Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

В процессе преподавания философии используются классические методы обучения – лекции и семинарские занятия, а также методически подкрепленная самостоятельная работа студентов, направленная на развитие интеллектуальной инициативы студентов.

В ходе учебной работы используются:

Активные формы обучения:

 

- Написать эссе на тему «Использование языковых игр с выражением «Разве ты не видишь, что…» в повседневном дискурсе» (объем 1500 - 2000 знаков).

- Описать условия достижения взаимопонимания между людьми разных культурно –исторических традиций по вопросу о сущности подлинной реальности. (по работе М.Хайдеггера «Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим

- Написать эссе на тему «Компаративный анализ ценностей античной и христианской культур» по материалам диалога Платона (по выбору) и тексту Нагорной проповеди (1500 -2000 знаков)

- Представить воображаемый диалог между Р. Бартом, Э. Кассирером, Д. Винникоттом, Ж. Лаканом на тему «Лицо крупным планом в кинематографе» ( Объем эссе – 2000 -4000 знаков с пробелами)

- В современной европейской философии одним из наиболее важных концептов является концепт «Другого». Напишите эссе на тему: «Другой как концептуальный персонаж современной философской мысли». Попробуйте создать нечто вроде его «фоторобота». (Объем эссе 1500 -2000 знаков).

 

При подготовке индивидуального задания студент может при необходимости обратиться к преподавателю за консультацией.

 

 

Интерактивные формы обучения:

В связи с обсуждением на семинарских занятиях произведений философской мысли 20 века особое использование «интерактивных методов» наряду с классическими методами диалога, дискуссии, обсуждения предлагаемых вопросов и различных точек зрения не планируется.

При изложении части тем на лекциях и семинарских занятиях используются видеоматериалы в формате презентаций учебного материала, фрагментов из кинофильмов, телевизионных передач, фотографий и видиороликов.

 

1.6. Организация учебных занятий

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость

групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины Аудиторная учебная работа учащихся Самостоятельная работа трудоемкость (в зач.ед.)
лекции семинары консультации практ. занятия лаб.работы контр. работы коллоквиумы в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация под рук-вом препод-ля в присутствии препод-ля в т.ч. с использованием метод. материалов в т.ч. текущий контроль промежуточная аттестация объем активных и интерактивных форм учебзанятий
                                 
Очная форма обучения
Модуль 1. 18 -           0,5             18  
40 24           40            
Модуль 2. 22 -           0.5             22
40 24           40     40      
Модуль 3. - 24   24       24     24 24 6   24
40 24   24       24     24      
     
Экзамен 20                            
ИТОГО: 40 24 24 60 44   64  

1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
Модуль 1 Экзамен В период сессии - Написать эссе на тему «Использование языковых игр с выражением «Разве ты не видишь, что…» в повседневном дискурсе» (объем 1500 - 2000 знаков с пробелами).   1 неделя
- Описать условия достижения взаимопонимания между людьми разных культурно –исторических традиций по вопросу о сущности подлинной реальности. (по работе М.Хайдеггера «Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим.» 1500 -2000 знаков с пробелами)   2-4 недели
Написать эссе на тему «Компаративный анализ ценностей античной и христианской культур» по материалам диалога Платона (по выбору) и тексту Нагорной проповеди (1500 -2000 знаков) 5- 9 недели
Модуль 2 В современной европейской философии одним из наиболее важных концептов является концепт «Другого». Напишите эссе на тему: «Другой как концептуальный персонаж современной философской мысли». Попробуйте создать нечто вроде его «фоторобота». (Объем эссе 1500 -2000 знаков с пробелами).   10 - 21
Модуль 3 Представить воображаемый диалог между Р. Бартом, Э. Кассирером, Д. Винникоттом, Ж. Лаканомнатему «Лицо крупным планом в кинематографе» (Объем эссе – 2000 -4000 знаков с пробелами)   22- 28

 

Форма итогового контроля: Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен принимается в устной форме, в виде ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка.

