Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н. М. Карамзин. История государства Российского.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕКСТЫ ВВЕДЕНИЕ При изучении темы следует обратить внимание на проблемы происхождения восточных славян, роль географического фактора в становлении общества, образования Древнерусского государства с центром в Киеве. Отрывки из работ русских историков Н. М. Карамзина (1766-1826гг.), С. М. Соловьева (1820-1879гг.), В. О. Ключевского (1841-1911гг.) и историка советского времени Л. Н. Гумилева позволяют проследить различные оценки этими авторами проблем становления Древнерусского государства, реформ и личностей Ивана Грозного и Петра I. В заключение раздела даны фрагменты труда Н. Я. Данилевского (1822-1885гг.), рассматривавшего место России в мировой цивилизации, считавшего ее и славян самостоятельным культурно-историческим типом и особой цивилизацией.
"Повесть временных лет" (XII век). Перевод с древнерусского. Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле <... > Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами... Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти, входят в Ильмен, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт моря [Черное море], в которое впадает Днепр река. <... >это море слывет Русским <... > Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; <...>И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий -Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, мерь, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках <... > Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями: перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же они по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах <... > Вслед за тем, по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посоветовавшись, дали от дыма по мечу. В год 6367. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хазыри брали с полян, и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма <... > В год 6370. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи, и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалось Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Тамошние же жители ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде. В год 6387. Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему, - отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал <... > В год 6390. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов<... > И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжиче Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет матерью городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава<... > В год 6406. <... > А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне <... > Повесть временных лет. М. -Л., 1950. Ч. 1. С. 207-219.
С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. С. М. Соловьев о месте восточных славян в мировой цивилизации В. О. Ключевский. Курс русской истории. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ № 10. «Русская Правда» Краткой редакции (по Академическому списку ХV в.)
Правда Роськая 1. Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо словенин, то 40 гривен положити за нь. Муж – свободный человек; братучадо – племянник, сын брата; гривна – основная денежная еденица Древней Руси (серебряный слиток весом около 204 г. – в Новгороде, 140-160 г. – в Киеве), по Краткой «Правде» гривна равна 25 кунам, по Пространной – 50 кунам; русин – житель Южной Руси (от племени рус или рос) в отличие от словенина – жителя Северной Новгородской Руси; гридин – младший дружинник (от гридь - дружина); ябетник – княжеский судья (обвинитель); мечник – младший дружинник, слуга князя, вооруженный мячом, судебный исполнитель; изгой – человек, потерявший связь со своей социальной средой, обездоленный. Закон Русский Перевод. 1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен. 2. Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа никотораго же, то ли приидеть видок; аще ли не можеть, то тому конець; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мъзда. Перевод. 2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю. 3. Аще ли кто кого ударить батогом, любо жердью, любо пястью, или чашей, или рогом, или тылеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то плати ему, то ту конець. Батог – палка; пясть – ладонь; тылесня – тыльная (тупая) сторона мяча; рог – сосуд для вина. Перевод. 3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается. 4. Аще утнеть мечем, а не вынем его, любо рукоятью, то 12 гривне за обиду. Перевод. 4. Если (кто-либо)ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему. 5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривен. Перевод. 5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен. 6. Аще будеть нога цела или начьнеть хромати, тогда чада смирять. Перевод. 6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виновного) домочадцы (раненого). 7. Аще ли перст утнеть которыи любо, 3 гривны за обиду. Перевод. 7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. 8. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне. Перевод. 8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен. 9. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положать. Перевод. 9. Если же кто обнажит мечь, но не ударит (им), то он положит гривну. 10. Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть; или будеть варяг или колбяг, то на роту. Варяг – скандинав; норманн; колбяг – иноземец (по одним данным – житель Прибалтики, по другим – колбяги жили в Новгородской земле, например, погост в Колбегах, Колбы); рота – клятва (присяга) в суде при отсутствии свидетелей. Перевод. 