Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ ликвидности и платёжеспособности предприятия



Введение

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которая во многом определяется умением её анализировать.

Финансовый менеджмент представляет собой специфическую область управленческой деятельности, направленной на организацию денежных потоков предприятия, формирование, привлечение и использование капитала, получение денежных доходов и создание фондов необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.

Основной задачей финансового менеджмента является построение эффективной системы управления финансами предприятия, которая направлена на поиск оптимального сочетания стратегических и тактических целей и учитывает такие факторы, как форма собственности, организационно-правовой статус, отраслевые, технологические, демографические особенности, квалификацию персонала и размер предприятия.

Цель данной работы – теоретически и практически выполнить пять заданий из области управления финансами предприятия, выбора рациональной финансовой политики, оценки и прогнозирования уровня финансового состояния предприятия, финансовых результатов его деятельности.

 

Задание 1. Оценка показателей финансового состояния предприятия

Задание 1. Пользуясь данными бухгалтерского баланса и отчета о прибылях (см. Приложение) и убытках, рассчитайте коэффициенты ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и оборачиваемости, дайте оценку уровня и динамики финансового состояния предприятия за анализируемый период, предложите мероприятия для улучшения финансового состояния по каждой группе коэффициентов и постройте прогнозные баланс и отчет о прибылях и убытках.

Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении структур его активов и пассивов, т. е. средств предприятия и их источников. Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платёжеспособности предприятия.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платёжеспособностью и финансовой устойчивостью.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия следует знать такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платёжеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

 

Б – валюта баланса, руб.

Стала общепризнанной точка зрения на то, что предприятие считается финансово независимым, если значение этого коэффициента превышает 0,5. Это не совсем обосновано по следующим причинам.

Во-первых, в составе собственного капитала значительный удельный вес занимает добавочный капитал, который образовывался на протяжении ряда лет, исходя из данных переоценки объектов основных средств и капитальных вложений. Однако если в момент переоценки величина добавочного капитала соответствовала приросту реальной стоимости основных средств в связи с инфляцией, то со временем фактическая стоимость значительно «оторвалась» от этой величины в связи с моральным и физическим старением основных фондов. Поэтому при расчете коэффициента финансовой независимости значение добавочного капитала должно быть уточнено.

Во-вторых, сумма кредиторской задолженности, отраженная в балансе, не во всех случаях совпадает с реальной задолженностью предприятия перед кредиторами. Она должна быть скорректирована в зависимости от условий, предусмотренных в договорах, например, на сумму пени, штрафов в связи с несвоевременностью расчетов, а также на коэффициент инфляции. И только после этих корректировок мы сможем дать реальную оценку финансовой независимости предприятия.

В-третьих, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и закона об акционерных обществах акционерные общества должны ежегодно по данным годовой бухгалтерской отчетности рассчитывать показатель величины чистых активов, который является разностью между величиной активов (за вычетом НДС и доходов будущих периодов) и величиной краткосрочных обязательств. Чистые активы более достоверно отражают реальную стоимость собственного капитала предприятия. Если уставный капитал общества становится меньше, чем стоимость чистых активов, акционерное общество обязано уменьшить его на эту величину. Отсюда более правильно, на наш взгляд, в знаменателе формулы для расчета коэффициента финансовой независимости использовать показатель чистых активов.

2 Коэффициент финансовой зависимости (Кфз). Данный показатель является обратным показателю концентрации собственного капитала и определяется как отношение суммы источников средств (валюты баланса) к величине собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия.

(1.15)

3 Коэффициент заемного капитала (Кзк). Определяется как отношение заемного капитала к валюте баланса. По значению данного показателя можно судить о том, какую долю заемные средства составляют в общей сумме источников средств предприятия.

(1.16)

где ЗК – заемный капитал, руб.

 

4 Коэффициент маневренности собственного капитала (Км).