Студенты, систематически посещавшие в течение всего семестра лекционные занятия, активно работавшие на семинарских занятиях, успешно справившиеся со всеми письменными работами, и предъявившие реферативную работу имеют право выбора на экзамене одного из двух предложенных в билете вопроса; вторым вопросом является тема выполненного реферата. Студенты, не посещавшие лекции и семинары в объеме, предусмотренным Уставом СПбГУ, на экзамене получают на экзамене дополнительный вопрос по пропущенному материалу.

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий

(Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий)

 

Тема 1. Философия как «усилие, чтобы случилась мысль». – ( лекция 2ч ., с. р – 2ч.)

Философия и мышление. Философия как любовь к мудрости. Предмет мышления в пространстве семиозиса и поток жизни. Философия как наука о смысле. Бытие человека как стремление к смыслу и способы его выражения: язык и речь, мимика, поза, голос, рисунок мышечных напряжений… мышление. Конкретное и абстрактное. Участие и самонаблюдение. Рефлексия. Смотреть и наблюдать.

Историчность человека как сопротивление речи. Почему трудно рассказать собственную историю? История и событие. Границы события. История как живая археология. Философия как археология знания. История и понимание. Г. Гадамер и М.Фуко. Герменевтика и психоанализ. Мышление: от метафоры к понятию. Природа концепта. Языковые оппозиции. Человек в сетях языка. Философия и поэзия. История и проблематизация смысла: зоны неопределенности.

 

Тема 2. От мифа к логосу. ( лекция 2ч., с.р. – 4ч.)

Проблема мифа в науке 20-го века..Миф как «похищение языка» в «Мифологиях» Р. Барта. Образ и смысл. От голоса к тексту. Проблема интенциональности речи. Обращение и нарратив. Наглядный образ и объяснение. Принудительность образа и принудительность речи. Формы современного мифа: реклама, клип, кинокадр, стриптиз, политика.

 

Тема 3. Философия античного мира. – (лекции 4 ч., с.р. – 4ч)

Феномен древнегреческой культуры в истории европейской культурной традиции. Трагедия, спорт, право, философия.

Слово как инструмент политической жизни. Публичность. Скульптурный стиль античной культуры. Исономия - как равное (isoi –“ равные») участие всех граждан в осуществлении власти и тем самым выступление от лица равного другого, от лица государства, объединяющего равных других. Ср.- исократия: власть равных

Великая колонизация и ее последствия. От архаики гомеровской Греции к духовному миру классического полиса: 8-6 вв. до н. э.. Реформы Солона(594г. –избрание на должность первого архонта) и Клисфена (508-507 гг. до н.э.). Героизм древнегреческой культуры.

«Одиссея» как универсальный текст Европейской истории. Проблема гарантированности исторического процесса. От героев жертвенного типа /Ахилл, Патрокл,…/ к героизму Одиссея. Психология героя: от неистовства силы к силе мудрости.

Основные этапы развития древнегреческой философии: натурфилософия, философия классики, философия эпохи эллинизма. Первые философы –6в.. Истина как соучастие в жизни космоса./Гераклит/.

Феномен Акмэ. От принудительности олицетворения к принудительности мысли. Удивление как начало философии /Аристотель/. Удивление = недоумение + восторг. Истина как непотаенность бытия/Хайдеггер/. Невозмутимость жертвенного героя и удивление, недоумение, ирония, цинизм как ориентации в истине бытия: все перед глазами и тем не менее нуждается в наделении смыслом.

Феномен Сократа (ок. 470 – 399 до н. э..) Диалог и истина. «Апология Сократа». Почему Афиняне осудили Сократа на смерть? Как возможен диалог? Истина как совместное усилие по пониманию бытия. Диалогичность истины. Диалоги Платона (427 – 347 до н. э.). Эйдос = образ + смысл. Мир идей. Платоновская теория бытия, познания и общества. Проект «идеального» государства и европейская социально-политическая традиция. Карл Поппер «Открытое общество и его враги». Чары Платона и тоталитаризм.

Аристотель(384 –322 до н.э.) Жизнь и работы. Аристотелевская критика Платона. Учение о причинах: материальная, движущая, формальная и целевая. Учение об Энтелехии. Бог как форма форм, перводвигатель, бог интеллектуалов и философов.