10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе (то платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге. 11. Аще ли челядин съкрыется любо у варяга, любо у колбяга, а его за три дни не выведуть, а познають и в третии день, то изымати ему свои челядин, а 3 гривне за обиду. Челядин – в Х – начале ХI в. раб, преимущественно пленный (челядь – население феодальной вотчины, находившееся в разных формах зависимости от феодала). Перевод. 11. Если же челядин скроется у варяга или колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т.е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. 12. Аще кто поедеть на чюжем коне, не прошав его, то положити 3 гривне. Перевод. 12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны. 13. Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своемь миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду. Мир – соседская территориальная община, члены которой ведут отдельное хозяйство (новгородский термин). Перевод. 13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. 14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему:мое; нъ рци ему тако: поиди на свод, где еси взял; или не поидеть, то поручника за пять днии. Свод – судебный обычай древности, при котором вора украденного имущества ищут путем перехода от одного перекупщика к другому; поручник – поручитель. Перевод. 14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом): «мое», но пусть скажет: «пойди на свод, (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней. 15. Аже где възыщеть на друзе проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на извод пред 12 человека; да аще будеть обидя не вдал будеть, достоино ему свои скот, а за обиду 3 гривне. Извод – судебное разбирательство спора 12 «мужами», к которым идут с тяжбой (пережиток древнего общинного суда); скот – здесь: часть похищенного (вообще – деньги, богатство). Перевод. 15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то идти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т.е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему. 16. Аще кто челядин пояти хощеть, познав свои, то к одному вести, у кого то будеть купил, а тои ся ведеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце. Перевод. 16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле». 17. Или холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить господин за нь 12 гривне; а за тым, где его налезуть ударении тои мужь, да бьють его. Холоп – раб, несвободный человек, входивший в состав челяди, обслуживающей дом, двор и хозяйство феодала (здесь: «холоп», вероятно, подставлен вместо «челядин» по единству понятия); хором(ы) – дом, строение феодала, обнесенное тыном. Перевод. 17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет. 18. А иже изломить копье, любо щит, любо порт, а начнеть хотети его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изломил, аще ли начнеть приметати, то скотом ему заплатити, колько дал будеть на нем. Перевод. 18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи. Правда установлена руськой земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин Микула. Правда – право, закон; егда – когда; ся съвокупил – собрался, соеденился; Изяслав, Всеволод, Святослав – князья Ярославичи; Коснячко Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин Микула – бояре, советники Ярославичей. Перевод. Закон, установленный для Русской земли; когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег (?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула. 19. Аще убьють огнищанина а обиду, то платити за нь 80 гривен убиици, а людем не надобе; а в подъездном княжи 80 гривен. Огнищанин – управляющий княжеским домом, хозяйством (огнищем); людем – свободным общинникам; подъездной княж – представитель княжеской администрации, рассыльный, ездовой, готовивший князю путь, сопровождавший его во время поездок. Перевод. 19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно; а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен. 20. А иже убьють огнищанина в разбои, или убиица не ищуть, то вирное платити, в неи же вири голова начнеть лежати. В разбои – во время нападения (разбойников); вирное (вира) - денежный штраф в пользу князя за убийство; вири (верви) – на территории общины. Перевод. 20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого. 21. Аже убьють огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убити в пса место. А то же покон и тивуницу. Клеть – кладовая; говядо – бык, крупный рогатый скот; тивуниц (тиун) – слуга, дворецкий князя (по другому мнению – судья, приказчик князя). Перевод. 21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади, или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна. 22. А в княжи тивуне 80 гривен. Перевод. 22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен. 23. А конюх старыи у стада 80 гривен, яко уставил Изяслав в своем конюсе, его же убиле Дорогобудьци. Дорогобудьци – дорогобужцы, жители города Дорогобужа в Волынской земле. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие статьи «Русской Правды» свидетельствуют, что земля стала частной собственностью? 2. Какие группы населения называют Краткая и Пространная редакции «Русской Правды»? 3. О чем свидетельствуют различные размеры штрафа за убийство в статьях Пространной и Краткой редакций «Русской Правды»? 4. Дайте характеристику положения челяди и холопов. 5. Охарактеризуйте положение смердов, закупов, рядовичей. Что в их положении общего и различного? 6. Сравните степень зависимости холопов и закупов. 7. Почему в Пространной редакции «Русской Правды» появились статьи, защищавшие жизнь боярских зависимых людей? 8. Перечислите виды классовой борьбы, о которых упоминается в «Русской Правде». 9. Какое заключение о характере общественного строя Киевской Руси можно сделать на основании «Русской Правды»? 10. Покажите на карте № 2 «Атласа истории СССР» для VIII класса рост территории Киевской Руси в IХ-ХI вв. 11. Выполните задания 3,4,7, по карте на с.2 альбома «Контурных карт по истории СССР» для VIII класса.
