Личностные и метапредметные результаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные и метапредметные результаты



Направленность программы.

Программа «Младший школьник – юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной.

Программа составлена на основе ФГОС НОО, методических рекомендаций Савенкова А.И. и учебного пособия «Проектирование в начальной школе» Шатилова М. Ю., Селезнёва Н. И., Ильина Н. И., Гайтукаева И. Ю., Волкова Е. В., Иванова С. Н..Издательство «Учитель», Волгоград. 2013.

При разработке программы учтены требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят своего роста в усвоении учебного содержания

• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цели программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности;

развивать творческое воображение;

Срок реализации программы 4 года.

Программа рассчитана на 144 часа, из них 1 класс – 36 ч, 2 класс – 36 ч, 3 класс – 36 ч, 4 класс – 36 ч. (1 час в неделю). Данная рабочая программа составлена для группы первого года обучения, детей 1 класса – 7 летнего возраста.

Программа ориентирована на учащихся начальной школы.

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений»).

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

· уровневая дифференциация;

· проблемное обучение;

· моделирующая деятельность;

· поисковая деятельность;

· информационно-коммуникационные технологии;

· здоровьесберегающие технологии;

 

Планируемые результаты обучения

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

 

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

Первый год обучения

· слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

Первый год обучения

Учебный план

Тема Количество часов
Всего Теория Практика
  Тема 1. Как можно изучать окружающий нас мир      
1. Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.   -  
2. Что такое исследование. Кто такие исследователи.      
3. Основные методы исследования      
4. Мы – исследователи. Игра.      
5. Учимся наблюдать.      
6. Учимся проводить опыты. Игра.      
  Тема 2. Источники информации      
7. Учимся выделять главное и второстепенное      
8. Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.   -  
9. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов.      
10. Книги – помощники исследователей.      
11. Когда компьютер становится нам другом.      
12. Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.      
13. Компьютер – наш помощник. Презентация.   -  
  Тема 3. Пробуем сами. Мини-исследования      
14. Учимся задавать вопросы. Игра.      
15. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых)   -  
16. Работа в группе. Мини-исследование.   -  
17. Какие мы исследователи. Итоговое занятие.      
         
             

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
Всего Теория Практика
  Тема 1. Как можно изучать окружающий нас мир      
1. Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.   -  
2. Что такое исследование. Кто такие исследователи.      
3. . Основные методы исследования      
4. Мы – исследователи. Игра.      
5. Учимся наблюдать.      
6. Учимся проводить опыты. Игра.      
  Тема 2. Источники информации      
7. Учимся выделять главное и второстепенное      
8. Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.   -  
9. Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов.      
10. Книги – помощники исследователей.      
11. Когда компьютер становится нам другом.      
12. Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.      
13. Компьютер – наш помощник. Презентация.   -  
  Тема 3. Пробуем сами. Мини-исследования      
14. Учимся задавать вопросы. Игра.      
15. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых)   -  
16. Работа в группе. Мини-исследование.   -  
17. Какие мы исследователи. Итоговое занятие.      
         
             

Содержание программы

Первый год обучения

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия (1ч).

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Многообразие окружающего мира. Природа родного края. Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, главное и второстепенное. Природные изменения.

Практические работы:

№1 Экскурсии в природу с целью проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе осенью.

 

 

Мы – исследователи (2ч).

Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской работы. Знакомство с методами исследования (схемами).

Практические работы:

№1. Опыт «Наливаем - выливаем»

 

Направленность программы.

Программа «Младший школьник – юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной.

Программа составлена на основе ФГОС НОО, методических рекомендаций Савенкова А.И. и учебного пособия «Проектирование в начальной школе» Шатилова М. Ю., Селезнёва Н. И., Ильина Н. И., Гайтукаева И. Ю., Волкова Е. В., Иванова С. Н..Издательство «Учитель», Волгоград. 2013.

При разработке программы учтены требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;

• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят своего роста в усвоении учебного содержания

• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;

• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цели программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:
- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- развивать организационно-коммуникационные навыки;

- развивать познавательные способности;

развивать творческое воображение;

Срок реализации программы 4 года.

Программа рассчитана на 144 часа, из них 1 класс – 36 ч, 2 класс – 36 ч, 3 класс – 36 ч, 4 класс – 36 ч. (1 час в неделю). Данная рабочая программа составлена для группы первого года обучения, детей 1 класса – 7 летнего возраста.

Программа ориентирована на учащихся начальной школы.

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений»).

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

· уровневая дифференциация;

· проблемное обучение;

· моделирующая деятельность;

· поисковая деятельность;

· информационно-коммуникационные технологии;

· здоровьесберегающие технологии;

 

Планируемые результаты обучения

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

 

Личностные и метапредметные результаты

результаты формируемые умения средства формирования
личностные · формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. · развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. организация на занятии парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату; •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные · умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. · добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; - основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов; · осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков; · осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные · Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). · умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов; · задавать вопросы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия
       

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.   В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

 


· альбом,

· газета,

· гербарий,

· журнал, книжка-раскладушка,

· коллаж,

· коллекция,

· костюм,

· макет,

· модель,

· музыкальная подборка,

· наглядные пособия,

· паспарту,

· плакат,

· план,

· серия иллюстраций,

· сказка,

· справочник,

· стенгазета,

· сувенир-поделка,

· сценарий праздника,

· учебное пособие,

· фотоальбом,

· экскурсия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.065 с.)