Определяется как отношение чистого оборотного капитала (наличие источников собственных оборотных средств) к общей сумме собственного капитала. По значению данного показателя можно судить о том, какая часть собственного капитала используется для вложения в оборотные средства, а какая часть капитализирована, т.е. во внеоборотные активы за вычетом доли, приходящейся на долгосрочные обязательства.

(1.17)

где ЧОК – чистый оборотный капитал, руб.

Значение этого показателя зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

5. Коэффициент структуры долгосрочных вложений (Ксдв).

Определяется отношением суммы долгосрочных заемных средств к общей сумме внеоборотных активов. Данный показатель характеризует, какая часть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных средств.

(1.18)

где ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы, руб.;

ВОА – внеоборотные активы, руб.

6. Коэффициент структуры заемного капитала (Ксзк).

Представляет собой отношение долгосрочных пассивов к общей сумме заемных средств.

(1.19)

где ДО – долгосрочные обязательства, руб.;

КО – краткосрочные обязательства, руб.

Анализ рентабельности

Важную роль в оценке инвестиционной привлекательности, а также в определении влияния реализованных инвестиционных проектов на изменение инвестиционной привлекательности предприятия играют показатели рентабельности. Среди них:

-рентабельность хозяйственной деятельности (рентабельность имущества или активов);

-рентабельность продукции;

-финансовая рентабельность;

-рентабельность оборотных активов;

-рентабельность производства;

-рентабельность собственного капитала;

-рентабельность продаж.

. Рентабельность активов является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, поскольку получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности выбора и рациональности принимаемых управленческих решений, основанных на анализе показателей инвестиционной привлекательности предприятия и его финансовой устойчивости.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, то есть способность предприятия получать ожидаемую норму прибыли на инвестиции в достаточно длительной перспективе. Для кредиторов и инвесторов, вкладывающих деньги в предприятие, данный показатель является надежным индикатором, гарантирующим получение требуемой нормы прибыли, который базируется на финансовой устойчивости предприятия и ликвидности отдельных статей баланса.

При определении рентабельности активов следует исходить из того факта, что численное значение стоимости имущества не остается неизменным за срок ввода в эксплуатацию новых основных фондов или выбытия имущества. Поэтому при исчислении рентабельности активов следует определять их среднее значение.

Все показатели рентабельности, рассчитываемые в курсовой работе, можно подразделить на следующие:

- 1.Показатели рентабельности хозяйственной деятельности (рентабельности активов или имущества).

- 2.Показатели финансовой рентабельности.

- 3.Показатели рентабельности продукции.

 

Задание 3. Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости, прибыли и точки безубыточности

 

Задание 3. Рассчитать тремя способами точку безубыточности при многономенклатурном производстве и проверить расчет.

 

Исходные данные для расчета точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, полученные на основе отчетных данных, предшествующих реализации инвестиционного проекта

Показатели Количество, ед. Цена единицы, руб. Стоимость, руб.
1. Продажи
1.1 Продукция А      
1.2 Продукция Б      
1.3 Продукция В      
1.4 Продукция Г      
1.5 Итого   Х  
2. Переменные затраты
2.1 Продукция А      
2.2 Продукция Б      
2.3 Продукция В      
2.4 Продукция Г      
2.5 Итого   Х  
3. Маржинальный доход
Всего (стр.1.5 – стр.2.5)  
4. Общие постоянные затраты  

 

Анализ соотношения объёма продаж, себестоимости и прибыли заключается в определении точки безубыточности – такого соотношения трёх перечисленных показателей, которое обеспе­чивает безубыточное функционирование предприятия. Настоящий материал посвящен расчётам точки безубыточности для предприятий, выпускающих различ­ный ассортимент продукции, т.е. являющихся многономенкла­турными.

В качестве примера рассмотрим методику определения точки безубыточности для многономенклатурного предприятия, отра­жающую наиболее распространенный подход к решению этой за­дачи.

