Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический жест «Раскрытие»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При необходимости отработайте с группой движения и позы, соответствующие стандартному представлению об открытости. После этого снова предложите им импровизировать. «Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги». Таким же образом можно отрабатывать самые разные психологические жесты. Глава 2 Упражнение 3. «Круги ощущений» «Мы можем условно разделить свое восприятие на три зоны: внешний мир и его воздействие на нас; внутренний мир тела; мир мыслей. Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Сначала один из вас будет говорить, а второй — слушать; его задача — помочь партнеру не отклониться от заданной темы. Когда первый участник выскажет все свои ощущения от одной из частей осознания, поменяйтесь ролями. После этого обсудите следующую часть. Сначала поделитесь осознанием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах прели, доносящийся через форточку; ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), слышу...» и т. д. Перечислите все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в вашем сознании здесь и сейчас. Нужно избегать оценок и интерпретаций — только фиксировать воздействия. Теперь обратите внимание на внутренние ощущения тела: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (в этом случае позу следует изменить), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д. Следующая часть осознания включает в себя мысли, не относящиеся к текущему моменту. Это воспоминания, планы, фантазии, тревоги и т. д. Пройдя по всем трем зонам, расслабьтесь и попро- Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) буйте не управлять своим вниманием. Отметьте, как ваше сознание переключается с одной зоны на другую. После того как вы научитесь идентифицировать каждую зону, можно пробовать произвольно переводить свое сознание из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью». Упражнение можно усложнить музыкальным сопровождением с меняющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание, препятствует или помогает концентрации и переключению внимания. Тренинг «Работа с психосоматическими проблемами» К психосоматическим болезням в узком смысле этого слова первоначально относили семь заболеваний («holy seven»): бронхиальную астму, язвенный колит, эссенциальную гипертонию, нейродермит, ревматоидный артрит, язву двенадцатиперстной кишки, гиперти-реоз. Позже этот список расширился — к психосоматическим расстройствам относят многие другие заболевания. В основе их возникновения лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание, связанная с морфологически устанавливаемыми изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность, личностные предпосылки влияют на «выбор органа» при психосоматических заболеваниях. Существует тенденция к учащению психосоматических заболеваний в старости (Любан-Плоцца и др., 2000). У пожилых людей наблюдается учащение дерма- Глава 2 тозов, хронического гастрита, спастического колита, запоров, часто встречаются психосоматические боли в области головы и верхнего отдела позвоночника. Мужчины часто страдают от функциональных сердечных заболеваний. Это происходит по разным причинам. С одной стороны, в старости увеличивается психическая нагрузка с одновременным снижением способности компенсировать внутренний стресс повышением продуктивности и другими формами защиты. С другой — пожилые люди чаще всего уже имеют обусловленную износом организма ту или иную соматическую патологию, через которую может проявляться и психическая проблематика. Вследствие этого пожилые люди более склонны к тому, чтобы вместо невротических симптомов или функциональных синдромов манифестировать психосоматические заболевания. Кроме того, рост частоты психосоматических заболеваний, особенно у мужчин, часто вызывают эмоциональные реакции на окончание профессиональной деятельности. Это особенно относится к людям, которые отождествляют себя с работой и имеют сильное профессиональное «Я» или же компенсируют фрустрации и депрессивные реакции с помощью социального успеха и работы. Достаточно частые случаи смерти через 1—2 года после выхода на пенсию могут иметь в основе психосоматические причины. Следующий распространенный источник психосоматических болезней — это неудовлетворенность пожилого человека прожитой жизнью. Многим старикам слишком больно обращаться к своему прошлому, Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) поскольку это вызывает мысли о том, что они не управляли своей жизнью, не сумели полностью реализовать свои способности. Поэтому они избегают диалога с прожитой жизнью, вытесняют приносящие боль чувства и мысли. Это проявляется в форме отчаяния, апатии или же бесцельной суетливости (Ермолаева, 2002). Важнейшим источником психосоматозов являются также трудности пожилых людей в осознании и проявлении чувства гнева. Понятно, что объективных и субъективных причин для появления гнева у пожилого человека достаточно много. Гнев может быть направлен на близких