Всего на год 6 кл. – 35 ч.; 7 кл. – 35 ч.; 8 кл. – 36 ч.; 9 кл. – 34ч.
Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897/ с учетом примерной ООП ООО
(www.fgosreestr.ru)
- Фундаментального ядра содержания общего образования (Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011.
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- Примерной программы по истории. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М: Просвещение, 2011,- (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др..] М.: Просвещение, 2014.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 – 2015 учебный год. (приказ Министерства образования и науки РФ от от 31марта 2014 г. N 253) С изменениями от 16.01.2016 г. П.1.2.2.1.7.1. - 1.2.2.1.7.4.
- Учебного плана МБОУ СОШ № 85 «Журавушка» на 2016-2017 учебный год.
- Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ СОШ № 85 «Журавушка».
Цели обучения Обществознания на уровне основного общего образования
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи обучения Обществознания на уровне основного общего образования
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Тематическое планирование по курсу Обществознание в 6 классе (35 часов)
№
название
раздела, модуля, количество часов
название
темы
характеристика видов деятельности учащихся
Введение (1 ч)
1.Вводный урок
Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Человек в социальном измерении (12 ч)
2—3. Человек — личность
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности
4—5. Человек познаёт
мир
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.
Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их
динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими
людьми и их качествами.
Приводить примеры проявления различных
способностей людей
6—7. Человек и его деятельность
Характеризовать деятельность человека, её
отдельные виды.
Описывать и иллюстрировать примерами
различные мотивы деятельности.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.
Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности
8—9. Потребности человека
Характеризовать и иллюстрировать приме-
рами основные потребности человека; показывать
их индивидуальный характер.
Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира
человека, его мыслей и чувств
10—11. На пути к жизненному успеху
Характеризовать и конкретизировать при-
мерами роль труда в достижении успеха в жизни.
Формулировать свою точку зрения на выбор
пути достижения жизненного успеха.
Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни
людей, нашедших своё призвание и достигших
успеха в жизни, из адаптированных источников
различного типа
12—13. Практикум по
теме «Человек в социальном измерении»
Систематизировать знания, полученные при
изучении темы о социальных чертах человека и
их проявлении в деятельности.
Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать
конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию практической
значимости изученного материала и возможности
опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности
Человек среди людей (10 ч)
14—15. Межличностные
отношения
Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды.
Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям
других национальностей и другого мировоззрения.
Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность,
лояльность, взаимопонимание
16—17. Человек в группе
Описывать большие и малые, формальные и
неформальные группы.
Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые
нормы.
Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, про- явлений лидерства
18—19. Общение
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Иллюстрировать с помощью примеров раз-
личные цели и средства общения.
Сравнивать и сопоставлять различные стили
общения.
Выявлять на основе конкретных жизненных
ситуаций особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими.
Оценивать собственное умение общаться
20—21. Конфликты в
межличностных отношениях
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.
Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях.
Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать
объяснение примерами.
Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации
Уроки 22—23. Практикум по
теме «Человек среди людей»
Обобщить знания учащихся о специфике,
видах, проявлениях межличностных отношений,
многообразии малых групп, в которые входит
личность, групповых нормах и санкциях, роли
лидера в группе, значении, формах и средствах
общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного раз-
решения.
Способствовать осмыслению личного опыта
участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками
и людьми других возрастов, использования раз-
личных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к
другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной
компетентности.
Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия
Нравственные основы жизни (8 ч)
24—25. Человек славен
добрыми делами
Характеризовать и иллюстрировать приме-
рами проявления добра.
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.
Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали
26—27. Будь смелым
На конкретных примерах давать оценку про-
явлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских
ситуациях.
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла
28—29. Человек и чело-
вечность
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и
иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать
проявление внимания к нуждающимся в нём
30—31. Практикум по
теме «Нравственные основы жизни»
Обобщить полученные при изучении темы
знания о добре, человечности, смелости как добродетелях.
Развивать умение анализировать материалы
СМИ, оценивать описанные в них ситуации с
точки зрения добродетелей.
Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к
нуждающимся в нём людям
32—33. Заключительные
уроки
Провести диагностику результатов обучения
в 6 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 7 классе
Р е з е р в 2 ч
Тематическое планирование по курсу Обществознание в 7 классе (35 часов)
№
название
раздела, модуля, количество часов
название
темы
характеристика видов деятельности учащихся
Введение (1 ч)
1.Вводный урок
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.
