Аудирование устного высказывания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудирование устного высказывания



Работа по аудированию предполагает развитие у детей умения сосредоточенно слушать все более продолжительные и сложные высказывания, понимать их с первого предъявления, усовершенствование слуховой памяти. Для этого следует развивать речевой слух учащихся, умения внимательно вслушиваться в информацию и дифференцировать в звуковом потоке специфические элементы – похожие, но не одинаковые слова; слова определенного слогового состава; предложения, состоящие из заданного количества слов; паузы в предложении и пр. При этом результатом аудирования должно быть понимание прослушанного: осознание значения отдельных элементов высказывания (слов, сочетаний слов, предложений); его фактического содержания.

При аудировании важно не только анализировать содержание текста, но и отмечать логику его построения, целесообразность каждой из структурных частей, интонационные особенности некоторых предложений (содержащих вопрос, побуждение); вслушиваться в использованные языковые средства для создания определенного настроения, впечатления и пр.

Для аудирования нужно подбирать или составлять текст, который соответствует задачам урока по тематике, объему, степени сложности для учащихся. В качестве аудиотекстов могут быть использованы художественные, научно-художественные произведения, а также связные высказывания учителя о языковом явлении (к примеру, о значении, происхождении слова, о способе выполнения занимательного задания и т.п.). Желательно использовать и тексты культурологического содержания, например, о русских народных обычаях, о народных играх, об особенностях быта и национального костюма, а также о русских писателях, художниках, музыкантах.

 

Говорение

Обучение говорению предполагает целенаправленную комплексную работу по расширению словарного запаса школьников, воспитанию звуковой культуры речи, овладению грамматическим строем речи, развитию выразительности и связности высказывания, умению различать особенности и участвовать в диалоге или монологе. При этом используют сведения о тексте, об особенностях речевого высказывания, которые учащиеся получили на уроках украинского языка (о теме и основной мысли, структуре высказывания, необходимости соблюдать речевой этикет, учитывать особенности ситуации общения и пр.).

В обучении говорению значительная роль отводится игровым формам организации речевой деятельности: дидактические игры и игры с логической нагрузкой способствуют расширению и уточнению лексического запаса младших школьников; подвижные игры с сопровождающими текстами и сюжетно-ролевые, творческие игры позволяют учащимся определить характер речевой ситуации, место действия, подготовку собеседника, цель высказывания.

Для развития диалогической и монологической речи необходимо создавать такие учебно-речевые и коммуникативные ситуации, которые побуждают учащихся выражать свои мысли, чувства, потребности, обсуждать интересующие их проблемы. Важно учить детей высказывать собственное мнение о том или ином событии, явлении; аргументировать свою мысль, позицию; корректно выслушивать другие мнения, сопоставлять их со своей точкой зрения.

При этом следует широко использовать работу в парах или небольших группах, что создает условия для активизации речевой деятельности большинства учащихся класса, усвоения школьниками культуры общения, навыков употребления формул речевого этикета, умение внимательно и доброжелательно выслушать собеседника; согласиться с ним или выразить несогласие в тактичной форме, сказать приятное и т.п.

 

Чтение

Обучение чтению предполагает усвоение механизма плавного слогового чтения или чтения целыми словами, нормативное озвучивание прочитанного в соответствии с правилами литературного произношения, адекватное понимание представленной информации, воспитание интереса и любви к чтению, к детской литературе, воспитание средствами художественного слова гражданина Украины, прививать эстетические вкусы и предпочтения, развивать эмоциональные чувства школьников, формировать моральные качества младшего школьника, стимулировать познавательные интересы, интеллектуальные способности, усовершенствовать речь.

Для этого следует сначала закрепить у учащихся технику чтения на материале букв, которые не различаются в графиках украинского и русского языка, обращая внимание на случаи несовпадения произношения и написания слов. Затем целесообразно ознакомить школьников со специфическими буквами русской графики, способствовать закреплению продуктивных способов чтения (сначала – плавно по слогам, затем – плавно целыми словами). Дальнейшая работа по чтению предполагает развитие у детей таких умений:

читать вслух плавно, правильно, осознанно, выразительно;

в темпе, соответствующем скорости обычной устной речи, ориентируя свое чтение на слушателя;

читать молча незнакомый текст со скоростью, несколько превышающей скорость чтения вслух, понимать прочитанное;

самостоятельно работать с книгой (учебной, познавательной, художественной, справочной).

Работу по чтению следует организовать так, чтобы чтение учащихся регулярно использовалось как вид речевой деятельности (специфическая форма общения с автором сообщения), важный для решения разнообразных учебно-познавательных задач: рисование по тексту, изготовление предмета по прочитанной инструкции, чтение для слушателя с целью донести смысл незнакомого ему текста и т.п.

