Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интегрированная среда QBASIC

Поиск

Запуск и завершение QBASIC

QBASIC является приложением MS-DOS, которое нормально работает под Windows. Чтобы начать работу с QBASIC, надо запустить программу QBASIC.EXE.

Запускать QBASIC любым удобным способом:

¨ С помощью ярлыка на Рабочем столе QBASIC;

¨ Из папки Бейсик на диске С: запустить на выполнение файл qbasic.exe.

После запуска QBASIC на экране появится окно. Для снятия заставки и перехода в основное окно редактора нажмите {Esc}. Завершение работы – (Файл-Выход)

 

Главное меню QBASIC

Главное меню содержит несколько пунктов (Файл, Редактирование, Просмотр и т.п.). Для выбора пункта меню щелкнуть мышью на его название или нажать клавишу { Alt }.

После выбора пункта меню раскрывается нисходящее меню со списком команд данного пункта.

Пункт Файл

¨ Новый. Работа с неозаглавленной заготовкой нового файла.

¨ Открыть. Открыть существующий файл. В открывшемся окне необходимо найти имя существующего файла. Для перемещения по полям используйте мышь или клавишу {Tab}.

¨ Сохранить. На диске сохраняется текущая версия вашей программы. При первоначальном сохранении файла необходимо присвоить имя создаваемому файлу.

¨ Сохранить как… откроется стандартное диалоговое окно, в котором надо указать имя. Этой командой можно создать обновленную версию программы, сохранив старую в неприкосновенности.

¨ Печать. Печать открытого файла на принтере.

¨ Выход. Завершает работу QBASIC.

Пункт Редактирование

Можно переместить или скопировать выделенный фрагмент текста в другое место того же файла или в другой файл. Для выделения фрагмента необходимо подвести курсор к началу выделяемого участка, нажать {Shift} и, не отпуская ее, «закрашивать» участок.

Пункт Запуск

¨ Запуск {Shift+F5}. Запуск программы с первой исполняемой команды.

¨ Перезапустить. Подготовка программы к запуску с первой исполняемой команды. Эта команда удаляет все введенные вами данные и высвечивает первую исполняемую команду.

¨ Продолжить{F5}. Работа возобновляется с той команды, на которой программа была остановлена.

Окно среды QBASIC

После запуска программы QBASIC, на экране появляется основное окно текстового редактора.

Основные операции с программой проводятся в окне редактора: набирается, редактируется текст, отлаживается программа и т. п.

Результаты своей работы программа выдает на выходной экран QBASIC, который “скрыт” под окном редактора. Выходной экран выдается и после завершения программы, - для возврата в окно редактора необходимо нажать любую клавишу.

F4 – универсальный переключатель между окном редактора и выходным экраном QBASIC.

Встроенный справочник QBASIC

 

{Shift+F1}- на экране появится окно системы помощи QBASIC. Для перемещения по пунктам кадра используют клавиши {Tab}, стрелки управления курсором, {PgUp}, {PgDn}.

Если в окне текстового редактора подвести курсор под какое-либо служебное слово и нажать{F1}, на экране появится раздел алфавитного указателя, поясняющий это слово.

 

Пример 1

CLS

INPUT”Введите фамилию”;F$

INPUT”Введите имя”;I$

RS$=F$+” “+I$

PRINT”Уважаемый (ая) ”;RS$;”,я думаю, что мы с вами сработаемся”

END

¨ Набрать текст программы;

¨ Сохранить его на диск с именем prog1;

¨ Запустить программу на выполнение;

¨ Получить справку по оператору INPUT.

 

Пример 2

SCREEN 9

Color 1,5

Circle(200,180),100,6

Paint Step(0,0),7,6

Line(20,30)-(70,70),4,BF

¨ Набрать текст программы;

¨ Сохранить его на диск с именем prog2;

¨ Запустить программу на выполнение;

¨ Скопировать 3-ю и 4-ю строку и вставить после 5-ой

¨ Внести изменение: вместо значения 200 поставить 400

¨ Запустить программу на выполнение

Основные сведения о QBASIC

Алфавит QBASIC

Алфавит языка BASIC включает:

¨ Все латинские прописные и строчные буквы;

¨ Арабские цифры 0-9;

¨ Знаки арифметических операций:^; *; /; +; -; \; MOD.

¨ Знаки операций отношения: =; >; <; >=; <=; <>.

