![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I тема. 1. Формирование древнерусского государства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I тема. 1. Формирование древнерусского государства. Восточные славяне в 6 – 8 в. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно – славянскими племенами были поляне, древляне, дреговичи, кривичи, полчане, вятичи, родимичи и др. Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложение первобытно – общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации. В середине 1 тысячелетия основным занятие восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге. В первой половине 1 тысячелетия в более развитых районах восточные славяне начали процесс разложения первобытно – общинного строя. Родовая община стала ненужной, каждая семья хотела хозяйствовать самостоятельно. Появляется частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукты труда и частное владение участком пахотной земли. Развивается ремесло, все более значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разложению первобытно – общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие посредством обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. Социально – экономический строй восточного славянства во 2 половине 1 тысячелетия хар – ся разложение первобытно – общинного строя, превращением родовых органов власти в органы экон. господствующего класса и наконец, появлением государства. В 9 в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусского государство с центром в Киеве. Норманнизм. Середина 18 столетия датируется появлением сторонников и противников норманнской теории, а точнее 1749 год. Миллер в диссертации «О происхождении имени и народа русского» сформулировал основные положения норманнизма. Основоположниками норманнской теории считаются Миллер, Байер, Шлецер. Они полагали, что государство создали не славяне, а норманны. Факт создания государства свидетельствует о соединении Руси с Европой. Первый критик норманнизма – Ломоносов. Он является официальным критиком Миллера. Ломоносов говорил: «Миллер упомянул о поражениях славян, но у него нет ничего об их победах и доблести». Ломоносов считал, что Миллер не понимал того, что писал. Критик часто переходил на личности, выискивал отрицательные характерные черты. Он считал, что «если опорочить автора – значит можно опорочить и саму работу».
Крекшин написал работу «Романовы – это прямые потомки Рюрика». Критиком Крекшина выступил Миллер, который полностью опроверг его работу. В этом споре Ломоносов дал свое заключение о том, что Миллер не прав. Карамзин, Соловьев – норманнисты. В 60 – е гг. 19 в. был всплеск дискуссии между сторонниками и противниками норманнизма. это была только научная дискуссия. В конце 20 – х гг. 20 столетия эта дискуссия была прекращена административным путем. Произошло прекращение преподавания отечественной истории по прежним планам. Теперь стали основываться на марксизме и ленинизме. Анализ норманнской теории. Объективно дискуссия вращается около 3 проблем: 1. Проблема достоверности источников, на которые ссылаются. Основным источником является «Повесть временных лет». Однако: 1) у «Пвл» несколько авторов (Нестор, Дионисий и еще несколько монахов, которые писали летопись друг за другом); 2) нераскрыты вопросы: не было ли социального заказа на написание летописи? Нет ли заказа от власти? Кроме «Пвл» существуют другие более поздние источники. До нашего времени дошли варяжские саги (устные сказания) о событиях в Европе. 2. Проблема масштабов влияния варяг (норманнов) на славян. Филологи утверждают: «язык народа впитывает в себя события, через которые проходит народ». Археологи не дают подтверждение о влиянии норманнов на славян. 3. Теория происхождения слова Русь. На рубеже 14 – 15 вв. впервые прозвучало слово Русь. Вывод: нельзя связывать процесс становления у власти государства одной династии и процесс возникновения Руси: государство все – таки возникает по – другому. Государства не возникают на пустом месте. Общество должно достичь определенного уровня развития, чтобы возникло государство. Норманны не могли создать древнерусское государство, но они принимали активное участие в этом процессе. I тема 2. Государственный строй. По форме правления Древнерусское гос. было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям. Во главе стоял великий князь. На ранее этапе гос. его функции заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Великокняжеский престол передавал по наследству по принципу старшинства – старшему в роду. Великий князь обязан был опираться в своей деятельности на совет крупных феодалов – бояр, духовенства. Совет не имел четко определенной компетенции. Вместе с князей решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы. Созывались феодальные съезды. Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и гос. делами, были дворцовые слуги. Наиболее важным из них был дворецкий, управлявший княжеским двором, воевода, возглавляющий вооруженные силы, конюший, обеспечивающий княжеское войско конями. В их подчинении находились различные слуги – тиуны. Такая система управления называлась дворцово – вотчинной. Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Вместо жалования они имели право сбора «корма» с населения. Эта система управления называлась системой кормления. Важным элементом пол. системы Древнерусского гос. стала церковь.
