Основы медицинской информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы медицинской информатики



РАЗДЕЛ 17.

Основы медицинской информатики

Компьютерные технологии находят все более широкое применение в различных разделах деятельности здравоохранения. Многие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) оснащены современными персональными ЭВМ, которые стали доступными, надежными и удобными для медицинских работников. Применение ЭВМ в медицине все чаще сопровождается существенным социальным и экономическим эффектом. Массовое распространение компьютеризации способствует формированию базы для выхода в перспективе на новый качественный уровень оказания медицинской помощи. Все вышеперечисленное выдвигает в число первоочередных задач создание продуманной системы широкого освоения навыков работы на компьютерах всеми работниками здравоохранения - врачами, фельдшерами, медсестрами, экономистами, руководителями различного уровня, студентами вузов и учащимися средних специальных медицинских учебных заведений, и т.д.

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ - это данные о здоровье населения, о системе здравоохранения, о медицинской науке, о социальной и физической внешней среде, которые содержат информацию, нужную для целей управления здравоохранением.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

ИНФОРМАТИКА - область научно-технической деятельности, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления и использования информации, решения проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. Соответствующим образом трактуется и «медицинская информатика».

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

«Мультимедиа» (multimedia) в дословном переводе на русский язык звучит как «много сред». Мультимедиа – это специальная технология, позволяющая с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на компьютере обычную информацию (текст и графику) со звуком и видеоизображениями. В представлении пользователя технологию мультимедиа образуют:

- Аппаратные средства компьютера, обеспечивающие доступ к данным и воспроизведение мультимедийной информации;

- Программные средства, обслуживающие доступ и воспроизведение;

- Носители информации и мультимедиа.

Из аппаратных ресурсов к устройствам мультимедиа принято относить CD-ROM или DVD-ROM, звуковую карту и 3D – графический ускоритель, WEB-камеру, колонки.

К мультимедийным продуктам относят как энциклопедии на компакт – дисках, так и сами компакт – диски. Мультимедийной можно назвать презентацию в PowerPoint, так и звуковой редактор, убирающий шумы из старой виниловой пластинки.

Мультимедийные возможности современных компьютеров широко используются в телемедицинских технологиях.

КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ.

Человек, работающий за компьютером, подвергается опасности с трех сторон:

- Электромагнитные поля, излучаемые компьютером;

- Специфическая нагрузка на органы зрения.

- Статичные нагрузки.

Автоматизированная система управления (АСУ) - человеко-машинная система, осуществляющая автоматизированное управление, включая сбор, обработку, передачу, анализ и хранение информации, неформализованные решения в которой принимает человек.

АСУ в здравоохранении - совокупность организационных, административных и экономико-математических методов, средств вычислительной техники и связи, предназначенных для автоматизации управления в системе здравоохранения с целью совершенствования деятельности отрасли по оказанию населению лечебной, профилактической и лекарственной помощи.

В последующем термины «АСУ в здравоохранении» и «Компьютерные технологии в здравоохранении» будут использоваться как синонимы.

В результате развития компьютерных технологий в здравоохранении, являющихся человеко-машинными системами, возникает новое представление об организации работы специалиста, использующего их в своей деятельности. Центральным при этом становится понятие об автоматизированном рабочем месте (АРМ) медицинского работника. Под ним понимается рабочее место медработника, оснащенное средствами вычислительной техники и связи, и программным комплексом для сбора, хранения и анализа медицинской и парамедицинской информатики, используемой им в качестве интеллектуального инструмента для принятия диагностических и тактических решений.

Содержательной основой АРМов медицинских работников является информация, позволяющая за счет применения компьютерных технологий более эффективно выполнять лечебные, диагностические, профилактические, аналитические и управленческие функции. В основе эффективного функционирования АРМов в здравоохранении лежит единство их составляющих - технического, программного, информационного и человеческого фактора.

Разработчиками АСУ обычно являются научно-исследовательские учреждения, а также информационно-аналитические центры и лаборатории системы министерства здравоохранения РФ. В качестве заказчиков выступают обычно органы и учреждения здравоохранения, или финансирующие их организации.

Разработка программного средства (ПС) включает следующие основные этапы:

- разработка технико - экономического обоснования;

- разработка технического задания (ТЗ);

- разработка техно - рабочего проекта (ТРП);

- сдача и ввод в эксплуатацию программного средства;

- анализ и оценка функционирования программного средства.

