Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Культура как мировой процесс↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурология Рабочая программа
Вологда – 2016 Культурология: Рабочая программа по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (для студентов (слушателей) факультета внебюджетного образования). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 20 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки – Юриспруденция (утв. в 2010 г.)
Разработчик: Ю.В. Соколов – преподаватель кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России
Рецензенты: Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук; Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, майор внутренней службы
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № _ от __ апреля 2016 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2016
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель – формирование системы знаний о сущности, структуре и законах исторического развития и функционирования мировой и отечественной культуры, понимания роли культуры в становлении, социальной адаптации и самореализации личности, формировании ее правовой культуры; освоение законов и методов инкультурации, аккультурации и межкультурной коммуникации.
Задачи: – сформировать знание о современной теории культуры, ее основных школах и направлениях; – целостное представление о мировом культурном процессе, его основных этапах и законах; – знание о современном региональном, этнокультурном и субкультурном многообразии; – категориальную и методологическую основу исследовательской деятельности в сфере социальной культуры; – научить использовать культурологическое знание при решении профессиональных задач в социальной сфере и в процессе межкультурной коммуникации. 2. Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина «Культурология» входит в число вариативных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – раздел Б1.В.ОД. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Кроме того, курс подразумевает обращение к знаниям по «Профессиональной этике», «Истории органов юстиции России», «Социологии», «Русскому языку и культуре речи», сформированным при изучении дисциплин этого направления. Освоение дисциплины «Культурология» является необходимой основой для последующего изучения философии, логики, теории государства и права, политологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: – знать структуру современного культурологического знания, историю развития и особенности современного социального образования; – основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе; – закономерности соотношения национальной и мировой культур; – особенности исторического формирования отечественной культуры, ее место в культуре мировой; – закономерности формирования культуры личности; – законы межкультурной коммуникации; – уметь использовать социокультурный потенциал общества для решения задач правовой защищенности граждан государства; – проводить культурологический анализ любого феномена человеческого бытия и использовать результаты анализа в решении профессиональных задач – применять культурологические знания в целях личностного и профессионального самосовершенствания; – владетькультурологическими основами правовой работы с населением страны; – основами культуры современного социального мышления; – способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей личной профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед. (72 ч) Учебно-тематический план Очная форма обучения, срок обучения – 4 года
Заочная форма обучения, срок обучения – 5 лет
Заочная форма обучения, срок обучения – 3 года 6 мес.
5. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в теорию культуры Тема 1. Понятие культуры Происхождение термина «культура». Определение культуры. Черты культуры. Функции культуры. Структура культуры. Понятие формы культуры. Культурология как наука. Структура культурологии. Типы культурологических концепций. Используемая литература: [1], [11], [18], [26], [31], [58], [79], [80]. Тема 2. Формы культуры Искусство. Сущность и назначение искусства. Понятие красоты. Виды искусства. Художественное творчество как средство духовной реабилитации осужденных в местах лишения свободы. Религия. Сущность религии. Представление о Боге, мире и человеке в религии. Структура религии: вера, знание, культ. Религиозная община (церковь) – форма социализации религии. Религия как идеология. Догматизм религиозного знания. Религия и современное общество. Религия и сознание преступника. Смысл деятельности религиозных организаций в местах лишения свободы. Взаимодействие ФСИН с РПЦ и другими религиозными конфессиями. Наука. Научное представление о закономерности мироздания. Уверенность в силе человеческого разума и требование доказательности в науке. Понятие научного закона. Виды законов. Частные и общие науки. Ограниченность частнонаучного знания и проблема интеграции наук. Практическая функция науки. Наука и общество. Политика. Социальная значимость, культурная роль политики. Роль в культуре производства материальных благ, отношений собственности, семейных отношений. Используемая литература: [1], [3], [4], [12], [18], [22], [24], [25], [63], [79], [80]. Тема 4. Архаика. Элементы архаической культуры: фетишизм, тотемизм, анимизм. Магия – универсальный культ Архаики. Синкретизм архаической культуры. Оформление архаической культуры в мифе. Используемая литература: [1], [2], [7], [12], [22], [68], [76]. Задания 7–8: назовите часть Библии, соответствующую данной в задании характеристике. 7. Группа книг, авторство, которых приписывается пророку Моисею. 8.Принятый в христианстве канонический сборник священных текстов, созданных апостолами Иисуса Христа.