Эпоха эллинизма. Истина и смысл. Значение и бытие. Стоицизм: «лектон» как живое звучащее слово, как организм и душа. Эпикуреизм: ощущение как чутье на происходящее, «в этом что-то есть», как предчувствие. Неоплатонизм: интуиция взгляда как доступ к чистому присутствию в области иррелевантного. «Вещи смотрят на нас, но мы видим их». Бог как Единое, смотрящее на нас.

 

Тема 4. Философия эпохи Средневековья. (лекции4ч. с.р. – 4ч.)

Понятие Средневековья. Феодализм и христианство. Христианство как первая духовная революция. Христианская критика античной культуры. Нагорная проповедь. Мудрость и духовная нищета: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное.» Преображение личности. Сократ и Христос. Героизм и милосердие: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благославляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,…» Непротивление злу насилием: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;…»

Патристика. Аврелий Августин (354 –430). Жизнь и творчество «Исповедь»(400г.) как религиозная философия индивидуальнойжизни, как проповедь самопознания. В чем исповедуется Аврелий? Нерешительность и решимость. Знание и истина. Вера как максимальное воплощение воли. Вера и понимание. Доверие и верность. Основные принципы христианской антропологии. Искушение/соблазн и желание. Греховность человека и опыт свободы. Рождение «внутреннего человека».

Схоластика и Возрождение. Стремление к новому культурному синтезу христианства и античности. Символизм христианского мышления и феномен перспективизма. Гуманизм как опыт испытания человека творчеством и свободой. Почему закончилось Средневековье? Христианская картина мира и опыт бесконечности мира.

 

Тема 5. Наука как предмет философской рефлексии в эпоху Нового времени- (лекция 2ч., с.р. -2ч.)

Понятие Нового времени и мышление. Познание, вера, воображение. Мышление как инструмент интеллектуально - психологического освоения бесконечности. Время и проблема рационализации жизни человека, его деятельности. Призвание науки и опыт самодостаточности субъекта. Реформация и религиозные войны в Европе. Сомнение и неверие. Р. Декарт и его творчество. Cogito–ergo sum. Сомнение и достоверность. Сомнение в творчестве Р. Декарта, М. Монтеня и У. Шекспира. Методическое использование сомнения в научном познании. Феномен самосознания европейского субъекта и рождение субъекта науки. Рационализм и эмпиризм как основные стратегии обоснования научного знания. Наука и гениальность.

 

Тема 6. Проблема историчности в немецкой классической философии. – (лекции 4ч., с.р. -4 ч.)

Как возможна история как наука? «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» И. Канта. Феноменальный и ноуменальный планы исторического процесса. План природы и свобода человеческого деяния. Телеологическая метафора «как если бы…». История и трансцендентальный субъект. Сознание как деятельность синтеза интерсубъективного знания. Исторический процесс, воля и моральный порядок. Категорический императив и история. Зачем нужна история?

Последовательность исторического процесса и хитрость разума. Субъект истории как Абсолют: Он знает, чего он хочет на самом деле (Г. Гегель). История как история свободы. Феноменология духа и опосредованность исторического процесса. Проблема разумности истории. История и будущее.

 

 

Тема 7. Формирование предпосылок современного мышления в философии К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда. – (лекции 4ч., с.р. -4ч.)

Философия истории К. Маркса. Жизнь человека и общественное бытие. Труд как основа непрерывности исторического развития. Вещи как воплощение реальности человека. История как опредмечивание, а историческая наука как распредмечивание деятельности человека. Многомерность исторического процесса: всеобщее и индивидуальное, повторяющееся и уникальное. Историческая реальность и стремление к истине. Большая история как процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций.

Философия истории Ф. Ницше. «О пользе и вреде истории». История как инновационный процесс. Становление и то, что впервые. «Перспективизм» истории и воля к истине. Понятие и метафора в исторической науке. Ницше о истоках европейского мышления. «Рождение трагедии из духа музыки». «Учиться мыслить, как учатся танцевать». Мышление и импровизация.