Подлежит замене СУД ЯРОСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА
РУССКИЙ ЗАКОН
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, или отец, или сын, или двоюродный брат, или племянник со стороны брата; если же не будет никого, кто бы отомстил за него, то положить за убитого 80 гривен, если убитый будет княжим мужем или княжеским тиуном; если он будет русин, грудин, купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен.
2. Об убийстве. Если кто злоумышлено убьет княжа мужа, а убийцу люди не будут искать, то виру в 80 гривен платит вервь, в которой найдет труп убитого; если же убитый простолюдин, то 40 гривен.
3. Если убийца из числа членов верви окажется налицо, то им следует помогать ему в платеже виры, ибо он сам приплачивает за других в таких же случаях. Если платится дикая вира, то сообща платится 40 гривен, а головничество - сам убийца, выплачивая также совместно с другими в 40 гривнах свою часть.
4. Если кто совершит беспричинное умышленное убийство. Если кто совершит умышленное убийство к тому же не во время какой-либо ссоры, то за преступника люди не платят виру, а выдадут его самого вместе с женою и детьми на поток (т.е. для продажи их в рабство, изгнания) и для конфискации всего имущества.
5. А вот установление для вирника, существовавшее при Ярославе: вирнику взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или 2 ногаты; а в среду - куну или сыр, также и в пятницу; а кур ему по две на день, а хлебов 7 на неделю, пшена 7 уборков, гороху 7 уборков, соли 7 головок; все это полагается вирнику с отроком; а коней поставить им 4, коней кормить овсом; вирнику платить 8 гривен и 10 кун перекладных, а метельнику 12 векш; а при въезде - гривну.
6. О княжеском отроке. Если убьют княжеского отрока, или конюха, или повара, то платить 40 гривен.
7. А за убийство дворецкого или конюшего платить 80 гривен.
8. А за убийство княжеского тиуна, ведавшего селами или пашнями платить 12 гривен.
9. А за убийство рядовича платить 5 гривен. Также платить и за боярского рядовича.
10. О ремесленнике и о ремесленнице. А за убийство ремесленника или за ремесленницу платить 12 гривен.
11. А за убийство пашенного холопа платить 5 гривен, а за рабу - 6 гривен.
12. А за убийство кормильца платить 12 гривен, также и за кормилицу (таким образом без различия), холоп это будет или раба.
13. Если же кто ударит мечом по руке и отвалится рука, или отсохнет, или отсечет ногу, нос или глаз выколет, то платить 20 гривен, а тому (т.е. потерпевшему) за увечье 10 гривен.
14. О челяди. Если челядин скроется у кого-либо, а об его пропаже объявят на торгу и в течение трех дней после этого не вернут его прежнему господину, то, опознав его на третий день, он (т.е. прежний господин) может взять своего челядина, а тому (т.е. укрывателю) платить 3 гривны штрафа. 15. Если кто опознает свою вещь, потерянную им или украденную у него, а именно коня, одежду или скотину, то ему не следует говорить "это мое", но пусть скажет так " пойди на свод, выясним где ты взял ее". Если на своде выявится тот, кто виновен в присвоении чужой вещи, то на того и падет ответственность за воровство; тогда он (т.е. истец) возьмет свою вещь, ему же будет платить виновный и за то, что пропало вместе с обнаруженной вещью; если будет конокрад, то выдать его князю на поток; если же будет обыкновенный вор, то ему платить 3 гривны.
