Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий

Поиск

 

Каждая тема семинарского (практического) занятия содержит вопросы для изучения и задачи для предварительной подготовки, которые по указа­нию преподавателя необходимо решить к семинарскому занятию. Начинать подготовку к последнему следует с внимательного изу­чения текста лекции, методических указаний, соответствующего раздела учебника и спе­циальной литературы. Рекомендуем использовать комментарии к Трудовому кодексу, журналы «Трудовое право», «Вопросы трудово­го права», «Трудовые споры», «Справочник кадровика». Обращаем ваше внимание на то, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, поэтому учебники и комментарии можно использовать только те, которые изданы не ранее 2007 г. Для более глубокого усвоения основ трудового права как науки, развития навыков юри­дического мышления необходимо изучение классических моногра­фий, в том числе советского периода.

При решении задачи сначала следует выяснить предмет трудо­вого спора, определить круг вопросов, которые нужно разрешить, и в письменном виде сформулировать их. Затем изучить соответ­ствующие нормативные правовые акты и судебную практику, от­носящиеся к ней (они, как правило, включены в список правовых источников к каждой теме), подобрать подходящие правовые нормы и дать их толкование применительно к данному казусу.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, необходимо дать точ­ные ответы и сделать конкретные ссылки на соответствующие нор­мативные акты с указанием их статьи и пункта. При этом нужно не только изложить содержание нормы, но и объяснить ее смысл, рас­крыть ее регулирующее значение. Ответы должны быть полными, развернутыми, достаточно аргументированными. В заключение на основе теоретических положений и нормативного материала нужно сформулировать решение задачи и сделать четкие выводы.

Имейте в виду, что условия некоторых задач содержат несколь­ко вариантов решений, каждый из которых необходимо проанали­зировать. В ряде случаев вы можете сами ввести дополнительные условия задачи, чтобы выявить, как будет трансформироваться ее решение в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Отдельные казусы могут быть использованы для проведения де­ловых игр.

Кроме задач, некоторые темы содержат задания (проанализи­ровать правовые нормы, сравнить комментарии разных авторов по одному и тому же спорному вопросу, составить таблицу, разработать проект локального нормативного акта, сформулировать приказы ра­ботодателя и др.), цель которых - углубленное изучение норматив­ного материала и комментариев к нему, практическое применение полученных знаний.

Нормативные правовые акты к каждой теме указаны без источ­ников официального опубликования, найти их можно в справочно-поисковых системах («Гарант», «Консультант», «Кодекс»). Помните, рекомендуемый перечень актов не является исчерпывающим, при необходимости привлекайте иные источники. Если нужно уточ­нить текст нормативного акта, используйте официальные издания («Российскую газету», «Парламентскую газету», «Собрание зако­нодательства Российской Федерации», «Бюллетень трудового и со­циального законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»).

Многие статьи, предложенные в разделе «Дополнительная рекомендуемая литература» можно найти в правовой системе «Консультант Плюс», либо в электронной библиотеке УдГУ.

Не забывайте, что в системе источников трудового права до сих пор действуют некоторые нормативные акты бывшего Союза ССР и значительное количество российских актов, принятых до вступле­ния в силу с 1 февраля 2002 г. нового Трудового кодекса РФ. Соглас­но ст. 423 ТК впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ они, равно как и законода­тельные акты бывшего СССР, применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ. Следовательно, при использовании правовых источников, принятых до 1 февраля 2002 г., вам нужно определить, в какой части они могут быть применены, а в какой (в силу противо­речия ТК) - нет.

Тема 1.1. Понятие, функции, предмет, метод и система трудового права (4 часа)

Методические указания для студентов

 

Вышеуказанная тема является фундаментальной для дальнейшего изучения трудового права. Понятие трудового права необходимо раскрывать через его рассмотрение в разрезе науки, отрасли и учебной дисциплины.

В ходе изучения темы необходимо обратить внимание на вопрос о функциях трудового права как основополагающего критерия систематизации современной правовой системы, исследовать вопрос о социально-экономических (производственная и защитная) и правовых (обеспечение достойного труда) функций трудового права.

С общетеоретических и исторических позиций необходимо уделить внимание вопросам опредмета и метода трудового права как элементам, обуславливающим выделение отрасли права. Возникновение трудового права определяется сквозь призму выделения норм в законодательстве Российской империи, направленных на ограничение эксплуатации женщин и детей, и постепенного распространения защиты на иные категории трудящихся. В рамках данной темы необходимо поставить вопрос о понятии трудовых отношений как центрального элемента предмета трудового права и вопрос об иных, связанных с трудовыми отношениях, как составной части предмета трудового права. Особое внимание следует уделить характеристике коллективных отношений как специфических, присущих лишь отрасли трудового права, отношениях.

Метод трудового права необходимо рассматривать сквозь призму сочетания централизованного, локального и договорного регулирования, применения императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Внимание следует также уделить исследованию вопроса о понятийном аппарате трудового права как элементе его метода.

Следует также рассмотреть вопрос о системе трудового права и системе законодательства о труде; уделить внимание кодификации трудового законодательства как построению системы законодательства, наиболее эффективно реализующей цели, задачи и функции трудового права.

Целью изучения указанной темы является выявление необходимости с позиций объективной потребности в особом правовом регулировании группы отношений, связанных с использованием чужого труда, что предопределяет выделение трудового права в качестве самостоятельной правовой отрасли. При изучении этого вопроса необходима организация дискуссии среди обучающихся, в которой предлагаются различные модели правового регулирования (исключительно трудовым договором, трудовым договором и локальными актами, гражданским законодательством, системой, предлагаемой действующим трудовым законодательством), с выбором лучшей (адекватной решаемым целям и задачам) модели (метод Дельфи, метод развивающейся кооперации). При этом учитываются правовые, экономические и этические установки. Отдельные вопросы организации правового регулирования предпочтительно решать посредством мозгового штурма.

 

Вопросы для изучения

 

1. Первые законодательные ограничения использования труда детей и женщин как первоисточник трудового права России. Эволюция правового регулирования трудовых отношений. Нравственные (этические) начала трудового права.

2. Современное трудовое право как учебная дисциплина, отрасль права и науки. Тенденции развития трудового права.

3. Понятие функций права, их значение. Функции трудового права.

4. Предмет отрасли трудового права. Отграничение предмета трудового права от предмета смежных отраслей права.

5. Метод правового регулирования трудовых отношений, его особенности.

6. Понятийный аппарат трудового права.

7. Трудовое право в системе российского права. Соотношение трудового права с иными отраслями российского права. Проблема соотношения трудового и гражданского права.

Задания для практических занятий

 

1. Составьте таблицу, в которой отражается отличие трудового отношения от отношений, складывающихся при выполнении работ и оказании услуг по гражданско-правовому договору.

 

Трудовое отношение Договор об оказании услуг Договор подряда
     

 

2. Составьте таблицу, в которой отражаются институты общей и особенной части трудового законодательства

 

Общая часть Особенная часть
   

 

3. Разбейте группу на 3 подгруппы, каждая из которых разрабатывает и предлагает для утверждения другим группам нормативный акт, необходимый для улучшения социального положения (в сфере трудовых отношений):

1) студентов и молодежи до 25 лет;

2) беременных женщин и женщин, имеющих детей в малолетнем возрасте;

3) инвалидов.

В дискуссии задача других групп – опровергнуть необходимость принятия таких норм (Метод развивающейся кооперации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.006 с.)