Психоанализ З. Фрейда как наука о смысле. История как наука о конкретном человеке. Сновидение как парадигма рациональности. Проблема реальности и память. Реальность как осадок из насыщенного раствора воображаемого, как переживание принудительности происходящего с человеком.

«Любить и работать». Формирование человека в процессе труда, способности к усилию и терпению. Подчиниться власти вещей для обретения власти над собой и над ними. Любовь как желание присутствия Другого, встреча с реальностью Другого. Реальность Другого как чистое присутствие, как Дар бытия. Любовь, сексуальность и гендерная идентичность.

 

Тема 8. Cоциальное действие и рациональность истории.- (лекции 4ч., с.р. -4ч.)

Социально – экономический детерминизм и преднамеренность действий человека. К. Маркс и М. Вебер: объективность исторических событий и субъективность действий и поступков. Психологическая «нагруженность» действия. Социальное действие: смысл и установка на Другого. Мотивация действия. Ожидание, понимание, рационализация. Понимание и коммуникация.

Типы социального действия: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целе-рациональное. Целе-рациональное действие как тип социального действия при капитализме Норма прибыли как психологический регулятив. Проблема истоков капитализма в работах М. Вебера “ Протестантская этика и дух капитализма” и С. Булгакова «Философия хозяйства». Работа как призвание. Работа и стресс

Господство как признание власти Другого. Веберовская типология господства. Рационально-бюрократическое управление. Система управления как “идеальная машина” власти. Проблема транзита от эффективного управления к «клинике» власти.

Рациональность и «книжная чувственность». Целерациональность экономической деятельности и существование человека. Социальные условия и дисциплинарные пространства. Дисциплинарные пространства повседневности: от принуждения к признанию и самоконтролю. “ Рождение клиники ” М. Фуко и проблема власти дискурса.

 

Тема 9. Общество как система обменов.-(лекции 4 ч., с.р. – 4ч.)

Проблема антропогенеза в современной науке: у истоков смысла.

Общество как система обменов: Материальными благами, Знаниями, Женщинами - Экономика, Познание, Родство - Труд. Коммуникация. Сексуальность. Способность к дистанции. Проблема реальности как процесс наделения происходящего смыслом. Реальность и ее данность. Определение Реальности: 1. Вещность/Предметность человека. 2. Присутствие Другого.

Человек как tool making animal. Проблема агрессивности против представителей своего вида. Агрессивность как функция от положенияв среде обитания. Сексуальность и брачные игры. Феномен игры в мире животных. Синхронность. Сексуальность и цикличность. Сексуальность гоминид. Агрессивность и жест, поза. Сообщение и коммуникация. От ав стралопитека к неандертальцу и человеку разумному. Феномен наскальной живописи как этап символизации образа.

Человек как субъект экономической деятельности, обмена материальными благами. Потребности и желания. Труд как процесс воздействия на природу. Орудия труда и целесообразная деятельность. Труд как производство различий. История человека и общества как история экономической рациональности.(От К. Маркса к М. Веберу.)

Животное как «стрела, выпущенная природой точно в цель».(Ф. Ницше). Человек как «стрела, летящая мимо цели», как «больное животное».Umwelt: единство потребностей, системы инстинктов и среды обитания. Образ и смысл. Проблема объективации образа.

Желания и коммуникация. Познание и речь. Речь и язык. Дискурс как событие языка, единство вовлеченности, образа мысли, типа воображения и выбора. Дискурс и событие. Мир как событие, как со-бытие. История как история перехода от дописьменной культуры к письменной и массовой.

Общество как система родства, кровнородственных связей. Запрет инцеста и элементарные структуры родства. История человека как история идентичности. Проблема единства исторического процесса как истории смысла.

 

Тема 10. Проблема происхождения языка и речи. От высказывания к тексту.- (лекции 4 ч., с.р. -4ч.)

Что такое – язык?Язык и сообщение. Язык и смысл. К. Г. Юнг о символизме мышления. Символ и язык как инструмент выражения символического. Мумификация символического в языке. Определение символа. Многозначность и целостность. Узнавание символа. Использование символов в товарных знаках. Символ и дефектные установки сознания: односторонность, разрыв мира и человека в сознании. Сознание как функция связи многообразия опыта и эго, как чрезвычайное упрощение мира, как «данайский дар культуры». Функции символической системы информации. Психологическая работа сновидения. «Перезагрузка».