16. О воровстве. Если кто крадет скот с поля или крадет овец, коз или свиней, то платить 60 кун, если крали несколько воров, то каждому платить по 60 кун. 17. Если обокрадут гумно или украдут зерно в яме, то сколько бы воров не совершало кражу, каждый из них платит по 3 гривны и по 30 кун. 18. Если же наличного не будет, то за княжеского коня платить 3 гривны, а за других - 2 гривны. А вот установленные расценки за скот: за лошадь 60 кун, а за вола гривну, а за корову 40 кун, а за трехлетку 30 кун, за двухлетку полгривны, за теленка 5 кун, за свинью 5 кун, за поросенка ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата, за необъезженного жеребца гривну кун, за жеребенка 6 ногат, за коровье молоко 6 ногат. Таковы расценки, установленные смердам на те случаи, когда они платят князю штраф.
19. Если окажутся холопы ворами, то судит князь. Если окажутся холопы ворами - княжеские, боярские или церковные, - то их князь штрафом не наказывает, поскольку они не свободны, но пусть их хозяин платит вдвойне вознаграждение потерпевшему истцу.
20. Если закуп убежит. Если закуп убежит от господина, то он становится обельным холопом; если уйдет на поиски денег, притом открыто, или убежит ко князю или судьям из-за обиды, нанесенной ему господином, то за это его не порабощать, но дать ему управу по закону.
20. О закупе же. Если у господина будет пашенный закуп и погубит тот хозяйского коня, то он не платит ему (т.е. господину); но если господин дал ему плуг и борону, взимая от него платежи в счет купы, то закуп, погубив их (т.е. плуг и борону), платит; если же господин отошлет его на свою работу, а без него конь погибнет, то за это ему (т.е. закупу) не платить.
21. О закупе же. Если коня выведут из хлева, то закупу за него не платить; но если же погубит его на поле, или в двор не введет и не запрет, где ему велит господин, или погубит во время собственной работы, то за это ему платить.
22. Если господин обидит закупа, причинив вред его купе или отарице, то все это ему вернуть и уплатить за обиду 60 кун.
23. Если же господин возьмет с него (т.е. с закупа) больше денег, чем полагалось, то ему следует возвратить назад взятые сверх положенного деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа.
24. Если господин продаст закупа в обельные холопы, то наймит получает свободу от всех денежных обязательств по отношению к хозяину, а господин за обиду платит 12 гривен штрафа.
25. Если господин бьет закупа за дело, то этого ему в вину не ставить; если же побьет бессмысленно, будучи пьяным, без какой-либо вины со стороны закупа, то тогда за избиение закупа устанавливается такой же платеж, как и за избиение свободного.
26. О закупе. Если закуп украдет что-либо, то господин отвечает за него; но если где-нибудь закупа найдут, то господин, заплатив вначале за коня или за что-либо другое взятое им, его самого обращает в обельные холопы; и если же господин не захочет платить за него и продаст его, то пусть он вначале отдаст за коня, за вола, за чужой товар, взятый закупом, а оставшееся после выплаты за краденое может взять самому себе.
27. А вот если холоп ударит. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин его не выдаст, то господин платит за него 12 гривен; а если после того найдет тот побитый человек своего оскорбителя, то Ярослав постановил, что он мог его убить, но сыновья Ярослава после смерти отца установили денежные штрафы: либо публично высечь его (т.е. холопа), либо взять за бесчестье деньгами.
28. Если будет разрыта земля или останутся признаки ловли или сеть, то следует искать в верви вора, или платить штраф.
29. Если кто уничтожит знак собственности на борти. Если кто уничтожит знак собственности на борти, то платить 12 гривен.
30. Если кто срубит знак бортной межи или распашет пашенную межу или тыном перегородит дворовую, то платить 12 гривен штрафа.
31. Если кто подрубит дуб со знаменем или межевой, то платить 12 гривен штрафа.
32. О смерде. Если смерд истязает смерда без княжеского распорядения, то платить 3 гривны штрафа, а за истязание гривну денег; если истязает огнищанина, то платить 12 гривен штрафа и за истязание гривну.
33. Если кто украдет в чьих-либо силках ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа, а господину гривна; а за голубя платить 9 кун, за курицу 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за журавля 30 кун.