Точку безубыточности в натуральном выражении предлагает­ся рассчитывать двумя способами. По первому способу для опре­деления точки безубыточности рассчитывается коэффициент (Кт), показывающий соотношение постоянных затрат (Зпост) и маржинального дохода (Дм) от реализации всего ассортимента продукции за анализируемый период:

КТ = (3.1)

Тогда для i-го вида продукции объём продаж, обеспечиваю­щий безубыточность (Ккрi), можно определить как произведение коэффициента КТ на объём продаж i-го вида продукции за анали­зируемый период в натуральном выражении (кi).

Ккрi = КТ * кi (3.2)

По второму способу расчёт точки безубыточности ведется в стоимостном выражении, т. е. определяется величина выручки от реализации в точке безубыточности (Врт).

Врт = Зпостдм = Зпостм * Вр (3.3)

Кдм = Дмр. (3.4)

где Кдм – коэффициент маржинального дохода;

Вр – выручка от реализации всего продаваемого ассортимента, руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi (3.5)

 

Ккрi = Ккр * кi (3.6)

 

где цi – цена единицы продукции i-гo вида, руб.;

Ккр – коэффициент, отражающий соотношение объёма реализации в точ­ке безубыточности к общему объёму реализации.

Недостатком предлагаемой методики является предположение, что структура производства и реализации продукции, сложившаяся в рассматриваемом периоде, сохранится в перспективе, что маловероятно, поскольку меняется спрос, объём заказов, номенклатура изделий.

Рассмотрим расчёт точки безубыточности для многономенклатурного предприятия на примере, исходные данные для которого отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Исходные данные для расчёта точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели Количество, единиц Цена единицы, руб. Стоимость, руб.
1. Продажи
1.1 Продукция А      
1.2 Продукция Б      
1.3 Продукция В      
1.4 Продукция Г      
1.5 Итого   х  
2. Переменные затраты
2.1 Продукция А      
2.2 Продукция Б      
2.3 Продукция В      
2.4 Продукция Г      
2.5 Итого   х  
3. Маржинальный доход
Всего (стр. 1.5 - стр. 2.5)  
4. Общие постоянные затраты  

 

Рассчитаем точку безубыточности по первому способу, используя формулы (3.1) и (3.2):

КТ = Зпостм = 450000/517500 = 0,870

Ккрi = КТ * кi

КкрА = 0,870 * 750 = 652,5 ед.

КкрБ = 0,870* 1200 = 1044 ед.

КкрВ = 0,870 * 1500 = 1305 ед.

КкрГ = 0,870 * 300 = 261ед.

Проведём расчёт точки безубыточности по второму способу, используя формулы (3.3), (3.4), (3.5), (3.6):

Кдм = Дмр = 517500/1800000 = 0,2875

ВРТ = Зпостдм = 450000/0,2875 = 1565217,39 руб.

Ккр = Врт/∑кi * цi = 1565217,39/1800000 = 0,870

Ккрi = Ккр * кi

КкрА = 0,870 * 750 = 652,5 ед.

КкрБ = 0,870 * 1200 = 1044ед.

КкрВ = 0,870 * 1500 = 1305 ед.

КкрГ = 0,870 * 300 = 261 ед.

Для проверки правильности проведённых расчётов можно использовать таблице 2.

 

Таблица 2.

Проверка правильности расчётов точки безубыточности для многономенклатурного предприятия

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

Для достижения безубыточного функционирования предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 652 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1044 единиц, продукцию В объёмом не менее 1305 единиц, продукцию Г объёмом не менее 261 единиц.

Третий способ определения безубыточного объёма осуществляется путем распределения постоянных затрат между видами продукции пропорционально переменным затратам.

Определение безубыточного объёма производства может осуществляться в несколько этапов. На первом из них общая сумма постоянных затрат распределяется между видами продукции пропорционально выбранной базе распределения, за которую в данном случае принята величина переменных затрат. На втором этапе рассчитывается безубыточный объём производства и реа­лизации по каждому виду продукции (Ккрi) по формуле:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.7)

где Зпостi – сумма постоянных расходов, относящихся к i-му виду продукции, руб.