людей, врачей, соседей или переноситься на общество в целом, правительство и т. д. Однако гнев является наименее социально одобряемой реакцией. Поэтому часть пожилых людей прибегают к ретрофлексии гнева: делают с собой то, что хотели бы сделать другим, — прибегают к саморазрушению. Другие дефлекси-руют гнев — никак не выражают это чувство, даже забывают о нем, но в какой-то момент вдруг выражают его столь резко, что вызывают удивление у окружающих. Некоторые пожилые люди проецируют свой гнев на других, представляя, что все остальные гневаются на них, а не они сами. Все эти способы защиты от осознания чувства гнева могут привести к возникновению психосоматических заболеваний. К примеру, многие авторы отмечают, что гипертония и ревматическая патология у пожилых людей часто обусловлены направленной вовнутрь агрессией. Поскольку соматизация психологического конфликта связана с работой механизма психологической защиты, с вытеснением из сознания, подавлением истинных, психологических по своей природе, причин забо- 10 Кризисы пожилого возраста Глава 2 левания, то клиенты не просто не понимают психогенную природу своей болезни, но и вынуждены бессознательно сохранять симптом (феномен условной желательности болезни). С учетом типичных личностных изменений психологическая коррекция неосознаваемой душевной причины телесного страдания у пожилых людей требует от консультанта (психотерапевта или психолога) особого подхода, модификации традиционной психотерапевтической помощи. В данном тренинге представлены техники, которые используются вне зависимости от конкретного психосоматического заболевания и направлены на определение причин болезни, прояснение ее смысла и выявление ее вторичных выгод. Существует пять основных областей причин и смыслов болезни. Любая болезнь: • «дает разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы; • предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих; • «дарит» условия для того, чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть свое понимание ситуации; • предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения; • «убирает» необходимость соответствовать тем требованиям, которые предъявляют к человеку окружающие и он сам. Чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод болезни, необходимо решить две основные задачи: Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) • определение потребностей, которые удовлетворяются благодаря болезни; • поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни). Приведенные ниже техники взяты из следующих основных источников: Ковалев, 1999; Саймонтон, Саймон-тон, 1996; Кинг, Цитренбаум, 1998; Фанч, 1997а, б; Рад-ченко, 2001. Техника 1. «Определение вторичных выгод болезни» Возьмите лист бумаги и перечислите пять главных преимуществ, которые вам дала самая серьезная из всех ваших болезней (их — преимуществ — может оказаться и больше). Преимущества моей болезни: 1.____________________________________________ 2.____________________________________________ 3.________________:___________________________ 4.___________________________________________ 5.____________________________________________ Просмотрите составленный вами список и подумайте, какие потребности лежат в основе преимуществ, которые предоставила вам болезнь: ослабление стресса, любовь и внимание, возможность высвободить свою энергию и т. д. Затем попытайтесь определить те правила и представления (убеждения, фиксированные идеи), которые мешают вам удовлетворить эти потребности, не прибегая к болезни. 10* Глава 2 Техника 2. «Список того, что я терплю» Каждый участник группы молча решает, с каким психосоматическим симптомом он будет сегодня работать. Участникам раздаются листы бумаги и авторучки или карандаши. Предлагается написать все то, что приходится терпеть в жизни, — дождь (или солнце) за окном, прохладное (или жаркое) помещение, не тот цвет носков, маленький (или высокий) рост партнера по браку, отсутствие денег, собственную лень, мужа-алкоголика, плохое правительство, пожары в Африке и Сибири, перхоть в волосах и т. д. Ограничений нет. Участники предупреждаются, что все написанное остается у них и их список не будут читать. Когда списки составлены, участникам предлагается на этом же или на втором листе бумаги разделить все написанное на 2 части, которые могут быть равными или неравными и имеют заголовки: 1. Это я терплю и буду терпеть, потому что... 2. Это я терплю, но не хочу терпеть, потому что... Рекомендуется при разделении списка проговаривать про себя фразу из заголовка и завершать ее обоснованием для каждого из пунктов. После завершения этого этапа работы группе предлагается продолжить работу со вторым списком. Его также предлагается разделить на 2 части: 2.1. Это я терплю, не хочу терпеть и знаю, как изменить. 2.2. Это я терплю, не хочу терпеть, но не знаю, что делать. Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Работа заканчивается анализом содержания последнего из списков. Участникам предлагается ответить на вопросы: «Каким образом ваше заболевание помогает вам терпеть то, что вы не хотите терпеть и не знаете, как изменить?» «Почему вы выбрали именно это заболевание — от кого вы этому научились?» После этого каждому из желающих дается пять минут на то, чтобы с помощью других членов группы и любых подручных предметов создать скульптуру своей болезни. Техника 3. «Выявление главных преимуществ болезни» Несмотря на очевидный факт существования целого букета причин заболевания, среди них всегда присутствует некое Главное Преимущество, являющееся причиной и болезни, и Преимуществ-Следствий. При этом Главное Преимущество выступает своеобразным ядром вторичных выгод болезни, и зачастую переопределение одного только его приводит к исчезновению связанных с ним Преимуществ-Следствий. Попробуйте определить свое собственное Главное Преимущество, чтобы проработать в первую очередь именно его. На самом деле вам нужно определить не одно, а два Главных Преимущества: 1. возникновения болезни и 2. ее сохранения. Глава 2 Часто случается так, что болезнь возникает в силу какой-то одной вторичной выгоды (например, уход от ответственности). Но, возникнув и укоренившись, она сохраняется уже ради какого-то другого преимущества (например, удерживание внимания близких). Попробуйте разобраться и с тем, и с другим. Оцените вероятности преимуществ возникновения и сохранения болезни по десятибалльным шкалам, от 1 — «маловероятно» до 10 — «весьма вероятно».
Кризис поздней взросло сти (пожилого возраста) Преимущества, которые ваше бессознательное оценит как наиболее вероятные причины возникновения и сохранения болезни (по отдельности), скорее всего и окажутся теми самыми Главными Преимуществами, с которыми вам следует разобраться в первую очередь. Техника 4. «История вашей болезни» Чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, следует вспомнить события, которые происходили с вами непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего этот период жизни был очень трудным, и для того, чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало — либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо еще чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» как-то преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь? Определите в вашем прошлом 3—6 случаев, когда у вас возникала периодически повторяющаяся «острая» болезнь или происходило обострение хронического заболевания. Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными. Глава 2
Данная техника предоставляет две возможности. Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из периодически повторяющихся циклов. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в вашей жизни, не давая вам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь — это именно следствие такой петли — незавершенного цикла или неосвоенных навыков. Во-вторых, пункты 3 и 4 этой таблицы предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему вы научились там и тогда (или чему вы должны были научиться), и определили, в чем заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами. Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Техника 5. «Определение смыслов и выгод болезни» Попробуйте самостоятельно и максимально честно ответить на вопросы о вашей болезни, как бы «разворачивающие» ее психологические аспекты в плоскость «смысл и потребности». Что болезнь значит для вас? Что для вас означает избавиться от болезни? Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни? Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности? Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности? Чего болезнь помогает вам избежать? Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви? Какие чувства помогает вам выразить болезнь? Каким вы были до того, как появилась болезнь? Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь? Как все изменилось после того, как появилась болезнь? Что произойдет, когда не будет болезни? После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)? У кого еще когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас? Глава 2 Техника б. «Разгрузка болезни» Разгрузка заключается в использовании списка специальных ключевых слов для прояснения какой-то запутанной или затуманенной области. В общем смысле это может быть и «Работа», и «Семья», и «Женщины», и многое другое. В данном случае такой общей темой для вас является «Причины болезни». Список «ключей разгрузки» — это великолепный способ проведения диалога с самим собой или с кем-то другим. Он позволяет либо просто прояснить тему, либо выявить то, что нуждается в дополнительном прояснении или проработке. Список ключей разгрузки: Известно; Мысли; Идеи; Мнения; Чувства; Реакции; Решения; Неразрешимо; Попытки; Интересно; Загадочно; Скрыто; Удивительно; Положительно; Отрицательно; Полезно; Постоянно; Меняется; Многообещающе; Любопытно; Желательно; Навязано; Сдерживается; Не существует; Осталось без ответа; Неправильно понято. Осуществляя работу по технике разгрузки, вы должны составить серию вопросов на основании каждого из этих ключей и ответить на них. Так, для вашего случая (разгрузки темы «Причины болезни») эти вопросы могут выглядеть следующим образом. Что мне известно о причинах моей болезни? Какие мысли у меня есть по этому поводу? Какие идеи имеются на этот счет? Какие мнения существуют по поводу причин моей болезни? Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Какие чувства вызывает у меня вопрос об этих причинах? Какие реакции возникают при вопросах на этот счет? Какие решения я имею по поводу причин моей болезни? Что неразрешимо в этом вопросе? Какие попытки я делал, чтобы обнаружить причины моей болезни? Что интересно в причинах моей болезни? Что загадочно для меня в этих причинах? Что скрыто от меня и других в причинах моей болезни? Что удивительно в этих причинах? Что в них положительно! Что отрицательно! Что полезно! Что постоянно! Что меняется! Что многообещающе! Что любопытно! Что желательно! Что навязано! Что сдерживается в причинах моей болезни? Что не существует в этих причинах? Что осталось без ответа в вопросе о причинах моей болезни? Что неверно понято в этом вопросе? Техника 7. «Разблокирование выздоровления» Разблокирование — это также использование в диалоге специального списка ключей для высвобождения какого-то положительного направления развития вашей Глава 2 личности. Эти ключи дают вам возможность составить список содержательных вопросов, которые способны разблокировать скрытые в подсознании ответы. Эту работу необходимо начинать с чего-то обязательно положительного: намерения, способности или области жизни, в которой вы достигли успеха. Это положительное направление должно быть (хотя бы расплывчато) определено или названо и нести «причиняющий» смысл, т. е. вы должны в нем быть причиной, а не следствием. Именно поэтому мы используем слово, «выздоровление», а не «болезнь». Ключи в списке разблокирования — это в основном те факторы, которые могут мешать вам достигнуть положительного результата в выздоровлении. Список ключей разблокирования: Сдерживать; Препятствия; Ресурсы; Попытки; Неудачи; Последствия; Оценки; Внутренние запреты; Неудержимое; Навязчивое; Ошибки; Беспокойство; Мешать; Игнорировать; Неправильно понимать; Изменяться; Подавлять; Скрывать; Забывать; Возражать; Не хватает; Достигать; Учиться; Убеждения. Чтобы использовать технику разблокирования, вам не важен порядок ключей. Важен вопрос, который составляется по каждому ключу. Конкретная формулировка не важна — она зависит от вашего подхода к теме. Она может быть прямой, косвенной, опосредованной и т. п. Например, ключ «Неправильно понимать» может быть переведен в вопрос, как минимум, четырьмя способами: Может быть, я неправильно понимаю что-то, что касается выздоровления? Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Может быть, я неправильно понимаю себя в отношении выздоровления? Может быть, кто-то неправильно понимает меня в связи с выздоровлением? Может быть, я неправильно понимаю, что такое выздоровление? Задавать эти вопросы (себе и другим) следует как в прошедшем, так и в настоящем времени, оставаясь, однако, в основном заинтересованным в «настоящем-для-будущего». Учтите, что тема может проясниться в любой момент, после чего дальнейшая ее проработка окажется просто ненужной, и вы можете прекратить задавать вопросы. Если же тема не прояснилась, вернитесь обратно и продолжайте «идти по списку». Формулировка разблокирующих вопросов зависит от того, над чем вы работаете и какой подход кажется вам самым подходящим. Ниже приводятся примеры вопросов для выздоровления с каждым ключом, которые могут дать вам представление о формулировках. Может быть, я как-то сдерживаю свое выздоровление? Есть ли какие-то препятствия к моему выздоровлению? Какие ресурсы у меня есть для выздоровления? Какие попытки я делаю для выздоровления? Бывали ли у меня какие-то неудачи с выздоровлением? Какие могут быть последствия моего выздоровления? Делает ли кто-то какие-то оценки насчет моего выздоровления? Глава 2 Есть ли у меня какие-то внутренние запреты, связанные с выздоровлением? Есть ли у меня неудержимые желания в отношении выздоровления? Может быть, у меня есть навязчивые мысли насчет моего выздоровления? Делаю ли я какие-то ошибки в отношении своего выздоровления? Может, меня что-то беспокоит по поводу моего выздоровления? Мешает ли мне (кто-то или что-то) что-то делать для моего выздоровления? Игнорирую ли я что-то в моем выздоровлении? Может быть, я и (или) другие неправильно понимаем что-то о моем выздоровлении? Изменилось ли что-то в вопросе моего выздоровления? Подавляю ли я что-то в отношении своего выздоровления? Может быть, кто-то что-то скрывает насчет моего выздоровления? Не забыл ли я что-то про мое выздоровление? Возражаю ли я против чего-то в своем выздоровлении? Может быть, мне чего-то не хватает в связи с моим выздоровлением? Достигну ли я чего-то в том, что касается моего выздоровления? Какие уроки я извлекаю из процесса своего выздоровления? Есть ли у меня какие-то убеждения насчет моего выздоровления? Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Техника 8. «Изменение образа жизни» Ответьте на приведенные ниже вопросы: Что значит для меня моя жизнь сейчас? Что она могла бы значить? Что моя жизнь значит для других сейчас? Что она могла бы значить для других? Что является для меня действительно важным? (Укажите пять вещей, явлений и т. д., которые вы цените больше всего в жизни.) Каковы приоритеты моих ценностей (проранжируй-те их в порядке важности или значимости)? Насколько отображает мой нынешний образ жизни те ценности, которые для меня важны? Какие три действия я могу совершить, чтобы изменить свою жизнь к лучшему? Что еще я для этого сделаю? Какие обязательства придают моей жизни смысл? Какие переживания придают моей жизни смысл? Какие достижения придают моей жизни смысл? Что заставляет мое сердце петь? Что служит для меня неизменным источником радости? Что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым? Что просто доставляет мне регулярное удовольствие? Насколько сейчас мой образ жизни вмещает и включает: то, что придает моей жизни смысл? то, что заставляет мое сердце петь? Глава 2 то, что служит для меня источником радости? то, что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым? то, что регулярно доставляет мне удовольствие? Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что придает моей жизни смысл? Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что заставляет мое сердце петь? Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что делает меня по-настоящему счастливым? Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что служит для меня неизменным источником радости? Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше того, что регулярно доставляет мне удовольствие? 5.10. СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Семейное психологическое консультирование — весьма эффективное направление в работе с пожилыми людьми. Наиболее востребованным является консультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов. В последнее время возможности удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения все более суживаются в связи с высокой занятостью трудоспособного населе- Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) ния, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего. Семейное консультирование — это модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейном консультировании психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). Семейное консультирование реализует не интра-, а интерперсональный подход к решению проблем, и задача консультанта состоит в том, чтобы с помощью соответствующих воздействий изменить семейную систему в целом. Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологи-ческого консультирования. При этом собираются следующие сведения: • Анкетные данные и основные сведения о семье. • Особенности прохождения основных этапов жизни: успешность обучения в школе, в среднем (высшем) учебном заведении, этапы профессионального роста, случаи перемены мест работы. • Особенности личности, эмоциональных переживаний, типичные психические состояния. 11 Кризисы пожилого возраста 305 Глава 2 • Характер межличностных отношений с членами семьи, друзьями, коллегами. Эти данные потом сличаются со сведениями, получаемыми от самого клиента. Консультант не должен показать пожилому человеку, что он располагает данными о нем, полученными от других людей. • Сведения о состоянии здоровья к моменту обследования, перенесенных заболеваниях, травмах и операциях, случаях госпитализации, психических и психосоматических заболеваний, постановке на учет у психиатра и психоневролога, а также о существующих в данный момент или имевшихся в прошлом хронических, частых, тяжких переживаниях. Эти данные необходимо дополнить сведениями, полученными у лечащего врача клиента. К сведениям, полученным у врача, следует относиться как к сугубо конфиденциальным, их не следует обсуждать даже с клиентом. В целом вопросы, касающиеся здоровья, желательно задавать в обобщенной форме («Как вы себя чувствуете сегодня?») — клиент вправе рассказать консультанту о своем здоровье ровно столько, сколько считает нужным. Так, некоторые пожилые люди из гордости стремятся скрыть свои тяжелые болезни, другие, напротив, движимые ипохондрической фиксацией, готовы преувеличить тяжесть и объем своих недугов. Последним надо дать время высказаться (возможность обсудить с консультантом свои телесные ощущения подчас бывает первым поводом для обращения к нему). В общении с пожилыми людьми, характеризующимися ипохондриче- Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) ской фиксацией, нельзя показывать неверие в тяжесть их недугов: это сразу повлечет потерю контакта с ними (Кочюнас, 1999). Консультант должен внимательно выслушать жалобы и в дальнейшей беседе подчеркнуть, что он понимает страдания клиента, но полагается на его внутреннюю силу и способность преодолеть недуги. Семейное консультирование при работе с пожилыми людьми основывается на знании объективных и субъективных детерминант развертывания процесса старения человека в семье. К первым относятся конкретные условия его жизни в семье, его участие в системе жизнеобеспечения семьи, участие в воспитании внуков; ко вторым — психологический уклад и климат в