Задания 9 – 10: назовите пропущенное определяемое понятие. 9. … – книги Библии, описывающие жизнь и религиозную деятельность Иисуса Христа. 10.… – согласно религиозному представлению, избранные Богом люди, с которыми он вступает в общение, открывая им определенное знание. Примерные вопросы к зачету 1. Охарактеризуйте понятие «культура». Перечислите черты и функции культуры. 2. Охарактеризуйте искусство как форму культуры. 3. Охарактеризуйте религию как форму культуры. 4. Охарактеризуйте науку как форму культуры 5. Объясните эволюцию культуры как мировой исторический процесс. 6. Раскройте содержания учения Л. Н. Гумилева об этносах. 7. Охарактеризуйте природный тип культуры (архаика). 8. Перечислите и охарактеризуйте формы первобытного духовного творчества. 9. Дайте общую характеристику автохтонных (локальных) типов культуры. 10. Проанализируйте древнешумерский эпос о Гильгамеше. 11. Разъясните представления древних египтян о смысле жизни и смерти. 12. Раскройте проблему дуализма добра и зла в зороастризме. 13. Проанализируйте Упанишады: общая характеристика текста, его основные понятия и идеи. 14. Изложите сюжет древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Раскройте его значение. 15. Изложите учение о Дао по книге Лао Цзы «Дао дэ цзин». 16. Изложите учение Конфуция об основах морали по книге «Лунь юй». 17. Изложите учение Конфуция о благородном человеке по книге «Лунь юй». 18. Изложите учение Конфуция о государстве по книге «Лунь юй». 19. Охарактеризуйте трактат «Искусство войны»: изложите его основные понятия и идеи. 20. Дайте общую характеристику культуры древних евреев. 21. Изложите библейское сказание о сотворении мира и человека. 22. Изложите библейское сказание о начале человеческой истории и всемирном потопе. 23. Изложите библейское сказание об избрании Авраама и появлении еврейского народа. 24. Изложите жизнеописание пророка Моисея и его учение. 25. Охарактеризуйте греко-римский тип культуры. 26. Дайте общую характеристику искусства Древней Греции. 27. Изложите древнегреческие мифы о происхождении мира, борьбе между богами и смене поколений богов. 28. Дайте характеристику олимпийских богов в древнегреческой мифологии. 29. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Геракле, Орфее. 30. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Дедале, Эдипе. 31. Изложите сюжеты мифов о древнегреческих героях: Прометее, Сизифе. 32. Проанализируйте сюжет трагедии Софокла «Антигона». 33. Охарактеризуйте науку Древней Греции. 34. Проанализируйте культуру Древнего Рима. 35. Проанализируйте взгляды античных атомистов на примере поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей». 36. Объясните, в чем состоит специфика византийского типа культуры. 37. Дайте общую характеристику священных текстов христианства. 38. Изложите жизнеописание Иисуса Христа. 39. Проанализируйте основные идеи Нагорной проповеди Иисуса Христа. 40. Изложите основные догматы христианского вероучения по Никео-Цареградскому Символу Веры. 41. Раскройте значения монашества. Объясните причины его возникновения. 42. Сравните характер взаимоотношений христианской церкви с императорской властью (в Риме и Византии). 43. Охарактеризуйте Византийское искусство 44. Охарактеризуйте византийскую науку. 45. Оцените роль науки в исламской культуре. 46. Оцените роль искусства в мире ислама. 47. Дайте характеристику средневекового этапа в развитии западного типа культуры (Готика). 48. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Король Лир». 49. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Макбет». 50. Проанализируйте сюжет пьесы Шекспира «Гамлет». 51. Проанализируйте сюжет пьесы Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». 52. Проанализируйте «Речь о достоинстве человека». 53. Раскройте понятие просвещения в трактовке И. Канта в работе «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». 54. Дайте общую характеристику западноевропейского Модерна (Новое время). 55. Охарактеризуйте феномен рыцарства в средневековой Европе. 56. Охарактеризуйте положение науки в западноевропейской культуре (Модерн). 57. Оцените положение религии в западноевропейской культуре (Модерн). 58. Оцените положение искусства в западноевропейской культуре (Модерн). 59. Проанализируйте взгляды К. Ясперса об этапах становления и основных признаках науки в книге «Истоки истории и ее цель». 60. Проанализируйте взгляды К. Ясперса об исторических предпосылках и особенностях современной науки в книге «Истоки истории и ее цель». 61. Проанализируйте взгляды К. Ясперса о сущности труда и влиянии на характер труда современной техники в книге «Истоки истории и ее цель». 62. Проанализируйте взгляды К. Ясперса о понятии техники и этапах ее становления в книге «Истоки истории и ее цель». 63. Выделите культурные черты постмодерна. 64. Раскройте этническое и конфессиональное многообразие России. 65. Изложите сущность концепции «Москва – третий Рим». 66. Проанализируйте взгляды Н. А. Бердяева о сущности и историческом значении «русского коммунизма» в книге «Истоки и смысл русского коммунизма». 67. Дайте общую характеристику советской культуры. 68. Объясните евразийскую интерпретацию Русской культуры.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1 Рекомендуемая литература Основная литература: 1. Культурология: учебник / Под ред. Г. В. Драча. – М.: Кнорус, 2014. – 352 с.