Такой подход устраняет отмеченный выше недостаток и поз­воляет решить задачу определения безубыточного объёма продаж предприятия с многономенклатурным производством.

Проведём расчёт по данному методу, используя данные табл.

1. Распределим постоянные затраты пропорционально переменным затратам между видами продукции: (стоимость продукции i-ого стоимости по переменным затратам * постоянные затраты).

А = 112500/1282500 * 450000 = 39474 руб.

Б = 270000/1282500 * 450000 = 94737 руб.

В = 90000/1282500 * 450000 = 31579 руб.

Г = 810000/1282500 * 450000 = 284211 руб.

2. Проведём расчёт точки безубыточности по каждому виду продукции:

Ккрi = 3постi/(цi - Зперi) (3.8)

КкрА = 39474/(270 – 150) = 39474/120 = 328,95 ед.

КкрБ = 94737/(300 – 225) = 94737/75 = 1263,16 ед.

КкрВ = 31579/(105 – 60) = 31579/45 = 701,75 ед.

КкрГ = 284211/(3600 – 2700) = 284211/900 = 315,79 ед.

Проверка правильности расчётов проведена в таблице 3.

 

Таблица 3

Проверка правильности расчётов точки безубыточности по каждому виду продукции

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 0

 

По данным таблицы видно, что, как и следует из определения точки безубыточности, при критических объёмах продаж видов продукции А, Б, В, Г и затратах на их производство и сбыт, прибыль равна нулю.

По данному методу для достижения безубыточности работы всего предприятия рекомендуется производить продукцию А объёмом не менее 329 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1263 единиц, продукцию В объёмом не менее 702 единиц, продукцию Г объёмом не менее 316 единиц.

Далее рассмотрим проблему определения объёма продаж при запланированной величине прибыли на примере многономенклатурного предприятия. Если руководство предприятия ставит задачу получить определенную сумму прибыли, то выручку от ре­ализации (Вп) при заданной величине прибыли (П) можно рас­считать по уже известной формуле:

Вп = = (3.9)

Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении (Кт), при котором предприятие получит прибыль в запланированной величине, тогда составит:

Кт = (3.10)

 

Методика определения объёма продаж при запланированной сумме прибыли для многономенклатурных предприятий состоит в следующем.

1. Объём продаж в стоимостном выражении, соответствую­щий запланированной величине прибыли (Вп), определяется по формуле:

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0 (3.11)

где В0 – объём реализации в базисном периоде, руб.;

Дм0 – маржинальный доход в базисном периоде, руб.

2. Объём продаж в натуральном выражении, необходимый для получения запланированной прибыли (Кпi), равен:

Кпi = К * кi (3.12)

где К = (3пост + П)/Дм;

кi – объём продаж i-го изделия в натуральном выражении, ед.

 

Используя данные таблицы 1 и условие, согласно которому запланированная сумма прибыли должна составить 200000 руб. (до её налогообложения), определим объём продаж в стоимостном выражении, соответствующий запланированной величине прибыли.

Вп = (3пост + П)/Дм0 * В0

Вп = (450000 + 200000)/517500 * 1800000 = 2260869,56 руб.

Рассчитаем индекс роста маржинального дохода (К) по плану по отношению к базисному периоду.

К = (3пост + П)/Дм

К = (450000 + 200000)/517500 = 1,256

Тогда можно определить величину объёма продаж в натуральном выражении по каждому виду выпускаемой и реализуемой продукции, чтобы получить запланированную сумму прибыли:

Кпi = К * кi

КпА = 1,256 * 750 = 942 ед.

КпБ = 1,256 * 1200 = 1507,2 ед.

КпВ = 1,256 * 1500 = 1884 ед.

КпГ = 1,256 * 300 = 376,8 ед.