Сновидение как опыт образов и в образах. Проблема истоков символического: Метафора.. Метафора и ее денотат (См: «сырая красота естественных как листья леса лет»). Теории метафоры.

Функция выражения как такового, как эмоции, лишенной формы (Э.Кассирер). Выражение лица (крупный план в кино, рекламе, клипе…). Лицо как пространство кросс - идентификации.

Проблема языка: 1. Язык как способ выражения мысли2. Язык как способ понимания. Принудительность языка и присутствие Другого. 3. Язык как способ выражения желания, быть признанным Другим.

Фрейд: Другой и Вещь, как … («По ту сторону принципа удовольствия»). Бессознательное как часть дискурса Другого, которой не хватает для выражения непрерывности собственной истории. Основные направления философии языка: герменевтика, лингвистический анализ, психоанализ. Л. Витгенштейн о языке как системе значений и их употреблений, «языковых игр». Лирическое стихотворение как парадигма языка. Язык как единство сообщения и интенциональности. Фрейд о интенциональности языка. «Печаль и меланхолия».

Язык и рефлексия. Теория «бикамерного ума» Юлиана Джейнеса. Речь как единство голоса и смысла. Язык «Илиады». Речь и сознание. Феномен фонетического письма. Встреча голоса и видимого знака. Сознаниекак работа лексической метафоры. Звук как наименее контролируемая чувственная модальность. Голос как поводырь реальности: голос за кадром, спортивный комментарий, … Субъект как тот, кто слышит голос.Век имен для животных и начало пещерных изображений. «Слово стало плотью». Речь и экзистенциальное априори. Голос и текст.

 

Тема 11. Массовая культура как производство желания.- (лекция 4ч., с.р. – 4ч.)

Целерациональное действие и «книжная чувственность». Речь и желание. Выражение и объективация: производство человека и его цена. Потребление как способ выражения и самоутверждения «массового человека.»

Истоки, структура и динамика субъективной жизни человека. Идентификация, отчуждение, субъекция. Ускользающие «объекты» бессознательного. Сознание и кризис идентичности в условиях массовой культуры. Высказывание как социальное действие. Нарративы и перформативные акты.

Достоинство или “право на идентичность”. Человек как субъект текста. Коммуникативные тупики и письменная культура. Мышление и зрелище. Человек в Галактике Гуттенберга и системах массовых коммуникаций.

 

Тема 12. Произведение искусства как трансисторический феномен. Проект исторической герменевтики. 2ч., с.р -4ч.)

Художественное произведение как про – изведение истины бытия. Эстетическое сознание и переживание красоты. Истоки художественного творения. Призвание поэзии как связи времен.

Понимание, вчувствование/einfullung, интенциональность, комментарий и интерпретация. Коммуникативные тупики и художественное произведение. Историческое бытие и рефлексия. Движение языка к самому себе. «Герменевтическое мерцание» как смысл лирического стихотворения. Неспособность к разговору и техника коммуникации. Диалог и общность мира произведения. Зоны неопределенности. Смысловое ожидание. Эстетика и телеология.

 

Тема 13. Проблемамифологического сознания в философии 20 века

(по работе Р. Барта «Мифологии») – семинарское занятие 4 часа, с.р. с преподавателем -4ч., с.р. 4 часа).

Философское произведение как формат философского знания. Название произведения и образ мысли автора. Ролан Барт –теоретик и практик мифологии.

Природа и история. От знака к смыслу. Мифологическое сознание древности и мифологии массовой культуры: производство, реклама, кинематограф. Проблема истоков семиотического.

Мифотворчество. Основные особенности современного мифа в концепции Р. Барта. Современная культура как сфера циркуляции мифов. Миф как похищение языка.

 

Вопросы к тексту:

1. Какое значение придает Р. Барт понятию мифа?

2. Почему миф – это язык?