Дополнительная литература 2. Авксентьевский, И. И. Классические учения и тексты в курсе культурологии: учебное пособие / Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. 3. Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 с. 4. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Alma mater. – 2009. – № 1. – С. 57-63. 5. Гете, И. В. Фауст. Лирика. – М.: Художественная литература, 1986. – 767 с. 6. Гомер. Илиада. Одиссея: пер. с древнегреч. – М.: Художественная литература, 1967. – 767 с. 7. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции: книга: пер. с англ. / Под ред. А. А. Тахо-Годи. – М.: Прогресс, 1992. – 624 с. 8. Данте, А. Божественная комедия: пер. с ит. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с. 9. Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Соч. в 2 т. Т.1.– М.: Мысль, 1989. – 654 с. 10. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М.: ЭКСМО; Харьков: ФОЛИО, 2003. – 958 с. Древние цивилизации / Под ред. Бонгард-Левина Г.– М.: Мысль, 1989. 11. Культурология: учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Юрайт, 2012. – 566 с. 12. Культурология: хрестоматия. Ч. 1 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2011. – 220 с. 13. Культурология: хрестоматия. Ч. 2 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2011. – 252 с. 14. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. 15. Мифы народов мира. В 2-х частях: хрестоматия/ сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. – М.: РОСТ, 1996. 16. Нижников, С. А. История философии: учебник. – М.: ИНФРА, 2012. – 336 с. 17. Никольский, Н. М. История русской церкви. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1988. – 448 с. 18. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / сост. В. Д. Лихтар [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 411 с. 19. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры.– М.: Искусство, 1991. 20. Хосе Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры.– М.: Искусство, 1991. 21. Осипов, А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. – 6-е изд., испр. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – 496 с. 22. Религиоведение: учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012. – 479 с. 23. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо, Ж. -Ж. Трактаты / подгот. В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, Н. А. Полторацкий и др. – М.: Наука, 1969. – 703 с. 24. Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с. 25. Соловьев Вл. Общий смысл искусства // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с. 26. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с. 27. Соловьев Вл. Русская идея // Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М.: Мысль, 1990. – 822 с. 28. Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991. 29. Соловьев Э. Ю. «Гамлет» Шекспира в контексте эпохи // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991. 30. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас.– М.: Политиздат, 1991. 31. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерландского / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М.: Прогресс-Академия, 1992. – 464 с. 32. Шекспир, У. Гамлет. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 176 с. Периодические издания: 33. Аверьянова, Е. Ю. Русская идея в общественном сознании России XIX века // Философия права. – 2011. – № 6. – С. 126-130. 34. Антипьев, А. Г. Современное российское общество и проблемы развития культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 1. – С. 39-49. 35. Багреева, Е. Г. Об этнокультурных причинах преступности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2013. – № 2. – С. 4-7. 36. Богданова, И. Н. [и др.]. Социокультурные особенности современного российского студенчества: противоречия и парадоксы // Философия права. – 2013. – № 2. – С. 58-62. 37. Емельянов, В. В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) / В. В. Емельянов // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 46-57. 38. Ермичев, А. А. Саsus Владимира Ильина, или о том, как трудно любить Россию // Вопросы философии. – 2012. – № 4. – С. 111-120. 39. Запесоцкий, А. С. Д. С. Лихачев: у истоков культурологической парадигмы // Общественные науки и современность. – 2010. – № 5. – С. 163-176. 40. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма / А. С. Запесоцкий, А. П. Марков // Вопросы философии. – 2010. – № 8. – С. 76-87. 41. Запесоцкий, А. С. Трансформации культуры: производство смыслов и управление информационными потоками / А. С. Запесоцкий // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 166-171. 42. Зарубина, Н. Н. Взаимное уважение в повседневной жизни россиян // Социс. – 2014. – № 3. – С. 10-18. 43. Куда идет российская культура? (материалы «круглого стола») / участвовали: Г. А. Гаджиев, А. С. Запесоцкий, А. Б. Куделин, В. Л. Макаров, М. Б. Пиотровский, Г. М. Резник, В. С. Степин, Т. С. Юрьева // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 3-59. 44. Малахов, В. С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет / В. С. Малахов // Вопросы философии. – 2011. – № 9. – С. 87-94. 45. Пауль, Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики / Г. Пауль, Х. Ленк; перевод Д. Г. Латухи // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С. 30-48. 46. Рубцов, А. В. Архитектоника постмодерна: время / А. В. Рубцов // Вопросы философии. – 2011. – № 10. – С. 37-47. 47. Соловьев Вл. Исторические дела философии // Вопросы философии.– 1988. – № 8. 48. Философское наследие Китая: Конфуций и Шан Ян // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 67-76. 49. Шохин, В. К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели / В. К. Шохин // Вопросы философии. – 2011. – № 3. – С. 51-61.