Проведя проверку, подставляя запланированный объём продаж, получаем запланированную прибыль.

 

 

Таблица 4

Проверка правильности расчёта объёма продаж, соответствующего запланированной величине прибыли

Показатели А Б В Г Всего
Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого Ед. Итого
1. Выручка от реализации                  
2. Переменные затраты                  
3. Маржинальный доход                  
4. Общие пост. расходы                  
5. Прибыль                 ≈ 200000

 

Для того, чтобы предприятие получило запланированную прибыль в размере 200000 рублей, необходимо производить продукцию А объёмом не менее 942 единиц, продукцию Б объёмом не менее 1507 единиц, продукцию В объёмом не менее 1884 единиц, продукцию Г объёмом не менее 377 единиц.

 


Задание 4. Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности

Задание 4. Провести расчет влияния факторов на изменение точки безубыточности в условиях многономенклатурного производства и прокомментировать полученные результаты.

Исходные данные для расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия

Показатели По плану Фактически
Постоянные затраты предприятия, тыс.руб.    
Удельные переменные затраты, тыс.руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Цена реализации единицы, тыс.руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Количество реализованной продукции, единиц    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Удельный вес в общей сумме выручки    
Изделие А 0,3 0,4
Изделие Б 0,46 0,34
Изделие В 0,24 0,26

К факторам, которые влияют на критический объём продаж, относятся:

  • цена единицы продукции;
  • переменные затраты на единицу продукции;
  • постоянные затраты на единицу продукции;
  • постоянные затраты.

Взаимосвязь перечисленных факторов и обобщающего пока­зателя можно выразить следующей уже известной формулой:

Ккр = 3пост/(цi – Зперi) (4.1)

Если рассматривать последовательно изменение значения только одного из перечисленных факторов, то точка безубыточ­ности будет рассчитываться следующим образом.

При изменении цены реализации продукции критический объём реализации будет равен:

Вкр(ц) = 3пост0/(ц1 – 3пер0) (4.2)

где Вкр(ц) – объём реализации в точке безубыточности при цене (ц1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт отклонений в цене реализации (∆Вкр(ц)) составит:

∆Вкр(ц) = Вкр(ц1) – Вкр(ц0) (4.3)

где Вкр(ц1) и Вкр(ц0) – объёмы реализации в точке безубыточности при ценах ц1 и ц0, руб.

При изменении переменных затрат на единицу продукции точка безубыточности составит:

Вкр(пер) = Зпост0/(ц0 – Зпер1) (4.4)

где Вкр(пер) – объём реализации в точке безубыточности при переменных затратах (пер1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт изменения пере­менных затрат на единицу продукции (∆Вкр(пер)) равняется:

∆Вкр(пер) = Bкр(пep1) – Вкр(пер0) (4.5)

где Bкр(пep1) и Вкр(пер0) – объёмы реализации в точке безубыточности при уровне переменных затрат до реализации меропри­ятия (пер0) и после реализации мероприятия (пер1), руб.

При изменении постоянных затрат точка безубыточности бу­дет равняться:

Ккр(пост) = Зпост1/(ц0 – Зпер0) (4.6)

где Вкр(пост) – объём реализации в точке безубыточности при постоянных затратах (Зпост1), руб.

Изменение точки безубыточности за счёт изменения посто­янных затрат (∆Вкр(пост)) составляет:

∆Вкр(пост) = Вкр(пост1) – Вкр(пост0) (4.7)

Влияние перечисленных факторов на точку безубыточности можно проанализировать. Очевидно, что наиболее чувствительно точка безубыточности реагирует на изменение продажной цены единицы продукции. При этом указанные показатели находятся в обратной зависимости. Если предприятие работает в режиме, близком к его полной производственной мощности, то его руководство практически не имеет возможности управлять ценой в сторону ее понижения, поскольку объём продаж, который необходим для обеспечения окупаемости затрат, резко увеличивается и может выйти за рамки производственных мощностей предприятия. При низкой загрузке мощностей предприятия снижение цены прода­жи может рассматриваться как фактор, способный повысить прибыльность работы предприятия за счёт возможного увеличе­ния выпуска и реализации продукции. Высока также чувстви­тельность точки безубыточности к изменению переменных зат­рат на единицу продукции. Между данным фактором и обобща­ющим показателем имеется прямая зависимость. Даже незначи­тельный рост переменных затрат отрицательно сказывается на результатах работы предприятия.