I тема 3. Общественный строй. К 9 в. у восточных славян уже формировалась феодальная собственность на землю и сложились основные классы – феодалы – землевладельцы и феодально – зависимые крестьяне. В господствующий класс входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. Крупными феодалами были правители и других княжеств. В класс феодалов входили бояре – крупные земледельцы, захватившие общинную землю, княжеские дружинники, получившие землю от князя. Такое землевладение называлось вотчиной, постоянным владение, которое могло передавать по наследству. Появляется и др. категория феодалов - дворцовые слуги, служилые люди, получавшие землю за службу и на время службы. Класс феодально – зависимых крестьян складывается различными путями. Свободных крестьян – общинников почти не стало, основное крестьянское население попало под ту или иную форму зависимости. Основной группой крестьянства были смерды, жившие общинной, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Жизнь и могущество смердов охранялось по закону. Другую категорию зависимого населения составляли закупы – смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в долг какое – то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга как бы самозакладыванием. Были и изгои – люди, вышедшие из общины, прощенники – это попавшие под так называемый «покровительство», патронат церкви. Наряду с феодально – зависимым населением господствующие классы эксплуатировали и рабов (холопов).
II. «Пространная Правда». 1) «Устав о суде князя Ярослава». Время создания: до 1113 г. Место создания: Киев. Количество статей: 51. Среди источников нормы обычного права слабо просматриваются. С появлением «Устава» принято связывать усиление юрисдикции. 2) «Устав о суде князя Владимира Мономаха». Время создания: 1113 – 1125 гг. Количество статей: от 115 до 135 ст; с 52 по 130 ст. Место создания: Киев. Впервые предприняты попытки после принятия новых юридических норм снизить уровень социального противостояния в обществе. В «Уставе» принято выделять несколько других уставов («Уставы в уставе»): «устав о холопах», «устав о закупах», «устав о банкротах».
Определяя юридические последствия банкротства, законодатель оперирует понятием не вины, а умысла. «Устав о банкротах» выделяет 3 вида банкротства: 1) случайной; 2) связанное с наличием вины (неосторожное); 3) злостное (умышленное). Особенностью является возможность взыскания не только на имущество обязанного лица, но и на само лицо. Мера наказания. Цели наказания. - возмещение вреда - пополнение гос. казны засчет осужденных Ø поток и разграбление (применялось за убийство в разбое, поджог). Поток: · Продажа в рабство (в холопы) и раздел его имущества · Изгнание виновного из общины и раздел его имущества Ø Вира (штраф), который платится князю. 40 гривен за убийство свободного. 80 гривен за убийство должностного лица. Закон предусматривает выплату виры за убийство холопа, если: ü Убивали близкого князю холопа (12 гривен). ü Убивали княжескую кормилицу ü Убийство сына кормилицы Существовала дикая (повальная) вира. Ø Головщина (головничество) – возместительная санкция (размер не регламентирован, но не может быть выше виры). Ø Продажа (штраф) платился князю за все преступления, кроме 4 составов. Размер от 3 до 15 гривен. В определенных случаях возрастал до 40. Убийство холопа каралось продаже (5 – 6 гривен). Ø Урок (возместительная санкция). Применялась параллельно с продажей. Размер не определен.