34. Все эти тяжбы решаются показаниями свидетелей из числа свободных людей; если случится свидетелем быть холопу, то на суде ему не выступать; но если захочет истец подвергнуть ответчика испытанию железом, то сказав так: "Согласно показаниям этого холопа, я беру тебя для испытания железом, но беру тебя я, а не холоп”, он может взять ответчика для испытания железом; если удастся обвинить его - платить ему за истязание гривну, ибо взял его для испытания согласно показаниям холопа.
35. О женщине. Если кто убьет женщину, то его следует судить по тому же закону, как и при убийстве мужчины; если же обвиняемый в убийстве будет виновен, то платит половину виры - 20 гривен.
36. А за убийство холопа и рабы вира не взыскивается, но если холоп или раба убиты безвинно, то за них платится возмещение убытка хозяина и князю 12 гривен штрафа.
37. Если умрет смерд. Если умрет смерд, то его наследство идет князю; если у него в доме будут дочери, то им следует дать выдел; если они будут замужем, то выдела им не давать. 38. О наследстве бояр и дружинников. Если кто-либо умрет из бояр или дружины, то наследство князю не идет; если же у умершего не будет сыновей, то пусть возьмут наследство дочери. 39. О холопстве. Обельное холопство бывает трех видов: если кто купит кого-либо, хоть бы за пол гривны, выставив свидетелей и, дав продавцу в присутствии самого холопа хотя бы ногату; второе холопство - если женится на рабе без предварительного договора, женится ли согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется; а вот третье холопство - тиунство без предварительного договора, или когда просто привяжет к себе ключ без предварительного договора, или согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется.
49 (по другим спискам ст. 46. Примечание: данная статья написана на древнерусском языке) Аже будуть холопи татье, суд княжь. Аже будут холопи татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь продажею не казнить. Зане скть не свободни, то двоимче платить ко истьцю за обиду.<…> Боярьстии – боярские; чернечь – монастырские; не казнить – не наказывать; двоиче – вдвойне. 52. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом... 64. За уничтоженные знаки (собственности) в бортных ухожаях платить (владельцу) 12 гривен. 65. Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен заплатить 12 гривен продажи (князю). 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то имущество идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат дочери. 102. Холопство полное троякого вида: если кто купит (поступающего в холопы)... 103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем)... 104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуна или в ключники (господина) без договора с ним...
(Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года. М., 1987. С. 48-62).
Глава X.
$ 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате 30 сол.
Глава XXVII. $ 6. Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 15 сол.... $ 7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или чечевицей, присуждается к уплате 3 сол. $ 8. Если кто похитит с чужого поля лен и увезет его на лошади или на телеге, присуждается к уплате 15 сол.… $ 18. Если кто украдет из чужого леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 сол. $ 21. Если кто украдет невод, трех петельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате 15 сол.
Глава XXXV.
$ 6. Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, или кузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха и будет уличен, присуждается к уплате 30 сол.
Глава XLI.
$ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 200 сол. $ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 сол.
Глава XLV.
$ 1. Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.
Глава LIX.
$ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступит в наследство. $ 2. Если не окажется матери и если он оставит брата или сестру, пусть они вступят в наследство. $ 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям. (Практикум по истории средних веков. М., 1971. С. 43-60)
В.И.ЛЕНИН ТЕКСТЫ ВВЕДЕНИЕ При изучении темы следует обратить внимание на проблемы происхождения восточных славян, роль географического фактора в становлении общества, образования Древнерусского государства с центром в Киеве. Отрывки из работ русских историков Н. М. Карамзина (1766-1826гг.), С. М. Соловьева (1820-1879гг.), В. О. Ключевского (1841-1911гг.) и историка советского времени Л. Н. Гумилева позволяют проследить различные оценки этими авторами проблем становления Древнерусского государства, реформ и личностей Ивана Грозного и Петра I. В заключение раздела даны фрагменты труда Н. Я. Данилевского (1822-1885гг.), рассматривавшего место России в мировой цивилизации, считавшего ее и славян самостоятельным культурно-историческим типом и особой цивилизацией.
"Повесть временных лет" (XII век). Перевод с древнерусского. Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле <... > Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами... Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти, входят в Ильмен, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт моря [Черное море], в которое впадает Днепр река. <... >это море слывет Русским <... > Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; <...>И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий -Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, мерь, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках <... > Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями: перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же они по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.4 (0.013 с.) |