Увеличение постоянных затрат приводит к более высокому уровню точки безубыточности и наоборот.

Проведение анализа влияния на точку безубыточности одно­го изделия всех факторов осуществляется с использованием при­ема цепных подстановок в определенной последовательности. При этом показатели с индексом 0 обозначают значения базис­ного периода, а с индексом 1 – текущего (отчетного). Сначала определяется изменение точки безубыточности за счёт измене­ния уровня постоянных затрат, затем за счёт изменения цен про­дажи и за счет изменения переменных затрат на единицу изделия.

Ккр(усл1) = Зпост1/(ц0 – Зпер0) (4.8)

Ккр(усл2) = Зпост1/(ц1 – Зпер0) (4.9)

Ккр(услЗ) = Зпост1/(ц1 – Зпер1) = Ккр1 (4.10)

Изменение точки безубыточности составит за счет измене­ния:

а) суммы постоянных затрат Ккр(усл1) – Ккр0;

б) цены реализации продукции Ккр(усп2) – Ккр(усл1);

в) переменных затрат Kкр(ycл3) – Ккр(усл2).

Для предприятий с многономенклатурным производством анализ влияния факторов на безубыточный объём продаж должен учитывать и структурные сдвиги в ассортименте продукции. Учёт влияния изменений в ассортименте продукции в стоимостном выражении проводится по следующей формуле:

Bкp = Зпост/∑(yi * (цi – Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 – Зперii) (4.11)

где уi = кi * цi/∑(кi * цi) – удельный вес каждого вида продукции в общей сумме выручки от реализации;

Зпост - постоянные затраты, руб.

Зперi - переменные затраты i-го вида продукции, руб.

цi - цена i-го вида продукции, руб.

Анализ влияния по факторам на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия проведём по исходным данным, аккумулированным в таблице 5.

Таблица 5

Исходные данные для расчёта влияния факторов на изменение точки безубыточности многономенклатурного предприятия

Показатели По плану Фактически
Постоянные затраты предприятия, тыс. руб.    
Удельные переменные затраты, тыс. руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Цена реализации единицы, тыс. руб.    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Количество реализованной продукции, единиц    
Изделие А    
Изделие Б    
Изделие В    
Удельный вес в общей сумме выручки    
Изделие А 0,3 0,4
Изделие Б 0,46 0,34
Изделие В 0,24 0,26

 

Bкp = Зпост/∑(yi * (цi – Зперi)/цi) = Зпост/∑(уi * (1 – Зперii) (4.12)

1.Определим уровень точки безубыточности в стоимостном выражении составит по плановым данным (Вкр0):

Вкр0 = =

= = 7153,08 тыс. руб.

 

2. Определим уровень точки безубыточности в стоимостном выражении по фактическим данным (Вкр1):

Вкр1 = =

= = 7968,13 тыс. руб.

 

3. Определим изменение точки безубыточности (∆Вкр) равно:

∆Вкр = Вкр1 – Вкр0 = 7968,13 – 7153,08 = 815,05 тыс. руб.

 

Расчёт влияния по факторам проведём способом цепных подстановок в следующей последовательности.

1. Определим влияние изменений в объёме реализации и структуре продукции:

- по продукции А:

Вусл1= = = 6451,61 тыс. руб.

Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции А составляет:

∆В∆уА = Вусл1 – Вкр0 = 6451,61 – 7153,08 = -701,47 тыс. руб.