Интернет-ресурсы: 50. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.– URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn015.htm (дата обращения: 10.10.2014). 51. Библия на церковнославянском, русском, греческом, еврейском и латинском языках URL: http://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 10.10.2014). 52. Бэкон Ф. Новый Органон. URL: http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/ (дата обращения: 10.10.2014). 53. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избр.произв. – М.: Прогресс, 1990. URL: http://filosof.historic.ru/books/ 54. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. URL: http://гумилёв.рф/ (дата обращения: 10.10.2014). 55. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1895. – 667 с. Электронный ресурс: URL: http://www.runivers.ru/lib/book3155/10067/ (дата обращения: 10.10.2014). 56. Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.– URL: http://krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_09.html (дата обращения: 10.10.2014). 57. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение URL: http://new.philos. 58. Катон М.П. Земледелие. (De agri cultura liber) Перевод и комментарии М.Е.Сергеенко. Ответственный редактор И.И.Толстой. (Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/ 59. Лютер М. 95 тезисов.– URL: http://krotov.info/library/12_l/ut/er_03.html (дата обращения: 10.10.2014). 60. Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ 61. Андрей Паршев. Почему Россия не Америка URL: http://lib.ru/POLITOLOG/PARSHEW/parshew.txt (дата обращения: 10.10.2014). 62. Пико дела Мирандолла. Речь о достоинстве человека URL: http://www.platonizm.ru/content/piko-della-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka (дата обращения: 10.10.2014). 63. Пуанкаре А. Последние мысли. гл. 9. Мораль и наука // Пуанкаре А. О науке.– М.: Наука,1990. URL: http://scilib.narod.ru/Math/Poincare/Science.htm (дата обращения: 10.10.2014). 64. Рагозина З. А. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения Персидской державы. – СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1903. – 537 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book3077/9692/ (дата обращения: 10.10.2014). 65. Софокл. Антигона. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_3.txt (дата обращения: 10.10.2014). 66. Софокл. Царь Эдип. URL: http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt (дата обращения: 10.10.2014). 67. Сунь Цзы. «Искусство войны» URL: http://lib.ru/POECHIN/suntzur.txt (дата обращения: 10.10.2014). 68. Тайлор Э. Б. Первобытная культура.– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/ (дата обращения: 10.10.2014). 69. Тит Лукреций Кар. О природе вещей (перевод с латинского Ф. Петровского) URL: http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/lucretius.htm (дата обращения: 10.10.2014). 70. Чаадаев П. Я. Первое философическое письмо // Чаадаев П. Я. Философические письма. — Казань: Тип. Д.М. Гран, 1906.— 99 с. Электронный ресурс URL: http://www.runivers.ru/lib/book4759/59280/ (дата обращения: 10.10.2014). 71. Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Альберт Швейцер. Культура и этика (Перевод с немецкого Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского, общая редакция и предисловие проф. В. А. Карпушина). – М.: Прогресс, 1973. URL: http://lib.ru/CULTURE/SHWEJCER/kultura.txt (дата обращения: 10.10.2014). 72. Шпенглер О. Закат Европы. URL: http://modernlib.ru/books/osvald_ 73. Эсхил. Прикованный Прометей. URL: http://lib.ru/POEEAST/ 74. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.– М.: Политиздат, 1991.-527 с. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000655/ (дата обращения: 10.10.2014).
