Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рациональные режимы труда и отдыха. Работоспособность человека определяется условиями его работы и отдыха. За время отдыха физиологические показатели, изменившиеся в процессе работы, должны возвратиться к исходному уровню. Поэтому среди мер физиологической рационализации трудовой деятельности ведущее место занимают физиологически обоснованные режимы труда и отдыха, представляющие собой систему чередования периодов работы и отдыха на протяжении рабочей смены, недели или года. Эта система регламентирует время начала, продолжительность и содержание периодов отдыха. Разработка рациональных режимов труда и отдыха возможна лишь на основе психофизиологических исследований функционального состояния человека в процессе труда. Правильно организованные режимы чередования периодов работы и восстановления являются одним из наиболее эффективных способов сохранения высокой работоспособности и здоровья человека. При построении рациональных внутрисменных режимов труда и отдыха организаторы производства руководствуются следующими принципами: 1) процесс включения в работу (фаза врабатывания) занимает меньше времени при использовании специальных активирующих воздействий (вводная гимнастика, музыкальные передачи); 2) на протяжении рабочей смены необходимо устраивать микропаузы в работе и регламентированные перерывы на отдых. В зависимости от тяжести и напряженности труда время на отдых может составлять 9-10% рабочего времени; 3) регламентированные перерывы будут эффективными лишь тогда, когда они назначаются на начальных стадиях развития утомления; 4) продолжительность периодов отдыха зависит от тяжести и напряженности труда. Так, при легкой работе на конвейере длительность перерывов должна быть 5-7 мин, а при тяжелой физической работе — 20-25 мин. При особо физически тяжелых работах 15-20 минутные периоды работы необходимо чередовать с такими же по продолжительности периодами отдыха. При работах, требующих нервного напряжения и внимания, а также точных, мелких движений пальцев в высоком темпе и в условиях повышенной монотонности, целесообразно устраивать работающим лицам частые, но короткие (5 -10 мин) перерывы; 5) чем тяжелее и напряженнее работа, тем ближе по времени к началу смены (или к обеденному перерыву для второй половины рабочего дня) должны быть введены регламентированные перерывы; 6) во второй половине рабочего дня, в связи с более выраженным утомлением, количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены; 7) перерыв на обед, длительностью 40-60 мин, целесообразно предоставлять в середине рабочего дня или с отклонением от нее в пределах до одного часа; 8) характер заполнения перерыва (активный или пассивный отдых, использование физических и психостимулирующих средств рекреации) зависит от вида трудовой деятельности. Физиологические принципы профилактики перенапряжений опорно-двигательного аппарата. Основными этиологическими факторами развития перенапряжений и связанных с ними заболеваний нервно-мышечного и костно-суставного аппарата человека являются чрезмерные по интенсивности физические нагрузки (количество совершаемых за смену движений пальцев рук, величины усилий развиваемых мышцами, вес поднимаемого груза) и нерациональная, вынужденная рабочая поза. Следовательно, оздоровительные мероприятия, направленные на предупреждение развития переутомленияи перенапряжения, должны обеспечивать следующее: 1) ограничение верхнего предела энерготрат при глобальной, региональной или локальной мышечной работе в течение 7- 8 часов соответственно 4,2; 2,8 и 1,7 ккал/мин; 2) уменьшение числа движений пальцев рук (менее 80 000 за смену) и статических напряжений мышц (менее 15% максимальной произвольной силы); 3) снижение величин динамических напряжений мышечного аппарата при выполнении рабочих операций; 4) рациональную организацию режимов труда и отдыха с регламентированными перерывами для выполнения рекреационных процедур, ускоряющих процессы восстановления (например массаж, гидромассаж, электростимуляция мышц); 5) организацию труда в пределах оптимальной рабочей зоны для позы стоя и сидя; 6) использование рабочей мебели, соответствующей антропометрическим характеристикам человека; 7) смену рабочих поз и исключение их однообразия. Принципы профилактики зрительного утомления и перенапряжения. Снижение зрительного переутомления достигается реализацией следующих рекомендаций: (1) устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности; 2) при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображения на экране, цвет свечения экрана и высвечивания информации, частоту мельканий изображений, ширину линий. По своему усмотрению операторы должны иметь возможность изменять наклон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, расстояние от экрана до глаз, наклон экрана; 3) с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий распорядок и продолжительность рабочего дня, введение регламентированных перерывов в работе, сеансов релаксации, выполнение упражнений для глаз, соблюдение рекомендаций по организации активного отдыха; 4) проведение окулистами отбора лиц на работу, требующую напряжения органов зрения. Принципы профилактики отрицательных последствий труда в условиях монотонии. Мероприятия, способствующие ограничению развития монотонии, должны быть направлены на повышение уровня активности центральной нервной системы и обеспечение работающих лиц оптимальной информационной и двигательной нагрузками. Речь идет об использовании большого комплекса организационно технических и психофизиологических мер. Среди них первостепенное значение имеют: 1) организация работ таким образом, чтобы производственные операции имели смысловую и структурную завершенность и продолжались не менее 30 с., а межоперационные микропаузы составляли не менее 15% оперативного времени; 2) внезапные ускорения темпа работы на 5-10% по 1-2 мин 2-3 раза в час; 3) периодическая смена заданного темпа и ритма работы на относительно свободный; 4) укрупнение производственных операций, освоение смежных операций и их чередование; 5) изменения скорости движения конвейера в соответствии с динамикой работоспособности человека; (6) внедрение режимов работы и отдыха, способствующих уменьшению ощущения монотонии; 7) использование в качестве средств, повышающих уровень бодрствования, производственной гимнастики, музыкальных передач, дополнительной интересной информации; 8) профотбор и профориентация лиц для работы в условиях монотонного труда. Принципы оптимизации умственного труда и труда, вызывающего нервно-психическое напряжение. Рекомендации, ориентированные на повышение продуктивности умственного труда и снижение нервно-психического напряжения, заключаются в следующем: 1) поддерживать свои профессиональные знания на уровне, достаточном для решения любых возникающих во время работы задач; 2) поддерживать умеренный и постоянный уровень производственной нагрузки; 3) соблюдать ритмичность в работе; 4) создавать условия для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных; 5) перерывы на отдых должны быть заполнены деятельностью, снимающей психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специальные психогигиенические процедуры); 6) во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 мин выполнять физические упражнения с интенсивностью в переделах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сердечных сокращении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.007 с.) |