Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Сознание и бессознательное

Поиск

 

Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей.

«Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру:

1) Оно - «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт.

2) Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними.

3) Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

Густав Юнг: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Воплощения коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям.

Ключевые слова и понятия: сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип, психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.

 

Тема 10. Предпосылки формирования сознания

 

Теории антропогенеза:

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;

2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

 

Планы семинарских занятий

Основные этапы развития категории «материя».

1. Категория “материя” в древнегреческой философии.

2. Формирование категории “материя” в Средневековье.

3. Обоснование и распространение понятия материи в Новое время.

4. Категория материи в XIX-XX веках.

5. Современное понимание материи. Онтологическое и гносеологическое определения материи

Литература.

1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011

2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009

3. Лешкевич Т. Г. Концепции современного естествознания. Социогуманитарная интерпретация современной науки. Москва, Инфра-М., 2013

4. Спиркин А.Г.Философия. М., 2000

5. Структура и формы материи. М., 1987

6. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М., 1991

7. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. - М.: Наука, 1983

8. Игнатов А.И. Формы движения и виды материи // Вопросы философии, 1984, № 1.

9. Мелюхин С.Т. Материя // Философский энциклопедический словарь. М, 1983

 

Проблема человеческого бытия

1. Природно-телесное существование человека.

2. «Нежесткость» и «неуниверсальность» материальной обусловленности человеческого бытия.

3. Подлинный и неподлинный способ человеческого существованияв философии М. Хайдеггера.

4. Онтологические особенности человеческой субъективности, проблема первоначала субъективной реальности.

 

Литература:

1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011

2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009

Золотухина-Аболина Е.В.Философская антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005

5. Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997

6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика. 1993

7. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.

 

Предпосылки формирования сознания

1. Понимание сознания в истории философии. Концепции возникновения сознания

2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение форм отражения на различных уровнях развития материи.3. Сущность различия психики человека и животных4. Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека. Общественная природа сознания Литература:

1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011

2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.008 с.)