Предназначение врача в развитии АСУ - научиться ставить задачи перед разработчиками систем управления и компьютерных технологий в медицине. А для этого необходимо глубоко понимать суть любого управленческого процесса, - независимо от того, базируется ли управление на средствах вычислительной техники или на традиционных технологиях обработки информации.

Внедрение ПС в здравоохранении начинается с принятия руководителем решения о необходимости внедрения компьютерных технологий, и выбора стратегии и тактики. Комплексный подход к обеспечению эффективности внедрения и развития АСУ в здравоохранении включает в себя три блока:

 

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ
ü Технический ü Программный ü Информационный ü Организационный ü Кадровый Скоординированность основных факторов и ведущих принципов в одно и то же время в одном и том же месте. ü «Первого руководителя» ü «Новых задач» ü «Объективной необходимости» ü «Трансформации в управленческие технологии»

Началом широкого и планового внедрения в практическое здравоохранение Удмуртии автоматизированных систем управления с использованием средств вычислительной техники можно назвать 1976 год. Именно с этого момента начинает свой путь развития информационно-аналитический центр МЗ УР. В настоящее время в органах и учреждениях здравоохранения находится в промышленной эксплуатации более 70 программных комплексов. По таким задачам, как «Стационар», «Поликлиника», «Кадры ЛПУ», «АРМ статистика стоматологической поликлиники» достигнут охват автоматизированной обработкой данных всей республики. Кроме того, разработаны программные средства по ведению ряда специализированных регистров на социально значимые контингенты населения: гематологических больных, переболевших природно-очаговыми инфекциями, туберкулезных больных и др.

Особое внимание уделяется разработке и внедрению программных комплексов регионального уровня. Только охват компьютерными технологиями информатизации всего региона в целом позволяет рассчитывать на повышение эффективности управления в масштабах отрасли. Среди программных средств, разработанных для регионального уровня, наибольший интерес представляют те, которые автоматизируют наиболее интенсивные и часто используемые информационные потоки – о функционировании поликлинической, стационарной, стоматологической служб, о кадровых ресурсах, состояния здоровья населения, работе различных звеньев медицинской помощи.

Значительное место среди разработанных программных средств занимают те, которые применимы для повышения эффективности выполнения различных управленческих функций на любом уровне. Среди них следует особо выделить программы по обобщенной оценке показателей деятельности учреждений и служб здравоохранения; по социологической оценке населением оказания медицинской помощи; по оценке знаний врачей и средних медработников; по оценке деловых качеств и управленческих навыков у руководителей и т. п.

Сегодня каждое ЛПУ может выбрать удобный вариант типового программного обеспечения с учетом своих желаний и возможностей, а также организовать свой отдел АСУ на основании Приказа МЗ СССР №920 от 30.07.1987г.

На ноябрь 2007г. программные средства используются в 2300 структурных подразделениях ЛПУ республики. Наиболее широко внедрены такие комплексы программ, как «Кадры ЛПУ» (8 учреждений), «Стационар» (101), «Поликлиника» (101), «Штатное расписание и тарификационные списки» (103), и др.

Программа «Поликлиника»

Программный комплекс «Поликлиника» предназначен для ЛПУ любого уровня от центральных районных больниц до консультативных поликлиник и обеспечивает учет контингентов обслуживаемого населения поликлиники, автоматизацию сбора, обработку входной информации.

Входная информация:

- «Амбулаторная карта больного» (форма №25/У);

- «Талон на прием к врачу» (форма №329/84/3 утвержденная МЗ СССР и МЗ УР взамен формы №25-6/У).

Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.

Выходная информация делится на 3 группы:

1. Статистические документы:

- форма №7 «Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями;

- форма №8 «Сведения о заболеваниях активным туберкулезом»;

- форма №9 «Сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем;

- форма №10 «Сведения о заболеваниях психическими расстройствами;

- форма №11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами;

- форма №12 «Отчет о числе заболеваний»;

- форма №30 «Профосмотры, проведенные в ЛПУ» (т. 2510,2511,2512,2514);

- форма №30 «Диспансерное наблюдение за инвалидами ВОВ…(т.2600);

- форма №30 «Хирургическая работа в поликлинике» (т.2800, 2801);

- форма №30 «Состоит инвалидов на учете ЛПУ» (т.2601);

- форма №31 «Профосмотры детей и подростков и их результаты» (т.2500);

- форма №31 «Заболеваемость детей первого года жизни» (т.2300);

- форма №39 «Учет посещений в поликлинике, на дому»;

- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;

- форма №57 «Сведения о травмах и отравления» и др.