Список ресурсов из ЭБС «Знаниум»: 75. Золотой век "русской идеи". Историко-типологические очерки: Монография / В.А. Мартынов. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=456040 (дата обращения: 14.09.2015). 76. Зубко, Г. В. Миф: взгляд на Мироздание / Г. В. Зубко. - М.: Логос, 2014. - 360 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=468760 (дата обращения: 14.09.2015). 77. Креленко Н С. История культуры: от Возрождения до модерна: Учебное пособие / Н.С. Креленко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 320 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат). http://znanium.com/bookread.php? 78. Культура Древней Индии: учебное пособие / Д.Л. Обидин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 96 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=517464 (дата обращения: 14.09.2015). 79. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09.2015) 80. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 393 с. http://znanium.com/
8.2 Нормативно-правовые акты: 81. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/ 82. Декларация прав и свобод человека и гражданина.– М.: РИОР, 2009. 83. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
8.3 Программное обеспечение: Программа АСТ-тест; банк тестовых заданий, электронный УМК.
8.4 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: Поисковые системы «Яндекс», «Спутник»; Справочно-информационный портал грамота.ру (http://www.gramota.ru/) – русский язык для всех; Электронная библиотека Руниверс (http://www.runivers.ru/) – книги по философии и отечественной истории; Библиотека Гумер (http://www.gumer.info); Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru); Википедия – свободная энциклопедия (https://ru.wikipedia.org/). 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Использование видеотехники (видеопрезентации), компьютерного класса (компьютерные презентации, тестирование), наглядных пособий (электронные карты, иллюстрации, репродукции), видеоматериалов. Содержание 1. Цели и задачи освоения дисциплины..................................................... 2 2. Место дисциплины в структуре ОП........................................................ 3 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины...................................................................................................................... 3 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.......................................... 4 5. Содержание дисциплины........................................................................ 5 6. Рекомендуемые образовательные технологии....................................... 9 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины............................................ 10 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 14 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины........................... 19
Культурология Рабочая программа
Вологда – 2016 Культурология: Рабочая программа по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (для студентов (слушателей) факультета внебюджетного образования). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016. – 20 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки – Юриспруденция (утв. в 2010 г.)
Разработчик: Ю.В. Соколов – преподаватель кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России
Рецензенты: Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук; Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, майор внутренней службы
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № _ от __ апреля 2016 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2016
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель – формирование системы знаний о сущности, структуре и законах исторического развития и функционирования мировой и отечественной культуры, понимания роли культуры в становлении, социальной адаптации и самореализации личности, формировании ее правовой культуры; освоение законов и методов инкультурации, аккультурации и межкультурной коммуникации.
Задачи: – сформировать знание о современной теории культуры, ее основных школах и направлениях; – целостное представление о мировом культурном процессе, его основных этапах и законах; – знание о современном региональном, этнокультурном и субкультурном многообразии; – категориальную и методологическую основу исследовательской деятельности в сфере социальной культуры; – научить использовать культурологическое знание при решении профессиональных задач в социальной сфере и в процессе межкультурной коммуникации. 2. Место дисциплины в структуре ОП Дисциплина «Культурология» входит в число вариативных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – раздел Б1.В.ОД. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются. Кроме того, курс подразумевает обращение к знаниям по «Профессиональной этике», «Истории органов юстиции России», «Социологии», «Русскому языку и культуре речи», сформированным при изучении дисциплин этого направления. Освоение дисциплины «Культурология» является необходимой основой для последующего изучения философии, логики, теории государства и права, политологии.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен: – знать структуру современного культурологического знания, историю развития и особенности современного социального образования; – основы современной теории социальной культуры, истории ее развития в современном обществе; – закономерности соотношения национальной и мировой культур; – особенности исторического формирования отечественной культуры, ее место в культуре мировой; – закономерности формирования культуры личности; – законы межкультурной коммуникации; – уметь использовать социокультурный потенциал общества для решения задач правовой защищенности граждан государства; – проводить культурологический анализ любого феномена человеческого бытия и использовать результаты анализа в решении профессиональных задач – применять культурологические знания в целях личностного и профессионального самосовершенствания; – владетькультурологическими основами правовой работы с населением страны; – основами культуры современного социального мышления; – способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культуры своей личной профессиональной деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед. (72 ч) Учебно-тематический план Очная форма обучения, срок обучения – 4 года
|