I тема 5. Судебная система. Практически не существовало судебных учреждений, но существовала система лиц, наделенных судебными полномочиями. Высшая судебная инстанция – князь, ниже него – боярский суд, затем – наместники и волостели, ниже – тиуны. Судебными полномочиями были наделены вече и община. Законодательно не регулируется компетенция этих лиц. Высшие судебные инстанции могли пересматривать решения нижестоящих инстанций. Судебный процесс. Носил состязательный характер. Особенности: v Инициируется только иском заинтересованной стороны v В состязательном процессе стороны формально равны (участники судебного процесса - истцы) v Обязанность доказывать вину и невиновность лежит на истцах. v Процесс мог завершить в любой момент из – за: · Неявки одной из сторон · Примирения сторон · Признания вины v Отсутствие правовой регламентации стадии исполнения
Стадии: 1. Возбуждение дела 2. Судоговорение 3. Вершение (приговор; решение) Закон предусматривал досудебные действия, имеющие процессуальное значение. Свод начинался с заклича. Давалось 3 дня на возврат иска. Судебные доказательства. 1. Собственное признание вины 2. Показание свидетелей:
Свидетель – свободный человек. 3. Судебный поединок (поле). Он назначался по решению суда или по инициативе сторон. Делался при отсутствии доказательств. Отказаться от поединка могли малолетние и престарелые, лица духовного звания, больные, беременные женщины. Отказавшийся, не явившийся или бежавший с поединка автоматически его проигрывал. В последующем стали возможны поединки между свидетелями. 4. Ордалии (испытание огнем, водой и железом) 5. Поличное § Обнаружение на месте преступления с доказательствами § Обнаружение похищенного имущества в доме подозреваемого, хранимое в особых условиях 6. Жребий 7. Присяга (крестоцелование) 8. Особенности внешнего вида
I тема. 1. Формирование древнерусского государства. Восточные славяне в 6 – 8 в. составляли значительную часть населения Восточной Европы. Крупными восточно – славянскими племенами были поляне, древляне, дреговичи, кривичи, полчане, вятичи, родимичи и др. Историки полагают, что это были крупные племенные союзы, возглавляемые вождями. Славяне жили соседскими общинами, характерными для времени разложение первобытно – общинного строя, зарождения классов, развития имущественной дифференциации. В середине 1 тысячелетия основным занятие восточных славян было земледелие, наиболее развитое на юге. В первой половине 1 тысячелетия в более развитых районах восточные славяне начали процесс разложения первобытно – общинного строя. Родовая община стала ненужной, каждая семья хотела хозяйствовать самостоятельно. Появляется частная собственность на земледельческие орудия, хозяйство, продукты труда и частное владение участком пахотной земли. Развивается ремесло, все более значение приобретает торговля, особенно внешняя. Разложению первобытно – общинного строя и возникновению классового общества способствовали многочисленные войны, ставшие посредством обогащения путем захвата добычи и пленных, которых превращали в рабов. Социально – экономический строй восточного славянства во 2 половине 1 тысячелетия хар – ся разложение первобытно – общинного строя, превращением родовых органов власти в органы экон. господствующего класса и наконец, появлением государства. В 9 в. на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусского государство с центром в Киеве. Норманнизм. Середина 18 столетия датируется появлением сторонников и противников норманнской теории, а точнее 1749 год. Миллер в диссертации «О происхождении имени и народа русского» сформулировал основные положения норманнизма. Основоположниками норманнской теории считаются Миллер, Байер, Шлецер. Они полагали, что государство создали не славяне, а норманны. Факт создания государства свидетельствует о соединении Руси с Европой. Первый критик норманнизма – Ломоносов. Он является официальным критиком Миллера. Ломоносов говорил: «Миллер упомянул о поражениях славян, но у него нет ничего об их победах и доблести». Ломоносов считал, что Миллер не понимал того, что писал. Критик часто переходил на личности, выискивал отрицательные характерные черты. Он считал, что «если опорочить автора – значит можно опорочить и саму работу».
Крекшин написал работу «Романовы – это прямые потомки Рюрика». Критиком Крекшина выступил Миллер, который полностью опроверг его работу. В этом споре Ломоносов дал свое заключение о том, что Миллер не прав. Карамзин, Соловьев – норманнисты. В 60 – е гг. 19 в. был всплеск дискуссии между сторонниками и противниками норманнизма. это была только научная дискуссия. В конце 20 – х гг. 20 столетия эта дискуссия была прекращена административным путем. Произошло прекращение преподавания отечественной истории по прежним планам. Теперь стали основываться на марксизме и ленинизме. Анализ норманнской теории. Объективно дискуссия вращается около 3 проблем: 1. Проблема достоверности источников, на которые ссылаются. Основным источником является «Повесть временных лет». Однако: 1) у «Пвл» несколько авторов (Нестор, Дионисий и еще несколько монахов, которые писали летопись друг за другом); 2) нераскрыты вопросы: не было ли социального заказа на написание летописи? Нет ли заказа от власти? Кроме «Пвл» существуют другие более поздние источники. До нашего времени дошли варяжские саги (устные сказания) о событиях в Европе. 2. Проблема масштабов влияния варяг (норманнов) на славян. Филологи утверждают: «язык народа впитывает в себя события, через которые проходит народ». Археологи не дают подтверждение о влиянии норманнов на славян. 3. Теория происхождения слова Русь. На рубеже 14 – 15 вв. впервые прозвучало слово Русь. Вывод: нельзя связывать процесс становления у власти государства одной династии и процесс возникновения Руси: государство все – таки возникает по – другому. Государства не возникают на пустом месте. Общество должно достичь определенного уровня развития, чтобы возникло государство. Норманны не могли создать древнерусское государство, но они принимали активное участие в этом процессе.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.123.56 (0.012 с.) |