, МПК.

Цели и задачи раздела.

Успешное изучение раздела позволяет:

Иметь представление о теоретических основах диагностики детей и подростков; о комплексном медико-психолого-педагогическом подходе к данной проблеме.

Узнать о создателях первых методов диагностики личностного и интеллектуального развития; рассмотреть, как производится оценка уровня интеллектуального развития или отдельных компонентов активности на основе выявленных потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.017 с.)