Наметить перспективу совершенствования
умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Регулирование поведения людей в обществе (11 ч)
2. Что значит жить по
правилам
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни
3—4. Права и обязанности граждан
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.
Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних
5—6. Почему важно соблюдать законы
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости
7—8. Защита Отечества
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга
9. Для чего нужна дисциплина
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.
Характеризовать различные виды дисциплины.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины
10. Виновен — отвечай
Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних
11. Кто стоит на страже закона
Называть правоохранительные органы Российского государства.
Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов
12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Человек в экономических отношениях (13 ч)
13—14. Экономика и её основные участники
Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике.
Приводить примеры их деятельности.
Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя
15. Мастерство работника
Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда
16—17. Производство, затраты, выручка, прибыль
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Объяснять значение разделения труда в развитии производства.
Различать общие, постоянные и переменные затраты производства
18—19. Виды и формы бизнеса
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
20. Обмен, торговля, реклама
Объяснять условия осуществления обмена в экономике.
Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности.
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Выражать собственное отношение к рекламной информации.
Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя
21. Деньги, их функции
Описывать виды денег.
Раскрывать на примерах функции денег
22—23. Экономика семьи
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников доходов семьи.
Различать обязательные и произвольные расходы.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов
24—25. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»
Обобщить знания и расширить опыт решения
познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Человек и природа (5 ч)
26. Человек — часть при- роды
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества.
Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.
Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Различать ответственное и безответственное отношение к природе.
Определять собственное отношение к природе
27. Охранять природу — значит охранять жизнь
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали
28. Закон на страже природы
Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы
29—30. Практикум по теме «Человек и природа»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
31—32. Заключительные уроки
Провести диагностику результатов обучения в 7 классе.
Подвести итоги учебной работы за год.
Наметить перспективы обучения в 8 классе
Р е з е р в 3 ч
Тематическое планирование по курсу Обществознание в 8 классе (36 часов)
№
название
раздела, модуля, количество часов
название
темы
характеристика видов деятельности учащихся
Введение (1 ч)
1. Вводный урок
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.
Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Личность и общество (6 ч)
2. Что делает человека человеком?
Выявлять отличия человека от животных.
Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека.
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
Определять своё отношение к различным качествам человека.
Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация».
Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
Приводить примеры основных видов деятельности
3. Человек, общество, природа
Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума.
Раскрывать значение моральных норм.
Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
4. Общество как форма жизнедеятельности людей
Выделять существенные признаки общества.
Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни
5. Развитие общества
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».
Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем
6. Как стать личностью
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.
Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры
7. Практикум по теме «Личность и общество»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Сфера духовной культуры (8 ч)
8. Сфера духовной жизни
Определять сущностные характеристики понятия «культура».
Различать и описывать явления духовной культуры.
Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
Характеризовать духовные ценности российского народа.
Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии
9. Мораль
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека
10. Долг и совесть
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
11. Моральный выбор — это ответственность
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным поступкам, по ведению других людей
12. Образование
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию
13. Наука в современном обществе
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обществе
14. Религия как одна из форм культуры
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму
15. Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Социальная сфера (6 ч)
16. Социальная структура общества
Выявлять и различать разные социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа
17-18. Социальные статусы и роли
Называть позиции, определяющие статус личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.
Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.
Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывать основные социальные роли старших подростков.
Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями
19. Нации и межнациональные отношения
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».
Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.
Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире.
Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения
20. Отклоняющееся поведение.
Объяснять причины отклоняющегося поведения.
Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа жизни
21. Практикум по теме «Социальная сфера»
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Экономика (14 ч)
22. Экономика и её роль в жизни общества
Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора
23. Главные вопросы экономики
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах
24. Собственность
Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности
25-26. Рыночная экономика
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.
Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества
27. Производство — основа экономики
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.
Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.
Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства
28. Предпринимательская деятельность
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности
29. Роль государства в экономике
Характеризовать экономические функции государства.
Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».
Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов
30. Распределение доходов
Называть основные источники доходов граждан.
Раскрывать причины неравенства доходов населения.
Объяснять необходимость перераспределения доходов.
Иллюстрировать приме<
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.013 с.)