2. Аналитические документы:

- «План посещений по врачам»;

- «Учет ежедневной посещаемости»;

- «Показатели работы врачей в поликлинике, на дому»;

- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по врачам»;

- «Показатели работы поликлиники (врача)»;

- «Учет работы врачей в поликлинике, на дому по участкам(районам)»;

- «Учет и анализ посещений диспансерных больных по участкам(районам)»;

- «Заболеваемость по обращаемости по классам»;

- «Инфекционная заболеваемость детского населения»;

- «Заболеваемость гриппом и ОРЗ»;

- «Анализ заболеваемости по участкам, диагнозам»;

- «Показатели заболеваемости по детским учреждениям»;

- «Движение диспансерных больных по диагнозам, врачам, участкам»;

- «Анализ проведенных операций»;

- «Анализ травматизма в детских учреждениях»;

- «Показатели диспансеризации больных»;

- «Показатели инвалидности»;

- «Критерии для оценки работы врача – терапевта участкового»;

- «Критерии для оценки работы врача – педиатра участкового»;

- «Информация о льготном обеспечении лекарственными средствами»;

- «Сводная потребность в лекарственных средствах по ДЛО» и др

3. Экономические документы:

- «Реестр числа обращений и количество посещений для ТФОМС»;

- «Счет – отчет объемов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной по ОМС»;

- Счет – отчет объемов хирургических операций».

Формируемые в программном комплексе данные служат основой для формирования входной информации регионального уровня управления поликлинической службой, а также территориальной и региональной базы данных на обслуживаемое население. Сбор информации на региональный уровень может осуществляться на дискетах, по модемной связи, в зависимости от технической оснащенности ЛПУ средствами вычислительной техники.

Разработанное программное обеспечение согласовывается на уровне информационных файлов и справочной информации с функционированием следующих программ:

- «База данных на обслуживаемое население»;

- «Травматологическая поликлиника»;

- «Поликлиника (региональный уровень)»;

- «Флюорография»;

- «АРМ регистратора поликлиники»;

- «Учет и анализ профилактических прививок взрослого населения»»;

- «АРМ врача-лаборанта».

Программный комплекс «Поликлиника» по функциональному назначению можно разделить на следующие задачи:

· Пациент

· Статистика поликлиники

· Экономика поликлиники

· Управление поликлиникой

· Диспансеризация населения

· Льготное лекарственное обеспечение

Решение задачи «Пациент» обеспечивает учет контингентов населения, закрепленного для медицинского обслуживания, накопления сведений об анамнезе,

Решение задачи «Статистика поликлиники» представляет из себя систему учета и анализа работы амбулаторно-поликлинической службы ЛПУ.

Решение задачи «Экономика поликлиники» предназначено для автоматизации учета и отработки механизма взаимодействия ЛПУ и страховой организации при расчетах за выполненные услуги в объемах гарантированной медицинской помощи застрахованному контингенту.

Решение задачи «Управление поликлиникой» организационно и информационно связано с задачами «Пациент», «Статистика поликлиники», «Экономика поликлиники». Из информационных баз вышеописанных задач можно получить значительный объем оперативной и аналитической информации. Анализ показателей данного комплекса позволяет оценить качество и интенсивность работы врача, заболеваемость обслуживаемого населения по обращаемости.

Решение задачи «Диспансеризация населения» позволяет ввести данные о проведенных диспансерных осмотрах и получить сведения о дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет (ДДБ), других категорий работающих (ДДР), и дополнительных медицинских осмотрах работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами (ДМО);

Решение задачи «Льготное лекарственное обеспечение» позволяет автоматизировать выписку рецептов на бесплатные и льготные рецепты по программе «Дополнительное лекарственное обеспечение» в соответствии с нормативными документами РФ.