Работа по чтению предполагает также совершенствование у школьников умения работать с книгой как источником информации. Для этого необходимо систематически предлагать учащимся задания на нахождение заданной страницы в книге, не листая всю подряд; пользование оглавлением; определение на странице текста с указанным содержанием; различение шрифтов (обычный, жирный, курсив); понимание предназначения условных знаков и др.; а также на пользование детской библиотекой, самостоятельный выбор произведений для чтения.

Базовый компонент содержания начального обучения литературному чтению определяется на основе таких принципов: тематически-жанрового, художественно-эстетического, литературоведческого. Первые два из них являются определяющими при выборе текстов для чтения. Художественно-эстетический принцип предполагает выбор художественных произведений в соответствии с критерием художественной ценности, литературоведческий – ознакомление учащихся с элементарными литературоведческими понятиями на уровне представлений. В этом контексте важно учитывать принцип взаимосвязи с уроками украинского чтения и обеспечивать перенос литературоведческих знаний и представлений.

Материалом для чтения должны быть произведения, развивающие интерес к чтению русскоязычной детской литературы, способствующие воспитанию гражданских чувств и представлений, учащие детей видеть гармонию в природе, искусстве, жизни людей. Важно продемонстрировать младшим школьникам авторское, тематическое и жанровое разнообразие мира детской литературы, помочь учащимся сформировать личные художественные предпочтения, эстетический вкус.

Круг чтения составляют тексты разных стилей (разговорного, художественного, научно-популярного), родов литературы (эпические, лирические) и разных жанров (загадки, пословицы, поговорки, сказки, легенды, рассказы, стихотворения, басни и т.д.). Для чтения предлагаются произведения устного народного творчества и произведения мастеров художественного слова достаточно разнообразной тематики: прошлое и настоящее Украины, обычаи и традиции, сведения о наиболее известных писателях-классиках и современниках, которые писали для детей и о детях, о повседневной жизни и заботах, об учебе и отдыхе, приключениях, природе, растительном и животном мире, заботе взрослых и детей о нём.

 

Письмо

Обучение письму как виду речевой деятельности направлено на формирование у школьников умения строить письменные высказывания, использовать письменную речь в коммуникативных целях.

Усвоение графической системы русского языка, развитие техники письма, культуры оформления письменной работы предполагают положительный перенос соответствующих умений, сформированных на уроках украинского языка. Формирование же правописных навыков может сопровождаться отрицательным переносом знаний и умений, автоматизированных на уроках родного языка, что требует целенаправленной работы на предупреждение алфавитных и орфографических ошибок. Репродуктивные виды графических заданий (списывание, письмо по памяти, зрительные и зрительно-слуховые диктанты), использованные в необходимом объеме и с постепенным нарастанием правописных трудностей, будут способствовать стабилизации техники письма школьников-украинцев. Однако важно не злоупотреблять репродуктивными заданиями, так как они не несут коммуникативной задачи. Для развития у детей интереса к продуцированию письменного высказывания целесообразно применять творческие письменные работы, например, свободный диктант, изложение, сочинение, свободное письмо. При этом следует организовать работу так, чтобы у пишущих непременно были читатели или соавторы.

ІІ. Языковая линия

Раздел состоит из таких частей: „Текст, предложение”, „Звуки и буквы. Слог. Ударение”, „Значение слова”, „Состав слова”, „Правописание”.

 

Текст, предложение

Изучение младшими школьниками элементов синтаксиса необходимо для осознанной дифференциации единиц речи, понимания логики создания связного высказывания (диалогического и монологического текстов), адекватного ситуации общения интонирования предложений.

Усвоение синтаксических понятий происходит с учетом знаний, умений и навыков, сформированных при изучении синтаксиса украинского языка. Аналогичные в обоих изучаемых языках существенные признаки текста (соответствие одной теме, логичность событий, развитие действия) и предложения (группа слов, связанных между собой с помощью вопросов, законченность информации) позволяют рационально организовать освоение этих понятий на уроках русского языка: закрепить русскую терминологию, практиковать в анализе готового высказывания, а затем в самостоятельном построении коммуникативно оправданных синтаксических единиц. При этом максимальное внимание уделяется структуре, связности текста, выраженности в нем основной мысли, подбору средств связи между предложениями.

В работе над предложением предусматривается работа над пониманием содержания, составлением и использованием в речи предложений, различных по цели высказывания, а также восклицательных предложений. В ходе изучения младшими школьниками элементов синтаксиса целесообразно сформировать умение различать и употреблять однородные члены и обращение в предложении.

Программа нацеливает также на наблюдения над простыми и сложными предложениями, на формирование практических умений различать эти предложения в устной и письменной форме.

Целесообразным является выяснение связи слов в предложении, распространение его при помощи вопросов, а также составление сочетаний слов с предлогами и без предлогов (в сопоставлении с украинским языком), использование их в предложении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.012 с.)