- по продукции Б:

Вусл2 = =

= = 6896,55 тыс. руб.

 

Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции Б равняется:

∆В∆уБ = Вусл2 – Вусл1 = 6896,55 – 6451,61= 444,94 тыс. руб.

- по продукции В:

Вусл3 = =

= = 6779,66 тыс. руб.

Следовательно, влияние изменений в объёме и структуре по продукции В равняется:

∆В∆уВ = Вусл3 – Вусл2 = 6779,66 – 6896,55 = -116,89 тыс. руб.

Итого по фактору изменений в объёме и структуре продукции влияние на точку безубыточности составляет:

-701,47 + 444,94 + (-116,89) = - 373,47 тыс. руб.

2. Рассмотрим влияние фактора удельных переменных затрат на точку безубыточности в стоимостном выражении.

- по продукции А:

Вусл4 = =

= = 5063,29 тыс. руб.

Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции А равно:

∆В∆ЗперА = Вусл4 – Вусл3 = 5063,29 – 6779,66 = -1716,37 тыс. руб.

 

- по продукции Б:

Вусл5 = =

= = 3100,78 тыс.руб.

Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции Б равно:

∆В∆ЗперБ = Вусл5 – Вусл4 = 3100,78 – 5063,29 = -1962,51 тыс. руб.

 

- по продукции В:

Вусл6 = =

= = 2476,78 тыс. руб.

Влияние изменения удельных переменных затрат по продукции В равно:

∆В∆ЗперВ = Вусл6 – Вусл5 = 2476,78– 3100,78 = -624 тыс. руб.

Итого по фактору изменения удельных переменных затрат влияние на точку безубыточности составляет:

-1716,37 + (-1962,51) + (-624) = - 4302,88 тыс. руб.

 

3. Рассмотрим влияние фактора изменения цены реализации продукции.

- по продукции А:

Вусл7 = =

= = 2960,77 руб.

Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции А равно:

∆В∆цА = Вусл7 – Вусл6 = 2960,77– 2476,78 = 483,99 тыс. руб.

 

- по продукции Б:

Вусл8 = =

= = 4437,54 руб.

Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции Б равно:

∆В∆цБ = Вусл8 – Вусл7 = 4437,54 – 2960,77 = 1476,77 тыс. руб.

 

- по продукции В:

Вусл9 = =

= = 6640,11

Следовательно, влияние изменения цены реализации продукции В равно:

∆В∆цВ = Вусл9 – Вусл8 = 6640,11 – 4437,54 = 2202,57 тыс. руб.

Итого по фактору изменения цены реализации влияние на точку безубыточности равно:

483,99 + 1476,77+ 2202,57 = 4163,33 тыс. руб.

4. Определим влияние изменения постоянных затрат на изменение точки безубыточности:

Вусл10 = Вкр1 = =

= = 7968,13 тыс. руб.

 

∆В∆Зпост = Вкр1 – Вусл9 = 7968,13 – 6640,11 = 1328,02 тыс.руб.

Проведем проверку вычислений:

∆Вкр = Вкр1 – Вкр0 = ∆В∆уА + ∆В∆уБ + ∆В∆уВ + ∆В∆ЗперА + ∆В∆ЗперБ + ∆В∆ЗперВ + ∆В∆цА + ∆В∆цБ + ∆В∆цВ + ∆В∆Зпост = (-373,47)+(-4302,88)+4163,33+1328,02= 815 тыс. руб.

В целом по предприятию изменения точки безубыточности составили:

· снижение за счёт изменений в объёме и структуре продукции – на 373,47 тыс. руб.;

· снижение за счёт изменения удельных переменных затрат – на 4302,88 тыс. руб.;

· рост за счёт изменения цен реализации – на 4163,33 тыс. руб.;

· рост за счёт увеличения постоянных расходов – на 1328,02 тыс. руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.146.184 (0.216 с.)