Функционирование программного комплекса «Поликлиника» возможно как при наличии одного персонального компьютера в ЛПУ, так и при наличии локальной вычислительной сети. В сетевом варианте этот пакет вписывается информационно и логически в работу врача. Каждый врач, ведущий прием, имеет доступ к регистру лиц с информацией на каждого пациента, обслуживаемого в данной поликлинике.

Программа «Стационар»

Данная разработка является частью автоматизированной системы управления стационаром и предусматривает использование персонального компьютера для получения сведений с целью проведения анализа деятельности стационара, его служб, отделений, качества диагностики и лечения. Программное средство может быть использовано в больнице любого уровня - от участковой до республиканской клинической больницы. Информация, получаемая при решении задачи, может выдаваться на уровень главного врача, его заместителей по лечебным вопросам, заведующим отделениями, статистикам, экономистам с периодичностью, необходимой для пользователей.

Входная информация:

- «Карта выбывшего из стационара» (форма №066/У);

- Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (форма №007/у).

Технические средства для процессов обработки введенной информации - персональный компьютер типа PENTIUM, емкостью жесткого диска не менее 800Мб, с операционной системой WINDOWS 95 и выше.

Выходная информация делится на 3 группы:

1. Статистические документы:

- форма №13 «Сведения о прерывании беременности»;

- форма №14 «Состав больных в стационаре» (3/2000);

- форма №14 «Хирургическая работы учреждения» (3/4000,4100,4200);

- форма №14дс «Состав больных в дневном стационаре, сроки и исходы их лечения»;

- форма №16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»;

- форма №30 «Обследовано серологически» (3/3101);

- форма №30 «Переливание крови и кровезамещающих жидкостей» (3/3200);

- форма №30 «Экстренная хирургическая помощь» (3/3600);

- форма № 32 «Принято родов» (3/2210);

- форма № 32 «Заболевания, осложнившие роды» (3/2211);

- форма № 36 «Отчет о контингентах с психическими заболеваниями»;

- форма № 37 «Отчет о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями»;

2. Аналитические документы:

- «Анализ работы стационара»;

- Характеристика уровня качества лечения больных»;

- «Распределение больных по диагнозам»;

- «Распределение больных по направившим ЛПУ»;

- «Показатели хирургической работы по отделению»;

- «Оценка качества лечения больных»;

- «Характеристика операционной работы хирурга»;

- Характеристика проеденных операций»;

- «Список умерших больных»;

- «Список переведенных в другие стационары»;

- «Учет расхода медикаментов по отделениям выписки больных»;

- «Список внебюджетных больных» и др.

3. Экономические документы:

- «Реестр пролеченных больных для ТФОМС»;

- «Счет – отчет объемов стационарной помощи, оказанной по ОМС»;

- «Счет – отчет объемов хирургических операций».

Программный комплекс «Стационар» по функциональному назначению состоит из двух программ:

· «Учет и отчетность в стационаре»;

· «Отчетность по ОМС».

Программа «Учет и отчетность в стационаре» обеспечивает ввод и актуализацию данных на всех пролеченных в стационаре больных на основе формы №066/у и формы №007/у, формирование статистических отчетных документов, аналитических документов и подготовку информации на дискетах для программы «Отчетность по ОМС».

Программа «Отчетность по ОМС» обеспечивает формирование документов, требуемых для отчета в Территориальный фонд ОМС и его филиалы, контроль достоверности передаваемых данных, защиту данных от несанкционированного просмотра (кодирование и декодирование паспортных данных). Программа «Отчетность по ОМС» имеет в качестве входного параметра код ЛПУ для использования ее в Территориальном фонде ОМС.

D 3 Компьютерные сети

Современные информационные системы продолжают возникшую в конце 70-х гг. тенденцию распределенной обработки данных. Начальным этапом развития таких систем явились многомашинные ассоциации – совокупность вычислительных машин различной производительности, объединенных в систему с помощью каналов связи. Высшей стадией систем распределенной обработки данных являются компьютерные (вычислительные) сети различных уровней – от локальных до глобальных.

Глобальная сеть INTERNET

INTERNET представляет собой глобальную компьютерную сеть. Само ее название означает «между сетей». Это сеть, соединяющая отдельные сети.

INTERNET обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней. Основные ячейки INTERNET – локальные вычислительные сети. Это значит, что INTERNET не просто устанавливает связь между отдельными компьютерами, а создает пути соединения для более крупных единиц – групп компьютеров. Каждый подключенный к сети компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света.