3. Что такое дискурс?

4. Что такое миф как семиологическая система?

5. Как соотносятся знак, означаемое и означающее?

6. Почему Барт считает миф вторичной семиологической системой?

7. Почему, говоря о значении в мифе, Р.Барт использует термин «деформация»?

8. В каком смысле миф оказывается «похищением языка»?

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару

 

Основная:

1. Барт Р. Мифологии. М., 1996, 2000.

Несколько фрагментов из «Мифологий» ч.1 по выбору. Рекомендуемые фрагменты:

«Игрушки» (с.102 -104), «Лицо Греты Гарбо» (с.113 -115),««Глубинная» реклама». (с.125 -127).

Ч.2 Миф сегодня. с. 233 – 264.

2. Барт Р. Война языков. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., Прогресс,1986, с.535-541

 

Дополнительная:

1. Декомб Винсент Современная французская философия. М, 2000, с.

2. Чехов М.А. Путь актёра — М., АСТ — 2003.

 

 

Тема 14. Особенности цивилизационного процесса в России.- (лекция 2ч., с.р. 2ч.) -

Проблема исторической миссии России в русской философии 19 – 20 веков. Россия и Запад в «Философических письмах» П. Чаадаева. Западничество и славянофильство в истории русской философской и общественно политической мысли. Почвенничество Ф. М. Достоевского. Русский и европейский нигилизм как отрицание смысла жизни и истории. Ф. Ницше и Ф. Достоевский: пророчество тоталитаризма, вопрос о «цене» гуманизма и демократии, проектов общественного устройства? Морализм и терпимость. Проблема русской национальной идеи. Национальный мессианизм как поиски русского Христа. Мессианизм и национализм. Высшее здоровье человека, свобода и пространство конкуренции. Данилевский и Ж. Деррида о европоцентризме и европейской идентичности.

Государство, общество, нация в Европе и в России. Национальное государство в Европе. «Право наций на самоопределение» в России. Процессы интеграции мирового сообщества и реальность народа.

 

Тема 15. Символический обмен. (по работе Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть») семинарское занятие -4 часа, с.р. –

Феномен смерти в философии постмодерна. Смерть как фантазм, создающий социальную иерархию и производство в современной культуре. Эпоха Возрождения и ее значение в развитии европейской культуры. Понятие симулякра. Порядок симулякров. Подделка, производство, симуляция. Труд и производство в эпоху общества потребления и массовой культуры. Понятие гиперреальности.

 

Вопросы к тексту:

1. Почему в названии своей работы Ж. Бодрийяр использует слово «смерть»?

2. В чем состоит переломный характер эпохи Возрождения в отношении европейского человека к реальности?

3. Что такое симулякр?

4. Как соотносятся знак и симулякр?

5. Что делает возможным существование «подделки» как симулякра первого порядка.

6. В чем заключается сущность «серийности»? Какую «игру знаков» порождает серийность?

7. Что такое «код»? В чем состоит значение кода для европейской культуры и философии?

8. Какой из трех порядков симулякров ближе к сущности человека?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. ч 2. Порядок симулякров, с. 113- 132.

 

Дополнительная:

1. Декомб Винсент Современная французская философия. М, 20001

2. Мосс М. Очерк о даре// Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996

 

Тема 16. Переоценка ценностей в истории европейской метафизики (по работе М. Хайдеггера «Европейский нигилизм») – семинарское занятие -4 ч., с.р. с преп. -4 ч., с.р. 4ч)

Понятие нигилизма. Происхождение нигилизма и три формы нигилизма.

Тезис Протагора. Господство субъекта в эпоху Нового времени. Cogito Декарта как

Cogito me cogitare. Декартово cogito sum. Новоевропейская метафизика, картина мира и стремление к власти.

 

Вопросы к тексту:

1. Что такое нигилизм?

2. Каковы, согласно Ф.Ницше, три условия возникновения нигилизма?

3. Какую интерпретацию дает М.Хайдеггер тезису Протагора? В чем отличие греческого мировосприятия от новоевропейского субъективизма?

4. Что значит «присутствие» и «сущее как непотаенное»?