¨ Разделители и прочие символы:

. – точка;

, - запятая;

; - точка с запятой;

: - двоеточие;

_ - пробел;

! – признак вещественной величины;

# - признак вещественной величины двойной точности;

% - признак целой величины;

& - признак длинной целой величины

$ - признак текстовой величины;

() – круглые скобки;

– кавычки;

– апостроф.

Используются также буквы русского алфавита, но в текстовых константах или комментариях.

 
 

Данные в языке QBASIC

Помните! Разделителем целой и дробной частей является точка.

 

Например:

102! – константа, числовая, вещественная, обычной точности.

95966.46789# - константа, числовая, вещественная, двойной точности.

4326% - константа, числовая, целая.

“План на неделю” – константа текстовая. Заключается в кавычки.

Переменные

 
 

Переменная – это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы, обозначается именем (идентификатором).

Имя переменной – это произвольный набор символов, который может содержать о 1 до 40 символов. Первый символ должен быть латинской буквой, а остальные – латинские буквы или цифры. Регистр букв не имеет значения.

Примеры имен: A; dN; GodRozd; k1%; dlina!

 
 

Тип переменной BASIC различает пять типов данных. Когда записано с=a+b+2, BASIC должен знать, какой тип чисел имеется в виду. BASIC распознает тип переменной по суффиксу, т.е. по последнему символу в имени переменной.

Применение суффиксов не всегда удобно: они загромождают текст, да и ошибиться в них легко.

Поэтому в BASIC предусмотрен другой способ описания типа переменной.

Общий формат команды описания типа:

DEFINT X-X (целые числа, INTeger)

DEFLNG X-X (длинные целые числа, LoNG)

DEFSNG X-X (вещественные числа обычной точности, SiNGle)

DEFDBL X-X (вещественные числа двойной точности, DouBLe)

DEFSTR X-X (строки символов, STRing)

Комбинация X-X - диапазон букв. Вместо диапазона можно указать одну букву.

Например:

DEFLNG A-D, все переменные, имена которых начинаются с букв, лежащих в указанном диапазоне, т.е. с A до D, будут считаться длинными целыми (aRc, BT, DLINA и т.п.)

DEFSTR STR, переменная STR- строка символов.

Константы

Константы (числовые или строковые) не меняются в ходе исполнения программы. Значения констант записываются явно, числом или строкой символов. Например:

A%=12

Z$=”План на неделю”

n!=-54.2

Существует специальный оператор для описания констант.

Формат описания констант:

CONST имя переменной=константа

Например:

CONST F2=60, n%=12

Если переменная описана как константа с помощью CONST, QBASIC не позволит случайно изменить ее значение.

 

Пример:

CLS

DEFINT A-C

DEFLNG R

CONST G = 5

INPUT "Введите три значения"; A, B, C

R = A ^ 2 + B * C + G

PRINT "R="; R

END

 

Задание:

1. Набрать программу.

2. Запустить на выполнение.

3. В третьей строке внести изменение - DEF LNG заменить на DEFSNG.

4. В 6-ой строке внести изменение - * заменить на /.

Выражения в языке QBASIC

В языке QBASIC используются:

• Арифметические выражения;

• Условные выражения;

• Логические выражения;

• Символьные выражения.

 

Арифметические выражения

 

Операндами арифметического выражения могут быть переменные, константы, функции и другие арифметические выражения. В арифметических выражениях используются следующие арифметические операции.

Знак операции Название Пример
^ возведение в степень X^Y
* умножение X*Y
/ деление X/Y
+ сложение X+Y
- вычитание X-Y
\ деление нацело X\Y; 10\4 (ответ-2)
MOD вычисление остатка от целочисленного деления X MOD Y 10 MOD 3 (ответ-1)

Операции расположены в порядке уменьшения приоритета. Для изменения приоритета используются круглые скобки.

 

;
Например:

х2 – х + 2 на языке QBASIC (х ^ 2 – х + 2) / (х ^ 4+5*х^2+40)

х4+5х2+40

Условные выражения

 

Операндами условного выражения могут быть переменные, числа, функции, строки символов. Знаками отношения в условных выражениях служат:

= - равно;

> - больше;

< - меньше;

>= - больше или равно;

<= - меньше или равно;

<> - не равно.

Условное выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Условные выражения широко используются в операциях ветвления и в организации циклов.