семье, способы общения между ее членами, характер взаимоотношений пожилого человека с близкими. Консультанту важно выявить роль пожилого человека в семье, установки и ожидания по отношению к нему других членов семьи, стиль и стереотипы общения с ним (уважительное отношение, снисходительное, грубое; опека, руководство им, формальное или неформальное проявление подчинения по отношению к нему). В настоящее время характерные типы таких стилей, установок и стереотипов отношения к пожилым людям в семье экспериментально не выявлены. Поэтому конструктивные семейные отношения в ходе консультирования могут быть построены при активном участии самих членов семьи на основе конкретного анализа психологического климата и уклада семьи и специфической стратегии адаптации к старости ее пожилых членов. В проведении семейного консультирования выделяют 4 этапа: 11* Глава 2 1. диагностический (семейный диагноз); 2. ликвидация семейного конфликта; 3. реконструктивный; 4. поддерживающий. Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она носит сквозной характер, т. е. сопровождает консультирование на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Другая особенность диагностики семейных отношений заключается в ее стереоскопическом характере. Это означает, что информацию о происходящем, полученную от одного из членов семьи на односторонних встречах, следует сопоставить с информацией от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у консультанта на основании расспроса и наблюдения за поведением всех участников консультирования. На втором этапе в ходе односторонних встреч консультанта с клиентом и членами его семьи осуществляется выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлеченного в конфликт, в результате установления адекватного контакта с консультантом. Консультант помогает каждому из участников конфликта научиться говорить на языке, понятном всем. Кроме того, он берет на себя роль посредника и передает в согласованном объеме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. На этапе реконструкции семейных отношений осу- Кризис поздней взрос лости (пожилого возра ста) ществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора. На поддерживающем этапе, или этапе фиксации, в естественных семейных условиях закрепляются навыки эмпатического общения и возросший диапазон ролевого поведения, приобретенные на предыдущих этапах, заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений, проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейного консультирования, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. Чаще всего применяются приемы, используемые в групповой психотерапии: • эффективное использование молчания; • умение слушать; • обучение с помощью вопросов; • повторение (резюмирование); • суммарное повторение; • уточнение (прояснение) и отражение эмоций; • конфронтация; • проигрывание ролей; • создание «живых скульптур»; • анализ видеозаписей. Глава 2 ■Теоретической основой семейного консультирования является принцип системности формирования семейных отношений, взаимосвязи отдельных личностей и межличностных отношений. Согласно этому принципу стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи — с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Семейное консультирование является методом разрушения такого цикла, когда он становится патологическим, и создания конструктивных альтернатив семейного взаимодействия. Для описания семейной системы можно выделить шесть информативных параметров: 1. особенности взаимоотношений членов семьи; 2. гласные и негласные правила жизни в семье; 3. семейные мифы; 4. семейные границы; 5. стабилизаторы семейной системы; 6. история семьи. Все вышеперечисленные параметры семейной системы подразумевают некую историю становления семьи. Иначе говоря, для успешной работы с семьей необходимо знать не только сегодняшнее положение дел, которое описывается этими параметрами, но и то, каким образом в семье сформировалось это состояние. Подробно о различных теориях семейной терапии можно прочесть в работах: Бендлер и др., 1999; Варга, 2001; Витакер, 1998; Витакер, Бамберри, 1997; Кратох-вил, 1991; Маданес, 1999; Минухин, Фишман, 1998; Кризис поздней взрослости (пожилого возраста) Мягер, Мишина, 1979; Пезешкиан, 1993; Пэпп, 1998; Ричардсон, 1994; Саймон, 1996; Сатир, 1992, 1999; Фримен, 2001; Хейли, 1995; 1998; Черников, 1997; Шерман, Фредман, 1997; Эйдемиллер, Юстицкий, 1989. ТЕХНИКИ Техника 1. «Циркулярное интервью» Это основная и широко используемая техника. Консультант по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на консультанта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно. В беседе с семьей с помощью круговых вопросов необходимо затронуть следующие темы: С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде? Как семья видит свою актуальную проблему? Какова ситуация в семье в настоящее время? Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие способы решений применяла? Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чув<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.018 с.) |