Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие научные методы используются при изучении политики?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие методы исследования политических объектов.(Иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его специфи- ческую интерпретацию (например, системный или деятельностный методы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы). Рассмотрим важнейшие методы этой группы. Прежде всего это социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости поли- тики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на поли- тическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Одним из наиболее широко применяемых частных проявлений является культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры. На протяжении всего периода своего существования политическая наука во многом базирует- ся на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности. Их оценку с точки зрения общего блага, справедли- вости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение. В отличие от нормативного подхода, функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т. п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивист- ской ориентации исследователя. Специфическим развитием и качественным обогащением функционалистских установок вы- ступает бихевиористский метод, претендующий на максимальную научность в политических иссле- дованиях по сравнению с другими методами. Бихевиоризм требует применения к политике методов, используемых в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении по- литики посредством исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп. Этот метод требует ясности выражения и четкости определения исследовательской процедуры, проверяемости знаний опытом. Фундамен- тальным для системного подхода Парсонса является постулирование четырех основных функцио- нальных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают сохранение и выживание любой системы: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели – система верований, мораль и органы социализации (семья, институ- ты образования и др.). Таким образом, рассматривать политику и другие подсистемы общества необ- ходимо в контексте с этими основными функциями. Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод (input), конверсия (con- version), преобразование и вывод (output). Что касается границы политической системы, то она может расширяться или сужаться. Поскольку индивидуумы в обществе являются субъектами ряда систем и подсистем, то они фактически выполняют различные роли в многообразии систем, с которыми они связаны: политической, экономической, религиозной и т. д. К функционалистски, позитивистски ориентированным методам примыкает структурно - функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспекций (ожиданий). Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Институциональный метод, наряду с нормативным вплоть до начала ХХ века был господ- ствующим в политической науке. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осу- ществляется политическая деятельность, т. е. государства, партий, других организаций и объедине- ний, права, правительственных программ. Антропологический подход во многом противоположен социологическому методу. Он тре- бует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как ро- дового существа, имеющего неизменный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Он исходит их трех важнейших принципов: 1) постоянства фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой; 2) уни- версальности человека, единства человеческого рода, независимо от этнических, расовых, социаль- ных, географических и иных различий, равноправия всех людей; 3) неотъемлемости естественных основополагающих прав человека, их приоритета по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства. Применительно к исследованию реальных политических действий антро- пологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разум- ной, рациональной мотивации, но и выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и дру- гие методы поведения, обусловленные человеческой природой. Психологический подход близок к антропологическому методу в требовании исходить в по- литических исследованиях из представлений о человеке. Однако, в отличие от антропологизма, он имеет в виду не человека вообще, не человека как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуально- го развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведе- ния индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, а также ти- пичных механизмов психологических мотиваций. Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмот- рение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии (этапы). Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений. Рассмот- ренная с такой точки зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельностного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом. Сравнительный метод широко распространен в современной политологии. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электо- ральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с це- лью выявления их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Применение этого метода дает возможность использовать опыт других стран, что особенно актуально для современной российской политологии. Преимущественное использование в политиче- ской науке сравнительного метода служит основанием для выделения в ней специальной отрасли знаний – сравнительной политологии. Субстанциальный (онтологический) подход требует выявления и исследования той перво- основы, которая составляет специфическую качественную определенность политики. Такой первоос- новой обычно считают власть, отношения господства и подчинения в их многообразных проявлениях или же деление общества на друзей и врагов (К.Шмидт). Среди огромного количества определений политики явно доминируют ее характеристики с помощью понятий "власть" и "господство". Исторический метод издавна используется в политологии и других общественных науках. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего. 6. Определите сущность, ресурсы и формы политической власти. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества. Власть в обществе имеет свои параметры: – масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти; – время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти; – объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах; – пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует. Характерные признаки политической власти: – верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества; – моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений; – всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества; – наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д. Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические. Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления. Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики. Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д. Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства. Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди. Формы власти: 1. Власть, основанная на принуждении; 2. Власть, основанная на вознаграждении; 3. Должностная (традиционная) власть; 4. Власть авторитета
Типология власти В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия. Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена): – автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека); – олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве; – плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса); – самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие. Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д. Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы: – законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент); – исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство); – судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система). Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти. Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается: – экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами; – социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны; – культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование; – принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.012 с.) |