Например:

IF k>0 THEN …

WHILE I=0 …

Логические выражения

 

Операндами логического выражения являются условные выражения, которые соединяются между собой знаками логических операций AND ("И", конъюнкция), OR ("ИЛИ", дизъюнкция), NOT (отрицание),

Например:

a+b>c AND d<>8

NOT(a>b)

Логическое выражение принимает булево (логическое) значение: TRUE или FALSE.

Частный случай логического выражения - условное выражение.

Так же, как и условные выражения, логические выражения применяются в операциях ветвления и в организации циклов, Например:

IF d<>0 AND z$="V" THEN…

WHILE d=0 OR k>40…

 

Символьные выражения

 

Операндами символьных выражений являются строки символов. Для этих выражений определена лишь одна операция - конкатенация (соединение) строк. Знак операции - "+", а результат операции - новая строка символов. Например, "Оболочка "+"Windows" результата - " Оболочка Windows"

 

Встроенные функции

Функция Назначение (математическая запись) Пример/результат
Математические функции
ABS(арифм_выражение) Модуль значения арифм_выражения(|X|) ABS(-3) / 3
ATN(арифм_выражение) арктангенс значения арифм_выражения (arctgx)  
COS(угол) Косинус аргумента (угол в радианах) (cosx)  
SIN(угол) Синус аргумента (угол в радианах) (sinx) SIN(PI/2) / 1
TAN(угол) Тангенс аргумента (угол в радианах) (tgx)  
EXP(арифм_выражение) Экспоненту значения арифм_выражения (ex )  
LOG(арифм_выражение) Натуральный логарифм (lnx)  
SQR(арифм_выражение) Корень квадратный из значения арифм_выражения (ÖX) SQR(1.44) / 1.2
Функции преобразования числовых значений
FIX(арифм_выражение) Целая часть арифм_выражения FIX(24.3) / 24 FIX(-24.8) / -24
INT(арифм_выражение) Наибольшее целое, которое меньше или Равно значению арифм_выражения INT(24.3) / 24 INT(-24,3) / -25
CINT(арифм_выражение) Округляет значение арифм_выражения по правилам арифметики CINT(24.3) / 24 CINT(-24,8) / -25 CINT(-24,3) / -24

Задание1: Записать выражения на языке программирования QBASIC

 

;
tg2 x

       
 
 
   


½ x ½ + sin x3

       
   


√|х-1| • ³√| у |

 

A=
;
(1+Y)(X+Y(X²+4))

-x-2 + (x²+4)

 

B =
1+cos(Y-Z)

х 4

2 + sin2 Z

 

Практическое задание:

1)

 

 

B = х (arctg2 Z – l – (x + 3) )

Команды в языке QBASIC

 

Программа, написанная на любом языке программирования, представляет собой набор инструкций, описывающий процесс выполнения алгоритма задачи. Инструкции записываются по определенным правилам, предусмотренным требованиями языка. Инструкции исходной программы называются командами или операторами.

 

Оператор комментариев

 

Любую команду в программе можно снабдить поясняющим текстом - комментарием. Комментарии облегчают понимание текста программы. Комментарии можно записать двумя способами:

a) REM произвольный текст

b) ' произвольный текст

На ход вычислений команда REM никакого влияния не оказывает.

Например:

REM вычисление функции

' вычисление функции

 

Оператор присваивания

Формат:

Имя переменной = выражение

Эта команда выполняется в два шага:

1) вычисляется значение арифметического или символьного выражения, указанного в правой части команды;

2) это значение присваивается переменной, записанной в левой части команды.

Например:

A = Y+X/Z²

 

Оператор ввода данных

Динамический ввод данных

Формат:

INPUT "Сообщение", список переменных

При выполнении команды INPUT вычисления приостанавливаются и на экран дисплея выводится поясняющее сообщение, если вы его написали. В списке переменных через запятую указываются имена переменных, которые принимают вводимые данные.

Например:

Команда: INPUT"Введите коэффициент и код режима",B,KR$

Экран: Введите коэффициент и код режима

Курсор устанавливается следом за последним символом выведенного текста, и программа ожидает ввода данных. Вы должны через запятую набрать все данные и нажать клавишу {Enter}.

Если строка символов замкнута не запятой, а точкой с запятой, INPUT выводит следом за текстом символ "?" и устанавливает курсор через пробел после "?".