Для каждого компьютера устанавливаются два адреса: цифровой IP-адрес (IP- Internetwork Protocol –межсетевой протокол) и доменный адрес.

Оба эти адреса могут применяться равноценно. Цифровой адрес удобен для обработки на компьютере, а доменный адрес – для восприятия пользователем.

Цифровой адрес имеет длину 32 бита. Для удобства он разделяется на четыре блока по 8 бит, которые можно записать в десятичном виде. Адрес содержит полную информацию, необходимую для идентификации компьютера. Два блока определяют адрес сети, а два другие – адрес компьютера внутри этой сети. IP-адрес включает в себя три компонента: адрес сети, адрес подсети и адрес компьютера в подсети.

Доменный адрес определяет область, представляющую ряд компьютеров, самостоятельно подключенных к INTERNET (хост-компьютеры). В отличие от цифрового он читается в обратном порядке. Вначале идет имя компьютера, затем имя сети, в которой он находится.

В системе адресов INTERNET приняты домены, представленные географическими регионами:

Uk – Великобритания;

Ru – Россия;

By – Белоруссия.

Существуют и домены, разделенные по тематическим признакам:

Com – коммерческие организации;

Gov – правительственные учреждения;

Edu – образовательные учреждения;

Компьютерное имя включает, как минимум, два уровня доменов. Каждый уровень отделяется от другого точкой. Слева от домена верхнего уровня располагаются другие имена. Все имена, находящиеся слева, - поддомены для общего домена.

Для пользователей INTERNET адресами могут быть просто их регистрационные имена на компьютере, подключенном к сети. За именем следует знак @. Все это слева присоединяется к имени компьютера.

Сервисы INTERNET можно условно разделить на интерактивные, прямые и отложенные.

Интерактивные требуют быстрого реагирования – например IRC (INTERNET RELAY CHAT) – ретранслируемая беседа, разговор группы людей по INTERNET в реальном времени.

Прямые сервисы характеризуются тем, что информация к клиенту возвращается немедленно, но может быть отложена на неопределенный срок для ознакомления. Пример – документы WWW.

Отложенные характеризуются тем, что запрос и получение информации могут быть на неопределенный срок разделены по времени. Пример – электронная почта.

Аналогами в реальной жизни интерактивного, прямого и отложенного сервисов являются телефон, факс и обычное бумажное письмо.

E-MAIL (электронная почта) – это первый и остающийся в настоящее время самым популярным из сервисов INTERNET. Адресат получает сообщение на свой компьютер через какой-то, возможно, достаточно длительный промежуток времени, и читает сообщение тогда, когда ему будет удобно.

WWW (WORLD-WIDE WEB) – система гипертекста. Это глобальный сервис INTERNET. Гипертекстовый документ – документ, который содержит ссылки на другие документы. Основа WWW – гипермедийный документ, т.е. документ, который содержит в себе текст, графику, звук и в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть (с текстом, графикой и звуком). Ссылки организованы таким образом, что любой информационный ресурс в INTERNET адресуется однозначно.

Основные понятия в WWW:

· HTML (HYPERTEXT MARKUP LANGUAGE, язык разметки гипертектса). Этот формат описывает документы, которые помещаются в INTERNET.

· HTTP (HYPERTEXT TRANSFER PROTOCOL, протокол передачи гипертекста). Название протокола для взаимодействия клиента и сервера WWW.

· URL (UNIFORM RESOURCE LOCATOR, универсальный указатель на ресурс). Так называются ссылки на информационные ресурсы INTERNET.

FTP – это протокол передачи файлов (FILE TRANSFER PROTOCOL) и в то же время это сервис, позволяющий организовывать доступ к файловым архивам. Программа для работы с ними называется FTP-клиент и позволяет копировать файлы с удаленного компьютера на локальный и наоборот.

Текстовый процессор WORD

Текстовый процессор MICROSOFT WORD входит в пакет программ под общим названием OFFICE, выпущенный корпорацией MICROSOFT. Он предназначен для работы под управлением операционной системы WINDOWS.


 

 


Рис. 10 Рабочее окно процессора MICROSOFT WORD

В верхней части рабочего окна редактора расположен заголовок окна. В левой части заголовка окна находится логотип редактора, его название и через дефис название редактируемого документа. В правой части заголовка окна расположены кнопки управления рабочим окном редактора. Под заголовком окна расположено основное меню редактора, с помощью которого можно выполнить любую доступную редактору команду. Под основным меню редактора расположены панели инструментов.

