Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Сознание и бессознательноеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Понятия «психика» и «сознание» не тождественны. Более широким является понятие «психика» - совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «Психика» включает в себя и бессознательные явления и процессы. Это сновидения, обмолвки, оговорки, чисто автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п. Бессознательное - это низший уровень человеческой психики. Оно - сложный феномен, «другое» сознание (неосознанное, подсознательное, досознательное). Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного. К проблеме бессознательного обращались в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательного были созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Согласно З.Фрейду, бессознательное играет главную роль в человеческой жизни. «Я» не является хозяином в собственном доме». Сознание человека вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, и то, что в действительности зачастую движет его поступками. Психика, согласно его концепции, имеет следующую структуру: 1) Оно - «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные); Оно всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» - психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт. 2) Сознательное Я - посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними. 3) Сверх-Я - это система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора. Густав Юнг: кроме индивидуального бессознательного, существует более глубокий пласт внутреннего мира - коллективное бессознательное, которое имеет всеобщую сверличностную природу. Воплощения коллективного бессознательного Юнг назвал архетипами (начало, образ). Они присущи от рождения всем людям. Ключевые слова и понятия: сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип, психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.
Тема 10. Предпосылки формирования сознания
Теории антропогенеза: Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д. Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения. Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления: 1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью; 2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы; 3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens. Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился. Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда: 1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально; 2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
Планы семинарских занятий Основные этапы развития категории «материя». 1. Категория “материя” в древнегреческой философии. 2. Формирование категории “материя” в Средневековье. 3. Обоснование и распространение понятия материи в Новое время. 4. Категория материи в XIX-XX веках. 5. Современное понимание материи. Онтологическое и гносеологическое определения материи Литература. 1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011 2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009 3. Лешкевич Т. Г. Концепции современного естествознания. Социогуманитарная интерпретация современной науки. Москва, Инфра-М., 2013 4. Спиркин А.Г.Философия. М., 2000 5. Структура и формы материи. М., 1987 6. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М., 1991 7. Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”. - М.: Наука, 1983 8. Игнатов А.И. Формы движения и виды материи // Вопросы философии, 1984, № 1. 9. Мелюхин С.Т. Материя // Философский энциклопедический словарь. М, 1983
Проблема человеческого бытия 1. Природно-телесное существование человека. 2. «Нежесткость» и «неуниверсальность» материальной обусловленности человеческого бытия. 3. Подлинный и неподлинный способ человеческого существованияв философии М. Хайдеггера. 4. Онтологические особенности человеческой субъективности, проблема первоначала субъективной реальности.
Литература: 1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011 2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009 Золотухина-Аболина Е.В.Философская антропология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 5. Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997 6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика. 1993 7. «Бытие и время» Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1998. №1.
Предпосылки формирования сознания 1. Понимание сознания в истории философии. Концепции возникновения сознания 2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение форм отражения на различных уровнях развития материи.3. Сущность различия психики человека и животных4. Взаимосвязь сознания и трудовой деятельности человека. Общественная природа сознания Литература:1. Кохановский В.П.//Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: «Феникс», 2011 2. Основы философии: учебник для бакалавров философских специальностей /под науч. ред. проф. В.Д. Бакулова, проф. А.Н. Ерыгина. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.008 с.) |