Например:

Команда: INPUT"Год рождения";GR$

Экран: Год рождения?_

Сообщение в INPUT можно опустить. Тогда на экран будет просто выдан знак вопроса.

Тип и количество вводимых данных должны соответствовать типу и количеству описанных переменных.

 

Например:

Команда: INPUT "Введите № группы, факультет, фамилию";N,K,F$

Экран: Введите № факультет, фамилию, фамилию? 2,10,Петров

Виды ошибок:

1. Тип данных не совпадает с типом переменных.

2. Ввели слишком много данных.

 

Оператор вывода данных

 

Формат:

PRINT список_выражений

В поле операндов через запятую или через точку с запятой перечисляются выражения, значения которых надо вывести. Значения данных выводятся с текущей позиции курсора.

 

1. Плотный вывод - разделитель ";"

Например:

a) Команда: PRINT"Мне";K;"лет"

Экран: Мне 16 лет (если К=16)

Перед значением числа выводится либо пробел, либо знак "минус".

b) Команда: PRINT"Пра";"бабушка"

Экран: Прабабушка

2. Зональный вывод - разделитель ","

Если указана запятая, QBASIC выводит данные по зонам, каждая зона - 14 позиций.

Например:

Команда: PRINT"Мне",K,"лет"

Экран: Мне 16 лет (если К=16)

3. Вывод в разных строках

Например:

Команда: PRINT "Зарплата"

PRINT ZP;"руб"

Экран: Зарплата

2000 руб

Пример. Даны катет прямоугольного треугольника и прилежащий угол. Определить площадь треугольника и гипотенузу. Длину и угол в радианах ввести динамически. Результат вычисления вывести в разных зонах.

 

INPUT"Введите катет прямоугольного треугольника и прилежащий угол";A,U

C=A/COS(U) 'Вычисление гипотенузы

B=SQR(C^2-A^2) 'Вычисление катета

S= 0.5*B*A 'Вычисление площади треугольника

PRINT"C=";C,"S=";S

End

 

Для самостоятельного решения:

1. Кольцо задано радиусами двух окружностей. Вычислить площадь кольца. Данные задать динамически. Результат вычисления вывести в разных строках.

2. Даны числа x, y, z. Вычислить s=x2+y/(z2+y2/(x+y)3). Данные ввести динамически.

Статический ввод данных

Если программа постоянно работает с некоторым набором числовых или символьных констант, то можно объявить такой набор блоком данных:

DATA список констант

В списке констант через запятую указываются значения констант, Например:

10 DATA 5,25,19.6,30,12,"ABC"

20 DATA "BASIC","Pascal",25.9

В программе можно записать произвольное число операторов DATA. В блок данных по порядку включаются все константы и в памяти создаётся специальный указатель блока данных. Во время работы программы этот указатель содержит порядковый номер константы в блоке данных. При запуске программы указатель показывает на первую константу из блока данных.

Для присвоения значений констант из блока данных переменным используется оператор READ:

READ список переменных

В списке переменных через запятую указываются имена переменных, которым присваиваются значения констант из блока данных. Типы переменных в списке READ должны соответствовать типам констант из блока данных. Например:

READ a%, m%, t

Переменным a%, m%, t присвоятся значения 5, 25 и 19.6. Указатель перемещается на 4-ую константу. Оператор

READ c, sc%, a$

Присвоит переменным c, sc%, a$ значения 30, 12, "ABC" и указатель переместится на "BASIC" и т.д.

Как несколько раз прочитать одни и те же данные из блока данных? Для восстановления указателя блока данных используется оператор RESTORE:

 

RESTORE номер строки или метка

 

где номер строки должен указывать на оператор DATA.

Если не указан номер строки, следующий после RESTORE, READ начнет чтение с первой константы блока данных.

Например:

RESTORE

READ vk%, s%

RESTORE 20

READ z1$, z2$

vk%, s% присвоятся значения 5 и 25, а переменным z1$, z2$ - значения "BASIC" и "Pascal".

Блок данных удобен в тех случаях, когда несколько раз используется одна и та же последовательность констант.

Пример. Составить программу нахождения высоты равнобедренной трапеции, у которой основания 5м и 11м, а боковая сторона 4м. Данные ввести статически.

DATA 5,11,4

READ BC,AD,AB

AE=(AD-BC)/2 'Основание треугольника

HT=SQR(AB^2-AE^2)

PRINT "Высота трапеции ="; HT

END

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.01 с.)