5. Что означает слово субъект, каково его этимологическое значение?

6. Какое значение понятие свободы получает в эпоху Нового времени?

7. В чем состоит значение тезиса Декарта как основы новоевропейской метафизики. В чем сложность верного понимания данного тезиса, согласно Хайдеггеру?

8. Какую взаимосвязь между Декартом и Ницше намечает Хайдеггер?

9. Раскройте смысл понятия «пред-ставления».

10. Какое значение на развитие метафизики оказывает тезис Декарта? Какие последствия имеют эти изменения для вопросов о истине и бытии?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

 

1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм.// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 79 – 82, 114 -131.

 

Дополнительная:

 

1. Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб. 2005, с. 330 – 345, 368 -381.

 

Тема 17. Философия как прояснение языковых затруднений (по работе Л. Витгенштейна «О достоверности») семинарское занятие -4 часа, с.р. с преп. 4ч., с.р. 4 ч.)

Роль Витгенштейна в развитии философии лингвистического анализа. Достоверность, язык и реальность. Значение как употребление языка. Понятия «языковых игр», «семейных сходств», «видения языка», «следования правилу».

Философия как терапевтическая работа с языком.

 

Вопросы к тексту (фрагменты 1- 65):

1. Существует ли различие между знанием и достоверностью?

2. В чем Л. Витгенштейн видит парадоксальность высказывания «Я знаю»?

3. Назовите условия необходимые для доказательства невозможности ошибки.

4. Что такое «языковая игра»?

5. Почему Л. Витгенштейн говорит о соответствии между понятиями «значение» и «правило»?

(фрагменты 410 – 479)

6. Почему значение возможно только в рамках знания как системы?

7. Может ли «предполагание» рассматриваться как основа мышления?

8. Что значит «знать»?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

1. Витгенштейн Л. О достоверности.//Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1., М., 1994. с.323 -331, 367 – 376.

 

Дополнительная:

1. Козлова М.С. Философские искания Л. Витгенштейна. Вступительная статья к// Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М., 1994.

2. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993.

Тема 18. Деконструкция или герменевтика исторического опыта?

 

Тема18.1 Деконструкция. Конец книги и начало письма? (по работе Ж. Деррида «О грамматологии») семинарское занятие -4 ч., с.р. с преп.4 ч., с.р.- 4ч.)

Язык и граница мира. О чем нельзя говорить ясно, о том следует молчать? Что значит говорить: желание выразить себя или подтверждение метафизического проекта? Голос и/или письмо.

 

Вопросы к тексту:

1. Почему Ж. Деррида обращается к проблеме языка?

2. Что такое язык, речевая деятельность, речь?

3. Почему понятие языка, по Деррида, оказывается шире понятия языка?

4. Дайте определения понятиям «письмо» и «язык».

5. Как соотносятся язык и истина, письмо и истина?

6. В чем состоит значение «внеположности означающего»?

7. Что такое логоцентризм?

8. Возможна ли постановка вопроса о бытии в рамках деконструкции?

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. с. 119 – 143.

 

Дополнительная:

1. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

2. Марков Б.В. Знаки бытия., СПб., 2001, с.110 – 132.

 

Тема 18.2 Герменевтика исторического опыта (по работе Г. Г. Гадамера «Введение к работе Мартина Хайдеггера «Исток художественного творения») семинарское занятие -4 часа, с.р. с преп. 4ч., с.р. 4ч.)

Проблема исторического познания как значение «содеянного». Научные факты и исторические памятники. Письмо и бытие. Герменевтика понимания как культурно – историческая психология. Принудительность понимания. Герменевтика как искусство взаимопонимания, событие языка. Разговор и говор. Единство речи и экзистенциальной ситуации. Герменевтический феномен самопонимания. Вещь и художественное творение. Произведение искусства как истина о сущем.

 

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

Гадамер Г.Г. Введение к работе Мартина Хайдеггера «Исток художественного творения»// Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.М,, 1991, с.100 -116

 

Дополнительная:

 

Марков Б.В. Знаки бытия., СПб., 2001, с.110 – 132.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.131 (0.019 с.)