Панель инструментов WORD состоит из кнопок, связанных с наиболее часто выполняемыми командами. Если подвести указатель мыши к любой из кнопок, то на экране появится всплывающая подсказка с названием связанной с кнопкой команды. Под панелями инструментов находится горизонтальная линейка, с помощью которой можно, например, устанавливать и измерять отступы от краев бумаги слева и справа. Сразу под горизонтальной линейкой начинается окно документа, в котором отображается редактируемый или создаваемый документ. Вертикальная полоса прокрутки предназначена для прокрутки текста в окне документа в тех случаях, когда весь текст редактируемого документа не помещается в окне. С помощью вертикальной линейки можно измерять вертикальные размеры полосы набора текста. Переключатель режима отображения документа предназначен для быстрого выбора нужного вас режима отображения документа. Строка состояния отображает дополнительную информацию: номер текущей страницы документа, номер текущей строки и позиции текстового курсора в строке и т.п.

Любой текстовый документ условно можно рассматривать как совокупность символов, слов, строк, предложений, абзацев, страниц, разделов, заголовков и т.д. Форматирование документа подразумевает видоизменение какой-либо части документа.

Создание текстового документа можно условно разбить на три этапа. Первый этап – ввод текста документа, второй – форматирование документа, третий – сохранение и вывод на печать. Формат символов, т.е. их внешний вид, в любом текстовом документе определяется свойствами шрифта. Основными параметрами шрифта являются его название, начертание, размер, цвет, подчеркивание, интервал, смещение, а также дополнительные эффекты.

Важным элементом текстового документа является абзац. Под абзацем следует понимать текст, расположенный между двумя специальными символами – признаками конца абзаца. Формат абзаца определяет положение текста на странице. Формат абзаца включает в себя такие параметры, как отступ, интервал, выравнивание и положение на странице. Отступ абзаца определяет расстояние от левого или правого поля страницы до начала или конца строк абзаца. Интервал абзаца задает расстояние в пунктах между двумя абзацами по вертикали. Выравнивание определяет, каким образом будет располагаться текст абзаца на странице. В современных текстовых редакторах существует возможность выделять различные элементы текстового документа с помощью обрамления и заливки. Также предусмотрены хорошо развитые возможности по созданию и редактированию таблиц. Можно самостоятельно создавать таблицы, либо выбрать таблицы подходящей формы из заготовок, самого редактора. Для создания таблицы необходимо указать место, где должна помещаться таблица и сколько строк и столбцов она должна содержать. После чего, нужно ввести текст в ячейки таблицы и указать способ обрамления и заливки при необходимости.

Перед началом составления любого документа желательно сразу определить на бумаге какого формата он будет распечатан, чтобы при вводе текста документа сразу было видно, как он будет выглядеть, надо изменить параметры страницы можно и после ввода текста документа. Формат страницы определяется размером бумаги (высота и ширина), на которой впоследствии будет напечатан документ, ориентацией, отступами текста от краев бумаги. Ориентация страницы может быть книжная и альбомная. Вы можете установить желаемые отступы текста от краев бумаги. Ограничения накладываются только возможностями устройства печати.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные группы, на которые можно разделить сервисные программы.

2. Под управлением какой операционной системы может работать текстовый процессор WORD?

3. Приведите примеры изменения готового документа (шрифты, подчеркивание, удаление…).

4. Перечислите способы сохранения готового документа.

5. Что такое электронные таблицы, табличный процессор, рабочая книга, рабочий лист, ячейка, адрес ячейки?


Телеконсультации.

системы отсроченных телеконсультаций «off-line»;

системы консультаций в режиме видеоконференций «on-line».

Дистанционное обучение.

дипломное образование;

последипломное образование.

3.Специализированные (ведомственные) телемедицинские проекты (военная телемедицина, космическая телемедицина, телемедицина чрезвычайных ситуаций и катастроф).

Медицинские базы данных.

объединенные базы научной медицинской информации;

специализированные (профильные) медицинские базы данных.

Домашняя телемедицина

Примеры применения телемедицины

Категория Пример
Работа с пациентами Радиологические исследования, послеоперационное наблюдение, мониторинг
Профессиональное образование Последипломное дистантное образование, предоставление информации с помощью сетей, индивидуальные сеансы связи
Образование пациентов Научно-популярная и доступная медицинская информация, не нарушающая принципов деонтологии и медицинской этики для здоровых людей и пациентов с хроническими заболеваниями
Автоматизированные рабочие места Накопление, хранение и использование медицинских записей (электронные истории болезни)
Научный поиск Организация массивов данных, получаемых из различных источников, их сортировка и каталогизация
Здравоохранение Дистанционные совещания между органами управления, надзор за качеством оказания медицинских услуг, консультационная помощь организационного плана

Министерство здравоохранения Удмуртской республики неоднократно выходило с предложением об активизации работ по телемедицине в республике. Первый раз в 2003 году для включения в проект «Электронная Удмуртия». Затем в 2004, 2005 годах были проведены расчеты и подготовлена заявка и вновь в феврале 2006 года направлено письмо в Минэкономики.

Предполагается на эти средства на первом этапе создать региональные ТМ-сети, в которых планируется создание региональных телемедицинских центров в республиканском клиническом диагностическом центре и республиканской клинической больнице №1 и ТМ-кабинетов в.г. Глазове, г.Можге и Республиканской детской клинической больнице.

Телемедицинская сеть региона представляет собой объединенную каналами связи совокупность телемедицинских пунктов медицинских учреждений региона.

1 уровень. Региональный телемедицинский центр на базе Республиканского диагностического центра. Предполагаются следующие варианты проведения видеоконференцсвязи из главного телемедицинского центра региона:

Стандартная телеконференция - на скорости 128 кбит/сек - качество передачи видеосигнала на скорости до 15 кадров/сек (потребность - 1 канал ISDN - 1 BRI) используется для проведения плановых или экстренных телеконсультаций.

Повышенное качество телеконференции - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/с.(потребность - 3 канала ISDN - 3 BRI) используется для проведения телеконсультаций с повышенными требованиями к видеосигналам, проведения консилиумов и научных телеконференций с зарубежными или отечественными центрами

Специальное качество телеконференции - одновременная работа двух систем - на скорости 384 кбит/с - качество передачи видеосигнала на скорости до 30 кадров/сек - для одновременной демонстрации, например, манипуляций рук ангиохирурга и данных ангиокардиографии (потребность - 6 каналов ISDN - 6 BRI), либо хода операции с двух точек.

2 уровень. Учрежденческий или территориальный телемедицинский центр (кабинет) - 3 учреждения (Республиканская детская клиническая больница, Глазовская и Можгинская ЦРБ).

Планируемая телемедицинская сеть в Удмуртской Республике

Региональная телемедицинская сеть (далее ТМС) предназначена для решения задач диагностирования, лечения и реабилитации больных, а также распространения знаний и опыта среди медперсонала различного уровня. Таким образом, ТМС является основой для построения единого информационного пространства, объединяющего все элементы системы регионального здравоохранения.

Задачи, решаемые ТМС:

1. Оказание помощи врачам, работающим в удаленных стационарных или временно развернутых медицинских пунктах при диагностике и лечении больных;

2. Передача знаний и опыта специалистов ведущих медицинских лечебных и учебных центров врачам-практикам, проведение удаленных квалификационных экзаменов и сертификаций;

3. ТМС объединяет все типы учреждений здравоохранения - центральные и региональные Управления, центральные, областные и районные клиники и больницы, медицинские академии и институты, архивы и библиотеки и другие лечебно-профилактические учреждения;

4. Облегчение распространения управленческих и методических документов в структуре регионального здравоохранения

В составе сети можно выделить четыре типа элементов, взаимодействие которых и образует телемедицинскую сеть:

Каналообразующая среда - набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу разнородной информации в территориально распределенной среде.

Консультационный центр - медицинское учреждение, имеющее в штате высококвалифицированных врачей по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС.

Диспетчерский пункт - выделенная или функционирующая в составе других элементов ТМС структура, выполняющая функции фильтрации запросов на консультирование, планирования и обеспечения консультаций, организации консилиумов, а также сбора и распространения информации о возможностях консультационных центров. Также содержит службу администрирования, выполняющую функции сопровождения сетевой структуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.75.131 (0.348 с.)